Государства как основные субъекты МП. Права и обязанности государств. Государственный суверенитет в международном праве.

Первая попытка кодификации международно-правовых государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г., по которой государство как лицо МП должно обладать следующими условиями:

1) Постоянное население

2) Определенная территория

3) Правительство

4) Способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важные признаки государства:

1) Суверенитет – присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений (им обладает любое государство с момента его возникновения)

2) Территория (государства должны уважать территориальную целостность других государств)

3) Население – постоянный признак государства; народы являются субъектом права на самоопределение — свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

4) Власть – государство – единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения.

Основные международные права государств:

· право на суверенитет, включая международную независимость и территориальное верховенство

· право на осуществление юрисдикции на своей территорией и всеми находящимися в ее пределах лицами и вещами с соблюдением международных норм

· право свободно определять направления, формы своего социального, экономического, политического развития

· право свободно определять основные направления, формы и средства своей международной деятельности

· право на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с другими участниками межгос. отношений

· право на индивидуальную и коллективную самооборону при угрозе или применении силы.

Основные международные обязанности государств:

· признание, уважение, соблюдение, исполнение принципов и норм МП, своих международных обязательств

· уважение суверенитета и правового статуса других субъектов МП

· невмешательство во внутренние и внешние дела других субъектов МП

· признание, уважение, соблюдение и защита прав человека и основных свобод

· осуществление своей внутренней и внешней политики без угрозы международному миру и безопасности других субъектов МП

· неприменение силы и угрозы силой в своих международных отношениях кроме как для самообороны и выполнения решений Совета Безопасности ООН

· неоказание помощи другому государству, нарушающего предыдущую обязанность или против которого ООН применила предупредительные или принудительные санкции,

· непризнание насильственных территориальных приобретений другого государства

· разрешение всех своих международных споров только мирными средствами

· добросовестное выполнение обязательств перед другими субъектами МП.

Государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

49. Совет Безопасности ООН: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.

СБ несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он состоит из 15 членов: 5 постоянных – Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США; 10 непостоянных – избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок из различных географических районов мира по принципу:

· пять — от государств Африки и Азии;

· один — от государств Восточной Европы;

· два — от государств Латинской Америки;

· два — от государств Западной Европы и других государств.

Согласно статье 27 Устава ООН, решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения. Все пять постоянных членов могут использовать свое право вето. Если один из постоянных членов не в полной мере согласен с предлагаемой резолюцией, однако не желает прибегнуть к своему праву вето, он может воздержаться при голосовании и, таким образом, дать возможность принять резолюцию, если за нее будут поданы необходимые девять голосов.

Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

· поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

· расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

· выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;

· вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

· призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

· предпринимать военные действия против агрессора;

· выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;

· осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;

· выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

Санкции ООН — принудительные меры, принимаемые Советом Безопасности в отношении государства (части его территории или конкретно определённых лиц), которое отказывается выполнять обязанности, вытекающие из правоотношения международной ответственности. Санкции ООН являются промежуточными мерами, которые являются более суровыми, чем словесное осуждение, но менее суровыми, чем применение силы. Решение о применении санкций принимается Резолюциями СБ ООН. Санкции должны применяться только в случае, если полностью отсутствуют возможности или исчерпаны все способы согласительного урегулирования конфликта. После принятия резолюции, которая должна в обязательном порядке ссылаться на раздел VII Устава ООН, санкции становятся обязательным для исполнения всеми государствами членами и даже не членами ООН.

В соответствии с Уставом все члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.

Наши рекомендации