Определение суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Таким образом, содержанием судебного контроля является проверка судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов управления (должностных лиц) требованиям законности.
Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляют хозяйственные суды Республики Беларусь.
Систему хозяйственных судов составляют: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь: хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суда (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях зашиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
Контроль за деятельностью органов государственного управления хозяйственные суды осуществляют в специфической форме на основе Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" от 9 декабря 1998 года и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года.
Хозяйственные суды осуществляют судебную власть при разрешении дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
К делам по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений и подведомственным хозяйственному суду, относятся:
· о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
· об обжаловании отказа в государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством Республики Беларусь;
· о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций, если законодательством не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;
· о возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта;
· о ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
· об отказе в выдаче (продлении) лицензии и др.
Хозяйственный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного либо иного органа Конституции Республики Беларусь или другим законодательным актам, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с правовыми нормами, имеющими большую юридическую силу, и ставит в установленном порядке вопрос о признании соответствующего нормативного акта неконституционным либо принимает меры по признанию ненормативного акта недействительным.
Хозяйственный суд принимает судебные постановления в форме решений, определений, постановлений, приказов.
Вступивший в законную силу судебный акт, а также, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие судебные обращения обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь.
Неисполнение судебных актов, а равно иное проявление неуважения к хозяйственному суду влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Хозяйственный суд ведет работу по предупреждению нарушений законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях при выполнении договорных обязательство. В этих целях он:
· ведет анализ данных и материалов, характеризующих причины нарушения законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях, разрабатывает и принимает меры в пределах своей компетенции по их устранению;
· ведет пропаганду хозяйственного законодательства;
· информирует в установленном порядке о нарушениях законодательства, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, Президента, Национальное собрание, Совет Министров и другие заинтересованные органы Республики Беларусь.
Если в результате спора будут выявлены нарушения закона и иных нормативных правовых актов со стороны органа государственного управления, должностного лица, хозяйственный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.
Частные определения хозяйственного суда обязательны для исполнения организациями и гражданами, которым они направлены. Информация о мерах, принятых по материалам частного определения, направляется в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента поступления сообщения.
Контрольные вопросы по теме 10:
1. Каковы способы обеспечения законности в сфере государственного управления?
2. Какие виды контроля Вы знаете, какие органы их осуществляют?
3. Какова сущность президентского контроля?
4. Что представляет сбой контроль органов законодательной власти?
5. В чем выражаются особенности контроля органов судебной власти?
6. Что понимается под административным надзором, какие органы его осуществляют?
7. Каковы формы реагирования прокурора на нарушения законности?
8. В чем сходство и различие прокурорского и административного надзора?
9. Какими обстоятельствами обусловлено значение законности в сфере государственного управления?
10. В чем заключается сущность законности?