ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

План семинарского занятия:

1. Типология исторических источников.

2. Вспомогательные исторические дисциплины.

3. Русские историки XVII-XX века.

4. Восточные славяне, язычество.

Темы докладов и сообщений:

1. Вспомогательные исторические дисциплины (археология, палеография, этнография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, историческая антропология, нумизматика – по выбору студента).

2. Летопись – древнейший тип исторического источника.

3. Мемуары как вид исторического источника.

4. Биографии русских историков (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров – по выбору студента).

5. Расселение, общественный строй, занятия восточных славян.

6. Язычество у восточных славян.

Основная литература:

1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.1.

2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 1, 2, 3.

Дополнительная литература:

1. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 2001.

2. Гаврилов Д., Ермаков С. Боги славянского и русского язычества. М., 2009.

3. Гагин И.А. Новейшие оценки «Истории Российской» В.Н. Татищева. // Вопросы истории 2008. № 10. С. 45-47.

4. Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 2002.

5. Каменцева Е., Устюгов Н. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2009.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2010.

8. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.

9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009.

10. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.

11. Левко О.Н. Введение в археологию. М., 2009.

12. Левочкин И.В. Основы русской палеографии. М., 2003.

13. Рыбаков С.В. В.Н. Татищев в зеркале русской историографии. // Вопросы истории. 2007. № 4. С. 25-26.

14. Цимбаев Н. Сергей Соловьев. М., 2000.

15. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 34-38.

Тест №1

1. Нумизматика – это

а) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные деньги;

б) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая появление первых монет;

в) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения;

г) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая материалы, используемые для изготовления монет.

2. Остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества это:

а) археологические находки;

б) исторический источник;

в) орудия труда;

г) архитектурное сооружение.

3. Палеография – это

а) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая бумажные денежные знаки и надписи на них;

б) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии;

в) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая легенды монет;

г) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая письменные исторические источники, их виды, типы, классификации.

4. Антропонимика изучает:

а) географические названия;

б) личные имена и их системы в историческом развитии;

в) клички животных;

г) имена божеств.

5. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры — длины, площади, объема и веса — в их историческом развитии и взаимной связи.

а) генеалогия;

б) ономастика;

в) метрология;

г) хронология..

6. Какой девиз был начертан в гербе СССР?

а) «С нами Бог!»;

б) «Весь мир насилья мы разрушим»;

в) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;

г) «В борьбе обретешь ты право свое»

7. Печать – основной объект изучения такой вспомогательной дисциплины как:

а) нумизматика;

б) метрология;

в) вексиллография;

г) сфрагистика.

8. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла?

а) из Золотой Орды;

б) из Священной Римской (Германской) империи;

в) из Балканских стран;

г) из Византии.

9. Древнейшим материалом для письма являлись:

а) береста;

б) бумага;

в) пергамент;

г) картон.

10. Составление нисходящего родословия начинают

а) с деда;

б) с самого себя;

в) с отца;

г) с самого отдаленного предка.

11. Самая маленькая древнерусская единица измерения длины:

а) локоть;

б) пядь;

в) верста,

г) пядь с кувырком.

12. Хронология изучает:

а) исторические события;

б) эры;

в) системы времяисчесления;

г) даты крупных исторических событий.

Контрольное задание №1

1. Назовите определение следующих видов письменных источников

Вид источника Что означает?
1. Мемуары    
2. Архивный    
3. Законодательный    
4. Периодическая литература    

2. Назовите книги известных историков России XVIII-XIX вв.

Историк Основные труды  
В.Н. Татищев    
Н.М. Карамзин    
Н.И. Костомаров    
В.О. Ключевский    
С.М. Соловьев    
С.Ф. Платонов    

3. Перечислите основные племена восточных славян и попытайтесь расшифровать этимологию их названий _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите основных языческих Богов у восточных славян ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что обозначают следующие термины:

Тотемизм ________________________________________________

Фетишизм________________________________________________

Анимизм_________________________________________________

Волхв____________________________________________________

Язычество_________________________________________________

Бортничество_______________________________________________

Подсечно-огневое земледелие ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Переложное земледелие

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вервь_____________________________________________________________Мир______________________________________________________________

Масленица_________________________________________________________

Наши рекомендации