Читательские интересы молодежи и средства массовой информации

Эффективность социалистической пропаганды, средств массовой информации немыслима без строгого и точного учета и постоянного изучения интересов и запросов той аудитории, на которую они ориентированы.

Известный исследователь прессы В. Кузьмичев еще в 20-е годы писал: «Новость, которая не дает удобного слу чая для включения интереса читателя в систему общеколлективных интересов, не может апеллировать к широкой аудитории»[1].

Исследуя читательский интерес, В. Васильев так представляет себе механизм его действия: — поиски объекта удовлетворения, мотивированные читательским интере сом,— заинтересованность «как выражение интереса в психическом состоянии» — чтение как единство субъек тивного и объективного, как взаимодействие интереса и объекта (печатного произведения), как удовлетворение состояния заинтересованности, с одной стороны, и «прео­доление» пока психологически неинтересного, но необхо димого для существования и развития субъекта (т. е. вос приятие и переработка «интересного» и «неинтересного» при доминировании «интересного») и т. д.— читательский интерес + а (иначе говоря, в процессе чтения — деятель­ности происходит как бы дальнейшее укоренение читатель ского интереса, «расширенное воспроизводство» его)[2].

Не рассматривая подробно проблему читательского интереса, ибо она представляет достаточно сложный ком плекс вопросов, требующий специального исследования, обратим внимание лишь на некоторые ее аспекты.

Видный советский психолог Л. Выготский писал: «Си туация письменной речи есть такая ситуация, в которой тот, к кому обращена речь, или отсутствует вовсе, или не находится в контакте с пишущим. Это — речь-моно лог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым или только представляемым себе собеседником...»[3] Поэ тому, чем точнее будет представлен автором или издателем этот «воображаемый собеседник», тем больше вероятности, что его «речь-монолог» достигнет сознания слушателя.

Изучение читательских интересов молодежи важно для нас с нескольких точек зрения: как отражение ее сос тояния и положения в обществе; как характеристика уров ня ее развития; как величина, которая показывает эффек тивность молодежной печати.

Выявление и анализ интересов молодежи за последние годы проводились рядом организаций и авторов в специ альных или опосредованных исследованиях[4]. Для удобства этого анализа молодежную читательскую аудиторию можно разделить условно на две подгруппы:

а) читающие книги,

б) читающие газеты и журналы.

Возраст читателя — важнейший фактор при подписке на периодические издания, выборе книг в библиотеке, магазине, а следовательно, и в проявленном интересе к молодежным изданиям. В таблице, которая приводится ниже легко проследить эту закономерность (таблица составлена на основе опроса читателей и подписчиков «Литературной газеты»).1[5]:

Название журнала Возраст читателей
до 19 лет 20-24 25-30 31-40 41-55 56-65 66 лет и выше
«Юность» 50,0 48,2 32,5 28,7 27,1 14,5 14,4
«Новый мир» 13,9 15,1 25,2 34,8 32,5 36,2 30,3
«Октябрь» 5,2 1,9 3,7 5,5 6,9 9,4 8,5
«Иностранная литература» 16,0 19,0 23,1 20,6 16,0 13,9 16,7
«Москва» 3,4 6,6 4,8 6,9 8,4 13,2 10,4
«Знамя» 3,4 2,8 4,3 5,8 8,9 9,2 9,9
Массово-популярные 31,3 31,4 24,5 23,3 23,8 25,3 28,5
Прочие 12,2 11,8 10,0 7,4 10,9 10,5 8,5
Специальные журналы 4,7 2,8 4,3 3,5 4,6 4,4 2,7

На отношение к тому или иному печатному изданию не в меньшей степени влияет и уровень образования. Наверное, не требует особых доказательств тот факт, напри мер, люди со средним и неполным средним образованием охотнее читают «Юность», чем «Новый мир». В боль шинстве случаев это и есть те юноши и девушки, которые еще учатся в школе, специальных учебных заведениях, институтах и т. д. Этот вывод подтверждают данные сле дующей таблицы:

    Образование читателей  
Название журнала 7-9 классоклассов 10—11 классоклассов техникуммкум н/высшее высшее аспи­рант. ученая степень
«Юность» «Новый мир» 27,1 9,3 40,0 9,5 23,4 16,3 39,7 20,7 28,6 32,5 26,6 45,0 23,1 45,5

«Отбирают» ли другие печатные органы молодого чи тателя у комсомольских газет и журналов? Безусловно, но главными изданиями для юношеских возрастов все-таки остаются молодежные. По данным новосибирской группы социологов, производившей исследование читательской аудитории газет «Труд» и «Известия», читатели этих газет в возрасте до 19 лет составляют 2 и 3% соответственно, 20—24 года — 5 и 3%, 25—30 лет — 13 и 16%; иными сло­вами, читатель этих газет в основном среднего и старшего возраста[6]. Этот вывод подтверждается также данными исследования читательских интересов юношей и девушек в небольших городах. Отмечено, что молодежная пресса «завоевала» там безусловный приоритет среди юношества. Половина следит за «Комсомолкой» (школьники — 66%), 43% читают областную молодежную газету[7]. Все это — важное свидетельство того, что молодой читатель в стране сориентирован на комсомольско-молодежные издания, счи тает их своими.

Книга сопровождает молодого человека уже с детства, но периодические издания он читает в основном в юношес ком возрасте. Как правило, подростки или еще не читают газет и журналов (58 и 62%), или ограничиваются одной газетой или журналом. Опросы, проведенные в небольшом городе Острогожске, показали, что все без исключения юно ши и девушки читают периодику, половина из них — три и более газет и журналов. У подростков интерес к перио­дике значительно ниже (см. таблицу)[8].

  Читающие (%)
Вид и количество изданий    
на одного читающего Среди Среди
  юношества подростков
Газеты (всего)
В том числе:    
одна
две
три и более
количество неизвестно
Журналы (всего)
В том числе:    
один
два
три и более
количество неизвестно  

Исследование, проведенное на селе в 1967—1971 гг. От делом сельской молодежи ЦК ВЛКСМ и лабораторией со циологических исследований Отделения научного ком мунизма философского факультета МГУ, показало сле дующую ранжировку интересов сельской молодежи[9];

Занятия молодежи села

Наши рекомендации