Быстрый рост потребления природных ресурсов.
Тема 1. Человек и общество.
Вопросы кодификатора:
1.1общество как форма жизнедеятельности людей;
1.2 взаимодействие общества и природы;
1.3основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь;
1.4 биологическое и социальное в человеке;
1.5личность, особенности подросткового возраста;
1.6деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение);
1.7человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение;
1.8 межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Уметь:
2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
2.2 сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы);
-2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
1.1Общество как форма жизнедеятельности людей
Существует понятие общество в широком и узком смысле.
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Под обществом в узком смысле понимается:
- Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
- Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
- Население страны, государства (российское общество)
- Всё человечество в целом
Различают следующие типы обществ:
- Традиционное
- Индустриальное
- Постиндустриальное
Типы обществ
Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.
Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.
Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы – проблемы, которые могут привести к гибели человеческой цивилизации.
Климатические изменения, вызванные деятельностью человека.
Исчезновение многих видов животных и растений.
Рост населения Земли.
Быстрый рост потребления природных ресурсов.
5) Международный терроризм.
Задание 1 Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
1.2 Взаимодействие общества и природы
Существует понятие природы в широком и узком смысле.
В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений;
в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Типы отношений общества и природы:
Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.
Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.
Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
Задание 2
Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
1) создание природного заповедника
2) ликвидация горожанами последствий землетрясения
3) законодательное ограничение охоты на волков
4) загрязнение реки промышленными отходами
Задание 3 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Экономическая | Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ |
Политическая | Парламент, правительство партии, общественные организации и др. | Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями |
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Социальная | Системы соц. обеспечения, здравоохране- ния и др. | Отношения между различными общественными группами |
Духовная (культура, образование, наука, религия) | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. | Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления |
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.
Задание 4 Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической
Задание5
Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) социальной и духовной
4) духовной и политической
Задание 6 Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Задание 7 Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1.4 Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
1) анатомия
2) физиология
3) протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)
Основные отличия человека от животных:
1) Человек способен производить орудия труда, использовать их;
2) Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
3) Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
Только для человека возможна самореализация личности.
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
- Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
- Социальные (общение, самореализация и др.)
- Духовные (вера, творчество)
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Задание 8 Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
Задание 21 В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде
2) способность к творчеству
3) способность к чувственному познанию
4) наличие сознания
Черты сходства | Черты отличия | |||
1.5 Личность, особенности подросткового возраста
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Этапы социализации
6) начальный (воспитание ребёнка в детстве, происходит в семье, детском саду);