Понятие правового отношения 5 страница

Новизна позиций буржуазных мыслителей состоит в том, что они рассматривают проблему политической свободы в ее отношении как к государственному строю, так и к отдельной личности. Первый аспект этих отношений находит свое выражение в теории разделения властей, включая свободу избирательного права, и выступает в качестве необходимой формы обеспечения второго аспекта свободы – гражданских прав и свобод, безопасности личности.

Важной вехой в развитии идей правовой государственности стала их разработка в трудах Канта (1724 – 1804 гг.) и Гегеля (1770 – 1831 гг.). По Канту, благо государства состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, что представляет собой правовую организацию государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он разграничивает две формы правления: республику (это и есть по существу правовое государство) и деспотию. Государство по Гегелю, это то же право, т.е. наиболее развитое и содержательно богатое право, вся система права, включающая в себя признание всех остальных прав личности, семьи, общества. Государство (правовое государство) – наиболее развитая действительность свободы.

Позитивистские концепции правового государства заключаются в том, что государство ограничивается правом, созданным им самим. Поэтому любое государство есть правовое государство. В таких концепциях, по существу, речь идет не о правовом государстве, а о «государстве законов» или государстве законности.

История развития философско-правовой мысли свидетельствует, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), но и надлежащая правовая организация самой системы государственной власти, учреждение различных государственных органов, четкое определение их компетенции, места в системе, характера соотношения между собой, способов формирования и т.д. (организационный, властно-институциональный аспект). Оба эти аспекта взаимосвязаны. Без надлежащей организации государственной власти не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни их верховенства. С другой стороны, без соответствия праву соблюдения требований правового закона невозможна сама организация системы власти правового государства.

13.2. Понятие правового государства

Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

К числу основных отличительных признаков правового государства относятся:

1) признание человека высшей ценностью государства, защита прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство правового закона;

3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Другие признаки правового государства, выделяемые в юридической литературе, можно свести к одному из трех перечисленных выше признаков.

Таким образом, содержание правового государства составляют следующие компоненты: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); нормативно-правовой (правовой характер законов, конституционно-правовая природа и основа и основа источников действующего позитивного права); институционно-правовой (система разделения и взаимодействия властей, включая их взаимные сдержки и противовесы).

Ключевой момент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и характера взаимоотношений (прав и обязанностей) между публичной властью и подвластными, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. При этом прав и свобода индивида, правовой характер их отношений с властью – это не продукт воли и усмотрения политической власти, не ее дар или уступка людям, а существенная составная часть объективно складывающегося в данном обществе права, соблюдение которого является юридической обязанностью всех, и прежде всего публичной власти и ее представителей. В правовом государстве естественные права неотчуждаемы, в авторитарном, тоталитарном государстве они носят октроированный (дарованный) характер.

Институциональной основой правового государства выступает концепция разделения властей. Принцип разделения властей, как правило, фиксируется в конституции государства (например, статья 6 Конституции Республики Беларусь).

Концепция разделения властей была детально разработана Дж. Локком и Ш. Монтескье. В классическом виде представляет собой разделение единой по своей сути государственной власти на ветви власти (составные элементы): законодательную, исполнительную и судебную. У Дж. Локка судебная власть включалась в исполнительную, третьей ветвью власти выступала федеральная власть.

Суть концепции разделения властей заключается в единстве государственной власти, разделении ее на три самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет лишь присущие ее полномочия:

законодательная – издает законы, контролирует их исполнение;

исполнительная – осуществляет исполнение законов;

судебная – разрешает правовые споры.

Органы каждой ветви власти независимы и не подчиняются органам другой ветви власти, что однако не стоит путать с подотчетностью. В целях избежания концентрации власти в одних руках, ее узурпации (как правило, в рамках исполнительной власти) теория разделения властей предусматривает систему сдержек и противовесов. Сущность данной системы заключается в том, что каждая ветвь власти взаимодействует с другими ветвями, влияет на их формирование и деятельность, не позволяет сосредоточивать властные полномочия в одних руках. Так, законодательная ветвь власти участвует в формировании и деятельности исполнительной и судебной ветвей власти: может назначать должностных лиц (президента, премьер-министра, министров, судей всех или отдельных судов), давать согласие на назначение должностных лиц других ветвей власти, может отправить в отставку президента и правительство, заслушивает отчеты правительства, принимает законы, определяющие статус президента, правительства, судебных органов, принимает государственный бюджет, содержащий сметы расходов органов исполнительной и судебной власти и т.д. Исполнительная власть участвует в формировании судебной власти, законодательной власти (как правило, верхней палаты парламента), может распустить парламент, отстранить судей от должности, принимает акты в развитие конституции и законов, обладает правом законодательной инициативы, правом вето, правом инициирования проверки конституционности законов и т.д. Судебная власть может отменить неконституционные акты органов законодательной и исполнительной власти, принимать решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами, рассматривать дела о совершении преступлений должностным лицами законодательной и исполнительной власти, не применять решения (акты) органов иных ветвей власти, противоречащие конституции и иным актам с большей юридической силой и т.д.

К системе сдержек и противовесов относится и избираемость высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти.

В большинстве государств существуют государственные органы, которые не соответствуют признакам государственных органов той или иной ветви власти и формируют самостоятельные системы государственных органов. В настоящее время доминирует мнение, что эти органы, хотя и не включаются в законодательную, исполнительную и судебную ветвь власти, однако самостоятельной ветви власти не образуют. Система надзорных и контрольных органов: прокуратура, государственные органы, контролирующие расходование средств государственного бюджета всеми ветвями власти. Система органов местного (муниципального) самоуправления формируется населением соответствующей территории и решает вопросы местного значения.

13.3. Принципы правового государства

Принципы правового государства – основные руководящие начала, в соответствии с которыми правовое государство организуется (формируется) и функционирует.

Принципы:

1) народовластия. Единственным источником государственной власти выступает народ, который осуществляет ее непосредственно (через республиканские и местные референдумы) и опосредованно (через представительные выборные органы: парламент, местные органы самоуправления, президента и т.д.);

2) верховенства права. Государство, все его органы в своей деятельности связаны требованиями права, высшей ценностью в деятельности государственного аппарата выступает человек, его права и свободы, а также гарантии их реализации. Принцип верховенства права в законодательстве раскрывается как необходимость соответствия актов государственных органов конституции и законам. При этом конституция и законы должны соответствовать естественному праву, которое в настоящее время зафиксированы в общепризнанных принципах международного права. Нормы конституции должны быть нормами прямого действия;

3) разделения властей. Недопустима подмена выполнения функций одной ветви власти другой. Особое внимание обращается на независимость и подчиненность судебной власти только закону, осуществление правосудия исключительно судами;

4) государственного суверенитета и невмешательства в дела другого государства. Государство самостоятельно осуществляет власть на своей территории, не допускает осуществления на своей территории власти другого государства, не вправе навязывать свою волю другому государству;

5) судебной защиты прав всех субъектов правоотношений. Любой субъект права вправе обратиться за защитой своего нарушенного права в суд;

6) политического плюрализма (многопартийности).

Принципы социального правового государства:

1) ответственность государства за создание условий для свободного и достойного развития личности;

2) обеспечение социальной справедливости;

3) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения;

4) сочетание рынка с эффективным государственным регулированием общественных отношений, обеспечивающих всем равные условия и равные возможности для развития всех форм собственности и свободного использования способностей и имущества, реализации целей и интересов каждого члена общества;

5) утверждение социального партнерства;

6) привлечение граждан к непосредственному участию в управлении делами общества и государства;

7) авторитет государственной власти.

13.4. Гражданское общество

При различении общества и государства под обществом имеется в виду неполитическая сфера жизни людей в качестве частных лиц, а под государством – политическая сфера их жизни в качестве публичных лиц.

Термин «гражданское общество» употребляется Аристотелем, но не противопоставляется государству, а рассматривается как другой, чем государство, аспект единого явления.

Гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка.

Система гражданского общества отличается развитой структурой. В эту систему входит следующие основные компоненты (структурные части): 1) гуманитарный (состав общества – свободные индивиды); 2) социальный (деление общества на социальные группы, слои, классы); 3) экономический (экономический строй общества – формы и отношения собственности, производства, обмена и т.д.); 4) духовный (наука, образование, культура, религия); 5) информационный (средства и формы информации, общественное мнение); 6) территориально-управленческий (местное самоуправление); 7) организующий (разнообразные формы общественных и групповых объединений).

Гражданское общество основано на праве, целенаправлено на обеспечение реализации интересов гражданина, человека, индивиды в нем равноправны, они вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению, являются инициаторами создания своих формирований в процессе реализации собственных интересов.

Определяющие значение для формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента – свободных полноправных индивидов – невозможно само возникновение гражданского общества.

Социальная структура гражданского общества состоит из социальных групп, классов, слоев. Социальная стратификация идет по имущественному признаку: 1) незначительный по численности олигархический слой: представители банковского капитала, торгово-промышленного капитала, верхний слой бюрократии; 2) средний слой – наиболее многочисленный; 3) социально незащищенное население.

Экономическая структура гражданского общества определяется наличием различных форм собственности – частной, государственной (республиканской и местной). За каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право частной собственности охраняется законом. Существенной характеристикой складывающегося экономического строя общества является свобода труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Духовная структура гражданского общества отличается идеологическим разнообразием, отсутствием обязательной идеологии, свободой совести и верования, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, свободой литературного, художественного, научного и иного вида творчества, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

В основе информационного компонента гражданского общества лежит право каждого на поиск, свободное получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Цензура запрещается. Не допускается пропаганда или агитация социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Свобода информации ограничена правом каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства. В информационной сфере гражданского общества важную роль играет общественное мнение. Оно, как самостоятельный институт общественной жизни, формируется лишь в условиях и во время относительно самостоятельного и независимого от политико-властного давления гражданского общества.

Местное самоуправление – это негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом населения при самостоятельном решении вопросов местного значения в соответствии с законами государства.

Важным компонентом гражданского общества являются разнообразные общественные объединения (институты гражданского общества) – политические партии, профсоюзы, благотворительные организации и т.д.

Взаимодействие современного демократического государства и гражданского общества основывается на следующих принципах: 1) плюрализма и равноправия идеологий; 2) многопартийности; 3) самодеятельности; 4) законности и государственного контроля; 5) социального и политического партнерства.

Формирование правового гражданского общества является важнейшим условием становления социального правового государства. Главной задачей формирующегося социально-правового государства является создание среднего класса собственников, образующих социальную, экономическую и политическую основу реального гражданского общества, устанавливающих своим свободным волеизъявлением на основе права равноправные общественные отношения, успешно служащих интенсивному накоплению материальных и духовных благ.


ТЕМА 14.

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1. Понятие формы (источника) права и его виды

2. Нормативный правовой акт как источник права

3. Действие нормативного правового акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и по кругу общественных отношений

14.1. Понятие формы (источника) права и его виды

В юридической литературе термин «источник права» используется в двух смыслах: материальном и формальном.

Под «материальным источником права» имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу в понимании сущности права, порождает (формирует) позитивное право: те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя, и т.д.

Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права. Поэтому наряду с термином «источник права» употребляется термин «форма права».

Источники (формы) права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права. Официально-властная (или государственная) определенность тех форм, в которых содержание действующего права находит свое выражение и существование, придает источникам права и праву в целом институционную упорядоченность. Это означает, что нормы действующего права содержаться лишь в определенных (официально признанных) источниках права.

Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права. При этом она признает обычно одновременно несколько таких источников. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково и может меняться в зависимости от исторических этапов, от специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права. В одни исторические периоды преобладают одни источники права, в другие – другие.

В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников позитивного права:

Правовой обычай (обычное право) – это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы) государством в качестве общеобязательных норм права. Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай может осуществляться различными способами. Возможно фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Юридическое санкционирование осуществляется путем признания в официальной, письменно-документальной форме (т.е. в нормативном правовом акте) правового значения обычая. Наряду с этим допускается и иное соотношение между действующим правом и обычаем, когда в нормативном правовом акте прямо формулируются конкретные правовые положения, непосредственно воспроизводящие содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права, а с нормой нормативного правового акта как источника права другого вида (т.е. происходит трансформация обычая в норму нормативного правового акта).

Судебный прецедент – это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Правом принимать решения, имеющие значение прецедента, наделяются высшие судебные инстанции. Судебный прецедент является основным источником права в национальных правовых системах, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье.

Юридическая доктрина – это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Право юристов было основным источником континентального права с Древнего Рима до XIX века, когда это место занял закон.

Религиозный памятник – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, мусульманского права). При этом необходимо иметь в виду, что религиозное право – это право соответствующей религиозной общины, а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право с системой права государства, население которого исповедует ислам.

Нормативно-правовой договор – это соглашение двух или более субъектов, содержащее новые нормы действующего права и имеющее общеобязательное значение для сторон, от имени которых оно заключено. Такие договоры имеются как в сфере частного права (коллективные договоры, соглашения), так и в сфере публичного права (конвенции, пакты, соглашения, договоры международного характера). Нормативные правовые договоры как источники права широко используются во всех национальных системах права.

Нормативный правовой акт – это документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм, изменения или отмены ранее принятых норм. Своим правотворческим характером нормативные правовые акты отличаются от всех других правовых актов (индивидуальных, интерпретационных), а также от разного рода официальных государственных актов неправового характера (заявления, обращения). Нормативный правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой семье, к которой относится и Республики Беларусь.

Общие принципы права, т.е. отправные, исходные начала правовой системы государства, являются источниками права в отдельных государствах и на международном уровне. В континентальной и англо-саксонской правовых семьях при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или правового обычая можно ссылаться на принципы справедливости, равенства, социальной направленности права и т.д.

Естественное право как источник позитивного права – это официально признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа. Первое прямое официальное признание и законодательное закрепление естественных прав человека нашло выражение в Декларации независимости США (4.07.1776г.). Естественные права и свободы человека, официально закрепленные в основном законе государства, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства. В случае коллизии они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным положениям всех других источников позитивного права, которые должны соответствовать им.

14.2. Нормативный правовой акт как источник права

Нормативный правовой акт (легальное определение) – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Основные черты нормативного правового акта:

1) наличие в акте общеобязательного правила поведения, т.е. нормы права: новой нормы, нормы об изменении и дополнении ранее принятой нормы, либо нормы об отмене ранее принятой нормы;

2) заранее не определенный круг адресатов, которые должны подпадать под действие акта;

3) неоднократность применения. Разовое исполнение или неисполнение положений данного акта не влечет его отмену либо прекращение действия.

Нормативные правовые акты подразделяются на два основных блока: законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый, как правило, парламентом и закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Законы имеют большую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам (принцип верховенства закона).

Виды законов:

Конституция.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституционные законы:

а) сама конституция, закон о введении в действие конституции, законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, о толковании конституции (Республика Беларусь);

б) законы, которые собственно так именуются самой конституцией (федеральные конституционные законы в Российской Федерации),

в) законы, принятие которых предусмотрено в самой конституции.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном конституцией порядке по определенным ею вопросам.

Программные законы Республики Беларусь – это закон об основных направлениях внутренней и внешней политики и закон о военной доктрине. Такие законы считаются принятыми при условии, что за них проголосовало квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента).

Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим (текущим) законам.

Текущие (обычные) законы.

В федеративных государствах в зависимости от уровня принятия выделяются федеральные законы и законы субъектов федерации. К федеральным относятся законы, принятые по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра (федерации). Законы субъектов федерации принимаются по вопросам, входящим в компетенцию парламента субъекта федерации.

В Республике Беларусь отдельно можно выделить группу нормативных правовых актов, не являющихся законами, но и не относящихся к подзаконным актам:

1) решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским референдумом. Если самим референдумом не предусмотрено иное, законы не могут вносить в решение референдума изменения и дополнения либо отменять их;

2) декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона.

Декрет Президента (легальное определение) – это нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случае особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты Президента бывают двух видов: временные декреты и декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Главе государства законодательных полномочий. Последние принято называть декретами делегированными, постоянными или обычными.

Временные декреты относятся к так называемому экстраординарному (чрезвычайному) законодательству, которое принимается лишь в исключительных, чрезвычайных случаях.

В Республике Беларусь данные декреты издаются в силу особой необходимости. Законодательно термин «особой необходимости» не закреплен, что позволяет говорить о его оценочном характере. В литературе признается, что практика достаточно широко трактует данный термин, в ряде случаев сводя на «нет» его ограничительный характер. В результате этого в республике широко распространено декретное нормотворчество.

Для того, чтобы временные декреты действительно стали соответствовать понятию экстраординарного законодательства, особую необходимость следует рассматривать как жесткий критерий ситуации, когда допустимо принимать этот вид актов Президента. По нашему мнению, можно констатировать наличие особой необходимости и можно издавать временный декрет, если имеется совокупность четырех условий:

а) возникла ситуация, которая с большей долей вероятности может привести или привела к нарушению конституционных прав и свобод граждан, суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, политической и экономической стабильности (наличие экстраординарной ситуации);

б) возникшая ситуация не может быть решена на основе уже имеющихся и действующих законов;

в) отсутствует возможность устранения возникшей ситуации путем принятия нового закона, в том числе в срочном порядке;

г) решение Главой государства принимается во время существования экстраординарной ситуации, либо во время наступления ее негативных последствий, либо накануне ее возникновения в превентивных целях ее недопущения.

Временные декреты могут быть отмены Парламентом не менее чем 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

Временный декрет – имеющий силу закона экстраординарный нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в соответствии с Конституцией в исключительных случаях особой необходимости для оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений и предоставляемый в 3-дневный срок для последующего рассмотрения в Парламент.

Делегированные декреты – это акты делегированного законодательства.

В широком смысле под последним понимается любое поручение законодательного органа (парламента) определенному органу исполнительной власти, его должностному лицу на издание нормативного правового акта в определенной сфере общественной жизни. Цель такого указания – разработка или более подробная регламентация отдельных положений того или иного закона. Принятые в порядке такого поручения акты не имеют силы закона. Иногда в такой ситуации говорят о косвенном делегировании законодательных полномочий.

Наши рекомендации