Национальное регулирование внешней торговли
В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы: тарифные ограничения (таможенные пошлины) и нетарифные ограничения.
Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин. Таможенный тариф - это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами. Таможенные тарифы являются классическим средством общегосударственного управления импортом. Обычно тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; является источником поступления средств в бюджет государства; служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
Размер ставок таможенных тарифов обычно повышается вместе со степенью переработки товара.
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров и Стандартная международная торговая классификация ООН.
Структурно таможенные тарифы обычно имеют следующие колонки ставок обложения: максимальную (или генеральную); минимальную (в отношении товаров тех государств, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования); в некоторых странах - преференциальную (в отношении ввоза определенных товаров из развивающихся стран).
Таможенная пошлина – косвенный налог на импорт или экспорт товаров, взимаемый в момент пересечения ими таможенной границы государства. Исторически вначале таможенные пошлины выполняли функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу. В современной мировой экономике на первый план выходит другая функция таможенной пошлины – защита отечественных секторов экономики от конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции.
Приклассификации таможенных тарифовиспользуются различные критерии:
1. По направлению движения товара:
а) импортные - на товары, ввозимые в страну;
б)экспортные –применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки);
в)транзитные –за провоз иностранного товаров по территории данной страны.
2. По способам взимания:
а) адвалорные - взимаются в виде процента от таможенной стоимости облагаемого товара;
б) специфические - твердая денежная ставка, которая привязывается к физическому измерению конкретного товара: весу, объему, количеству, мощности и т.д.;
в) комбинированные (смешанные) - сочетание адвалорных и специфических пошлин. Могут выражаться в выборе большего из размеров пошлины, рассчитанной по адвалорной или специфической ставке (напр., 15%, но не менее 4 евро за кг), а также в сумме указанных величин (напр., 10% от стоимости товара плюс 0,5 евро за 1 штуку).
3. В зависимости от страны происхождения:
а) максимальные (генеральные) -устанавливаются для всех стран; нередко их применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период "холодной войны".
б) минимальные -применяются в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле сданной страной режимом наибольшего благоприятствования:
в) преференциальные - льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран как правило, развивающимся. Они обычно ниже минимальных ставок и могут быть равны нулю. Во второй половине ХХ в. право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны с рыночной экономикой.
4. По целям введения:
а) преференциальные (пониженные) - для создания благоприятных условий торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной;
б) дискриминационные (повышенные) - устанавливается в повышенных размерах для той или иной страны в качестве дискриминации;
в) компенсационные – применяются при ввозе в страну товаров, при производстве которых использовались субсидии. Эти пошлины взимаются, если такой импорт наносит либо потенциально может нанести ущерб отечественным производителям данных товаров или препятствует организации производства этих товаров;
г) антидемпинговые –применяютсядля выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным и взимаются с импортируемых товаров, реализуемых по низким ценам. Их использование разрешается, когда демпинг наносит ущерб национальной промышленности страны-импортера. В рекомендациях ГАТТ/ВТО содержится методика расчета антидемпинговых пошлин.
4. В зависимости от экономических целей и результатов:
а) фискальные - для увеличения притока денег в государственную казну;
б) протекционистские - для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.
В сер. 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х гг. - 8-10%; в начале ХХI в. в промышленно развитых странах - 3-5%, в России - 12-15%.
Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого стране. В международной практике различают режим наибольшего благоприятствования - применяемый в МТ принцип, согласно которому каждая из договаривающихся стран обязуется предоставлять другой стране такие же преимущества, привилегии и льготы, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любой третьей стране. Это главный принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
К мерам нетарифного регулирования относятся:
1. Меры, предполагающие участие государства во внешнеторговых операциях. Это субсидирование производства и экспорта, льготное кредитование и страхование, система государственных закупок товаров, государственная торговля. Особое значение в мировой торговле имеет экспортная субсидия – выплаты компаниям - производителям или продавцам экспортного товара, которые возмещают часть издержек производства для повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Путем предоставления экспортных субсидий государство стимулирует экспорт за счет бюджета. Экспортное субсидирование используется как в форме прямого финансирования исследований и разработок, так и путем предоставления кредитов по более низким ставкам или лучшим условиям, содействия опытно-конструкторским работам и экспортному производству. Субсидии в основном используют развитые страны, т.к. развивающиеся применяют боле простые методы защиты. Так, по данным Всемирного банка, за период экономического кризиса в 2008-2009 гг. число субсидий на поддержку только автомобилестроителей составило 50 млрд. долл., в т.ч. 43 млрд. долл. – пришлось на развитые страны.
2. Административные таможенные формальности – антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товара, товарная классификация товаров.
3. Стандарты и требования, напр., технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы. Например, даже европейским компаниям, желающим продать ювелирные украшения на рынках Бельгии, Великобритании или Франции, необходимо получить дополнительный сертификат чистоты от надзорных органов этих стран, что делает проникновение на местные рынки затратным и сложным процессом.
4. Количественные ограничения – прежде всего квотирование (контингентирование), сочетающееся с лицензированием. Квотирование (контингентирование) – это инструмент государственного регулирования внешней торговли путем установления импортных и экспортных квот (контингентов). Целью контингентирования является защита отечественной промышленности путем разрешения ввоза или вывоза товаров.
Так, в России в 2003 г. были установлены квоты на импорт сырого мяса, которые ежегодно пересматриваются. Пошлина на мясо в пределах установленных квот составляет 15% от его таможенной стоимости, а тарифы на ввоз с превышением квот существенно выше (60% - для свинины и мяса птицы и 30% - для говядины).
Такая торговля товарами в рамках установленных квот производится по соответствующим лицензиям. Во внешней торговле лицензирование представляет собой регулирование государственными органами экспорта и импорта товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий.
Лицензии бывают двух видов: генеральная и разовая. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Разовая лицензия оформляется для осуществления экспортно-импортной операции по одному контракту (договору) сроком на 12 месяцев. На территории РФ действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий.
5. Обострение конкуренции на мировых рынках породили новую форму количественных ограничений – добровольные ограничения экспорта. Классическим примером такого рода ограничения стала договорённость правительств США и Японии в конце 1970-х гг. о добровольном ограничении Японии экспорта автомобилей в США. В рамках ВТО Соглашение о защитных мерах содержит обязательство стран-членов этой организации не применять добровольные ограничения экспорта и подобные меры, и в будущем отменить действующие меры. Проблема заключается в том, что официально при добровольном ограничении экспорта никаких нарушений международных соглашений нет. Кроме того, государство, сокращающее таким образом импорт теряет тарифные поступления (если бы оно ввело тариф) или лицензионные отчисления (при введении квотирования), т.е. оно не получает то, что могло бы получить, применяя другие методы.
6. Полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране (группе стран), отдельным видам продукции или к тому и др. одновременно называется эмбарго. Напр., территориальные претензии Ирака на Кувейт, его оккупация и попытка аннексии в 1990 г. привели к объявлению ООН эмбарго на торговлю с Ираком. Др. примером эмбарго служит принятое в декабре 2007 г. Постановление Правительства РФ № 877 "Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта". В отношении таких товаров могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт с целью недопущения критического недостатка товаров на внутреннем рынке. В список потенциально "невыездных" продуктов питания были включены: молоко, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, мука, семена подсолнечника, масло подсолнечное и др.
7. Ограничения, заложенные в механизме платежей. Сюда, в т.ч. относят импортные депозиты, представляющие собой беспроцентный залог, который импортеру надлежит внести на депозит в конвертируемой валюте перед закупкой товара за рубежом. Импортный депозит выступает инструментом ограничения импорта.
8. Кроме того, подобные ограничения могут заключаться в дополнительныхналогах на экспортно-импортные операции – ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами.
При этом необходимо отметить, что со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию органы власти утратили возможность применения ряда инструментов внешнеторгового регулирования. Так, на ряд товаров в рамках условий прописанных в соглашении о вступлении России в ВТО установлена максимальный уровень таможенных пошлин. Возникло ограничение в применении большинства нетарифных барьеров. Так, Правительство не вправе устанавливать эмбарго на импорт иностранных товаров. Эмбарго может быть введено после того, как в органах ВТО будет доказано, что импорт данной продукции может привести к угрозе отрасли или угрозе экономической безопасности страны.