Семинарское занятие № 1. Организационное.

Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие № 1. Организационное.

Работа с политологическим текстом. Конспектирование. Специфика прочтения политологического текста.

Семинарское занятие №2. Ключевые понятия политологии.

Текст для обсуждения: Вебер «Политика как призвание и профессия»

Вопросы к тексту:

I. Что мы понимаем под политикой?

2. Виды легитимности и их характеристика.

3. Покажите связь видов легитимности друг с другом.

4. Виды политических союзов и их характеристика.

5. Виды политического участия.

6. Два способа сделать из политики свою профес­сию. Какой способ предпочтительнее и почему?

7. Необходимые качества политика.

Основные понятия: политика, власть, государство, насилие, легитимность, господство, политический союз, политическое участие, чиновничество.

Семинарское занятие № 3. Понятие государства

Текст для обсуждения: Чичерин Б.Н. «Существо государства» в книге Чичерин Б.Н. «Курс государственной науки» т.1 кн1, глава 1.

Вопросы к тексту:

1. Понятие государства. Признаки государства

2. Понятия «союз», «народ», «закон», «власть», «свобода».

3. Цель государства

Задание: Самостоятельно найти информацию для ответа на данные вопросы:

1.Теории возникновения государства.

2.Формы государственного устройства и правления

3.Патриотизм

Основные понятия: государство, власть, закон, свобода, благо, союз, народ, нация, этнос, патриотизм.

Семинарское занятие № 4. Органическая модель государства.

Текст для обсуждения: Платон. Государство. Кн. 2 (336 b – 354 ), (374е -383); Кн. 4; Кн. 5 (462 a – 480); Кн. 6 (484 a – 486 e, 505 a – 511 e); Кн. 7 (514 a – 521 c); Кн. 8 (544 в – 545 c) - Собр. соч.: Т.3.– М.: Мысль, 1994

Вопросы к тексту:

1. Разделение труда как предпосылка государства.

С какой целью и на каком основании каждый из людей посвящает себя определенному роду деятельности? Как это связано с появлением государства? Почему появляется и в чем состоит профессия стража? Чем эта профессия выделяется среди всех остальных? Какими качествами должен обладать страж? Как должны воспитываться стражи?

2. Общая характеристика идеального государства.

Цель идеального государства. Богатство и бедность граждан в идеальном государстве. Размер идеального государства. Законы идеального государства. (Чем обеспечивается выполнение законов в идеальном государстве? Полезно ли для государства умножение законов?)

3. Добродетели и сословия идеального государства. Человеческая душа как подобие государства.

Мудрость. (В чем состоит эта добродетель в государстве? Каким сословием она обеспечивается?)

Мужество. (В чем состоит эта добродетель в государстве? Каким сословием она обеспечивается?)

Рассудительность. (В чем состоит эта добродетель в государстве? Каким сословием она обеспечивается?)

Справедливость. (В чем состоит справедливость? Почему именно эту добродетель Платон считает наивысшей?)

Определите три начала человеческой души. Сопоставьте их с добродетелями государства. Какого человека Платон называет справедливым?

4.Коммунистический проект Платона.

Покажите необходимость отмены частной собственности и семьи для существования идеального государства. Осуществимость идеального государства

5.Миф о пещере

Интерпретируйте миф о пещере

6.Эволюция форм правления

Почему происходит деградация форм правления? Найдите закон этой деградации.

Задание: подготовить доклад по одной из форм правления по Платону.

Семинарское занятие № 5. Договорная модель государства

Семинарское занятие № 6. Политическая теория Д. Локка.

Текст для обсуждения: Локк Д. Два трактата о правлении. Книга вторая Глава II. О естественном состоянии; Глава III. О состоянии войны; Глава V. О собственности; Глава VII. О политическом или гражданском обществе; Глава IX. О целях политического общества и правления.-

Дополнительный текст: Э.Ю. Соловьев Феномен Локка – в книге Э.Ю. Соловьев Прошлое толкует нас. М. 1989

Вопросы к тексту:

1.Естественное состояние, естественное право и естественный закон у Локка. Сравнить с позицией Гоббса.

2. «Тройственная формула» гражданских прав.

3. Цель государства и границы его власти.

4. Соотношение властей в государстве.

Задание: Самостоятельно найти информацию для ответа на вопросы:

1. Понятие гражданского общества

2. Понятие правового государства

Основные понятия: свобода, собственность, право на жизнь, правовое государство, гражданское общество.

Семинарское занятие № 8. Утопия как политическая реальность.

Тексты для обсуждения: Маркс К.» К критике политической экономии. Предисловие», Энгельс Ф. «Принципы коммунизма».

Вопросы и задания к текстам:

1. Сформулируйте принцип, лежащий в основе марксистского понимания истории.

2. Структура общества по Марксу. Понятие общественно-экономической формации. Марксистское понимание государства.

3. Понятие истории у Маркса. Основной исторический закон. Понятие социальной революции.

Дополнительные вопросы:

1.Марксизм в России: В.И. Ленин.

2. Политическая теория сталинизма.

Задание: подготовить доклад «Понятие отчуждения в работе Маркса «Экономико-философские рукописи 1844года»

Основные понятия: коммунизм, социализм, диктатура пролетариата, Общественно экономическая формация, базис, надстройка, отчуждение

Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие № 1. Организационное.

Работа с политологическим текстом. Конспектирование. Специфика прочтения политологического текста.

Наши рекомендации