Союз спасения и союз благоденствия
Первое декабристское общество — Союз спасения — возникло в начале февраля 1816 г. в Петербурге по инициативе 23-летнего полковника Генерального штаба А. Н. Муравьева. В общество первоначально вошли молодые гвардейские офицеры Н. М. Муравьев, братья М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, С. П. Трубецкой и И. Д. Якушкин. Свое окончательное устройство общество получило через год, когда в него вступил приехавший в Петербург энергичный П. И. Пестель. При его участии был составлен и принят «статут» (устав) общества. С этого момента оно получило новое название — «Общество истинных и верных сынов Отечества». В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. Это была еще малочисленная, носившая заговорщический характер группа единомышленников, насчитывавшая даже спустя год после своего основания не более 10— 12 членов. Лишь в конце существования в ней состояло 30 человек.
В этой декабристской организации, хотя и была определена основная цель — введение конституции и уничтожение крепостного права, еще оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований. Предполагалось в перспективе «исторгнуть» ее у правительства путем открытого выступления тайного общества в момент смены царей на престоле — не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Сохранялась и надежда, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию, и предполагалось в таком случае всемерно поддержать его: «Ежели сам государь подарит отечество твердыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и сберегателями» (из показаний Пестеля).
В августе 1817 г. царский двор вместе с гвардией выехал в Москву для проведения торжеств в связи с пятилетием победы в Отечественной войне 1812 г. В составе гвардии в Москве оказались почти все члены декабристской организации. Квартира Александра Николаевича Муравьева в Хамовнических казармах стала местом собраний декабристов. В это время до них дошли известия о кровавой расправе над крестьянами Новгородской -
губернии, сопротивлявшимися переводу их в разряд военных поселян. Кроме того, из Петербурга пришло от Трубецкого письмо, в котором он сообщал о том, будто бы Александр намеревается восстановить независимость Польши, присоединив к ней некоторые исконно русские губернии. Все эти известия вызвали взрыв возмущения у декабристов. Спонтанно возник план немедленного выступления, которое предполагалось начать с цареубийства. И. Д. Якушкин вызывался пробраться с двумя пистолетами в Кремль и во время царского выхода из Успенского собора из одного пистолета поразить царя, а из другого — самого себя, что должно было придать акту цареубийства характер дворянской дуэли. После продолжительных и горячих споров сторонников и противников цареубийства мысль о покушении на царя была оставлена ввиду крайней ограниченности сил участников заговора для совершения переворота, если бы и удалось осуществить цареубийство. В итоге решено было ликвидировать Союз спасения и приступить к созданию другой, более широкой организации.
В январе 1818 г. такая организация была создана в Москве и получила название Союза благоденствия. За время своего трехлетнего существования (1818—1821 гг.) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических принципов и программных положений декабризма. От Союза спасения он отличался более многочисленным составом — в нем насчитывалось уже до 200 членов, детально разработанным уставом — «Зеленой книгой». Первая часть устава носила благонамеренный характер и преследовала, по отзывам самих декабристов, «ближнюю цель: распространение просвещения, занятие должностей гражданских членами тайного общества». Составители его использовали устав тайного прусского общества Тугендбунда (Союза добродетели), созданного в 1808 г. с целью патриотического воспитания народа, когда разгромленная Наполеоном Пруссия оказалась под его игом. С первой частью устава «Зеленая книга» знакомили всех вступающих в Союз благоденствия. Несколько позднее была составлена и вторая часть, содержащая «сокровенную цель» общества — «введение конституции и законно-свободного правления», «уничтожения рабства», введение «равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве», ликвидация рекрутчины, военных поселений. «Сокровенная» часть «Зеленой книги» не сохранилась, но ее существование подтверждается рядом показаний декабристов.
В Союзе благоденствия на первый план выдвигалась задача формирования в стране передового «общественного мнения», благоприятного в будущем для осуществления преобразовательных планов декабристов. Тезис об «общественном мнении, правящем миром», выдвинутый еще в XVIII в. французскими просветителями, был широко распространен в европейском освободительном движении конца XVIII — начала XIX в. Решающее значение общественному мнению в историческом процессе придавал и М. М. Сперанский в своих проектах государственного преобразования.
Декабристы были убеждены, что достаточно создать соответствующее «общественное мнение» в стране, как возникнут необходимые условия для политического переворота, причем не обязательно насильственным путем. Они полагали, что для этого потребуется примерно 20 лет. В связи с этим ими предусматривалось образование помимо тайных ячеек («управ») Союза благоденствия различных легальных и полулегальных просветительских, литературных и даже благотворительных обществ, предназначавшихся для «распространения общественного мнения». В силу этого деятельность Союза благоденствия приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.
Через сеть легальных и полулегальных научных и литературных обществ и «управ» Союз благоденствия был тесно связан с прогрессивными кругами России. В журналах и альманахах члены Союза благоденствия выступали в защиту передовой науки и литературы, защищали обиженных и несправедливо осужденных, выкупали из крепостной неволи талантливых самоучек, создавали ланкастерские школы взаимного обучения в армейских частях, оказывали помощь голодающим крестьянам (например, в Смоленской губернии), подавали правительству (Н. И. Тургенев) проекты освобождения крестьян, «гремели» в салонах против крепостного права, палочных наказаний в армии, аракчеевских военных поселений, а некоторые члены общества (М. Ф. Орлов и В. Ф. Раевский) вели даже прямую антиправительственную пропаганду в армии. На самих тайных заседаниях Союза благоденствия его члены, как вспоминал И. Д. Якушкин, «обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще».
Члены Союза благоденствия придерживались разных взглядов и представлений о путях и средствах политических преобразований в стране. Было немало либерально и оппозиционно настроенных членов, которые в своей деятельности не шли дальше требований первой части «Зеленой книги», т. е. ограничивались мирной пропагандистско-просветительской работой. Вместе с тем постепенно брало верх радикальное направление тайного общества, требовавшее «решительных мер» вплоть до введения республики. И чем шире становился круг Союза благоденствия, тем более разнородным становился его состав. На многочисленных собраниях кипели споры, рождались разнообразные проекты и планы, сталкивались различные, иногда противоположные мнения. Эти разногласия особенно четко обозначились в переломные для декабристского движения 1820-1822 гг.
В январе 1820 г. в Петербурге, на квартире Ф. Н. Глинки, собралось совещание 14 членов руководящего органа Союза благоденствия — Коренной управы. На этом совещании Пестель выступил с докладом о формах правления в России после революционного переворота. Излагая «все выгоды и невыгоды как монархического,
так и республиканского правлений», Пестель доказывал преимущества последнего. После жарких споров и под влиянием убедительной аргументации Пестеля все участники совещания высказались за республику. Пестелю и Никите Муравьеву было поручено приступить к разработке программных документов тайного общества. Разногласия между радикальной и умеренно настроенной группами членов Союза благоденствия особенно обострились к концу 1820 г. и поставили общество на грань кризиса. Необходимо было искать новые пути и средства борьбы. С этой целью в январе 1821 г. в Москве состоялся съезд представителей «управ» (ячеек) Союза благоденствия. Ввиду обострившихся разногласий в тайном обществе съезд принял решение о формальном самороспуске тайной организации, чтобы освободиться от ненадежных и колеблющихся попутчиков, а также погасить подозрения правительства, уже осведомленного через поступившие доносы о ее существовании, с тем чтобы образовать более законспирированное тайное общество. Этой акцией стремились также и устранить Пестеля, влияние которого на тайную организацию в последние годы ее существования очень возросло.