Список приобретаемых компетенций

Методический блок

Аннотация курса

Рынок — одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу. История не знает примеров эффективно функционирующей национальной экономики без развитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Однако речь идет о современном рынке как об одном из атрибутов любой эффективной модели социально-экономического устройства общества, а не как о ее всеохватывающей характеристике. Вводя в свое время в экономическую теорию термины «рыночная экономика» и «рынок совершенной конкуренции», неоклассики специально оговаривались, что имеют в виду исключительно теоретическую модель, к реальному рынку имеющую весьма отдаленное отношение.

Не менее важным компонентом любой экономической системы современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что без активной регулирующей роли государственных институтов не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики.

Объектом изучения в курсе «Государственное регулирование экономики» является государство как один из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка. Анализ роли и функций государства, инструментов проводимой им экономической политики позволяет выработать комплексный подход к преодолению инфляции и безработицы, обоснованию альтернативных вариантов обеспечения экономического роста страны, поиску оптимальных путей разрешения социальных проблем, стабилизации денежного обращения и финансовой системы. Такая прикладная макроэкономика дает возможность определить и обосновать необходимую на данный момент степень. государственного присутствия в экономике той или иной страны. И сам подход, и понятийный аппарат, и исследовательский инструментарий в данном курсе соответствуют условиям современной смешанной экономики, в которой государство является партнером и конкурентом частных компаний и несет ответственность за производство специфических товаров и услуг. При такой постановке вопроса государство, с одной стороны, не претендует на роль некоего творца экономического порядка, а с другой — не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа». Это прививает экономисту взвешенный взгляд на государство, свободный как от чрезмерной восторженности, так и от предубеждения

Метаданные

Безработица

Бюджет

Валютная интервенция

ИНКОТЕРМС – 2010

Интерналии

Инфляция

Ключевая ставка

Межгосударственная интеграция

Международные организации

Неокейнсианское направление

Неоклассическое направление

Норма обязательных резервов

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

Операции на открытом рынке

Операции РЕПО

Политика протекционизма

Политика Фритредерства

Приватизация

Сбои государства

Сбои рынка

Секвестр

Смешанная экономика

Социальный институт

Социальная политика

Социально – экономическая система

Эмбарго

Экстерналии

Сведения об авторе

Баранов Дмитрий Никитич – старший преподаватель кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания. Стаж научно-педагогической деятельности составляет 6 лет. Преподаваемые дисциплины: Экономическая теория, экономика, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, государственное регуллирование экономики, экономика городского хозяйства (города), управление городским имуществом и недвижимостью.

1.4. Руководство по изучению дисциплины

Рекомендации по изучению дисциплины

Изучение дистанционного курса «Государственное регулирование экономики» является логичным продолжением обучения студентов направлений подготовки «Экономика» и «Государственное и муниципальное управление» и основано на знаниях, полученных в процессе изучения основных разделов следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономическая география и регионалистика» «Мировая экономика», «История», «Философия», «Менеджмент».

Дистанционный курс «Государственное регулирование экономики» состоит из четырех разделов (4 ЗЕТ). Каждый раздел курса содержит по 2-3 темы и завершается списком вопросов для самопроверки обучающихся. Предлагаемые вопросы предназначены помочь обучающимся более эффективно организовать свою самостоятельную работу и лучше понять уровень освоения учебных материалов. В ходе изучения курса «Государственное регулирование экономики» предусмотрены контрольные мероприятия: рубежный контроль (РК) в виде кейс-заданий и итоговое тестирование.

В начале процесса изучения курса «Государственное регулирование экономики» обучающийся должен внимательно ознакомиться с графиком прохождения дисциплины и приступить к изучению 1-го раздела «Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства». В конце раздела приведен список вопросов для самопроверки. В случае затруднений обучающийся должен обратиться к соответствующему теоретическому материалу.

По результатам успешного изучения материалов первого раздела обучающийся должен приступить к изучению 2-го раздела «Методологические аспекты государственного регулирования экономики. Социальная политика государства». Для оценки уровня усвоения материалов 2-го раздела обучающийся осуществляет самодиагностику, отвечая на вопросы для самопроверки.

Далее обучающийся начинает изучение 3-го раздела «Механизмы государственного регулирования экономики» по результатам изучения которого отвечает на предложенные вопросы для самопроверки.

Заключительной стадией обучения является освоение студентом 4-го раздела «Сферы и направления государственного регулирования экономики». Для проверки знаний, студенту необходимо ответить на вопросы для самопроверки.

В качестве рубежного контроля предусмотрены кейс-задания.

Обучающийся завершает изучение «Государственное регулирование экономики» успешным прохождением заданий итогового тестирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой понятие «денежный рынок»?

2. Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики государства?

3. Какие обстоятельства определяют периодическую смену моделей peгулирования?

4. Какие методы центрального банка являются в большей степени рыночно ориентированными, а какие — нет? Какие операции носят более жесткий характер, а какие — более мягкий?

5. Каковы эффективные качества учетной политики, с одной стороны, и недостатки — с другой?

6. Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера как один из инструментов денежно- кредитной политики?

7. Какую форму монетарной политики проводит центральный банк, выпуская на рынок ценные бумаги рестрикционную или стимулирующую? Поясните свой ответ.

8. Какие ограничения существуют при выпуске центральным банком ценных бумаг в обращение?

9. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?

10. Может ли центральный банк бесконечно проводить операции с ценными бумагами на открытом рынке? Имеет ли данный метод регулирования определенные границы?

11. В связи с чем центральному банку предоставляется определенная независимость от правительства? Прослеживается ли, по вашему мнению, закономерная связь между степенью независимости центрального банка и экономическим эффектом?

12. В чем сильные и слабые стороны монетарной политики?

Список использованной литературы

Основная литература:

1. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / 5-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 518 с. - (Бакалавриат).

2. Мельников А.А. Государственное регулирование экономики. М.: Московский Университет им. С.Ю. Витте, 2012 https://online.muiv.ru/media/lib/books/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki/xbook342/book/index/index.html

3. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебник / В. М. Соколинский под ред. и др. — Москва : КноРус, 2015. — 243 с.

4. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.

Дополнительная литература

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб.:Питер, 2009.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.

3. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Издательство «Омега – Л», 2012. – 335 с.

4. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.П. Васильев. – М.:»Дело и сервис», 2010. – 176 с.

5. Ефимова Л.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ. – М.: Лаборатория книги, 2010, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/lib/books/37351/

6. Крылов А.П. Теория экономических циклов. Методы государственного регулирования на различных этапах экономического цикла. – М.: Лаборатория книги, 2011, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/lib/books/43186/

7. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Артамонова В.С., Иванова С.А. и др. - СПб.: Питер, 2009.

8. Организация денежно-кредитного регулирования: учебное пособие / Ю.А. Соколов, С.Е. Дубова, А.С. Кутузова. – М.: ФЛИНТА, НОУ ВПО «МПСИ», 2011, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/lib/books/27740/

Интернет-ресурсы

1. Газета «Ведомости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/

2. Газета «Коммерсант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/

3. Интернет-периодика финансовых журналов [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://dis.ru/static/magaz/fm/index.html

4. Консультант Плюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

7. Официальный сайт министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.economy.gov.ru

8. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbr.ru

9. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.un.org

10. Центр информационных исследований: Бюджетная система РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/

11. Статистика по денежно-кредитной сфере [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/

12. Общероссийский информационно-аналитический журнал «Имущественные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iovrf.ru/

13. Журнал «Эксперт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.expert.ru/

14. Журнал «Финанс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finansmag.ru/

15. Онлайн библиотека Московского университета имени С.Ю. Витте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.muiv.ru

ПЕРСОНАЛИИ

Список приобретаемых компетенций - student2.ru

Ми́лтон Фри́дман (англ. Milton Friedman; 31 июля 1912, Бруклин, Нью-Йорк, США — 16 ноября 2006, Сан-Франциско, США) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации», профессор Чикагского университета, президент Американской экономической ассоциации в 1967 году. Награждён медалью Дж. Б. Кларка (1951).

Фридман рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, всё равно приводящей к циклическим колебаниям, и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы. В работе «Монетарная история Соединённых Штатов» (1963) Фридман и Анна Шварц проанализировали роль денег в экономических циклах, в частности, в период Великой депрессии. В дальнейшем Фридман и Шварц опубликовали в соавторстве монументальные исследования «Монетарная статистика Соединённых Штатов» (англ. Monetary statistics of the United States, 1970) и «Монетарные тенденции в Соединённых Штатах и Соединённом Королевстве» (англ. Monetary trends in the United States and the United Kingdom, 1982).

Милтон Фридман считал, что главной причиной Великой Депрессии было неисполнении ФРС США своих прямых обязанностей, так как в 1929 г. на фоне общего снижения денежной массы в США, банки продолжали выдавать кредиты и уделяли мало внимания покупке государственных облигаций. Это и спровоцировало резкий дисбаланс. Количество денег выданных под кредит, равно как и денежные обязательства cамих банков перед вкладчиками, перестали обеспечиваться реальными сбережениями на депозитах. Что привело к банкротству трети вообще всех банков в США. Тем не менее, Фридман выступил против принудительной конфискации золота у населения. Свою позицию он аргументировал тем, что что золото находящееся на государственном хранении без вложения в реальные бизнес инвестиции, не принесёт оздоровления экономике. Оздоровление экономики за счёт повышения социальных обязательств государства и обеспечения полной трудовой занятости большинства населения, при отсутствии интереса граждан к долгосрочным частным сбережениям, Фридман считал неэффективным.

Cвоим достижением в экономической теории сам Фридман считает теорию потребительской функции, которая утверждает, что люди в своём поведении учитывают не столько текущий доход, сколько долгосрочный.

Фридман также известен как последовательный сторонник классического либерализма. В своих книгах «Капитализм и свобода» и «Свобода выбора» он доказывает нежелательность государственного вмешательства в экономику. Несмотря на огромное влияние в американской политике, из 14 пунктов, предложенных им в «Капитализме и свободе», в США реализован только один — отмена обязательного призыва.

Список приобретаемых компетенций - student2.ru

Джон Ме́йнард Кейнс, 1-й барон Кейнс CB (англ. John Maynard Keynes, 1st Baron Keynes; 5 июня 1883 года, Кембридж — 21 апреля 1946 года, поместье Тилтон, графство Сассекс) — английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории.

Возникшее под влиянием идей Джона Мейнарда Кейнса экономическое течение впоследствии получило название кейнсианство. Считается одним из основателей макроэкономики как самостоятельной науки.

Кроме того, Кейнс создал оригинальную теорию вероятностей, не связанную с аксиоматикой Лапласа, фон Мизеса или Колмогорова, основанную на предположении, что вероятность является логическим, а не числовым отношением.

Идеи Кейнса коренным образом повлияли на теорию и практику современной макроэкономики, которая, в свою очередь, повлияла на становление бюджетной и кредитно-денежной политики. Кейнс внес серьезные дополнения в работы, посвященные причинам экономических циклов. Кейнса считают одним из основателей современной макроэкономики и одним из самых влиятельных экономистов 20-го века. Его учения положили начало течению экономической мысли, известному как кейнсианская экономика. Помимо прочего, Кейнс разработал собственную теорию вероятностей, согласно которой вероятность – это логическое, а не числовое отношение.

Список приобретаемых компетенций - student2.ru

Ада́м Смит (англ. Adam Smith; крещён и возможно родился 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Смит рассматривает проблему установления некоторого «естественного» уровня цены каждого фактора производства — заработной платы, процента и ренты. Эти уровни имели принципиальное значение для теории «естественной» цены, так как цена любого товара является «естественной» тогда, когда она складывается из «естественных» уровней доходов каждого из факторов.

Исследования Смита позже положили начало развитию теории распределения доходов по каждому фактору, применению принципа предельной производительности для определения доходов каждого из факторов производства.

Список приобретаемых компетенций - student2.ru

Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Друг и единомышленник Фридриха Энгельса. Соавтор «Манифеста коммунистической партии» (1848 год), автор научного труда «Капитал. Критика политической экономии» (1867 год).

На основе его творчества появились следующие направления:

1. В науке — научный метод материалистической диалектики.

2. В философии — материалистическое понимание философии Гегеля.

3. В социально-гуманитарных науках — материалистическое понимание истории культуры.

4. В социальной практике и современных социально-гуманитарных науках — научный социализм, первая научная теория классовой борьбы[8].

5. В экономике — научная критика политэкономии, первая научная теория прибавочной стоимости.

Все эти направления совокупно имеют название «марксизм» и являются основой коммунистического движения.

Список приобретаемых компетенций - student2.ru

Вальтер Ойкен (нем. Walter Eucken; 17 января 1891, Йена — 20 марта 1950, Лондон) — немецкий экономист, представитель фрайбургской школы неолиберализма. Издатель ежегодника ORDO.

Учился в Боннском университете. Преподавал в Тюбингене и Фрайбурге.

Изучением творчества и развитием идей Вальтера Ойкена занимается Институт Вальтера Ойкена (Фрайбург).

Стремительное развитие Западной Германии после второй мировой войны получило название «немецкого экономического чуда». Ему способствовали многие обстоятельства. Ho не в последнюю очередь ФРГ добилась огромных успехов благодаря тому, что ее реформаторы имели четкий план преобразований. Этот план имел своей теоретической основой особый вариант неоклассической теории, так называемый «ордолиберализм» (т. е. свобода в рамках порядка).

Его создателем принято считать наиболее значительного из немецких экономистов XX в., Вальтера Ойкена (1891—1950). С 1927 г. и до конца жизни он работал в университете г. Фрайбурга, поэтому созданную им школу называют «фрайбургской».

По мысли Ойкена — главное обеспечить такой «хозяйственный порядок», который гарантировал бы права, свободы и достоинство каждого человека, т. е. был бы антитоталитарным по своей сути. Под «хозяйственным порядком» он понимал свод писаных и неписаных правил хозяйствования. Стержневой термин «порядок» — отнюдь не нейтральное понятие; В. Ойкен имел в виду порядок в рамках определенной социально-экономической системы.

Среди многообразия хозяйственных систем В. Ойкен выделял два так называемых «идеальных» (или «чистых») типа. Один из них он назвал «центрально-управляемым», а второй — «меновым» (или «рыночным»). Сущность центрально-управляемого хозяйства в том, что оно регулируется неким центральным органом. Здесь исключены рынок, собственность и свободное ценообразование. Сущность рыночного хозяйства в том, что на место регулирования экономического процесса планом и приказами властей оно ставит регулирование посредством свободных цен. К первому типу Ойкен относит и рабовладельческую латифундию, и феодальное поместье, и плановое социалистическое хозяйство, и командную экономику нацизма. Ко второму типу относится любая экономика, в которой развито товарное производство с присущими ему рыночными отношениями.

Конечно, В. Ойкен понимал, что «идеальные» типы никогда не существовали в чистом виде. Тот или иной порядок представляет собой в конкретной стране и в конкретное время определенное сочетание этих идеальных типов хозяйства.

Поэтому, признавая рыночный тип хозяйства более предпочтительным, Ойкен вовсе не считал, что роль государства в нем равна нулю. Напротив, в отличие от неоклассиков, ордолиберализм придавал большое значение государственной политике, причем не только в социальном плане, но и с позиций формирования условий функционирования рынка и его организации. Иначе говоря, хороший хозяйственный порядок не возникает сам собой. Его должно установить и поддерживать государство.

Хороший хозяйственный порядок должен, по Ойкену, включать в себя, во-первых, свободу конкуренции, так как именно она обеспечивает эффективность рыночной системы; во-вторых, свободные цены как регулирующий инструмент в условиях конкуренции — своеобразный сигнал уровня ограниченности ресурсов и рычаг их перераспределения между отраслями производства; в-третьих, группу «государственных» проблем, поскольку их должно решать исключительно государство. Среди этих проблем — стабильность денег, свободный доступ к рынкам, гарантия частной собственности, постоянство и последовательность экономической политики.

Идеал В. Ойкена — рынок, но рынок не дикий, не варварский, а свободный и организованный, социально ответственный, противостоящий политическому и экономическому подавлению личности. Такое понимание рынка позволило последователям Ойкена разработать в теории и осуществить на практике модель «социального рыночного хозяйства». Суть этой модели хорошо сформулировал Франц Бём: «Социальной мы называем хозяйственную систему, которая в состоянии предоставлять широким массам населения, включая неспособных к труду, достойное человека существование и всем трудоспособным членам общества соответствующие возможности для работы в условиях, достойных человека». Доктрина социального рыночного хозяйства была блестяще воплощена на практике немецким ученым и государственным деятелем Людвигом Эрхардом (1897—1977), которого называют «отцом экономического чуда». Путь Эрхарда и его экономические реформы описаны им самим в широкоизвестной книге «Благосостояние для всех» (1956). В 1991 г. эта книга была переведена на русский язык и издана в нашей стране.

Вебинар 1 (Раздел 1)

Вебинар 2 (Раздел 2)

Вебинар 3 (Раздел 3)

Вебинар 4 (Раздел 4)

Методический блок

Аннотация курса

Рынок — одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу. История не знает примеров эффективно функционирующей национальной экономики без развитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Однако речь идет о современном рынке как об одном из атрибутов любой эффективной модели социально-экономического устройства общества, а не как о ее всеохватывающей характеристике. Вводя в свое время в экономическую теорию термины «рыночная экономика» и «рынок совершенной конкуренции», неоклассики специально оговаривались, что имеют в виду исключительно теоретическую модель, к реальному рынку имеющую весьма отдаленное отношение.

Не менее важным компонентом любой экономической системы современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что без активной регулирующей роли государственных институтов не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики.

Объектом изучения в курсе «Государственное регулирование экономики» является государство как один из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка. Анализ роли и функций государства, инструментов проводимой им экономической политики позволяет выработать комплексный подход к преодолению инфляции и безработицы, обоснованию альтернативных вариантов обеспечения экономического роста страны, поиску оптимальных путей разрешения социальных проблем, стабилизации денежного обращения и финансовой системы. Такая прикладная макроэкономика дает возможность определить и обосновать необходимую на данный момент степень. государственного присутствия в экономике той или иной страны. И сам подход, и понятийный аппарат, и исследовательский инструментарий в данном курсе соответствуют условиям современной смешанной экономики, в которой государство является партнером и конкурентом частных компаний и несет ответственность за производство специфических товаров и услуг. При такой постановке вопроса государство, с одной стороны, не претендует на роль некоего творца экономического порядка, а с другой — не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа». Это прививает экономисту взвешенный взгляд на государство, свободный как от чрезмерной восторженности, так и от предубеждения

Метаданные

Безработица

Бюджет

Валютная интервенция

ИНКОТЕРМС – 2010

Интерналии

Инфляция

Ключевая ставка

Межгосударственная интеграция

Международные организации

Неокейнсианское направление

Неоклассическое направление

Норма обязательных резервов

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

Операции на открытом рынке

Операции РЕПО

Политика протекционизма

Политика Фритредерства

Приватизация

Сбои государства

Сбои рынка

Секвестр

Смешанная экономика

Социальный институт

Социальная политика

Социально – экономическая система

Эмбарго

Экстерналии

Сведения об авторе

Баранов Дмитрий Никитич – старший преподаватель кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания. Стаж научно-педагогической деятельности составляет 6 лет. Преподаваемые дисциплины: Экономическая теория, экономика, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, государственное регуллирование экономики, экономика городского хозяйства (города), управление городским имуществом и недвижимостью.

1.4. Руководство по изучению дисциплины

Рекомендации по изучению дисциплины

Изучение дистанционного курса «Государственное регулирование экономики» является логичным продолжением обучения студентов направлений подготовки «Экономика» и «Государственное и муниципальное управление» и основано на знаниях, полученных в процессе изучения основных разделов следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономическая география и регионалистика» «Мировая экономика», «История», «Философия», «Менеджмент».

Дистанционный курс «Государственное регулирование экономики» состоит из четырех разделов (4 ЗЕТ). Каждый раздел курса содержит по 2-3 темы и завершается списком вопросов для самопроверки обучающихся. Предлагаемые вопросы предназначены помочь обучающимся более эффективно организовать свою самостоятельную работу и лучше понять уровень освоения учебных материалов. В ходе изучения курса «Государственное регулирование экономики» предусмотрены контрольные мероприятия: рубежный контроль (РК) в виде кейс-заданий и итоговое тестирование.

В начале процесса изучения курса «Государственное регулирование экономики» обучающийся должен внимательно ознакомиться с графиком прохождения дисциплины и приступить к изучению 1-го раздела «Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства». В конце раздела приведен список вопросов для самопроверки. В случае затруднений обучающийся должен обратиться к соответствующему теоретическому материалу.

По результатам успешного изучения материалов первого раздела обучающийся должен приступить к изучению 2-го раздела «Методологические аспекты государственного регулирования экономики. Социальная политика государства». Для оценки уровня усвоения материалов 2-го раздела обучающийся осуществляет самодиагностику, отвечая на вопросы для самопроверки.

Далее обучающийся начинает изучение 3-го раздела «Механизмы государственного регулирования экономики» по результатам изучения которого отвечает на предложенные вопросы для самопроверки.

Заключительной стадией обучения является освоение студентом 4-го раздела «Сферы и направления государственного регулирования экономики». Для проверки знаний, студенту необходимо ответить на вопросы для самопроверки.

В качестве рубежного контроля предусмотрены кейс-задания.

Обучающийся завершает изучение «Государственное регулирование экономики» успешным прохождением заданий итогового тестирования.

Список приобретаемых компетенций

В результате освоения курса «Государственное регулирование экономики» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4);

профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6).

Наши рекомендации