Управление зависимыми народами

В недрах самодержавной империи вырастали конституционные образования в виде Финляндского княжества и Польского королевства.

В Финляндии, которая была присоединена к России в 1809 г., установилась отдельная от всей империи система государственных органов. В состав России Финляндия входила как княжество. Русский царь одновременно был „великим князем финляндским". Основными органами власти в Финляндии являлись сейм как орган законодательный; сенат как орган исполнительный, избираемый сеймом в составе 12 человек. С 1816 г. сенат возглавляется генерал-губернатором, назначаемым императором.

После победы над Наполеоном Польша получила Конституционную хартию 1815 г. По этой Конституции российский император объявлялся наследственным королем Царства Польского. Управление находилось в руках наместника, Государственного совета и Административного совета при наместнике.

Польская шляхта и горожане получили право избирать законосовещательный сейм и местные органы. Реальная власть была у наместника царя. Он формировал Административный совет. Абсолютная власть сосредоточилась в руках наместника после восстания 1830 г., провозглашения Польши „неотъемлемой частью империи" и отмены Конституции.

Манифестом Павла 1 в 1800 г. к России была присоединена Грузия, на основе так называемых 16 „просительных пунктов". Одним из условий было сохранение за грузинским царем Георгием XII прав наследственного правителя Грузии с титулом царя. Георгий вскоре умер, а Павел 1 был убит и Александр 1 издал в 1801 г. новый манифест о присоединении Грузии. Во главе Грузии было поставлено Верховное грузинское правительство, которым руководил назначенный императором чиновник. Вся власть над Грузией была сосредоточена в руках Главнокомандующего. Присоединение Грузии к России было продиктовано самой жизнью. Этот акт спас грузинский народ от угрозы физического истребления со стороны соседних государств.

Одним из основных документов по управлению малыми народами и народностями был Устав об управлении инородцами 1822 г. Этот акт поощрял развитие товаро-денежных отношений в хозяйственной жизни местного населения. В соответствии с экономическим уровнем сибирские народности были разделены на три разряда: оседлых, кочевых и “бродячих”. Основным критерием, определяющим хозяйственное состояние “инородцев”, был не ясачный сбор, а земледелие и скотоводство. Устав заменил натуральный ясак денежным налогом, натуральная повинность вытеснялась уплатой денег.

Разряд оседлых составил почти 59 тыс. человек (татары, алтайские народы, бухарцы, ташкентцы и др.). В правах они были приравнены к различным сословиям русского населения Сибири (государственным крестьянам, мещанам, купечеству). А это значило, что все существовавшие повинности, система управления и судебная система распространялись и на приписанных к оседлым жителей.

К разряду кочевых народов (390 тыс. чел.) были отнесены буряты, якуты и др. с кочевым или полуоседлым образом жизни. Налогообложение у них было такое же, как и у государственных крестьян. Что же касается суда и управления, то им была сохранена некоторая самостоятельность.

И, наконец, разрядохотничьих народов (более 4,5 тыс. чел.) включал в себя ненцев, манси, юкагиров. Их оставили в прежнем ясачном положении.

Разрядная система была рассчитана на то, чтобы перевести кочевые и охотничьи народы в категорию оседлых, приравнять „инородцев" к русскому населению.

„Инородцам" выделяли земельные наделы, которые не должны быть менее крестьянских, в 15 десятин. Оседлые „инородцы" наряду с кочевыми и охотничьими племенами освобождались от рекрутской повинности (только буряты служили в казачьих войсках). А в это же время в английских и французских колониях создавались целые туземные армии (например, сипаи в Индии, зуавы в Африке), положение которых можно сравнить с положением рабов в Древнем Египте и Риме.

Безусловно, приравнивание коренного населения к русскому населению в правах было актом прогрессивным, отличающимся от политики западноевропейских государств и США (так много кричащих о своей цивилизации) в отношении колониальных народов, подвергавшихся национальной дискриминации или полному истреблению. Правда, приравнивание малых народов к русскому населению означало не более, как равенство в бесправии, поскольку в условиях крепостничества основное население было бесправно. Но за лучшую долю малым народам пришлось бороться совместно с русскими.

Финансовые преобразования

Бесконечные войны, неумелое управление и хозяйствование, континентальная блокада со стороны Англии привели финансы России к бедственному состоянию. Государственный долг рос год от года. Бюджет на 1810 г. раскрыл тяжелейшее положение: 125 млн. дохода, 230 млн. расхода, 577 млн. долга и ни малейшего резерва. Источник для покрытия дефицита правительство видело в выпуске все новых и новых ассигнаций.

Министерство финансов находилось в руках людей малограмотных, совершенно не способных поправить положение. Император с трудом мог назначить графа Д.А. Гурьева министром финансов, так как все другие отказывались от этого поста.

В 1809 г. царь поручил Сперанскому „приступить к решению финансовых вопросов, составить определенный и твердый план финансов". Через два месяца на стол царя лег обстоятельный доклад и предложения реформатора по оздоровлению экономики. 1 января 1810 г. император лично внес этот план в Государственный Совет, а 2 февраля он был утвержден и обнародован. Следует заметить, что без этого плана было бы невозможно вести настоящую войну с Наполеоном.

Сильные меры сводились к следующему:

1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения;

2) сокращению расходов всех государственных ведомств;

3) установлению жесткого контроля над государственными расходами;

4) устройству монетной системы;

5) развитию торговли как внутренней, так и внешней;

6) установлению новых налогов.

Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества. Купцам первой гильдии разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права. Была проведена первая перепись, выявившая число налогоплательщиков. Вводилась пошлина на винокурение. В оборот были выпущены облигации, по которым выплачивалось ежегодно 6%.

Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Дворяне впоследствии не простят Сперанскому этого акта.

Финансовые преобразования не замедлили сказаться. Уже в 1811 г. дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн. руб., доходы возросли до 300 млн. руб. Они были бы значительно выше, если бы органы государства должным образом организовали составление описей имущества, предназначенного для распродажи. Не удалось и предполагаемое сокращение расходов, так как полным ходом шли приготовления к войне с Наполеоном.

Все эти меры сопровождались разработкой Таможенного тарифа и Торгового уложения. В основу этих исключительно нужных нормативных актов была положена идея „поощрения собственного производства и сокращения потока иностранных товаров". Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады и войны с Францией.

Не вдаваясь в подробный анализ финансового плана, заметим, что им впервые в отечественной истории внесены начала отчетности и проверки финансового состояния страны. Именно здесь, как ни в какой другой области управления, нужен был порядок и непременные точность и четкость. Впервые бюджет России обсуждается не одним или двумя лицами, а Государственным Советом. В какой-то мере устанавливался контроль за бюджетом, устранялся произвол в финансовых делах. Дворянское правительство вынуждено было идти на частные уступки, чтобы спасти феодальную систему.

Наши рекомендации