СССР в послевоенном мире (1953-1985 гг.): главные события внутренней и внешней политики при Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове, К.У. Черненко.

Истоки, причины и главные задачи «холодной войны»:

После окончания второй мировой войны противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиций (СССР, США, Англия) вспыхнули с новой силой.

1946 г.: речь великобританского премьер-министра Черчилля: «призыв к сдерживанию СССР, представляющего угрозу для западной демократии». 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества к послевоенной конфронтации стран , получивший название «холодной войны» и в течении 50 лет определившей международную политику в мировом сообществе.

«Холодная война»: это политическая, экономическая, идеологическая и отчасти военная конфронтация между государствами и системами.

Цели холодной войны в отношении СССР:

- не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (политика сдерживания коммунизма);

- оттеснить политическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (политика отбрасывания).

Основные направления «холодной войны» против СССР:

- оказать экономическую помощь странами Европы, поставив их экономику в зависимости от США ( «план Маршалла»);

- создать военно-политический союз стран Европы во главе США (НАТО 1949 г.);

- разместить у границ СССР сеть военных баз США (Греция, Турция);

- поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока;

- крайний случай: использование своих вооруженных сил для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния.

Ведение «холодной войны»:

1). Символ раскола мира на две противостояния системы «системы капитализма» и «системы социализма»: раскол Германии на два государства ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.).

2). Разворачивание СССР помощи социалистическим странам: экономической: Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.) и военной: Организации Варшавского Договора (1955 г.). Создание военно-политического блока капиталистических стран (НАТО 1949 г.).

3). Самое грозное советско-американское противостояние в годы «Холодной войны»: война в Кореи (1950-1953 гг.). Корея так и осталась на два противостоящих государства как символ раскола на две системы на азиатском континенте.

Хрущев Н.С.

Реформаторский курс Хрущева:

- реабилитация жертв репрессий:

- осуждение всех преступлений связанных с культом личности Сталина;

- открыто свободное посещение Кремля;

- реорганизация ЛЛГБ в КГБ как репрессивного органа сопровождалась сменой кадров;

- личные поездки Хрущева по стране;

- отстранение от власти сталинского окружения;

- ликвидация ГУЛАГов и возращение репрессированных домой.

Восстановление национальной автономии:

- в составе РСФСР восстановлена Чечено-Ингушская АССР;

- образованна Калмыцкая автономная республика;

- образована Кабардино-Балкарская АССР.

Основные направления в решении народно-хозяйственных проблем:

- попытки сломать командно - бюрократические методы управления;

- большие внимания стало уделяться сельскому хозяйству, легкой промышленности;

- главным оставался социалистический механизм хозяйствования: государственная собственность, государственное распределение, полное руководство государством всей хозяйственной жизнью;

- колхозники начали получать получку ежемесячно;

- 1950 гг.: вступление СССР в эпоху научно-технической революции (НТР);

- 1961 г.: полет Ю.А. Гагарина в Космос, введен в строй атомный ледокол «Ленин»;

- 1954 г.: начало освоения целины целинных земель в Казахстане, Поволжье, Урале;

- декабрь 1950 гг.: реформа управления народным хозяйством: ликвидация министерств и создание совнархозов, руководство экономикой начало осуществляться из области.

Социальные направления и их реализация:

* произошел существенный подъем жизненного уровня народа;

* начало массового жилищного строительства: семьи начали получать отдельные квартиры.

Итоги периода Хрущева и его оценка:

- положительное: этот период называли «оттепелью». Сделаны значительные шаги по превращению страны из тоталитарной в авторитарную. Прекращение массовых репрессий, «мягче» становилось давление партийно-государственного аппарата на все стороны жизни и деятельности граждан. Улучшение положения колхозников, повышения уровня жизни советского народа;

- отрицательное: основной метод проведения административный. Ограниченность реформ чувствовала давление старого» партийно-государственного аппарата и административными методами их реализации в жизнь.

Противоречивость и непоследовательность реформистского курса Хрущева:

- с начала 1960 гг.: неспособность руководства страны административными методами обеспечивать развитие экономики;

- реформы Хрущева не давали должной отдачи;

- возврат к старому: возрождение министерств и Высшего Совета народного хозяйства;

- начинания Хрущева были противоречивы и непоследовательны и обречены на неудачу, так как, они сводились к одним призывам и административным методам управления.

Брежнев Л.И.

Основные положения хозяйственной реформы 1965 г.:

- сократить число планируемых показателей, укрепить хозяйственный расчет предприятий и оставлять в их распоряжении большую часть прибыли, перестроить систему ценообразования;

- переход от административных к экономическим методам хозяйствования, установление прямых связей между предприятиями;

- новая оценка хозяйственной деятельности предприятий;

- из полученной прибыли работникам могла выдаваться дополнительная 13-ая заработная плата (премия).

Причины неудачи экономической реформы 1965 г.:

1). Многие рекомендации носили чисто формальный характер, что позволило директивной экономике нейтрализовать меры по реформированию экономики, началось свертывание экономической демократии.

2). Большая часть хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху и владела командными методами управления, которые не «вписывались» в реформу.

3). Уничтожение рыночных отношений: они объявлялись антисоциалистическими, в теории и практике господствовало тотальное планирование.

Возникновение механизмов торможения в экономике:

- рост промышленного производства идет за счет количества, а не за счет повышения производительности труда (экстенсивный метод развития экономики);

- перемещение добычи нефтегазового сырья в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока и удорожание его добывания и перекачки его в другие страны;

- падение качества товаров СССР и их неконкурентоспособность на мировом рынке;

- закупка многих товаров за рубежом и рост внешнего финансового долга СССР;

- отвержение любых рыночных элементов в экономике страны;

- попытка исправить создавшееся положение административными методами: стремительный рост

количества министерств, ведомств и управленцев.

Основные направления свертывания демократических начинаний:

- принятие большого количества законов, но все они носят декларативный характер;

- распространение среди населения правового отрицания;

- свертывание демократических преобразований, отсутствие гласности, нарушение законности и социальной справедливости, рост оппозиции власти и дисиденство (инакомыслие);

- любая критика КПСС и советского государства жестоко подавляется;

- рост социальных и национальных проблем в Республиках и регионах СССР;

- культ личности Л.И.Брежнева.

Развитие отношений с капиталистическими странами:

- 1968-1971 гг.: СССР, США, Англия подписание Договоров о нераспространении ядерного оружия, запрещение размещения атомного оружия на дне морей и океанов;

- установление прямой телефонной связи между Москвой, Лондоном, Парижем, Вашингтоном;

-1970 гг.: встречи Никсона и Брежнева: заключение Договоров об ОСВ-1, ОСВ-2 и подземных испытаний ядерных зарядов;

- закончена война во Вьетнаме, Лаосе, Камбоджи.

Достижения и просчеты СССР в отношениях с социалистическими странами:

= 1970 г.: период активного международного сотрудничества СССР с социалистическими странами;

= 1971 г.: по линии СЭВ принимается комплексная программа социально-экономической интеграции социалистических стран;

= 1971-1975 гг.: частые встречи руководителей социалистических стран в неофициальной обстановке, которые носили, как правило, парадный, малоконструктивный характер.

Андропов Ю.В. (1982 - 1984 гг.).

1). Резко сократил государственные должности: начал умеренную и осторожную чистку партий­ного и государственного аппарата, включая органы безопасности.

2). Борьба за улучшение экономического положения государства, развёрнутая Андроповым, началась с широкомасштабной кампании по укреплению трудовой дисциплины: силовые органы стали применять меры, жёсткость которых населению показалась необычной.

3). Дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле.

4). В годы правления Андропова заметно увеличилось число лиц, осуждённых за уголовные преступления.

5). 1983 г. Ю. В. Андропов поручил М. С. Горбачёву и Н. И. Рыжкову начать подготовку экономической реформы. Краеугольным камнем развития страны является положение об экономии, о рачительном использовании материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Звучит идея об ускорении «прогресса производительных сил»: необходим переход «отечественной экономики к интенсивному развитию», к соединению «на деле преимуществ нашего социалистического строя с достижениями научно-технической революции».

6). Андропов обозначил свой реформаторский курс: необходимо познать по-настоящему страну и общество, дать грамотную, научную диагностику сложнейших явлений, которые на протяжении десятилетий переживал Советский Союз.

7). 1983 года был принят «Закон о трудовых коллективах»: членам трудовых коллективов позволялось теперь участвовать в обсуждении планов, коллективных договоров, определении принципов расходования фондов оплаты труда на предприятиях. Голос трудовых коллективов в большинстве случаев определялся как совещательный.

8). 1983 г.: принято Постановление Правительства «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы», положившее начало так широкомасштабному экономическому эксперименту. Оно в и расширяло права руководителей предприятий в расходовании фондов и усилило зависимость зарплаты от объёмов сбыта выпускаемой продукции.

9). 1983 г.: принято постановление «Об усилении работы по укреплению социалистической

дисциплины труда», в котором говорилось: «Неспособность руководителя обеспечить надлежащую дисциплину труда на полученном участке работы должна расцениваться как несоответствие занимаемой должности». Постановление запрещало проведение в рабочее время «различных собраний», которые, таким образом, переносились на свободное время работника.

10).1983 г.: Постановление «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве», которое предписывало снимать с производства изделия, которые не пройдут аттестацию по высшей или первой категории качества и предопределившее стратегию ускорения. В 1985-1986 гг. планировалось произвести массированную модернизацию производства.

11). В области внешней политики Андропов стремился к разумным компромиссам с внешнеполитическими противниками СССР, но в условиях открытого недоверия СССР и США друг к другу такой компромисс не состоялся.

12). Андропов формально находился у власти 15 месяцев. Он хотел реформировать Советский Союз, пытаясь преодолеть надвигавшийся социально-экономический кризис, но не успел завершить начатое. Андропов был активным борцом против многочисленных привилегий, которыми пользовались работники партийного и государственного аппарата: он подал личный пример, отказавшись от значительной их части. У значительной части граждан короткая «эпоха Андропова» вызывала поддержку и сочувствие.

Черненко К.У. (1984 -1985 гг.).

- 1984 г. К. У. Черненко единогласно был выбран Генеральным секретарем ЦК КПСС: 72-летний Черненко был уже очень тяжело болен, и выглядел как промежуточная фигура;

- попытки реформировать школьное образование и усилить роль профсоюзов, однако данные проекты так и не были доведены до конца и потерпели неудачу;

- «фантастические» проекты: идея поворота вспять северные реки для обогрева территории Сибири;

- официально введен праздник - День знаний, который до сих пор отмечается в России 1 сентября;

- усилена борьба с самодеятельными эстрадными группами, преимущественно с теми, кто исполнял рок-музыку: недопустимость подобных явлений на советской эстраде, поскольку тексты песен имели «сомнительную ценность» и наносили «идейный вред»;

- сфера международных отношений: потепление отношений с Китаем, с США Америки найти какие-либо точки соприкосновения в политической сфере не удавалось;

- внутриполитическая жизнь: изменений в составе Совета Министров и Политбюро не произошло, все ключевые должности сохранились за их владельцами. Зато были продолжены начатые при Андропове репрессии против высокопоставленных коррупционеров;

- сам Черненко руководящие функции практически не исполнял, его находилось в весьма плачевном состоянии: как самостоятельная политическая фигура он не рассматривался и был в глазах членов высшего руководства партии «проходным вариантом».

Четвертая русская революция и крушение мирового коммунизма (1985-1990 гг.). М.С. Горбачев и «перестройка». Распад СССР. Б.Н. Ельцин и либерально-буржуазные преобразования в России. Изменения международного положения страны.

Горбачев М.С. и перестройка.

Перестройка в СССР, этапы:

I этап: 1985-1986 гг.; II этап: 1987-1988 гг.; III этап: 1988-1991 гг..

Причины необходимости перестройки в СССР:

- падение темпов роста производства;

- неэффективность хозяйственного механизма в целом;

- болезненное восприятие населением нерешенных социальных проблем: нехватка жилья, и т.д;

- утрачивание авторитета власти в глазах общества;

- резкое изменение идейных и нравственных ценностей в среде молодежи: алкоголизм, наркомания, преступность, и т. д;

- давление партийно-бюрократической верхушки на интеллигенцию;

- претензии рабочих и крестьян по оплате труда и социальному обеспечению жизнедеятельности.

Основные направления реформирования общества:

1) достижение качественно нового состояния общества;

2) необходимость ускорения социально-экономического развития;

3) демократизация общественной жизни и государственного управления;

4) решение национального вопроса в СССР.

Возникновение оппозиции. Раскол в КПСС.

1998 г. XIX всесоюзная партийная конференция: Коммунистическая партия отказалась от монополии на власть и выразила готовность передать ее функции Советам. Начался процесс формирования оппозиции под крылом высшей власти в лице общественных движений, клубов, объединений претендующих на роль политических партий. Май - июнь 1989 гг.: инициаторы перестройки теряют контроль под общественными силами.

Создание двух центров власти в СССР: Горбачев президент СССР и Ельцин президент РСФСР.

Кризисная ситуация в экономике к началу 1990-х годов:

Идея перевода жесткого централизованного, планово - государственного хозяйства на рыночную товаро-денежную основу - основная линия перестройки.

I этап: 1987 г.: принятие закона «О государственном предприятии»;

1988 г.: принятие закона «О кооперации».

Итоги первого периода:

- формирование частного сектора в экономике;

- все больше людей вовлекается в индивидуальную частную деятельность;

- развитие «теневой экономике».

II этап 1990 г.:

Принятие закона «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР».

Принятие «Программа 500 дней» (Явлинский и Шаталин): план и рынок не могут существовать вместе. Предлагали программу поэтапной «приватизации» экономики: предусматривали не только сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти (была отклонена).

Последствия и итоги проводимых экономических реформ:

1) ни одна из проводимых реформ не дала положительных результатов;

2) сокращение производства в сельской промышленности;

3) усиление инфляции;

4) нормирование в распределении продуктов.

Проводимые непродуманные реформы экономики привели к экономическому кризису.

Кризис в политике к началу 1990 года:

- III Съезд народных депутатов СССР: изъято положение о КПСС, как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы;

- рост оппозиции и начало процесса распада КПСС и СССР;

- декабрь 1989 г. - апрель 1990 г.: заявили о своем выходе из КПСС коммунистические партии прибалтийских республик (Литва, Латвия, Эстония);

- процесс раскола КПСС на две партии: коммунистическую и социал-демократическую;

- август 1991 г.: «августовский путч» приостановка и запрет компартии на территории России.

Распад СССР:

* 1990 г.: объявление Литвы об отмене действия Конституции СССР на территории республики и восстановление суверенного Литовского государства;

* август 1990 г.: заявление Латвии и Эстонии о выходе из СССР;

* январь 1991 г.: обращение Горбачева с призывом восстановить действие Конституции СССР на территории прибалтийских республик и их отказ.

Принятие попыток обновления СССР:

- проведение Горбачевым всенародного референдума «Быть СССР или нет?» 17.03.1991 г. 76, 4 % народа проголосовали за сохранение СССР;

- в переговорах с Президентом СССР по выработке нового союзного договора согласились участвовать руководители 9 республик;

- проект договора был готов и его подписание назначено на 20.08.1991 г.: каждая республика это суеверное государство и значительно увеличиваются их права. Центр управления превращался в координирующий орган и в его ведение оставались вопросы: обороны, финансов, внутренних дел, сокращенно налоговой и социальной политики. Остальные властные полномочия передавались республикам.

19.08.1991 г.: воспользовавшись отсутствием президента СССР группа деятелей из высшего руководства России заявила что Президент болен и не может управлять страной. Власть в свои руки взял Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧП). В манифесте ГКЧП говорилось о беспорядках в стране, разрушенной экономике, необходимости навести порядок.

Направление работы и планы ГКЧП:

- расформирование структур власти действующих вопреки Конституции 1977 г.;

- приостановление деятельности оппозиционных партий;

- запрет митингов и деятельности оппозиционных партий;

- контроль за средствами массовой информации;

- введение чрезвычайного положения в отдельных регионах;

- поддержка частной собственности;

- повышение заработной платы;

- обеспечение всех нуждающихся жильем.

В Москву были введены войска, в целом по стране было спокойствие. Ельцину удалось организовать сопротивление ГКЧП, он обратился к народу с призывом начать всеобщую забастовку и назвал действия ГКЧП военным переворотом. Члены ГКЧП были арестованы, в 1994 г. Государственная Дума амнистировала их.

Процесс распада СССР стал необратимым. Очередной съезд народных депутатов заявил о самороспуске. 08.12. 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) руководители России, Украины, Белоруссии, (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) объявили о самороспуске СССР и подписали соглашение о создании Содружества Независимых государств (СНГ). Поставленные перед свершившимся фактом к соглашению к образованию СНГ присоединились лидеры республик.

Ельцин Б.Н. и либерально-буржуазные преобразования в России.

Ход действия выборов президента РФ в 1996 г.:

- выдвижение кандидатов на должность Президента РФ: о своём намерении избираться на 2-ой срок объявил Ельцин в феврале 1996 г.;

- проведение беспрецедентной по своим масштабам агитационной - пропагандистской компании в поддержку действующего Президента. Перед избирателями была нарисована картинка: построение новой государственности на демократических налогах и рыночные отношения или назад в «коммунистическое прошлое»;

- июня - июль 1996 г.: проведенные 2 тура выборов принесли победу Ельцину. Таким образом, был избран президент РФ) и граждане выступили за поддержку проводимого курса социально - экономических реформ.

Проведение курса российского правительства на радикальные экономические реформы:

1). Либерализация экономики:

- объявление об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г.;

- ограничение и отмена центрального распределения сырья и продуктов;

- отмена государственного оказания помощи предприятиям и перевод их на полное обеспечение;

- насыщение рынка товарами народного потребления;

- открытие границ внешней торговли и широкое проникновение иностранных товаров на российский рынок.

Итоги: рост цен, падение спроса на отечественную продукцию, из-за перенасыщения российского рынка иностранными товарами, массовые закрытия предприятий.

2). Приватизация (перевод государственной собственности в частную):

- 1 этап 1992-1993 гг.: выдача всем гражданам России части государственной собственности стоимостью в 10 тысяч рублей в виде приватизационного чека (ваучер);

- 2 этап: приватизация государственных предприятий через их акционирование;

- 1994 г.: начало свободной продажи акционированных предприятий и перераспределение собственности.

Итоги: подавляющая часть бывшего национального состояния России сосредоточилось в руках менее, чем 10% населения страны (олигархи).

3). Аграрная политика:

- превращение колхозов и совхозов в деревенские хозяйства;

- превращение колхозов и совхозов в фермерские общества.

Итоги: нерешённость вопроса о передачи земель в частную собственность, закупка продовольствия за рубежом, недостаточная техническая оснащенность сельского хозяйства, нехватка финансовых ресурсов.

4). Социальная политика.

Проводимая политика экономического либерализма (свободного отпуска цен) предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самого населения:

- сокращение расходов государства на здравоохранение, оборудование, культуру и т.д;

- рост безработицы;

- социальная независимость населения;

- увеличение социального расслоения граждан;

Итоги: резкое ухудшение жизненного уровня населения.

Вывод: в результате проводимой социально - экономической реформы («шоковая терапия») не были достигнуты намеченные показатели и во всех областях хозяйства и политики возникли кризисные явления. Итогом стало политическое противостояние Президента РФ (Ельцина) и Верховного Совета, смена высших органов государственной власти.

Этапы формирования внешней политики:

1. 1992 - 1993 годы: интенсивный поиск главных направлений во внешней политике России в связи с распадом системы «Восток- Запад», лидерами которой является СССР и США;

2. 1994 - 1997 годы: взаимодействие с политикой внешних стран мира, вхождение России в мировую экономическую систему, повышение её роли в деятельности международных организаций.

Основные направления внешней политики России на современном этапе:

- развитие отношений с ведущими странами мира;

- становление и развитие отношений с бывшими советниками республиками («ближнее зарубежье»);

- повышение роли России на международной арке и её участие в работе международных организаций;

Россия и СНГ (Сотрудничество Независимых Государств):

- подписание законодательных документов регламентирующих взаимоотношения стран СНГ;

- подписание Договора о коллективной безопасности стран членов СНГ;

- подписание Устава Сотрудничества СНГ;

- оказание Россией миротворческой военной помощи странам СНГ: Таджикистан, Абхазия, Осетия;

- вывод Российских войск: с Армении, Молдавии, Грузии и т.д;

Место России в современных международных отношениях:

- великая могучая держава с высоким международным авторитетом мнение которой высоко ценится в международных кругах;

- имеет место постоянного члена Совета Безопасности ООН (одна из немногих стран мира имеет «Право вето», то есть, голосовать против всех и решение не будет принято из-за этого голоса Росси «против»);

- великая ядерная держава.

Наши рекомендации