Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности

Начатое в начале 90-х годов прошлого столетия изучение сущности безопасности личности, общества и государства обусловило дальнейшие теоретические исследования явления национальной безопасности как методологической основы для решения правовых, организационных и правоприменительных задач. В научных работах стало "модным" представлять различные суждения о национальной безопасности и ее элементах (угрозах, национальных интересах, системе обеспечения и др.), которые зачастую размывают предметную область, что неизбежно влечет за собой возникновение трудностей в дальнейших научных исследованиях. В настоящее время в юридических вузах в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования появилось новое направление подготовки специалистов "Правовое обеспечение национальной безопасности". Однако в силу своего многогранного характера и заимствования из американского лексикона национальная безопасность по-прежнему имеет неоднозначное толкование в научных кругах. Известный американский политолог А. Уолферс считал национальную безопасность "нечетким символом", который вообще не имеет определенного значения <3>.
--------------------------------
<3> Wolfers A. Discord and Collaboration. Essays on International Politics. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1962. P. 150.

С учетом сказанного предлагается обратить внимание на следующие дискуссионные аспекты, имеющие, на наш взгляд, немаловажное значение для исследований в этой сфере.
Во-первых, результативность изучения сущности национальной безопасности обусловливается корректностью определения предмета исследования, с одной стороны, доступного для изучения, а с другой - имеющего прикладную значимость. Существуют три уровня теоретического и методологического знания о безопасности - философия безопасности, специальная теория безопасности и общая теория национальной безопасности <4>. На уровне философии безопасности ее обеспечение представляет собой процесс создания и сохранения субъектом условий своего существования, при которых реализовывались бы его интересы, осуществлялись бы поставленные им цели, в основании которых лежат его ценности, обусловленные разной значимостью для него разных вещей для самореализации. Специальная теория безопасности раскрывает механизмы обеспечения безопасности человека, общества и природы в области функционирования различных социальных систем.
--------------------------------
<4> См.: Павленко С.З. Новая парадигма глобальной, региональной и национальной безопасности и ее роль в стабилизации общих систем // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы Междунар. научно-практ. конф. Т. 4. М., 1997. С. 22.

Общая теория национальной безопасности интегрирует прикладные аспекты политических, социальных, экономических, технических, гуманитарных и других наук, ориентированные на исследование сил и средств обеспечения безопасности человека, общества и государства в условиях комплексного воздействия внешних и внутренних факторов различного характера <5>. Основными задачами этой теории являются обзор научных знаний, решение методологических проблем, определение фундаментальных понятий, разработка концептуальных идей, формирование правовой основы в этой сфере.
--------------------------------
<5> См.: Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебник // Институт социально-политических исследований РАН. М.: Книга и бизнес, 2003. С. 19.

По своему теоретическому статусу общая теория национальной безопасности близка к математике, системологии, конфликтологии, кибернетике, синергетике и другим научным направлениям; ее главные ориентиры находятся в социологии, политологии, в первую очередь в юридической науке. Прежде всего эта теория должна опираться на целостную правовую систему, позволяющую адекватно реагировать на происходящие социально-политические и экономические изменения в стране, поддерживая необходимый уровень обеспечения национальной безопасности.
Во-вторых, важным в определении предметной области является разграничение обеспечения национальной безопасности как "социальной функции" и как "орудия политики". Недопустимо смешение этих понятий, что ведет к снижению эффективности и того, и другого. В определенной мере это может быть обусловлено закреплением основного понятийного аппарата ("национальная безопасность", "национальные интересы Российской Федерации", "угроза национальной безопасности", "система обеспечения национальной безопасности" и др.) не в основополагающем Федеральном законе "О безопасности", а в Стратегии как официально признанной системе стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющей состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Безусловно, принятие Стратегии явилось знаменательным событием, так как этот политико-идеологический документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является свидетельством зарождения российской стратегической культуры. За рубежом проблемы национальной безопасности изучаются в контексте стратегических исследований. В США стратегическое мышление является целостной развивающейся системой научных взглядов на цели, средства, способы их достижения, на принципы стратегических действий <6>. Однако излишняя политизация приводит к деформации социального смысла обеспечения национальной безопасности. Мы согласны с мнением Ю.Е. Аврутина о существующем "дефинитивном хаосе", предопределенном отставанием правовой теории, отраслевых доктрин от современной действительности правового регулирования <7>.
--------------------------------
<6> См.: Жинкина И.Ю. Стратегическое мышление США // США - Канада: экономика, политика, культура. 2002. N 3. С. 80.
<7> См.: Аврутин Ю.Е. К вопросу о понятиях и дефинициях в административно-правовой теории и практике // Административное право и процесс. 2013. N 9. С. 4 - 8.

В-третьих, методологически неверным является отождествление понятий "безопасность" и "национальная безопасность", что произошло в ст. 1 Федерального закона "О безопасности". Национальную безопасность следует рассматривать исходя из общего социального явления безопасности в соответствии с тремя областями развития окружающего мира - неживая природа, живая природа и человеческое общество. Такая точка зрения подтверждается тем, что управление как объективно необходимая предпосылка жизнедеятельности социального организма осуществляется в неживой природе, в организмах (биологических системах), в обществе (социальных системах) <8>, взаимосвязанных и взаимозависимых между собой. Рассматривается общее понятие безопасности жизнедеятельности как защищенность всего материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера <9>. В зависимости от объектов безопасность жизнедеятельности можно дифференцировать на: безопасность существования человека, безопасность окружающей среды и национальную безопасность. Разумеется, все эти три вида безопасности взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку в них основным элементом является человек.
--------------------------------
<8> См.: Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. М.: МЮИ МВД России, 1999. С. 5.
<9> См.: Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М.: РАГС, 2005. С. 21 - 23.

В-четвертых, несмотря на сформировавшийся в целом научный консенсус о содержании обеспечения национальной безопасности, доминируют два основных подхода, которые в равной степени приводят к неопределенности и невозможности упорядочения деятельности в этой области. Первый подход направлен на решение конкретно возникающих вопросов без оснований и квалификации сферы обеспечения национальной безопасности. Как правило, это касается "ведомственных" исследований, когда разрабатывается комплекс конкретных мер для их достижения в определенные сроки. Недостатком подхода является его распространение на решение только краткосрочных задач, не учитывающих непредвиденные обстоятельства возникновения опасностей и угроз национальной безопасности. Второй подход тяготеет к неограниченному расширению сферы национальной безопасности путем указания многочисленных видов безопасности, которые, по существу, стирают границы между государственным управлением и обеспечением национальной безопасности. Создается негативная тенденция включать в понятие национальной безопасности всю проблематику деятельности современного общества, в результате чего разрабатываются бесконечные виды национальной безопасности.
Так, отмечая "уникальное положение и роль криминологической безопасности в системе национальной безопасности" <10>, мы не можем согласиться с определением ее как подвида и государственной безопасности (политической, территориальной, военной), и общественной безопасности (экономической, социокультурной, научно-технической, пожарной и др.). Аналогичная ситуация возникает в связи с нечетким определением "правоохранительной безопасности" <11>, "правовой безопасности" <12> и т.п. Грубое определение определенного вида национальной безопасности может привести к неадекватному распределению сил и средств ее обеспечения.
--------------------------------
<10> Бабаев М.М., Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение: понятие, содержание, теоретическое и практическое значение // Обеспечение криминологической безопасности личности, общества, государства в современных условиях: Материалы конференции. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007. С. 3 - 19.
<11> См.: Кваша Л.Ф. Общественная безопасность России (конституционно-правовой аспект): Учеб. пособие. М.: Московский университет МВД России, 2002. С. 7.
<12> См.: Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России: Монография. М., 2002. С. 55 - 65.

Представляется, что исправить терминологическую неразбериху возможно с помощью законодательного определения видов национальной безопасности. В качестве критериев классификации видов могут быть объекты национальной безопасности (личность, общество, государство), характер угроз (внутренние, внешние и т.д.), сферы жизнедеятельности и т.п. Это имеет не только методологическое значение в построении всей системы национальной безопасности и ее правового регулирования, но и способствует выработке конкретной стратегии и тактики выявления и противодействия угрозам национальной безопасности. Мы согласны с мнением ученых о том, что следует в первую очередь определить понятия, относящиеся к конкретным видам безопасности, а затем на этой основе выделить содержание каждого вида безопасности <13>. По-прежнему актуальным является принятие федеральных законов "О национальной безопасности", "Об общественной безопасности" <14>, "О государственной безопасности" и др.
--------------------------------
<13> См.: Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб., 1999. С. 13.
<14> Решением Президента Российской Федерации в ноябре 2013 г. была утверждена Концепция общественной безопасности Российской Федерации.

В-пятых, одним из основных принципов в сфере обеспечения национальной безопасности является законность, означающая соблюдение законодательства, всеми силами обеспечения национальной безопасности, особенно органами исполнительной власти в соответствии со своим административно-правовым статусом. Законность выступает в качестве всеобщей конституционной обязанности соблюдать законы, является важнейшим обязательным принципом правового государства, без соблюдения которого механизм государства не способен эффективно осуществлять поставленные перед ним задачи.
Большое значение для укрепления законности имеет органическая связь системы обеспечения национальной безопасности с системой национальных ценностей и интересов. Включением соответствующих норм в законодательные акты государство осуществляет правовое закрепление господствующих в обществе ценностей, т.е. система национальных ценностей приобретает правовой статус, гарантированный защитой силы государства.
Принцип законности, занимающий первое место среди идеалов и ценностей, важен для обеспечения национальной безопасности <15>. Словами великого теоретика права С.С. Алексеева мы поем гимн силе права: "...высокое положение права в жизни общества предполагает в целях обеспечения строго правового порядка, в том числе, прежде всего, по вопросам государственного принуждения, сохранение и упрочение фундаментальных (непреходящих, вечных) юридических ценностей, максимальное использование всего богатства юридической культуры, всех накопленных человечеством достижений в области юридических гарантий и юридических механизмов, обеспечивающих действительную реализацию правовых идеалов и ценностей" <16>.
--------------------------------
<15> В ст. 2 Федерального закона "О безопасности" принцип законности определен как основной принцип обеспечения безопасности.
<16> Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 152 - 156.

Таким образом, очевидно, что на этом этапе формирование механизма обеспечения национальной безопасности нельзя считать завершенным. Главное видится в дальнейших теоретико-методологических исследованиях на основе новых перспективных подходов юриспруденции, которые находят свое выражение "в могущественном потенциале права" <17>. Но ни одна из отраслей права не обладает таким мощным потенциалом, как административное право, способное через нормы законов реализовывать защиту национальных ценностей. Это обусловлено широтой административно-правового воздействия, распространяющегося на деятельность самых многочисленных субъектов обеспечения национальной безопасности - органы исполнительной власти, а также актуальностью формирования и реализации административной политики <18>, направленной на совершенствование государственной организации противодействия административной деликтности.
--------------------------------
<17> Алексеев С.С. Указ. соч. С. 173.
<18> См.: Шергин А.П. О концепции административной политики // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 24 - 32.

И.Е. ИЛЬИЧЁВ, Актуальные проблемы теории национальной безопасности

доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина) [email protected]

Аннотация: отсутствие в отечественной теории национальной безопасности необходимой парадигмы не позволяет ей стать методологической основой стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности. Предлагаемая парадигма предусматривает опору на народ, население страны, патриотически настроенных граждан в решении всей совокупности проблем безопасности современной России. Реализация такой философии как инновационного подхода потребует пересмотра правовых и перестройки организационных основ обеспечения безопасности личности, общества и государства. При этом отчётливо просматриваются перспективы повышения как эффективности, так и экономичности функционирования системы обеспечения национальной безопасности России. Реализация такого подхода, в свою очередь, позволит преодолеть имеющееся отставание отечественной теории национальной безопасности от мирового уровня.

В условиях обострения международной обстановки, санкций стран Запада в отношении России проблемы теории национальной безопасности приобретают особую значимость в предположении, что указанная теория выступает (должна выступать) в качестве методологической основы стратегического планирования и реализации мер по обеспечению национальной безопасности страны.

Несмотря на то, что курс основ теории национальной безопасности читается в российских вузах уже более пятнадцати лет, сама теория национальной безопасности, как показывает анализ отечественной научной и учебной литературы, остаётся разработанной явно недостаточно. В результате складывается довольно парадоксальная ситуация: в каждом новом учебнике «изобретается» своя теория национальной безопасности.

Проблемы отечественной теории национальной безопасности имеют системный, многоаспектный характер - начиная с терминологии и парадигмы и завершая общей методологией обеспечения национальной безопасности и реализацией этой методологии в нормативных правовых актах государства.

Отчасти такая ситуация объясняется «молодостью» самой проблемы: в СССР попытка её осмысления была предпринята в начале 1990 года комитетом Верховного Совета СССР по обороне и госбезопасности, был даже учреждён Фонд национальной и международной безопасности. В регулярный политический оборот в современной России термин «национальная безопасность» введён в 1994 году первым посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [1].

Сам по себе термин «национальная безопасность» несёт внутреннее противоречие, когда он применяется к многонациональному и вдобавок федеративному государству, значительная часть субъектов которого является национально-территориальными образованиями, - каковым, согласно действующей Конституции, является Российская Федерация. На это противоречие указывают В. В. Заречанский [2] и А. Ю. Кирьянов [3].

Это нашло своё отражение и в нормативных актах: первая Концепция национальной безопасности Российской Федерации [4] противоречила как Конституции, так и действовавшему на тот период Закону «О безопасности» [5], в которых понятие национальной безопасности отсутствовало как таковое, а в Конституции отсутствует и ныне.

Термин «национальная безопасность» заимствован нашими политиками и их советниками у США: впервые его применил президент Теодор Рузвельт в своём послании Конгрессу США в 1904 году, обосновывая присоединение зоны Панамского канала к США «интересами национальной безопасности» [6]. В 1986 году закон Голдуотера-Найколса [7] обязал Президента ежегодно представлять в Конгресс США доклад о стратегии национальной безопасности США.

Хотя США и являются федеративным государством, в котором проживают представители множества наций, там нет национально-территориальных образований, а всё многообразие представителей различных наций объединяется понятием «американский народ». «Американский народ есть нация, состоящая из людей, которые добровольно сделали этот выбор; она вовсе не основана на этнических сообществах» [8]. Применение термина «национальная безопасность» к такому государству не вызывает возражений.

Смириться с термином «национальная безопасность» в российском политическом обороте призывают В.Д. Зорькин и А.Ю. Кирьянов.

В.Д. Зорькин полагает, что национальная безопасность как система взглядов отражает не интересы какой-либо нации в смысле этноса (коренного, титульного, составляющего большинство), а единство интересов граждан и общества в рамках конкретного суверенного государства, т.е. интересы народа (многонационального народа), интегрированного в государственное сообщество на основе права [9].

А.Ю. Кирьянов считает, что понятие «национальная безопасность» следует раскрывать не строго этимологически, а в широком смысле - с учётом того содержания, которое в него вкладывают нормативно-правовая база и органы государственной власти (Федеральное Собрание, Президент и Правительство России) [3].

Справедливости ради отметим, что новый Федеральный закон «О безопасности» уже воспринимает термины «безопасность» и «национальная безопасность» как синонимы [10] - правда, «потеряв» при этом определение термина, содержавшегося в прежнем законе (безопасность - состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз). Низкое качество отличало и утратившую силу Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [11], в том числе в сравнении с ранее действовавшей Концепцией национальной безопасности Российской Федерации [12].

Отсутствие в отечественной теории национальной безопасности необходимой парадигмы не позволяет ей стать методологической основой нормотворческой деятельности, стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности, научно обоснованного формирования организационной структуры сил и средств национальной безопасности.

Действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [13] даёт перечень субъектов деятельности в сфере национальной безопасности. Таковыми, согласно Стратегии (п. 3), являются:

- федеральные органы государственной власти;

- другие государственные органы;

- орган государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления;

- институты гражданского общества.

Граждан, население страны Стратегия представляет лишь в качестве пассивного объекта деятельности в сфере национальной безопасности. В этом состоит главный методологический просчёт и Стратегии, и теории национальной безопасности, на которой базируется Стратегия. Парадигмой теории национальной безопасности и базирующейся на ней Стратегии национальной безопасности, её фундаментом, безусловно, должна стать опора на население, народ России, который, вопреки утверждающейся рыночной экономике, ведущей к деградации личности [14], в массе своей ещё не утратил главное качество русского человека, воспитанного в нём тысячелетней историей - патриотизм.

Став основным субъектом обеспечения национальной безопасности, человек, гражданин России должен стать и главным её объектом - в соответствии с декларацией статьи 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и эффективная защита прав и свобод человека и гражданина - уже не как декларация, а как основная обязанность государства, добросовестно исполняемая им, в том числе каждым без исключения чиновником государства, - вторая необходимая составляющая новой парадигмы национальной безопасности. Любой чиновник, допустивший нарушение этого принципа, должен беспощадно изгоняться с занимаемой им должности, а в необходимых случаях - и отдаваться под суд. Казнокрад, укравший миллион у государства, взяточник, выманивший миллион у зависимого от него гражданина, должны осуждаться уголовным законом в соответствии с мерой стоимости жизни погибшего, например, в авиационной катастрофе, которая обычно и составляет миллион рублей. Вернувший украденные миллионы, взятку не должен оставаться безнаказанным, - его следует осуждать, как минимум, к длительным общественным работам - в качестве компенсации морального вреда, причинённого обществу.

Должным образом защищаемого государством гражданина не придётся призывать и воспитывать в духе патриотизма - его будет воспитывать в таком духе сама жизнь. В том числе с помощью Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [15], который должен быть существенно доработан с учётом нового статуса личности - гражданина Российской Федерации в системе обеспечения её национальной безопасности.

Отечественная наука национальной безопасности должна достаточно пристально изучать концептуальные подходы и практику обеспечения национальной безопасности ведущих зарубежных стран, прежде всего США, вырабатывать соответствующие рекомендации по применению полезного опыта в России.

В США достаточно давно ведутся теоретические исследования в области национальной безопасности [16-20], хотя, естественно, такие исследования ведутся и в других странах [21, 22].

США в свою очередь достаточно внимательно отслеживают опыт и состояние дел в других странах [23], в том числе в России [24], зачастую с помощью российских авторов [25].

В США значительная часть исследований в области национальной безопасности систематизирована по основным направлениям и инициируется государством, выполняется под эгидой Совета национальной безопасности [26] и поддерживается системой грантов. Создана сеть исследовательских центров: Центр исследований по национальной безопасности (Center for National Security Research), Национальный исследовательский центр внутренней безопасности (National Homeland Security Research Center), Исследовательский институт национальной обороны (National Defense Research Institute), Центр исследований глобализации (Global Research - Center for Research on Globalizaition) и др. Значительный объём исследований выполняется университетами.

Исследовательская политика США предусматривает, в том числе, разработку теоретических и прикладных аспектов психологического воздействия на потенциального противника [27], ведения гибридных войн [28]. Блестящий «вброс» Рональда Рейгана о «звёздных войнах» ввёл в заблуждение власти СССР, что в конечном счёте привело к колоссальным экономическим потерям нашей страны. Мифам в сфере безопасности подвержены и сами Соединённые Штаты [29].

В современной России исследования в области безопасности, в особенности методологического характера, являются преимущественно инициативными [30-33]. Это и является основной причиной отставания отечественной теории национальной безопасности от мирового уровня.

По этой же причине отечественной науке национальной безопасности пока недостаёт главного дара научной теории - дара предвидения, прогнозирования базовых тенденций развития ситуации внутри страны и за её пределами.

Решение этой задачи имеет не только теоретическое значение. От её решения, нахождения алгоритмов моделирования адекватного «образа будущего» в сфере безопасности зависит экономичность мер предупреждения, предотвращения угроз безопасности и преодоления их последствий и эффективность всех этих мер.

В то же время совершенно очевидно, что в стране существует необходимый для прорыва научный потенциал: в исследованиях по данной проблематике принимают участие специалисты различных областей - военные, философы, историки, социологи, политологи, психологи, экономисты и, конечно же, юристы. Исследованиями охватывается достаточно широкий спектр проблем. Для прорыва не хватает организующего начала.

Таким организующим началом, как нам представляется, должен стать Совет Безопасности Российской Федерации. Соответствующие функции могут быть возложены на аппарат Совета Безопасности, тем более что в соответствии с утверждённым Положением [34] в состав функций аппарата Совета Безопасности входит анализ и прогнозирование состояния национальной безопасности, подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам обеспечения национальной безопасности, сбор и обобщение информации, подготовка аналитических материалов о ходе реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Научно-методологическое обеспечение деятельности соответствующего структурного подразделения аппарата Совета Безопасности, в том числе выработку перечня проблем для исследований, может взять на себя научный совет при Совете Безопасности Российской Федерации, для чего потребуется внести коррективы в Положение о научном совете [35].

Теория национальной безопасности должна обрести и свой прикладной контент. На основе научной теории должны:

- формироваться актуальные направления научных исследований;

- вырабатываться методология противодействия внутренним и внешним угрозам безопасности России;

- разрабатываться эффективные технологии противодействия конкретным видам реальных и потенциальных угроз, в том числе на территории реального и потенциального противника;

- проектироваться акты стратегического планирования в сфере безопасности в соответствии с Федеральным законом [36];

- разрабатываться проекты актов стратегического планирования в сфере региональной и глобальной безопасности;

- формироваться система и структура органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за обеспечение безопасности России;

- разрабатываться технологии, обеспечивающие повышение экономичности при надлежащей эффективности мер предупреждения, предотвращения угроз безопасности и преодоления их последствий;

- развиваться институты гражданского общества, принимающие на себя обязанности по реализации конкретных программ в области обеспечения безопасности России, в том числе с финансированием по линии госзаказа;

- совершенствоваться законодательство, регламентирующее общественные отношения в сфере безопасности.

Особую актуальность приобретают проблемы методологии и технологии обеспечения безопасности на региональном и муниципальном уровнях, которые в Федеральном законе «О безопасности», актах стратегического планирования прописаны более чем вскользь.

Теория национальной безопасности должна выработать критерии безопасности на региональном и муниципальном уровнях, методологические подходы к обеспечению реализации этих критериев, включая определение необходимых для этого сил и средств, распределение полномочий между субъектами деятельности в этой сфере исходя из того, что именно население, граждане могут и должны вносить решающий вклад в обеспечение общественной безопасности, противодействие экстремизму и преступности по месту своего проживания. Эта деятельность должна осуществляться в тесном взаимодействии с соответствующими правоохранительными органами - по профилю их деятельности.

Вопросы обеспечения общественной безопасности в соответствии с утверждённой Концепцией [37], противодействия экстремизму в соответствии с утверждённой Стратегией [38], борьбы с преступностью в соответствии с Федеральным законом [39] и Указом Президента Российской Федерации [40] входят в перечень функций МВД России. В условиях психологической войны, развязанной против России США и их союзниками в последние годы, возрастает роль и ответственность органов внутренних дел за эффективность противодействия этой угрозе, чреватой ростом экстремистских проявлений. Теоретические исследования по этой проблематике должны вооружать Министерство и его территориальные органы методологией решения стоящих перед Министерством задач, включая актуальные проблемы, возникающие в связи с существенными изменениями структуры и функций Министерства, вытекающими из Указов Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года [41, 42].

Вопросы обеспечения государственной безопасности в соответствии с Федеральным законом [43] и утверждённым Положением [44] находятся в ведении Федеральной службы безопасности. Теоретические исследования по этой проблематике должны вооружать Федеральную службу безопасности, её территориальные органы методологией решения стоящих перед Службой задач, включая актуальные проблемы, возникающие в связи с активизацией политики сдерживания России, усиления политического, экономического, военного и информационного давления со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить своё доминирование в мировых делах.

Более глубокого теоретического осмысления требуют проблемы, связанные с обеспечением обороны страны в соответствии с Федеральным законом [45].

Наконец, теория национальной безопасности в её прикладных аспектах, связанных с методологическим обеспечением решения проблем национальной безопасности, не может обойти стороной вопросы, связанные с международной деятельностью в данной сфере, включая сотрудничество государств на уровне и под эгидой Организации Объединённых Наций, форм регионального сотрудничества, оценки эффективности такого сотрудничества с позиций защиты национальных интересов России во всём их многообразии.

Особое значение для России и её союзников имеет не только координация усилий в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, но и выработка и внедрение единой методологии предупреждения и профилактики противоправных проявлений в России и дружественных ей странах, в частности, унифицированной методики психолого-криминалистической стратификации социума, разработанной в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» от 24 февраля 1994 г. Раздел 6.1.

2. Заречанский В.В. «Национальная безопасность» в многонациональном государстве // Общество: экономика, политика, право. 2008. № 3. С. 13-15.

3. Кирьянов А.Ю. Общая характеристика понятия безопасность. Подходы к определению и виды // Безопасность бизнеса. 2010. № 1. С. 34-37.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.

5. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности».

6. Theodore Roosevelt's Annual Message to Congress for 1904 // House Records HR 58A-K2.

7. Goldwater-Nichols Defense Department Reorganization Act of 1986 / Public law 99-433-OCT. 1, 1986.

8. Arthur Meier Schlesinger. Cycles of American History. Boston : Houghton Mifflin, 1986.

9. Зорькин В.Д. Роль права в обеспечении национальных интересов // Право и безопасность. 2006. № 1-2.

10. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности». Ст. 1.

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (утратила силу).

12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.

14. Э. ван денХааг. И нет меры счастью и отчаянию нашему // Иностранная литература. 1966. № 1.

15. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

16. Brzezinski, Zbigniew. Power and Principle: Memoirs of the National Security Adviser, 1977 -1981. - New York: Farrar, Straus, Giroux, 1983.

17. Jordan, Amos A., William J. Taylor, Michael J. Mazarr, and Suzanne C. Nielsen. American National Security. - Baltimore, Md: Johns Hopkins University Press, 1999.

18. Rothkopf, David J. Running the World: The Inside Story of the National Security Council and the Architects of American Power. -New York: Public Affairs, 2005.

19. John Norton Moore and Robert F. Turner. National Security Law. Second Edition. - Durham, North Carolina: Carolina Academic Press, 2005.

20. Mueller, Karl P. Striking First: Preemptive and Preventive Attack in U.S. National Security Policy. - Santa Monica, CA: RAND Project Air Force, 2006.

21. Ripsman, NorrinM., and T. V. Paul. Globalization and the National Security State. - Oxford: Oxford University Press, 2010; Scherer, Lauri S. National Security. - Detroit: Greenhaven Press, 2010.

22. National Security Council. A debate on institutions and processes for decision-making on security issues. - Pakistan Institute of Legislative Development And Transparency, 2012.

23. Tal, Israel. National Security: The Israeli Experience. - Westport, Conn: Praeger, 2000.

24. Lendman, Stephen. Russia's New National Security Strategy // Global Research, January 01, 2016.

25. Alexander A. Chulok, Dmitry V. Suslov, Evgeny IA. Moiseichev. A Contenporary Framewark for National Security Related Technological Risks Minimisaition / WP BRP 34/STI/2015.

26. National Security Council Project Publications / http://www.brookings.edu/about/projects/archive/nsc/publications.

27. Ланбайджер П. Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания / Перевод с англ. - М.: Военое издательство МО СССР, 1962. 352 с.

28. Bond Margaret S. Hybrid War: A New Paradigm for Stability Operations in Failing States. Carlisle Barracks, Pa: USAWC Strategy Research Project. U.S. Army War College, 2007.

29. The Myth of National Defense: Essays on the Theory and History of Security Production / Ed. by Hans-Hermann Hoppe. - Alabama, USA: Ludwig von Mises Institute, 2003.

30. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М.: Юридический институт МИИТа, 2002. 209 с.

31. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002. 210 с.

32. Заречанский В.В., Ильичёв И.Е. Безопасность России. Вопросы теории. - Белгород: Институт социологии и права, 2009. 500 с.

33. Зеленков М.Ю. Теоретико-методологические проблемы национальной безопасности Рос<

Наши рекомендации