Административные правонарушения.

Административное правонарушение — это поведение людей, противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу.Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, все виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (если она не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности).

Административное правонарушение характеризуется следующими

признаками:

— во-первых, административное правонарушение есть акт поведения, выражающий действие или бездействие;

— во-вторых, административным правонарушением признается только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее нормы административного права;

— в-третьих, административное правонарушение всегда наносит определенный вред обществу;

— в-четвертых, противоправностью, которая выражается в запрещении административным законодательством Российской Федерации предусмотренных законом деяний;

— в-пятых, виновностью, т.е. совершением противоправного деяния умышленно или неосторожно;

— в-шестых, общественной вредностью, что находит свое выражение в посягательстве (причинение вреда либо создание угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые правовыми нормами (обязательными правилами поведения), содержащими соответствующие запреты. Степень общественной вредности административных правонарушений заметно ниже, чем у уголовных преступлений, что находит выражение в их иной юридической квалификации и менее строгой ответственности за их совершение. Степень общественной вредности деяния служит одним из основных признаков разграничения преступлений и административных правонарушений;

— в-седьмых, привлечением правонарушителя к административной ответственности, т.е. применением за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.

Состав административного правонарушения:

Объектом административного проступка являются общественные отношения, охраняемые законом, то есть то, на что направлено посягательство. Общим объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В теории права принято различать также родовой, видовой и непосредственный объект административного проступка. В качестве родового объекта следует рассматривать государственный и общественный порядок, все виды собственности, права и свободы граждан, установленный порядок управления.

Объективная сторона состава проявляется в акте внешнего поведения нарушителя нормы административного права. Сюда включается действие или бездействие (время, место и способ совершения правонарушения, обстановка), его последствия, причинная связь между совершенным деянием и наступившим противоправным результатом. Объективная сторона административного проступка — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его именно как акт внешнего проявления.

Деяние — ключевой признак, который может дополняться иными чертами объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе проступка содержатся признаки места и времени, например, распитие спиртных напитков на производстве (статья 161 КоАП), общественное место — мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах (статья 158 КоАП).

Нередко размер причиненного ущерба служит признаком, позволяющим разграничить административные проступки и преступления. Это составы о хищении, нарушении правил дорожного движения и другие. Указание на конкретное, чаще всего должностное лицо, также служит признаком, присутствующим в ряде составов административных проступков, например, воспрепятствование должностным лицом под каким бы то ни было предлогом явки в суд народного или присяжного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей (статья 1652 КоАП).

Довольно распространено указание, включение в состав проступка предметов, используемых в процессе совершения административного проступка. Такими предметами могут быть: государственное или общественное имущество (статья 49 КоАП), межевые знаки (статья 54 КоАП — уничтожение межевых знаков), товар, продажа товаров без документов (статья 1465 КоАП) и др.

Субъективная сторона административного правонарушения состоит в психическом отношении нарушителя к содеянному. Центральным элементом выступает вина, которая может проявляться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (противоправная самонадеянность и противоправная небрежность). Иных признаков субъективной стороны законодатель чаще всего не называет, а форма вины крайне редко включается в состав административного проступка как обязательный элемент.

Административное правонарушение может совершаться в двух формах: (умышленно и по неосторожности). Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия; предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможностей наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП РФ).

Субъектом административного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста, физические лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица), а также юридические лица (организации, учреждения, предприятия).

Признаки, характеризующие субъектов, можно разделить на две группы: общие, включающие вменяемость гражданина и достижение лицом, совершившим административное правонарушение, 16-летнего возраста, и специальные, включающие профессиональную деятельность, должностное положение, факты правонарушений в прошлом, особенности правового статуса (военнообязанный, иностранец и т.п.).

Наши рекомендации