Основы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Межбюджетные отношения (МБО)- это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетныхправоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Цель -создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Принципы МБО:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, МО;
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Основа межбюджетных отношений: Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
- осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд компенсаций, Фонд финансовой поддержки муниципальных образований.
Выделяют следующие видыбезвозмездных поступлений:
- дотации (не имеют целевого характера, в основном, направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов);
- субсидии (целевые средства, направляемые на софинансирование реализации полномочий нижестоящего уровня, как правило, ориентированы на стимулирование к лучшей реализации данных полномочий);
- субвенции (средства, компенсирующие затраты на реализацию переданных с вышестоящего уровня полномочий).
Функции МБО и межбюджетных трансфертов:
-выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
-компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;
-стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
-поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;
-снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.
Бюджетная классификация.
Ст.18 БК РФ Бюджетная классификация РФ– группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней БС (бюджетной системы) РФ, которые используются для составления и исполнения бюджетов всех уровней БС РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней БС РФ. (бухгалтерский и финансовый отчет)
- является единой для бюджетов всех уровней, включая государственные внебюджетные фонды
- используется для составления, исполнения и отчетности бюджетов всех уровней в целях обеспечения единой бюджетной политики, а также сопоставления показателей бюджетов всех уровней
- определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ осуществляются Минфином.
Основная задача БК - обеспечение сопоставимости показателей различных бюджетов, сравнения их по годам, выявления динамики, тенденций, а также возможность организации эффективного и четкого бюджетного планирования.
Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации осуществляет Министерство финансов РФ.
Ст.19 - БК РФ Бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований
1. Код классификации доходов (кода главного администратора доходов бюджета; кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода); кода подвида доходов; (для детализации поступлений по кодам клас-ции доходов) (налоговые,неналоговые, безвозмездные перечисления)
2. Код классификации расходов ( код главного распорядителя бюджетных средств; кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов)
Единые группы расходов бюджетов:
1) общегосударственные вопросы:
2) национальная оборона:
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
4) национальная экономика:
5) жилищно-коммунальное хозяйство:
6) охрана окружающей среды:
7) образование:
8) культура, кинематография:
9) здравоохранение:
10) социальная политика:
11) физическая культура и спорт:
12) средства массовой информации:
13) обслуживание государственного и муниципального долга:
14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной
3. Код классификации источников финансирования дефицита бюджета (код главного администратора источников фин. дефицитов бюджетов; кода группы, подгруппы, статьи и вида) (источники внутреннего и внешнего финансирования)