Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 2 страница

В США НПО берут на себя ряд государственных функций, особенно в сфере социально-культурного развития, активно участвуют в формировании реальной политики государства и в борьбе с бедностью.

Правительство США направляет практически треть всех расходов бюджета на социально-культурные нужды. В Германии подобные организации играют роль инструмента для сглаживания противоречий между бедными и богатыми. Здесь в неправительственном секторе занято более
2 млн граждан. В Великобритании зарегистрировано почти 200 тыс. благотворительных организаций. В Нидерландах НПО финансируют сами себя за счет членских взносов. В Корее насчитывается около 20000 организаций гражданского общества. В Гонконге большинство НПО получает 70–80% своего дохода от прямого государственного финансирования.
В России функционирует более 300 тыс. НПО, в которых работают 2 млн россиян. В Кыргызстане сегодня около 2000 НПО, и они берут на себя все больше социальных инициатив [23].

В ряде стран правительства ограничивают действия НПО. Например, в Аргентине, Эквадоре, Японии, Южной Корее и Тайване они могут быть зарегистрированы только в том случае, если соответствующее министерство решит, что цели, для реализации которых создается данное НПО, будут способствовать общественному благосостоянию.

На конец 2001 г. в Казахстане было зарегистрировано 1767 НПО. Можно выделить следующие этапы становления неправительственных организаций. Первый этап охватывает период с конца 1980-х по 1994 гг., когда НПО были в основном правозащитного направления. Второй этап – с 1994 по 1997 г. Здесь НПО дифференцируются уже по видам деятельности. Третий этап начинается с 1998 г. и продолжается по настоящее время, характеризуясь конкретной постановкой вопроса о реализации механизма взаимодействия государства с НПО. В начале 2001 г. был принят закон «О некоммерческих организациях», через два года Правительством Республики Казахстан была одобрена Программа государственной поддержки неправительственных организаций.

Неправительственные организации объединяют наиболее социально-активную часть населения, очень часто с высоким уровнем образования. По экспертным оценкам, в Казахстане уже сложились достаточно устойчивые группы некоммерческих организаций по различным направлениям: экономическими проблемами занимаются порядка 15% от всех НПО;
правозащитными – 8%; проблемами гендерного неравенства и детско-молодежными – 14%; медицинскими, а также сферы культуры, искусства, науки и образования – 13%; проблемами социальной поддержки и инвалидов – 7%; поддержки общественных инициатив – 6%. Такое распределение разительно отличается от США, где 25% НПО работает в сфере оказания социальных услуг, 19% – здравоохранения, 14% – культуры, 12% – благотворительности, 10% – помощи и развития, 9% – религиозной деятельность, 6% – образования, 5% – охраны природы [6, c. 46].

С точки зрения взаимоотношения с национальными властями, все сообщество НПО условно можно классифицировать следующим образом: традиционные; созданные по прямой инициативе правительства, прямо ассоциированные в международные союзы; организованные политической оппозицией; служащие защите общественно значимых инициатив; созданные для решения местных задач и центры общественной политики.

Роль и значение НПО в структуре гражданского общества заключается, в основном, в их способности формировать и продвигать гражданские инициативы. Данные организации играют роль своего рода посредника между государством, бизнесом и обществом.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 2 страница - student2.ru Добровольчество – важный компонент любой стратегии, нацеленной на уменьшение масштабов нищеты, обеспечение устойчивого развития и социальной интеграции, в частности, на преодоление социального отчуждения и дискриминации [24]. Добровольчество отличается от других видов социальной и экономической деятельности по трем основным критериям. Во-первых, добровольчество включает в себя все виды деятельности, осуществляемые на добровольных началах и по собственному желанию индивидуума. Во-вторых, оно представляет собой фундаментальный путь, по которому отдельные личности или группы, имеющие одинаковые интересы, принимают участие в общественной жизни, инициируя сотрудничество и создавая мосты между отдельными группами и заинтересованными лицами общества. Третьим критерием является тот факт, что волонтерская деятельность не нацелена на получение финансовой прибыли отдельным волонтером. Индивидуумы и группы, действующие в соответствии с этими основными характеристиками добровольчества, называются волонтерами или добровольцами. Эта деятельность основана на доверии, солидарности и участии. Добровольчество представляет собой межсекторальное общественное явление, наиболее часто выступающее в третьем секторе (гражданское общество), но также имеющее место в других секторах (государственный и частный).

Можно выделить три основных направления, по которым осуществляется вклад добровольчества в человеческое развитие: а) социальное развитие; б) экономический рост; в) защита окружающей среды.

Вклад добровольчества в социальное развитие выражается через: строительство социального капитала как для отдельных личностей, так и для общества в целом; обеспечение активного участия, проявление самоинициативы и снижение пассивности; концентрацию добровольческой деятельности отдельных личностей и групп на достижение конкретных социальных и экономических целей, а также целей в области защиты окружающей среды, то есть целей, которые не могут быть достигнуты на индивидуальном уровне; развитие и усовершенствование сетевой работы групп интересов, которые в свою очередь могут вырасти в институциональные структуры, такие как профсоюзы или профессиональные ассоциации; расширение контактов между правительством и населением, увеличивающих уместность и полезность политики, проводимой правительством; восполнение пробелов в удовлетворении тех общественных потребностей, которые не обеспечиваются рынком.

Вклад добровольчества в экономический рост: в среднем, приблизительно от 25% до 28% населения многих стран вовлечено в добровольчество. При этом может быть произведено до 4,5% ВВП страны при расчете по минимальному уровню заработной платы [25, c. 7]; посредством добровольческой деятельности волонтеры совершенствуют свои навыки и улучшают знания, увеличивая тем самым способность делать экономические вклады в общество; финансовый капитал может быть повышен действиями добровольца, путем совершенствования организации и координации экономических действий, разделением труда, экспертизой; повышение образовательного уровня и здоровья бенефициариев за счет добровольческой деятельности позволяет увеличить экономическую эффективность.

Вклад добровольчества в защиту окружающей среды: добровольческая деятельность выступает движущей силой движений по защите окружающей среды, осуществляемых как на межнациональном, так и на национальном уровнях, а также эта деятельность широко поддерживается благотворительными взносами; добровольчество занимает ключевую позицию в вопросах борьбы со стихийными бедствиями (например, лесные пожары и т.п.).

Во многих частях развивающегося мира взаимная помощь и самопомощь служат основой систем социально-экономической поддержки. Начиная с небольших неформальных родственных и клановых формирований и кончая ассоциациями взаимного кредитования и благотворительными группами, коллективная добровольная деятельность имеет важное значение для благосостояния общин. Добровольчество по этим направлениям также имеет важное значение в промышленных странах, особенно в сфере здравоохранения.

Полномасштабное привлечение всех граждан к жизни общества является одним из важных компонентов надлежащего управления. Экономический вклад добровольческого труда может быть определен его долей в валовом национальном продукте страны. В таблице 3 представлены экономические показатели добровольчества по четырем странам [25, c. 4].

Таблица 3.Вклад добровольчества, 1998 г.

Страна Доходы, приносимые добровольческой деятельностью, долл. США Доля доходов от добровольческой деятельности в ВНП, %
Бангладеш 0,19
Гана 4,50
Польша 0,29
Южная Корея 0,51

Имеющиеся фактические данные свидетельствуют о существенном экономическом вкладе добровольчества. Например, исследования в Соединенных Штатах Америки показывают, что добровольная деятельность создает порядка 9 млн рабочих мест при занятости полный рабочий день, при этом ее стоимостный объем составляет 225 млрд долл. США в год; в Нидерландах на добровольную деятельность тратятся 802 млн часов в год, то есть 455 000 рабочих мест с полным рабочим днем и стоимостным эквивалентом, соответствующим сумме в размере 13,65 млрд долл. США [24, с. 4].

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 2 страница - student2.ru Реальный вес СМИ во многом зависит от их институционализации, которая предполагает обретение ими автономного от государства существования, что, в частности, выражается в появлении широкой сети независимых масс-медиа. В условиях дифференциации политических интересов и повышения возможностей их выражения различными социальными группами способность СМИ адекватно отражать эти процессы становится прямо пропорциональной расширению их поля влияния.

Становление СМИ в Казахстане во многом было связано с их взаимоотношением с государством. С одной стороны, государство должно вмешиваться в информационное пространство, особенно когда дело касается защиты государственных интересов, недопущения дестабилизации политической обстановки, а с другой – для усиления демократии в долгосрочном плане очень важной задачей является укрепление независимости масс-медиа. Нахождение оптимального варианта согласования этих приоритетов способно обеспечить действенными механизмами адекватной циркуляции информации, которая была бы незаменимым помощником в деле выражения политических интересов и требований как со стороны общества, так и государства.

Развитие СМИ и формирование демократического информационного пространства страны происходит динамичными темпами. Принято выделять несколько стадий формирования информационного пространства за прошедшие десять лет независимости республики:

· до 1991 г. – начало эпохи «гласности», критика в СМИ отдельных сторон существовавшей системы, появление первых политизированных газет и негосударственных каналов;

· 1991–1993 гг. – большое количество новых изданий различной ориентации, свобода СМИ, первый Закон о СМИ в Казахстане;

· 1993–1995 гг. – время финансовых трудностей для большинства масс-медиа;

· 1995–1998 гг. – политизация СМИ, влияние на крупные масс-медиа финансовых олигархов, определенный «откат» от демократических отношений между СМИ и властью;

· с 1999 г. – формирование цивилизованных отношений СМИ и власти, тенденция к общественному вещанию, усиление роли СМИ в избирательных процессах [24, с. 92].

Еще до объявления суверенитета Казахстана началось формирование демократического информационного пространства, означающего свободу слова, возможность получения и распространения информации в обществе. Появились первые частные издания. Вначале дифференциация СМИ во многом исходила из многонационального состава республики, и соответственно, разноязычной аудитории.

По настоящему взрыв появления новых изданий пришелся на 1990-е годы после принятия Закона о печати. Наряду с периодическими изданиями стали возникать независимые и частные телерадиокомпании. Среди них началась конкуренция за читателя и зрителя, что в свою очередь вело к заметному расширению тематики, поиску новых форм в подаче материалов, погоне за рекламой. В эти же годы определилось три основных направления, независимо от формы собственности, по которому СМИ республиканского и местного уровней разделились по основному признаку: общественно-политические, экономические и чисто рекламные коммерческие издания.

В 1991 г. принят Закон «О печати и других средствах массовой информации», который создал основу для реальной демократизации СМИ в новых условиях. Если до 1990 г. в стране издавалось всего 10 республиканских газет, то позже учреждены 128 негосударственных печатных изданий и 43 телерадиокомпании.

Важным стимулом для развития негосударственных СМИ стал Указ Президента Республики Казахстан 1992 г. «О защите СМИ в период перехода к рыночным отношениям». Данный закон послужил правовой основой для защиты СМИ. В 1995 г. возник первый в Казахстане медиахолдинг «Хабар», а позднее другие – КТК, 31 канал.

В 1997 г. произошло резкое сокращение числа негосударственных ТРК, поскольку была создана комиссия по распределению радиочастот. В результате из-за экономических трудностей были закрыты некоторые из ранее существовавших каналов. 1997 год запомнился тем, что руководители ведущих СМИ республики подписали кодекс журналистской этики, касающийся освещения в СМИ межнациональных отношений.

Кризисным был 1998 г., связанный с неординарным событием, когда Генеральный прокурор возбудил уголовное дело против всех СМИ страны по обвинению в «злоупотреблении свободой слова». Кстати, через год в новом Законе о СМИ было предусмотрено положение, отменяющее подобное право выносить приговоры по отношению ко всем СМИ в масштабе всего государства.

В 1999 г. стало знаменательным событием «Открытое письмо» 70 казахстанских интеллигентов по информационной политике Республики Казахстан. Авторы обращения били тревогу по поводу моральных ценностей отечественных телеканалов, их соотношения с национальными устоями, традициями казахского народа. Призывали к возвращению к истокам былой нравственности.

Принятый в 1999 г. Закон «О средствах массовой информации» гораздо демократичнее предыдущего, действовавшего с 1991 г. Законодательно полностью была ликвидирована монополия государства на СМИ. За государством остались только два рычага воздействия на масс-медиа:

· законодательный, подразумевающий право государства вмешиваться только при нарушении закона;

· система госзаказов, возникшая вследствие отхода государства от дотации масс-медиа (госзаказы подаются в виде тендера, в котором могут принять участие и коммерческие СМИ).

Хотя эти нормы значительно снизили зависимость СМИ от государства, у последнего, тем не менее, сохранились дополнительные рычаги воздействия. В частности, это проявляется в экономическом давлении на масс-медиа (здесь уместно вспомнить тендер на радиочастоты).

Еще одной прерогативой государства является обеспечение информационной безопасности республики, заключающейся в защите от проникновения во внутреннее информационное пространство недоброкачественной и подрывающей основы государственности внешней информации. Действенной мерой в этом плане призвано стать создание собственного конкурентоспособного информационного поля, с разветвленной сетью независимых и частных СМИ.

Таким образом, прошедшие десять лет независимого развития охарактеризованы существенными изменениями роли СМИ в жизни казахстанского общества. Одно увеличение их количества говорит о многом.
В 1990 г. в республике было зарегистрировано 552 средства массовой информации, в 1991 г. – их число увеличилось до 744, в 1992 г. – до 1057 и этот рост интенсивно продолжается. На 1 ноября 2002 г. в стране действуют 1754 СМИ, из которых 1167 газет, 451 журнал, 121 теле- и радиокомпания, 15 информационных агентств. С начала 2002 г. количество СМИ возросло на 14%. В структуре медиа-рынка по видам 92% занимают газеты и журналы, 7% – электронные СМИ и 1% – информационные агентства. 80% СМИ Казахстана негосударственные. Собственники 159 изданий – общественные объединения, 11 – политические партии и движения, 10 – религиозные объединения.

Одной из ярких и четко прослеживающихся тенденций развития медиа-рынка Казахстана является значительная тематическая дифференциация СМИ. Помимо общественно-политических широко издаются рекламные, научные, женские, детские, молодежные, религиозные и многие другие издания. Причем газеты, журналы, теле- и радиопередачи выходят на 11 языках. Государством к тому же осуществляется финансирование четырех национальных газет. В текущем году произошло заметное расширение ареала использования государственного языка в медиа-пространстве. На 1 ноября 2002 г. на нем в республике издавались 253 газеты и 51 журнал. Повсеместно и значительно расширился объем вещания на государственном языке электронных СМИ. Ныне соотношение «пятьдесят на пятьдесят» в полном объеме выполняют 95% действующих ТРК страны, в деятельности остальных наблюдается устойчивая позитивная динамика.

Объем вещания общенациональных теле- и радиоканалов, выполняющих госзаказ, в 2002 г. возрос на 4 475 часов, рост тиражей республиканских изданий составил более 150%. Устойчивая позитивная тенденция последних двух лет – рост объемов финансирования госзаказа и числа СМИ, стремящихся к его получению и выполнению. Так, например, в 2002 г. число периодических изданий, участвовавших в конкурсе, почти в два раза превысило число участников прошлого года [28].

Приоритеты государственной информационной политики на нынешнем этапе заключаются, прежде всего, в совершенствовании законодательной базы, определении четких и ясных правил функционирования информационного поля. Еще одним важным вопросом совершенствования законодательства станет последующая детализация нормативно-правовых аспектов регулирования деятельности СМИ в области политических отношений. В связи с усилением политической конкуренции повышается спрос на информационные услуги для ретрансляции позиций конкурирующих политических сил [5].

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 2 страница - student2.ru

Коррупция подрывает человеческое развитие по крайней мере в 3 отношениях: выступает синонимом отсутствие доверия, без которого нет веры в заявления об утверждении и обеспечении прав человека; ведет к нарушению прав человека, поскольку коррумпированные должностные лица используют имеющееся у них влияния для подтачивания прав своих оппонентов; одновременно подрывает и процесс развития, так как население не доверяет всем должностным лицам, а не только тем, которые являются коррумпированными.

Коррупция и злоупотребление властью ведут к ослаблению демократии. Деньги играют в политике особенно важную роль, поскольку могут подрывать устои демократических институтов на любом уровне, деформируя картину выборов и масштаб, в контексте которого избранные лидеры представляют своих избирателей, искажая парламентскую политику и нарушая ход функционирования судебной и исполнительной власти.
В нескольких странах политикам предъявлены обвинения в получении взяток для использования в корыстных целях. Там, где деньги играют решающую роль в политике, они обращают неравную экономическую силу в неравное политическое преимущество и подрывают принцип «один человек – один голос» [1, c. 66].

В новом столетии люди должны сами выражать свое мнение с тем, чтобы влиять на процесс принятия решений. Отчетность предполагает власть, когда люди могут не только высказать свою точку зрения в контексте официальных решений, но также имеют право привлекать к ответственности своих правителей и применять в отношении официальных лиц, которые не справляются со своими обязанностями, определенные санкции. Данное требование распространяется на всех участников общественного процесса, которые подотчетны за результаты своей деятельности перед законодательством и общественностью. В условиях демократической формы правления народ может требовать отчетность по двум направлениям: по линии деятельности гражданского общества и через представительские структуры и делегирование. В большинстве случаев формальные механизмы отчетности осуществляются на основе делегирования, важнейшим звеном которого является взаимозависимость между судебными, законодательными и исполнительными, а также специализированными и независимыми надзорными органами (комиссии по правам человека, избирательные комиссии общественных служб, омбудсмены, генеральные аудиторы и антикоррупционные органы) [1, с. 65].

Коррупция, злоупотребление властью, запугивание с помощью «рэкета», подчиненность специальным интересам – факторы ослабления демократической отчетности.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 2 страница - student2.ru Выборный процесс также можно дискредитировать за счет подтасовки результатов (Камерун – 1997 г., Гаити – 2000 г., Чад – 2001 г., Зимбабве – 2002 г., Мадагаскар – 2002 г.) [1]. Непомерные издержки при проведении выборов ведут к возникновению неравных стартовых возможностей участников политической борьбы, усиливая зависимость политиков от определенных источников финансирования. Поэтому решающее значение имеет реформа финансирования политической деятельности, связанная с повышением транспарентности, установлением четких лимитов на расходы и пожертвования, выделением государственных средств. Транспарентность предполагает четкую информацию от корпораций о своей политической деятельности, подотчетность связана с принятием корпорациями мер для решения проблем, вызывающих озабоченность общественности, подочетность обеспечивает соответствие позиций корпораций позициям тех групп, которые представляют их интересы.

В любой стране, где сектор безопасности (организации, уполномоченные применять силу, органы гражданского управления и надзора, судебные и правоохранительные органы; неофициальные силы безопасности и гражданского общества), диктует свою волю и способствует избавлению от демократической подотчетности, процесс развития человеческого потенциала будет тормозиться. Случаи вооруженного вмешательства в политическую деятельность государства распространены.

Несомненно, среди перечисленных рычагов транспарентности государственной политики решающую роль играют полномочия представительной власти. Утверждение республиканского бюджета и отчетов правительства и Счетного комитета, внесение изменений и дополнений в бюджет происходит на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в мажилисе, а затем в сенате. Бюджет страны принимается парламентом в форме закона. В случае согласия правительства с поправками депутатов к проекту республиканского бюджета парламент вправе направить его на доработку. В случае непринятия внесенного правительством проекта республиканского бюджета глава правительства вправе поставить на совместном заседании палат парламента вопрос о доверии правительству.

Парламент Казахстана имеет контрольные полномочия косвенного характера в виде утверждения отчетов Счетного комитета по контролю за исполнением государственного бюджета о его исполнении. Депутаты не раз поднимают вопрос в пользу создания Счетной палаты парламента как постоянно действующего комитета. Однако на современном этапе контрольные функции выполняют действующий Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, местные ревизионные комиссии.

К косвенным контрольным функциям парламента необходимо отнести парламентские слушания и правительственные часы. Парламентские слушания являются частью законодательного процесса, проводимые палатами парламента по вопросам своей компетенции. Они нацелены на предварительное обсуждение концепции законопроектов, получение всесторонней и объективной информации о ходе реализации законов, выполнения общенациональных и региональных программ по различным направлениям деятельности правительства, министерств и ведомств, а также углубленный анализ узловых вопросов внутренней и внешней политики государства.

На сегодняшний день наблюдается низкая степень участия при обсуждении и принятии государственных решений общественных институтов. Между тем, данная процедура эффективна во многих отношениях. Наряду с предоставлением различных альтернативных мнений, она служит открытости и прозрачности государственной политики и принятия решений.

Правительством страны предпринимаются меры по усилению полномочий местных представительных органов власти. В настоящее время в рамках реформы местного управления производится разграничение полномочий между местными представительными и исполнительными органами государственной власти в сторону расширения функций маслихатов. Принят новый Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г., разработаны проекты Концепции децентрализации государственных функций и Концепция аудита и контроля за исполнением республиканского бюджета.

Среди институтов, обеспечивающих прозрачность государственной политики и подотчетность органов власти, важная роль принадлежит избирательным комиссиям. Единую систему избирательных комиссий Республики Казахстан образуют Центральная избирательная комиссия (ЦИК), а также территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными органами, организациями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами на соответствующей территории [29].

Избирательные комиссии вносят важный вклад в институциализацию выборной демократии в республике. Именно они стояли у истоков внедрения в стране новых организационных форм рекрутирования элиты по воле избирателей. Вместе с тем, по мере дальнейшей демократизации казахстанского общества, актуальной остается задача совершенствования полномочий избиркомов в деле обеспечения прозрачности политики и подотчетности органов власти.

В этой связи, в ближайшей перспективе необходимым представляется обеспечение большей независимости избирательных комиссий. С этой позиции востребован переход к практике их формирования на местах соответствующими маслихатами. Также представляется целесообразным рассмотреть возможность введения нормы, в соответствии с которой избирательные комиссии будут создаваться только на период выборов и отвечать за соответствующие выборы.

Наряду с этими мерами, роль избиркомов в транспарентности политики и подотчетности власти повысится, если регламентировать полноправное вхождение в состав избирательных комиссий представителей участвующих в выборах партий или кандидатов, усилить ответственность за нарушение избирательного законодательства. В целом, в рамках совершенствования выборного законодательства, требуется обратить внимание на эти и иные факторы обеспечения независимости и повышения полномочий избирательных комиссий страны.

К косвенным формам контроля за подотчетностью органов власти относятся также Комиссия по правам человека при Президенте и институт Уполномоченного по правам человека.

Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан имеет статус консультативно-совещательного органа. Ее основной задачей является содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Она формируется Указом главы государства. То, что подобная Комиссия в Казахстане создана при главе государства – повышает ее значимость и обусловливает ее влиятельность.

В сентябре 2002 г. Указом Президента РК был учрежден институт Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Данный институт получил широкое распространение и имеет большое влияние в сфере защиты прав и свобод человека во многих демократических странах. Будучи институтом гражданского общества, он выполняет посреднические функции, восстанавливая «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. Это значит, что сфера деятельности Уполномоченного шире, чем сфера деятельности Комиссии по правам человека. Омбудсман оказывает помощь гражданам, побуждая различные институты государства выполнять обязанности в отношении членов общества. В целом, Комиссия по правам человека и институт омбудсмана работают в одной сфере защиты прав и свобод человека и взаимодополняют друг друга.

Для расширения прозрачности и подотчетности важно:

– разработать четкие механизмы формального политического представительства через политические партии и избирательную систему;

– укрепить механизм проверки и контроля исполнения дискреционных полномочий, разделив власть между исполнительной, судебной и законодательной ветвями, децентрализовать процессы управления;

– создать свободные и независимые средства массовой информации;

– применять ненасильственные способы урегулирования политических конфликтов.

Укрепление подотчетности и прозрачности играет стержневую роль в процессе укрепления демократических ценностей.

Выводы

1. Государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правовыми государственными учреждениями и общественными организациями для стабилизации и приспособления к изменяющимся условиям. Государство в условиях рыночной системы должно обеспечивать институционально-правовую структуру экономики и восполнять «провалы» рынка, что связывают с производством общественных благ, защитой общества от побочных эффектов экономической деятельности, корректировкой социальных последствий неравенства доходов и поддержанием экономического роста. Создание регулируемой базы в целях человеческого развития предполагает определение установок в соответствии с общественным выбором и использование традиционных инструментов политики общественного сектора (налогов, расходов, бюджета, субвенций) не только с позиций эффективности, но и в соответствии с критериями человеческого развития.

Наши рекомендации