Начало «холодной войны». Внешняя политика
Сразу после окончания Второй мировой войны антигитлеровская коалиция распалась. Бывшие союзники не смогли договориться между собой о том, как будет выглядеть послевоенный мир.
Причины «холодной войны». Лидеры США и Великобритании стремились не допустить усиления влияния СССР в Европе и мире. Прежде всего, они не хотели, чтобы в странах Восточной Европы, освобожденных советскими войсками, утвердились просоветские и прокоммунистические режимы. Боялись и прихода компартий к власти в ряде западноевропейских стран, прежде всего, в Италии, Франции и Греции, где компартии были лидерами и героями антифашистского сопротивления. В апреле 1945 г., в дни, когда советские войска штурмовали Берлин, британский премьер У. Черчилль заявил своим соратникам: «В дальнейшем отношения с СССР можно строить только при признании русским народом англо-американнской силы. …Советская Россия стала смертельной опасностью для свободного мира. …Против ее дальнейшего продвижения должен быть немедленно создан новый фронт. …Этот фронт в Европе должен пролегать как можно дальше на Востоке».
Сталин, в свою очередь, стремился максимально укрепить влияние СССР на мировой арене и видел главную задачу в том, чтобы превратить восточноевропейские страны в надежных союзников СССР.
Противоречие во внешнеполитических целях бывших партнеров по антигитлеровской коалиции привело к тому, что сразу после окончания Второй мировой войны на международной арене возникли два новых противоборствующих блока: западный и восточный. Они вступили в противостояние, которое осуществлялось идеологическими, политическими и экономическими средствами и поэтому получило название «холодной войны».
Символической датой начала «холодной войны» принято считать 5 марта 1946 г. В этот день в американском городе Фултоне У. Черчилль выступил с речью, в которой говорил о «коммунистической угрозе»: «В большом числе стран, далеких от Российских границ, …коммунистические пятые колонны … работают в полном единстве и абсолютном повиновении к указам, которые они получают от коммунистического центра. …Даже в Британском Содружестве наций и в Соединенных Штатах, где коммунизм еще в младенчестве, коммунистические партии или пятые колонны составляют возрастающий вызов и опасность Христианской Цивилизации».
Для противодействия этой угрозе Черчилль предлагал создать союз западных стран под руководством США и Великобритании.
Сталин в ответ на фултонскую речь 16 марта 1946 г. изложил свое видение ситуации в Восточной Европе. Отметив, что именно через территории стран Восточной Европы Германия напала на СССР, Сталин задал вопрос: «Что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу?»
Далее Сталин заявил, что Черчилль, прикрываясь разговорами о демократии, хотел бы посадить в правительства восточноевропейских стран ставленников Запада и тем самым вернуть довоенную ситуацию».
Создание западного блока. Объяснения Сталина не удовлетворили Г. Трумэна, который приступил к созданию предложенного Черчиллем западного блока. Прошедшая мировая война была для США периодом роста экономики и военно-политического могущества. США сосредоточили в своих руках 2/3 мирового золотого запаса и обладали монополией на ядерное оружие. Лидеры США заявляли о претензиях на мировое господство и стремились утвердить его посредством политики «сдерживания коммунизма».
Эта политика нашла свое выражение в «доктрине Трумэна», принятой конгрессом США в марте 1947 г. В рамках доктрины конгресс США выделил 400 млн дол. для оказания экономической и военной помощи Греции и Турции в течение года с тем, чтобы не допустить победы прокоммунистических сил в этих странах. К 1950 г. сумма помощи составила 650 млн дол.
В апреле 1948 г. вступила в действие «Программа восстановления Европы», предложенная Дж. Маршаллом, государственным секретарем США и известная как «план Маршалла». США предложили европейским странам крупную экономическую помощь при условии установления американского контроля над распределением помощи, поощрения частного предпринимательства и свободного допуска американских товаров на рынки европейских стран. «План Маршалла» препятствовал проведению социалистических преобразований в восточноевропейских странах, что побудило правительство СССР не рекомендовать принятие американской помощи своим союзникам. России Трумэн предоставлять помощь не собирался.
«План Маршалла» приняли 17 западноевропейских стран. За период с 1948 по 1951 гг. они получили помощь на сумму в 13 млрд дол. Основная часть выделенных средств представляла собой кредиты на закупку американских товаров. Экономическая и политическая поддержка со стороны США помогла правым кругам во Франции и Италии, а также в ряде других западноевропейских стран расколоть левые силы и удалить коммунистов из состава послевоенных коалиционных правительств.
Берлинский кризис. В 1948 г. США взяли курс на раздел Германии путем объединения западных зон оккупации (американской, английской и французской) и создание там государства, которое было бы верным союзником Запада. В состав этого государства явочным порядком включалась и западная часть Берлина, которая находилась в советской зоне оккупации, но по Потсдамским соглашениям 1945 г. контролировалась западными союзниками. В ответ на эти действия в июне 1948 г. Сталин дал указание ограничить доступ в Восточную Германию и Западный Берлин граждан и товаров из Западной Германии. Западный Берлин был блокирован. Возник так называемый «берлинский кризис» – первый крупный кризис в Европе в эпоху «холодной войны». Советская сторона была готова его урегулировать при условии отказа Запада от сепаратного раздела Германии. В случае же такого раздела блокада должна была побудить Запад отказаться от Западного Берлина, который был отделен от западных зон многими километрами. Однако правительства США и Великобритании не пошли на уступки и организовали «воздушный мост», перебрасывая в Западный Берлин продовольствие по воздуху – по трем воздушными коридорам, которыми они могли пользоваться по своему усмотрению для снабжения своих войск, находившихся в Западном Берлине. Несмотря на шумную пропаганду, нормально кормить по воздуху 2-миллионное население Западного Берлина было невозможно. Блокада продолжалась почти год. В мае 1949 г. Сталин ее отменил, поскольку в Западном Берлине резко возросли заболеваемость и смертность среди гражданского населения. Блокада Западного Берлина не нравилась населению всей Европы, что активно использовалось в антисоветской пропаганде. Западные страны также пошли на некоторые уступки, отказавшись от планов прямого включения Западного Берлина в состав создаваемого ими государства. Западный Берлин был объявлен автономным самоуправляемым городом, но его статус не был окончательно урегулирован. Берлинский кризис носил ограниченный и управляемый характер: ни Сталин, ни Трумэн не хотели начинать войну из-за Западного Берлина. В то же время обе стороны продемонстрировали, что готовы жестко защищать свои интересы.
20 сентября 1949 г. в трех западных зонах оккупации образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В ответ в восточной зоне 7 октября 1949 г. была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).
На фоне Берлинского кризиса Вашингтону удалось создать в апреле 1949 г. военно-политический блок НАТО (Организацию Североатлантического договора), направленный против СССР. Членами блока стали США, Канада, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португалия. В 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 г. – Федеративная Республика Германия.
Создание Восточного блока. Если Трумэну удалось не допустить прихода к власти левых сил в страны Западной Европы, то Сталин делал все возможное для утверждения прокоммунистических правительств в странах, освобожденных от германской и японской оккупации при помощи Красной армии. Степень и роль советской помощи были различными. В Югославии и Албании коммунисты пришли к власти самостоятельно, опираясь на поддержку большинства населения. В Польше, Венгрии и Румынии решающее воздействие на исход борьбы за власть и выбор пути развития оказало присутствие советских войск. В Болгарии и Чехословакии коммунисты победили при опоре на советский фактор и на достаточно высокую степень своего собственного влияния. В Китае, северных частях Кореи и Вьетнама коммунисты пришли к власти в основном собственными силами.
В период с 1945 по 1948 гг. в восточноевропейских странах сложился режим «народной демократии»: существовала многопартийность, многоукладная экономика, левые партии вели поиски своего национального пути к социализму. Однако в обстановке «холодной войны» и жесткого противостояния Сталин пошел по пути навязывания восточноевропейским странам советского опыта форсированного перехода к социализму. Это оборачивалось грубым вмешательством во внутренние дела восточноевропейских стран. Такая практика породила много проблем, в частности, привела в 1948 г. к конфликту с руководством Югославии. Иосип Броз Тито, глава правительства и лидер компартии Югославии, не согласился с авторитарной манерой сталинского руководства, что привело к разрыву советско-югославских отношений.
В 1949 г. в Москве в ответ на «план Маршалла» была создана организация экономического характера – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В состав организации вошли Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. В 1950 г. в СЭВ вступила Германская Демократическая Республика. Сталин не пошел на создание военного блока по типу НАТО, но в военно-политическом плане СССР был связан с восточноевропейскими странами двусторонними договорами о дружбе и взаимопомощи.
«Холодная война» создала почву для целого ряда локальных вооруженных конфликтов. Наиболее крупным конфликтом стала война в Корее (1950–1953). В конце Второй мировой войны территория северной Кореи была освобождена от японских милитаристов советскими войсками и партизанскими отрядами во главе с коммунистами. Южная Корея была освобождена при помощи американских войск. В результате на Севере и Юге Кореи сложились разные политические режимы, и страна оказалась разделенной по 38-й параллели. При этом северокорейское правительство пыталось присоединить южную часть страны, а правительство Южной Кореи хотело распространить свою власть на север. Сталин долгое время сдерживал правительство Северной Кореи. Однако в 1950 г. после победы коммунистов в Китае лидер китайских коммунистов Мао Цзе Дун обещал северокорейскому лидеру Ким Ир Сену военную помощь, и тот получил согласие Сталина на проведение военной операции по воссоединению страны. СССР направил в КНДР несколько сотен военных советников, специалистов и технику. 25 июня 1950 г. армия КНДР начала наступление и быстро заняла почти весь юг.
США добились осуждения действий КНДР в ООН, и под флагом ООН в Корею были направлены войска США и ряда их союзников. К ноябрю они захватили почти всю северную Корею. Тогда до 30 дивизий китайских «добровольцев» (750 тыс.) перешли границу. Авиация США начала бомбить северные районы Китая. Их прикрыла с воздуха советская авиация. Бои закончились восстановлением прежней линии раздела. Сдержанная позиция советского руководства привела к тому, что локальный военный конфликт не перерос в крупномасштабную войну с участием СССР и США. Однако конфликт имел очень тяжелые последствия. В ходе войны было убито и ранено до 4 млн корейцев, из них 84 % - мирные жители. Китай потерял около 1 млн убитыми и ранеными. США потеряли убитыми и ранеными около 390 тыс. военнослужащих (из них убитыми по американским данным - 54 тыс. чел.). Участие СССР свелось в основном к оказанию авиационной поддержки. Число погибших советских летчиков, советников, техников составило 299 чел.
Новая расстановка сил в мире объективно способствовала усилению национально-освободительного движения в колониях. Осенью 1945 г. народы Индокитая начали борьбу против французских колонизаторов и в 1954 г. принудили Францию признать независимость Лаоса, Камбоджи и Демократической Республики Вьетнам. В 1945 г. народ Индонезии провозгласил и отстоял свою независимость в войне против голландских колонизаторов. Великобритания в 1947 г. была вынуждена признать независимость Индии, а затем Цейлона и Бирмы. В первое послевоенное десятилетие добились независимости народы Сирии, Ливана, Иордании, Туниса и Марокко. Многие новые государства становились членами «движения неприсоединения» к военным блокам великих держав, созданного по инициативе Индии, Египта и Югославии.