Глава 13. Российская Федерация на современном этапе

В результате освоения данной темы студент должен:

Знать

— важнейшие направления политики укрепления современной российской экономики и государственности;

— основные политические партии и движения современной Российской Федерации;

— роль и место современной Российской Федерации в системе международных отношений периода глобализации, вклад нашей страны в борьбу с международным терроризмом и глобальных проблем человечества;

Уметь

— различать научные подходы и публицистические приёмы в освещении переломных моментов отечественной истории;

— критически анализировать программные документы и практическую деятельность различных политических партий, общественных организаций и движений, органов власти и управления;

— использовать полученные в ходе изучения материала учебника знания в культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности;

Владеть

— риторическими приёмами обоснованного изложения собственной позиции;

— способностью подвергать рассмотрению важнейшие проблемы и процессы отечественной истории;

— основными принципами использования в изучении прошлого и настоящего нашей страны новых, нетрадиционных методов исторического познания (метод исторического моделирования, историко-психологический метод и др.);

— ключевыми теоретическими положениями мир-системного подхода к российской истории.

13.1. Страна вступает в XXI век (20002003 годы)

Последний день 1999 г. был ознаменован неординарным политическим событием. 31 декабря 1999 г. в 10 часов утра в Кремль прибыл кортеж Б. Н. Ельцина. Через некоторое время Президент пригласил к себе руководителя своей администрации А. С. Волошина, силовых министров, других высших руководителей страны. Большинство из них даже не представляло о чем пойдет речь…

На этой предновогодней встрече в Кремле Б. Н. Ельцин представил собравшимся нового президента страны — В. В. Путина и попросил их поддержать нового лидера государства. В 12 часов Б. Н. Ельцин обратился к народу с сообщением о своей добровольной отставке. Миллионы людей в нашей стране и во всем мире в этот момент готовились к встрече нового 2000 года, но весть, пришедшая из Москвы, взбудоражила весь мир, стала центральной темой всех выпусков новостей. Б. Н. Ельцин завершил свое президентство в обычном для себя стиле — в решающий момент перехватил инициативу, перехватил — и передал своему преемнику.

Этот ход стал настоящим шоком для оппозиции. У нее не оставалось времени перестроиться после поражения на выборах в IV Думу, консолидировать свои ряды, выдвинуть новых лидеров, не было времени даже для полноценной предвыборной кампании. На прошедших в марте 2000 г. выборах президента, по подсчетам Центральной избирательной комиссии, уже первый тур голосования дал В. В. Путину более половины голосов.

Церемония инаугурации нового президента состоялась 7 мая 2000 г. в Кремле. В своем выступлении перед собравшимися представителями исполнительной и законодательной власти новый президент пообещал, что главной своей обязанностью он будет считать выполнение наказа прежнего главы государства Б. Н. Ельцина «берегите Россию». Этого же, исполнения своего долга, он будет требовать и от всех своих соратников по работе. В. В. Путин так же подчеркнул, что рассчитывает найти поддержку своим патриотическим начинаниям у граждан России.

Одним из первых шагов В. В. Путина как президента стало формирование состоящего из реформаторов кабинета министров, на который он мог бы опереться в осуществлении задуманного курса. Главой правительства становится М. М. Касьянов, известный как человек, прежде отвечавший за погашение внешней задолженности России.

В правительство входят так же известный либеральный экономист, один из идеологов гайдаровских реформ Г. О. Греф, Н. Е. Аксененко, И. И. Клебанов, В. Б. Христенко, лидер «Единства» С. К. Шойгу. Советником президента по экономическим вопросам становится еще один из авторов либеральных реформ начала 1990-х гг. А. Н. Илларионов. Пост главы президентской администрации сохранил за собой А. С. Волошин. Таким образом, в новый XXI в. Россия вступила с новым президентом, новым правительством, новой Государственной думой, новыми планами на будущее, хотя в общем проводившийся прежде курс радикальных рыночных реформ остался без изменений, что свидетельствовало о стремлении нового Президента к преемственности и стабилизации ситуации в высших эшелонах власти.

В качестве главы государства В. В. Путин инициировал целый ряд различных шагов в политической сфере. Так, в целях консолидации власти и общества 25 декабря 2000 г. Президентом В. В. Путиным были подписаны три закона: «О государственном флаге Российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации» и «О государственном гимне Российской Федерации» (Ссылки?).

В 2001 г. началась судебная реформа. Весной этого года в Государственную думу было внесено 11 законопроектов, направленных на изменение существовавшей прежде в Российской Федерации судебной системы. Магистральной целью проводимой реформы было объявлено укрепление независимости и авторитета судебной власти как одного из важнейших компонентов демократического государства.

В том же 2001 г. началось осуществление военной реформы. Реформа была рассчитана на сокращение вооруженных сил страны до уровня, на котором государство сможет удовлетворять в полном объеме минимальные материальные потребности армии. Предположительно на первом этапе реформы Вооруженные силы России должны были сократиться на 20%. Стратегической целью реформы является переход от всеобщей воинской повинности к созданию профессиональной армии на контрактной основе.

Ядром реформы стал новый подход к военной доктрине государства, согласно которой главной военной угрозой является возникновение не глобальной большой войны, а малых региональных войн, в которых малая мобильная армия будет достаточной. Проведение реформ не позволило, к сожалению, избежать одной из самой крупных в современной отечественной истории катастроф. В период краткосрочного отпуска президента в Сочи, с места маневров Российского флота в Баренцевом море 12—13 августа 2000 г. стали поступать тревожные вести о крупной аварии на подводном ядерном ракетоносце «Курск».

Несколько дней работы спасателей разных стран не позволили спасти экипаж подлодки, насчитывавший 118 человек. Тела погибших позже были подняты на поверхность и захоронены. Согласно официальному отчету, опубликованному в 2002 г. генпрокурором В. В. Устиновым, гибель «Курска» была вызвана взрывом одной из учебных торпед на его борту. Однако у нас в стране и за рубежом озвучивались и другие версии, по которым взрыв на «Курске» произошел из-за столкновения с миной времен Второй мировой войны или американской подводной лодкой.

С самого начала президентского срока В. В. Путина ему пришлось столкнуться с несколькими серьезными внутриполитическими проблемами, важнейшими из которых стали борьба за укрепление единства страны и проблема свободы слова. Свободу слова часто называют важнейшим демократическим завоеванием последних лет, но в реальности на свободу слова оказывается сильное давление со стороны центральных и местных руководителей и финансовых олигархических групп.

Отдельные деятели использовали финансовое влияние на СМИ с целью атаки на существующую власть. Особенно «неудобным» оказался крупнейший, наиболее популярный коммерческий канал НТВ. В свое время канал НТВ создавался с привлечением больших государственных средств, но постепенно руководство канала во главе с крупным медиа-магнатом В. А. Гусинским перешло в мягкую оппозицию мероприятиям нового президента. Конфликт вокруг НТВ временно расколол российскую либеральную интеллигенцию на тех, кто поддерживал реформаторов из правительства, и тех, кто занял сторону журналистов НТВ.

Важным направлением политики, на которое новому президенту пришлось обратить особое внимание, являлось урегулирование федеративных отношений. В прошлые годы в национальном вопросе было накоплено множество проблем. «Парад суверенитетов», подорвавший единство СССР, перекинулся и на Россию. Нуждаясь в поддержке национальных лидеров, на президентских выборах 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал регионы брать столько суверенитета, сколько они «смогут проглотить».

Сепаратистские тенденции грозили разрушению уже самой Российской Федерации. Особенно остро межнациональные конфликты и сепаратистские настроения дали о себе знать на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкирии. Радикальные лидеры национальных движений Чечни, Татарстана, Башкортостана, Якутии, Тувы и других национальных республик открыто требовали выхода из состава страны. Даже принятие новой Конституции не смогло переломить ситуацию. Для сохранения своих позиций центру пришлось пойти на заключение договоров с регионами о разграничении полномочий. Вслед за Татарстаном, такие договоры начали подписывать не только национальные республики, но и другие субъекты федерации.

Наиболее трагически разворачивались события в Чечне, где была провозглашена независимая республика Ичкерия. Для того чтобы создать хотя бы видимость замирения мятежной территории понадобились две военные кампании. Первая, имевшая место еще в период правления Б. Н. Ельцина, продолжалась с 1994 по 1996 гг., вторая, началась в 1999 г. В ходе нее в Чечне были уничтожены базы и крупные соединения сепаратистов, боевые действия приняли затяжной характер борьбы с террористическими формированиями. В то же время в период правления В. В. Путина российское руководство наметило целый комплекс мер как военного, так и экономического характера для решения чеченской проблемы.

Одновременно с шагами по нормализации дел в Чечне, были предприняты конкретные шаги по выработке новых принципов федеративных отношений в целом. В русле их модернизации новым руководством страны, указом Президента от 13 мая 2000 г., проводится политика создания и укрепления семи федеральных округов, реформируется Совет Федерации, местное законодательство приводится в соответствие с Конституцией и федеральными законами.

Предпринятые меры встретили понимание среди самых различных слоев населения и, по заявлению политиков самой различной ориентации, могут служить платформой для консолидации в самой ближайшей перспективе всего российского общества. Критика политики центра в области федеративных отношений и взаимоотношений с регионами звучала только со стороны непримиримых оппозиционеров, критиковавших президента за продолжение войны в Чечне и требовавших немедленного мира, а так же настаивавших на усилении бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации.

С целью укрепления президентской власти и преодоления сепаратистских настроений среди региональной элиты в 2001—2002 гг. была проведена реформа Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В прежние годы Совет Федерации комплектовался за счет двух представителей от всех 89 регионов страны, в качестве которых выступали главы исполнительной и законодательной власти. Тем самым региональные лидеры получали возможность влиять на политику центра, превращались в силу федерального уровня.

Сложившееся положение создавало трудности для Кремля, который нередко сталкивался с открытой фрондой со стороны региональных лидеров. С января 2002 г. в Совет Федерации должны были входить уже не сами руководители местной исполнительной и законодательной власти, а их представители, назначаемые губернаторами (президентами автономных республик) либо выбираемые местными законодательными собраниями. Губернаторы же вошли в новый совещательный орган при Президенте Российской Федерации — Государственный совет.

Важные решения в политической сфере, продолжавшие прежний внутриполитический курс президента В. В. Путина, были осуществлены в 2002 г. Прежде всего, это разработка и принятие закона об экстремизме, а также внесение поправок в закон о референдуме. Оба эти решения проходили при ожесточенном сопротивлении оппозиции. Закон об экстремизме предусматривает наказание за террористическую деятельность не только участников, но и те организации, которые будут уличены властью в экстремизме и поддержке экстремистов.

Изменения в законе о референдуме также нацелены на стабилизацию существующей в стране политической ситуации. Они явились своеобразным ответом на попытку КПРФ и НПСР инициировать летом — осенью 2002 г. проведение референдума, на котором граждане должны были высказаться по вопросу о собственности на землю, на недра, а также о целях и методах начавшейся в 2002 г. реформы ЖКХ. По новому закону, получившему поддержку подавляющего большинства депутатов Государственной думы (за него голосовали: «Отечество — Вся Россия», «Единство», ЛДПР, «Яблоко», СПС, «Народный депутат», «Регионы России»), запрещается проведение референдумов за год до президентских и думских выборов.

Летом 2002 г. Президент Путин совершил масштабную поездку по восточным регионам России, в ходе которой он побывал, в частности, на Дальнем Востоке, в Кузбассе и Татарстане. В каждом из этих регионов состоялся серьезный разговор с местными руководителями. Так, на Дальнем Востоке речь зашла об экономическом освоении этого богатейшего края, в котором давно идет уменьшение российского присутствия, резко ухудшается демографическое положение из-за массового переселения сюда мигрантов из Китая, Вьетнама, Кореи.

Серьезная озабоченность положением дел на русском Дальнем Востоке была сформулирована центральной властью впервые за многие годы. В Кузбассе Президент затронул проблемы энергетического комплекса страны. Отвечая на вопрос местного лидера А. Тулеева, Президент четко обозначил перспективы в этой области. Он подчеркнул незыблемость курса рыночных реформ и невозможность возвращения к плановой экономике. По его словам, важной целью реформ в экономике в будущем должна стать не государственная поддержка отрасли, а вывод цен на энергоносители на уровень мировых. В Татарстане В. В. Путин коснулся положения дел в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации, отметив, что она должна стать одним домом для всех населяющих ее народов.

Одним из ключевых направлений деятельности В. В. Путина становится борьба с терроризмом внутри страны и на международной арене. Начало XXI в. стало временем массовых террористических атак против населения крупных городов. Не избежала их и столица нашего государства — Москва. Так, в 18 часов 8 августа 2000 г. прогремел взрыв в переходе на Пушкинской площади, который унес жизни 13 человек, 118 человек получили ранения разной степени тяжести.

Не успели «зажить раны» от этой трагедии, как 23 октября 2002 г. в Москве террористами был захвачен театральный центр на Дубровке, где шел один из первых отечественных мюзиклов «Норд-Ост», поставленный по патриотической книге известного советского писателя В. Каверина «Два капитана». Несколько дней весь город, вся страна и весь мир наблюдали за драмой 916 москвичей и гостей столицы, оказавшихся заложниками. Переговоры и усилия спецслужб долгое время не приносили положительных результатов. Рано утром 26 октября был произведен штурм здания. Общее число погибших в те дни по официальным данным насчитывало129 человек, а по неофициальным — 174 человека. Все участвовавшие в проведении теракта боевики были уничтожены.

Важным событием социально-политической жизни становится проходившая в октябре 2002 г. Всероссийская перепись населения. Ее результаты оказались противоречивыми. С одной стороны они говорили о некоторой стабилизации в демографической и социальной сферах. В то же время многие негативные процессы, возникшие еще в конце прошлого века, преодолеть до конца так и не удалось.

Определенные сдвиги после президентских выборов 2000 г. наметились и в экономике. Правительству удавалось проводить через Думу, где имелось пропрезидентское большинство, в целом бездефицитные бюджеты на 2001, 2002 и 2003 гг. Оживился отечественный товаропроизводитель. Регулярней стали выплачиваться пенсии и зарплаты, о чем неоднократно отмечалось в отчетах членов кабинета министров.

Во многом этому способствовали небывало высокие цены на нефть. В то же время новому руководству страны не удалось остановить рост внутренних потребительских цен, периоды оживления сменялись новыми трудностями в экономическом развитии. Итоги десятилетия реформ и перспективы развития России в новом веке были изложены В. В. Путиным в президентском послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2001 г. Президент сообщил о высоких темпах роста российской экономики, налоговых поступлений, деловой активности, а также о сохраняющихся многочисленных проблемах.

Экономическую ситуацию, переживаемую Россией в 2000—2001 гг. В. В. Путин назвал полосой относительной стабильности. Он подчеркнул, что в дальнейшем, на фоне неустойчивого развития мировой экономики, не стоит рассчитывать на сохранение благоприятных внешнеэкономических тенденций, и что теперь только от руководства России зависит, удастся ли удержать ситуацию и обеспечить благоприятные условия развития.

В послании Федеральному Собранию на 2001 г. В. В. Путин так же наметил основные ориентиры своей будущей политики. Он подчеркнул, что не допустит пересмотра итогов приватизации и продолжит курс на либеральные преобразования в экономике. Им было обозначено несколько направлений в деле преобразования российской государственности, упрочения исполнительной вертикали власти.

В социальной сфере президент отметил необходимость проведения реформы образования, медицинского обслуживания, трудового законодательства, пенсионной системы и других либеральных мероприятий. В экономической сфере Путин предложил провести бюджетную и налоговую реформы, а также реформу земельных отношений, которая бы узаконила куплю-продажу земли. Намечались и другие преобразования, призванные закрепить результаты проводимых в стране радикальных рыночных реформ.

Конец 2001 — начало 2004 гг. становится временем, когда названные приоритеты экономических реформ начинают проводиться в жизнь. Важнейшее значение в осуществлении названных президентом задач имело принятие правой частью Государственной думы при яростном сопротивлении коммунистов и их союзников по народно-патриотическому блоку пакета документов по земельной реформе. Первоначально в конце 2001 г. был принят новый Земельный кодекс. При его принятии официальными средствами массовой информации специально отмечалось, что новый кодекс хотя и узаконивает куплю-продажу земли, но фактически регулирует оборот только 3% земли. Оборот сельхозугодий и земель другого назначения им не предусматривался и не регулировался. Продолжением реформы становится принятие в середине 2002 г. закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Ссылка?).

Разворачиваются реформы и по другим направлениям. Так, в декабре 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс, который учитывал формирование в стране частного капитала и предусматривал защиту прав и интересов предпринимателей в области трудовых отношений. С наибольшими трудностями пришлось столкнуться правительству и местным властям при проведении жилищно-коммунальной реформы. В ряде регионов весной — осенью 2002 г. прошли массовые протесты (частью стихийные, частью возглавленные антипрезидентской оппозицией) против планов проведения реформы ЖКХ. Особенно массовые выступления охватили ряд южных городов: Ульяновск, Воронеж и др.

В октябре 2002 г. состоялось важное голосование в Государственной думе по вопросам энергетической реформы. В результате правым большинством голосов был одобрен разработанный командой А. Б. Чубайса проект реформы РАО ЕЭС. Проект предусматривал расчленение единой энергетической системы и передачу части важных энергетических объектов в частные руки. В 2002 г. продолжилась пенсионная реформа, целью которой является переход к накопительной системе пенсионного обеспечения. В октябре 2002 г. состоялась встреча Президента В. В. Путина и руководства пенсионного фонда, на которой была признана правильной выбранная стратегия реформы, отмечены ее первые результаты.

Позитивные результаты первого срока президентства В. В. Путина, разительно контрастирующие с периодом 90-х гг. прошлого века, которые на официальном уровне и в прессе все чаще начинают называть «лихими девяностыми», позволили стабилизировать ситуацию в стране, консолидировали общество. Все это предопределило победу сторонников президента на очередных парламентских выборах. Проходившие 7 декабря 2003 г. выборы в Государственную думу четвертого созыва, подтвердили ожидания общества и прогнозы экспертов. На ней убедительную победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия», получившая 37% голосов. Шедшая за ней КПРФ набрала 12%, ЛДПР — 11%, блок «Родина» — 9 %. Председателем новой Государственной думы стал Б. В. Грызлов.

Внешняя политика страны на рубеже XX и XXI вв. так же вступает в новый, более динамичный этап своего развития. Так, важным направлением политики Кремля в 2000—2003 гг. оставались взаимоотношения со странами СНГ. 7 октября 2002 г. в Кишиневе состоялась очередная встреча глав стран СНГ, которая совпала с 50-летним юбилеем Президента Российской Федерации В .В. Путина. Основное внимание прессы было приковано к встрече лидеров Российской Федерации и Грузии, что было вызвано нарастанием напряженности между двумя республиками.

Причиной конфликта вновь стал вопрос о чеченских террористах, укрывающихся на грузинской территории. В годовщину взрыва в Америке двух небоскребов, 11 сентября 2002 г. В. В. Путин заявил, что террористы, скрывающиеся в Панкисском ущелье в Грузии, представляют угрозу России, мешают достижению мира в Чеченской республике. Президент дал указание министру обороны, директорам ФСБ и ФПС разработать меры по дополнительному укреплению границы с Грузией. Генштабу было поручено доложить о возможности и целесообразности нанесения ударов по базам боевиков в ходе операции преследования. Фактически речь шла о готовности российской стороны нанести удар по грузинской территории с целью уничтожения чеченских террористов.

Грузией это заявление было воспринято, как угроза со стороны России начать войну против своего южного соседа. На саммите глав государств СНГ в результате двусторонних переговоров В. В. Путина и Э. А. Шеварднадзе возникшая напряженность была урегулирована. Другим результатом встречи руководителей стран СНГ в октябре 2002 г. была достигнутая договоренность о необходимости дальнейшей интеграции в рамках Содружества и совершенствовании контрольного механизма за принимаемыми решениями.

Изменяется характер взаимоотношений со странами Запада. Важным проявлением этого становится возобновление усилий в вопросах ядерного разоружения. В результате длительных дебатов Президенту В. В. Путину удалось добиться от Думы ратификации договора СНВ-2. После некоторого перерыва, вызванного реакцией Москвы на агрессивные действия Запада против Югославии, возобновляется сотрудничество с НАТО, прерванное агрессией США и их союзников на Балканах.

При этом Президент В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно обозначает желание российского руководства инициировать вступление России в НАТО. Позитивно западными партнерами была встречена и готовность нового руководства страны погасить внешние долги России. Основы внешнеполитического курса были изложены В. В. Путиным в его послании Федеральному Собранию в 2001 и 2002 гг., в котором он подчеркнул неизменность стратегического курса на интеграцию России в мировое экономическое пространство.

Резко возрастает доверительность отношений с Западом после взрыва в США двух небоскребов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. В. В. Путин первым из лидеров стран мира выразил соболезнование президенту Дж. Бушу и американскому народу, высказал готовность России вместе с другими «цивилизованными странами» бороться с терроризмом.

Слова президента не разошлись с делом, и Россия оказала поддержку американской военной коалиции, начавшей войну в Афганистане. Российское руководство оказало США широкомасштабную помощь, выразило полное согласие на размещение американских войск и создание американских военных баз на территории бывших южных республик СССР, что произошло впервые в истории взаимоотношений двух стран.

Кроме того, разворачивается вывод российских войск из Абхазии и Приднестровья — двух важных стратегических точек постсоветского пространства, население которых всегда занимало пророссийскую позицию. Фактически одновременно с этим принимается решение о ликвидации двух последних зарубежных баз — на Кубе и во Вьетнаме. В США эти меры Кремля были встречены с пониманием, американцами в очередной раз было заявлено о том, что эпоха «холодной войны» осталась в прошлом и что российское руководство занимает правильную позицию.

В целях дальнейшего сближения с США, российский президент во время своего визита в 12—15 ноября 2001 г. в Соединенные Штаты заявил о готовности пойти на существенные односторонние сокращения российского ядерного потенциала. Кроме того, российское руководство продемонстрировало готовность смягчить свое отношение к проблеме сохранения договора по противоракетной обороне (ПРО) от 1972 г., о недопустимости пересмотра которого заявлялось все предшествующие месяцы. Позиция президента В. В. Путина вновь встретила полную поддержку американской стороны, и президент США Дж. Буш дал В. В. Путину самую высокую оценку как лидеру нового типа.

Важной вехой в развитии российско-американских отношений стал визит в мае 2002 г. президента США Дж. Буша в Российскую Федерацию. По признанию В. В. Путина, результаты саммита превзошли все ожидания российской стороны. На встрече было достигнуто взаимопонимание по стратегическим вооружениям, по вопросам борьбы с международным терроризмом, закреплены основные параметры двусторонних отношений. Некоторые разногласия между США и РФ проявились в 2003 г., когда российское руководство официально заявило, что военные действия, развязанные Америкой против Ирака, не имеют правовых оснований. Подавлявшее большинство жителей страны поддержали президента в этом вопросе.

13.2. Укрепление власти и решение вопросов ее преемственности (20042008 годы)

К 2004 году произошла долгожданная консолидация политического класса. Оппозиционные деятели в своем большинстве предпочитали действовать в рамках того юридического пространства, которое сложилось к этому времени в Российской Федерации. Существенно ниже стали и протестные настроения в обществе. Хотя полностью они не исчезли, но связь между недовольными слоями населения и думской оппозицией ослабла.

Этот фактор, а также рост поддержки тех успехов, которые удалось достичь в первый срок своего президентства В. В. Путину, заметно увеличивали его шансы победить на очередных президентских выборах 2004 г. Важным элементом, укреплявшим позиции действовавшего президента, стала поддержка думского большинства, сформировавшегося на прошедших в декабре 2003 г. выборах в Государственную думу.

В феврале 2004 г. В. В. Путин сформулировал свою политическую программу. Ее основными направлениями стали развитие федеративных отношений, усовершенствование многопартийной политической системы, формирование гражданского общества, реформирование судебной системы и правоохранительных органов, укрепление гражданских прав и т.д. За три недели до выборов в отставку было отправлено старое правительство, возглавляемое М. М. Касьяновым. Этот шаг президент объяснял необходимостью продемонстрировать обществу свою новую команду, с которой он будет работать над осуществлением намеченных перспектив.

Победа В. В. Путина на вторых для него президентских выборах оказалась еще более убедительной, чем первая. Прошедшее 14 марта 2004 г. голосование дало ему поддержку 71% принявших в выборах избирателей. Вторым к финишу пришел представлявший коммунистическую оппозицию, депутат-аграрник Н. М. Харитонов, также как и В. В. Путин в прошлом служивший в органах разведки.

Результаты выборов позволили В. В. Путину приступить к осуществлению намеченной им перед выборами программы. На жизнь страны в годы второго президентского срока В. В. Путинам оказывали воздействие важные перемены, происходившие в стране и мире, как позитивного, так и негативного плана. К позитивным факторам могут быть отнесены стабилизация ситуации в стране, рост авторитета органов власти, укрепление международных позиций Российской Федерации, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. В частности цены на нефть в эти годы значительно выросли по сравнению с 1990-ми гг.

Это позволило не только укрепить рубль, решить некоторые социальные проблемы, но и приступить к созданию значительных золото-валютных резервов. Среди негативных факторов в те годы часто называли такие, как огромный, нетипичный для развитых стран, разрыв доходов различных слоев населения, сохранение большого количества людей, живущих за чертой бедности, сохранявшиеся террористические угрозы и сепаратистские настроения в некоторых регионах страны, коррупция.

Среди первых шагов переизбранного главы государства становится реорганизация в марте — апреле 2004 г. президентской Администрации. На важный пост главы Администрации еще до выборов был назначен Д. А. Медведев, которого в 2005 г. на этом посту сменил С. С. Собянин. В то же самое время была проведена реформа Правительства. В 2004—2007 гг. его возглавлял М. Е. Фрадков, который позже уступит свой пост В. А. Зубкову. Эти и другие преобразования административного аппарата преследовали цель упорядочить и ввести единые правила управления и контроля в системе исполнительной власти.

Была продолжена работа по созданию правовой базы работы государственных организаций и учреждений. Однако в ходе реформ выявились многие трудности, тормозившие их проведение. В связи с этим председатель Государственной думы Б. Грызлов в октябре 2006 г. отметил, что административная реформа в части дебюрократизации и упрощения системы управления не смогла достичь всех намеченных рубежей. Шло так же совершенствование органов представительной власти и молодой российской многопартийности, что отразилось в нескольких инициативах по реформированию выборного законодательства и законодательства о политических партиях.

Как осмысление новых политических реалий в феврале 2006 г. одним из представителей президентского окружения В. Сурковым было сформулировано понятие «суверенная демократия». Оно было призвано подчеркнуть суверенный характер российского государства и самобытность формирования в нашей стране демократических институтов в постсоветское время. Однако, несмотря на определенную поддержку, новое понятие не сделалось общепринятым. К примеру, Д. А. Медведев в интервью, опубликованном в журнале «Эксперт» в июле 2006 г. заявил: «Мне кажется, суверенная демократия — далеко не идеальный термин… Гораздо более правильно говорить о подлинной демократии при наличии всеобъемлющего государственного суверенитета. Если же к слову «демократия» приставлять какие-то определения, это создает странный привкус. Это наводит на мысль, что все-таки речь идет о какой-то иной, нетрадиционной демократии» (Ссылка?).

Разворачивается реформа силовых ведомств. Приоритетное значение отводилось Вооруженным силам. С 2000 г. на их развитие ассигнования из бюджета росли ежегодно. В центре реформы — переоснащение армии современными видами оружия, структурные преобразования, перевод армии на профессиональный принцип комплектации. В то же время в эти годы продолжалось сокращение численности российской армии, специализированных военный учебных заведений, что несет потенциальные угрозы для будущей безопасности страны.

В 2004—2008 гг. российская экономика сохраняла свою стабильность. По некоторым оценкам ежегодный прирост ВВП составлял 7%. Это позволило Российской Федерации приблизиться к ведущим экономическим державам по уровню производства, хотя разрыв сохраняется и все еще велик. Увеличился товарооборот с зарубежными странами, в том числе за счет роста цен на природные энергоносители. Историческим событием стало досрочное возвращение долга Парижскому клубу кредиторов в августе 2006 г.

Стране удалось собрать значительные золотовалютные резервы. С 2006 по 2008 гг. их объем возрос с 260 млрд долл. до 484 млрд долл. По размеру золотовалютного резерва Российская Федерация заняла третье место, уступая только Китаю и США. Помимо этого, изъятые из экономического оборота средства аккумулировались в стабилизационном фонде, который увеличился в 7 раз и в начале 2008 г. составил 156 млрд долл. В 2005 г. был учрежден Инвестиционный фонд, средства которого предполагалось задействовать для инвестиций в российскую экономику. Объем фонда был определен в 70 млрд рублей.

Важным элементом стратегии в эти годы становится развитие государственных корпораций. Усиление роли государства в ряде ключевых отраслей, по замыслу инициаторов их создания, должно было привести к улучшению инвестиционного климата, структурной перестройке ряда отраслей, увеличению производства. Еще одним рычагом государственного влияния на экономику становятся Федеральные целевые программы, финансирование которых постоянно росло.

Развитие Российской Федерации в 2004—2008 гг. сталкивалось с некоторыми негативными тенденциями, трудностями и критическими ситуациями. Так, наметившаяся стабильность в обществе оказалась под угрозой после вступления 1 января 2005 г. в действие 122-го федерального закона, больше известного как закон о монетизации льгот.

Формально провозглашалась замена натуральных льгот денежными выплатами. Однако в большинстве случаев денежные компенсации были столь незначительны, что многие, кого это коснулось, заговорили об отмене льгот. Реакция общества заставила власти пересмотреть темпы и методы реформ, временно сохранить наиболее чувствительные для населения льготы, такие как бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатное снабжение лекарствами, снижение тарифов ЖКХ.

Тяжелые последствия для всей страны имела трагедия, разыгравшаяся в небольшом североосетинском городе Беслан. В день знаний 1 сентября 2004 г. боевики захватили заложников в школе № 1 этого города. В руках террористов в течение трех дней находилось 1128 человек — учащиеся этой школы, их родственники, друзья, сотрудники школы. Люди содержались в невыносимых условиях, многие были убиты за любые попытки неповиновения. Переговоры с бандитами результатов не принесли.

Последствием теракта стала гибель 350 человек. Почти половина погибших были дети. Выполняя свой долг, погибло также несколько военнослужащих, участвовавших в штурме школы. Более 500 человек были ранены. Уже 4 сентября 2004 г. прозвучало обращение к народу президента Путина: «Мы обязаны создать гораздо более эффективную систему безопасности, — заявил он, — потребовать от наших правоохранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся угроз. Но самое главное — это мобилизация населения перед общей опасностью» (Ссылка?). Вскоре были приняты меры, направленные на укрепление вертикали исполнительной власти, реформирование федеративных отношений, создание эффективной системы безопасности. Среди прочего были предприняты шаги по усилению роли в политической системе страны политических партий, а также отмена выборов губернаторов населением регионов.

В центре внимания российского руководства в 2004—2008 гг. оставались не только вопросы внутренней, но и внешней политики. Одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации оставались интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Основными рычагами консолидации в эти годы оставались экономическое <

Наши рекомендации