Государство: сущность и теории происхождения
В современных условиях в мире насчитывается около 251 территориального образования. Однако, около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным их количеством, и статус их спорен. Официально Организацией Объединенных Наций на 1 июня 2015 года признано 197 государственно-территориальных образований, которые имеют полный сувернитет.
Единого понятия государства в науке и международном праве нет. В данном случае государство трактуется как «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа».
В современном понимании государство является надстройкой над обществом, целью которого поставлена эффективная организация общества для создания общественных благ и максимизации благосостояния. Для выполнения функций государство собирает налоги с граждан и перераспределяет их по необходимым направлениям.
Тысячелетняя история философской и научной мысли предложила целый ряд альтернатив, объясняющих возникновение и сущность государства, включая и весьма экзотические версии. Однако все они могут быть разделены на две группы (рис. 1.1.).
Рисунок 1.1. Классификация концепций происхождения государства
Договорная теория наиболее часто применяется в экономике для объяснения происхождения государства. С точки зрения сторонников этой теории, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые для защиты прав собственности решили создать государственные институты. Необходимость объединения диктовалась также непредсказуемостью природной стихии и враждебностью соседних племен. Так, один из последователей договорной теории Ж-Ж Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории — создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остаётся столь же свободным, как и прежде». Общественный договор даёт политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.
Близкой по смыслу к договорной является ирригационная теория, которую связывают с именем немецкого учёного-марксиста К. Виттфогеля. Данная теория связывающая возникновение государства с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах древних Междуречья, Египта, Индии, Китая. Появление таких сооружений обусловило формирование слоя управленцев- профессионалов и социальных групп, обеспечивающих распределение и учет. Подобный вид хозяйствования требовал жесткого централизованного управления, которое и обеспечило создание государства. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
В противовес предыдущим подходам выделяется теория завоевания. Ее сторонники предполагают, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора — завоевания крупными и сильными племенами слабых и малочисленных. В результате завоеватели порабощали массы людей, а государство становилось органом власти победителей над побежденными. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.
Теория экономического детерминизма, или классовая теория, наиболее полно обоснована в марксистской концепции. Она объясняет возникновение государства появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами. Следовательно, возникновение государства как инструмента подавления сопротивления неимущих слоев является результатом социально-экономических процессов развития общества. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идёт феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Теократическая теория возникновения государства рассматривает факт его появления как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Данная концепция опирается на реальные исторические факты: первые государственные образования зачастую имели религиозные формы (правление жрецов), а наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья, когда церковной власти было необходимо обосновать свое превосходство над светской. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину таких государств как Ватикан и Израиль.
Патриархальная (патерналистская) теория рассматривает возникновение государства как процесс слияния малых семей в одну большую под руководством вождя или правителя, проявляющего заботу о своих подданных. Здесь патриархальная (семейная) власть эволюционирует во власть государственную. Такое видение получило современную трактовку в идее государственного патернализма. Предполагается, что действия государства осуществляются в соответствии с критерием максимизации функции общественного благосостояния, которая, в свою очередь, проистекает из отождествления интересов государства и общества. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Платона, Аристотеля. Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти
Органическая теория возникновения государства основана на аналогии общества и биологического организма: для обоих характерна стадийность развития, например переход от простого к сложному. С расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется правящий слой, и военизированное сообщество достигает единения на основе иерархической организации государства и власти. Плюсы данной концепции заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом биосоциальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.
Психологическая теория объясняет появление государства особыми свойствами человеческой психики — стремлением людей к поиску авторитета, указаниям которого можно было бы следовать в повседневной жизни. Утверждается, что государство и право порождены эмоциями и переживаниями людей, без которых невозможно существование устойчивых социальных групп. Государство согласно данной концепции — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.
Названные подходы зачастую не противоречат один другому, а скорее дополняют друг друга. Кроме того, приведенный перечень не является исчерпывающим. Такие теории, как патримониальная (Карл Л. фон Галлер), спортивная (Хосе Ортега-и-Гасет), диффузная (Фриц Гребнер), расовая (Жозеф А. де Гобино) и другие, также не могут претендовать на универсальность, учитывая лишь один из возможных факторов формирования государств. Во всяком случае, как показывают сравнительные исследования последних десятилетий, основанные на признании плюрализма факторов, не существует единой и обязательной причины его возникновения; государство является продуктом совокупности ряда внешних воздействий — географических, экологических, экономических, технологических и институциональных.
Придерживаясь в дальнейшем договорного подхода, разделяемого, в частности, Дугласом Нортом, определим государство как организацию со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющегося на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогами подданных. В данном случае насилие понимается как синоним власти, которая в мире ограниченных ресурсов является эффективным средством для перераспределения благ.
В экономической истории существует ряд примеров более или менее длительного периода жизнедеятельности сообществ без центральной власти, например период «золотой лихорадки в Калифорнии, описанной Джоном Умбеком. Необходимым условием возникновения подобного сообщества послужило относительно равномерное распределение потенциала насилия (в данном случае речь идет о наличии у всех старателей шестизарядных кольтов и стремлении к горизонтальной социальной контрактации).
Иной подход к пониманию «договора» о возникновении государства как вертикальной социальной контрактациипредложен американскими экономистами Мартином Макгиром и Мансуром Олсоном. Они отличают социальный контракт от сделки с «эксплуататорским государством», указывая на пример Китая 1920-х гг., находящегося под контролем многочисленных вооруженных формирований. Правитель, являясь «оседлым бандитом, превращал грабежи в форму налогообложения, пресекая при этом деятельность «бандитов-гастролеров». Отсутствие правителя, а равно и отсутствий исключительных прав на территорию, приводило к возникновению эффекта быстрого исчерпания ресурсов региона и разорению местных хозяйств. В этом смысле «эксплуататорское государство» использует монополию на насилие для максимизации доходов правителя или группы лиц и, вступая в противоречие с отдельным человеком или группой людей, как правило, выходит победителем, поскольку средние издержки осуществления насилия у него оказываются ниже чем у оппонентов.