Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

В рамках Экономического и Социального Совета ООН был учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27 государств. Одна из его функций — проведение раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1992 г. приступила к работе Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Целями Интерпола являются:

а) обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках внутреннего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной (в отличие от политической) преступности и борьбе с ней.

Основные направления деятельности:

- борьба с преступлениями против личности и собственности;

- борьба с организованной преступностью и терроризмом;

- борьба с незаконной торговлей оружием, наркотиками, драгоценными металлами и камнями;

- борьба с торговлей людьми, проституцией;

- борьба с преступлениями сексуального и иного характера в отношении несовершеннолетних;

- борьба с мошенничеством и фальшивомонетничеством;

- борьба с преступлениями в сфере экономики и кредитно-финансовой области.

НЦБ РФ (Национальное центральное Бюро Интерпола) представляет собой координационный центр:

1) направляет в Генеральный секретариат и НЦБ иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления;

2) принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств запросов органов РФ;

3) направляет поступившие из Интерпола и НЦБ иностранных государств и подлежащие исполнению на территории РФ запросы в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ.

67. Международные уголовные судебные учреждения: общая характеристика.

Современное международное уголовное право, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН. Примеры:

1. Первый Международный военный трибунал (Нюрнбергский процесс)

2. Второй Международный военный трибунал (Токийский процесс)

3. Международный трибунал по бывшей Югославии

4. Международный трибунал по Руанде

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.

Составы преступлений:

1. Геноцид

2. Преступления против человечности

3. Военные преступления

68. Правовая помощь: понятие, виды. Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.

Правовая помощь включает в себя три составляющих:

а) юридическое основание правовой помощи — международный договор или "принцип взаимности";

б) фактическое основание — запрос учреждения юстиции иностранных государств или международной правоохранительной организации;

в) содержание — уголовно-процессуальные действия (для России — действия, предусмотренные УПК РФ).

Правовая помощь по уголовным делам – международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью.

Причины отказа:

1. если запрашиваемое государство полагает, что это нанесет ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным важным интересам общества;

2. если помощь несовместима с его законами;

3. если совершенное деяние является преступлением лишь по военному праву.

В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла также типовой договор о передаче уголовного преследования. Главная область применения - случаи, когда обвиняемый возвратился в государство своего гражданства и выдача его невозможна, поскольку не допускается законом. В таких случаях может иметь место передача уголовного преследования государству гражданства обвиняемого, разумеется, при условии, что деяние считается преступным в обоих государствах.

Конвенции предусматривают альтернативную процедуру реализации юрисдикции: государство либо выдает предполагаемого преступника заинтересованному, требующему выдачи государству, либо осуществляет в отношении такого лица уголовное преследование на основе собственного законодательства.

Политическое убежище — особый правовой статус, предоставляемый лицу, которое по определённым причинам преследуется у себя на родине.

Выдача - это передача обвиняемого или осужденного лица государством, на территории которого оно находится, государству, в котором оно считается совершившим преступление или в котором было осуждено.

Наши рекомендации