Социоанализ юридической нормы379
Если считать, что существует частный антропологический уровень самообладания как власти и есть пространство для употребления этой власти как предельного усилия, направленного на достижение блага, то можно предположить, и это предположение вполне оправдывается, что эти формы н способы могут быть неправильно использованы и право Другого будет нарушено. Вместе с тем. Другой может быть расценен в случае такого противоречивого действия и представления не как субъект, а как предмет, объект посягательства, поскольку как субъект и личность он принципиально отвергается. Поэтому наряду с приемлемостью как определенным отношением к действительности существует так называемая преступная установка в поведении личности, которая не приемлет существования другого человека как простого эмпирического факта Эта установка также естественна, как импульс на предотвращение препятствия в достижении блага в универсально аксиологическом его понимании, с точки зрения представления о достоинстве личности как таковом. Естественно это связано с коренным антропологическим основанием — имущественным благом, сферой гражданского оборота и отношениями собственности.
Здесь речь может идти о двух модификациях разрушения, имеющих различные основания: преодоление препятствия в доступе к благу и использование человека как вещи, несовместимости существования одного человека с другим. Такое состояние находит свое выражение в таком негативно-аксиологическом феномене, как ре-сентимент, когда человек становится препятствием для другого человека в его простой экспозиции по отношению к социальному окружению:
«Вообще всякий образ мыслей, наделяющий отрицание и причину творческой силой, втайне питается ядом ресентимента, хотя и в несколько меньшей мере. Ресентиментом пронизан тот тип мышления (для части новой философии он стал прямо-таки "конститутивным"), который "данным"' и '"истинным'' считает не очевидное само по себе, а лишь тот X, что утверждает себя в противоположность критике и сомнениям. — так называемое "несомненное"' и "'бесспорное".
Зависть, недоброжелательность, злоба, тайная жажда мести наполняют глубины души, находящегося во власти ресентимента человека, не имея никакой связи с определенными объектами: они уже
380____________________________________________________ Глава 3
стали твердыми установками, направляющими инстинктивное, не зависимое от сферы произвольных желаний внимания на такие явления окружающего мира, которые могут дать материал для типичных форм выражения указанных выше аффектов. Мир человека, находящегося во власти ресентимента, структурируется в начале по совершенно определенным ценностям жизни, независимо от тех конкретных объектов, что попадают в поле его восприятия В нем зарождается нечто такое, что пробуждает желание хулить, ниспровергать, унижать, и он цепляется за любой феномен. Чтобы через его отрицание хоть как-то себя проявить. Так, оправдывая внутреннюю конституцию своего ценностного переживания, ресентиментный тип непроизвольно "обесценивает"' бытие и мир».
Под ресентиментом в данном случае понимается универсальное распространение в обществе системы рациональной аксиологии, связанной с идеями свободы, равенства и права на соответствующую полноту обретения блага, которое может быть доступно для индивида в условиях гражданского общества.
Естественно, такого типа сознания нельзя представить в условиях повседневной жизни архаических обществ древности, основанных на кастовом, бюрократическом или сословном делении Там этот всеобщий горизонт рационального благосозидания отсутствовал, он был локализован в рамках дискретности общества и его деления на различные группы. Но это не значит, что ресентимент в них отсутствовал вообще, он просто локализовался не на уровне индивида, а на уровне иерархического построения общественной жизни и перераспределялся в рамках линейного подъема сначала внутри сословия, а затем в смежном пограничном пространстве связей и контактов между сословиями. Иными словами, сила ресентимента перераспределялась в этих социальных локализациях, и только в буржуазную эпох\' она была сфокусирована, например марксизмом в идее непримиримого антагонизма между буржуазией и пролетариатом, что и привело в конечном счете к возникновению такого феномена, как «восстание масс». В связи с тем. что установление какой-либо нормы взаимодействия между этими классами невозможно, неизбежным выходом из этого конфликта могла быть только революция как радикальный разрыв с настоящим положением дел и сме-
3 Шелер М. Рессентимент в структуре моралей СПб., 1999 С. 47, 59, 60.