Современное состояние системы социальной работы
2.1. Организационные принципы социальной работы и функционирование ее системы: американская и европейская (на примере ФРГ) модели
В Европе и США во второй половине ХХ века возникают во многом схожие системы социальной работы. Главная черта, роднящая эти системы – их общая экономическая основа в виде системы социального страхования. Как будет показано в следующей главе, социальное страхование это нечто большее, чем только техника организации социального обеспечения – на самом деле особая роль практики социального страхования говорит о специфическом подходе как проблеме целей социальной работы, так и о специфических проблемах в этой области. Различия между системами, принятыми в Европе и в США имеют как правило региональный характер или обусловлены некоторыми особенностями исторического опыта того или иного государства.
Так, действующая система социальной защищенности населения в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее особенность, бросающаяся в глаза с первого взгляда и отличие от большинства европейских моделей – децентрализация. Система социального обеспечения состоит из разного рода социальных программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штата.
Государственная система социального обеспечения базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются друг от друга по источникам финансирования. Выплаты социального страхования производятся из страховых фондов, образуемых за счет налогов на социальное страхование, которые взимаются и с трудящихся, и с предпринимателями. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств государственного бюджета.
В 1935 был принят «Закон о социальном страховании» с этого времени началась выплата пенсии по старости, пособия по безработице. Функционирование страховых программ осуществляется на основе федерального законодательства. На уровне штатов также действуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний.
Начиная с 1960-х гг. получило развитие вспомоществование бедным. Его основные задачи – обеспечение гарантированного дохода, поддержание нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Социальное законодательство европейских стран на первый взгляд гораздо больше подчиняет социальную работу государству и делает ее более планируемой.
Представляется, что это различие имеет внешний по отношению к социальной работе характер. Дело здесь не столько в различии принципов социальной работы, сколько в различных традициях конструирования государственной власти. США с самого начала были государством федеративным. Большая же часть европейских стран – государства унитарные. «Децентрализация» в США и «централизация» в Старом Свете противоположны друг другу лишь в очень относительном смысле. Тенденция к переходу все большего и большего количества функций социального обеспечения к представителям властей – факт характерный для всех развитых стран; другое дело, что организация этой власти может быть различной. Смысл происходящего в том, что социальная работа становится в глазах идеологов и правителей делом общегосударственной важности, которое нельзя отдать на откуп одной лишь благотворительности.
Более фундаментально другое различие – в европейских странах повсеместно основой социального обеспечения является концепция государства всеобщего благосостояния; в США она одно время так же была популярна, но с конца 1960-х гг. она отходит на второй план. Вероятнее всего, это было вызвано французскими событиями 1968: для американского истеблишмента это означало разочарование в идее государства благосостояния, которое не смогло их предотвратить. В сущности, для самой социальной работы это мало что меняло: сменились в основном лозунги, а не техническая ее сторона.
Это подтверждает и пример Германии.
Германия послевоенного времени может рассматриваться как своего рода идеал функционирования системы социального обеспечения в Европе. Являясь примером для европейских стран, она обнаруживает в области социальной работы огромное сходство с США, поскольку так же является государством с давней федералистической традицией.
Оценка положения дел в Германии как весьма благополучного уместна по целому ряду причин. Во-первых, Германия является одним из общеевропейских лидеров в смысле развития экономики и среднего уровня жизни. Во-вторых, в организационном отношении немецкая система социального обеспечения была наиболее удачной еще с XVIII века: она была, с одной стороны, изначально приведена в соответствие самыми разными культурными особенностями отдельных немецких земель, а с другой, была достаточна проста для управления и финансирования – факт немаловажный, если учесть трудности возникавшие из-за путаницы в финансировании, скажем, во Франции XIX века.
Ниже будут рассмотрены главные аспекты функционирования системы социальной работы в Германии: организационно-техническая сторона ее функционирования, система социального страхования как сторона, обеспечивающая материальную базу преодоления социальной незащищенности и борьба с безработицей – главным фактором возникновения потребности в социальной работе.
Отличительная – и очень выгодная – черта системы социальной работы в Германии – удачное сочетание ее централизованного характера с учетом региональной, религиозной и пр. специфики.
Основная на половину государственная, на половину общественная - Германский союз государственного и частного попечительства. Он, как и все зачатки современной системы социального обеспечения возникает в Германии в начале ХХ века - в 1919 году.
1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Сначала он находился в Берлине, затем (с перерывом на период с 1933 по 1945 г.) во Франкфурте-на-Майне. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Германский союз служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.
После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990 г.) число его участников возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католический “Каритас”, Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т.д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.
По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главная цель союза — воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития социальной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.
Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям:
1. социальная помощь и социальная политика;
2. помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика;
3. оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям;
4. помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения;
5. помощь людям преклонного возраста;
6. помощь инвалидам с детства;
7. помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая;
8. социальные профессии;
9. организация социальных служб;
10. планирование в области социальной работы.
Эти специальные экспертные комиссии образуют 20 рабочих групп по обсуждению отдельных вопросов. С постановлениями и решениями Союза считаются государственные власти. Так, например, параграф 89 Федерального закона о социальной помощи содержит разъяснения о доходах граждан, ищущих поддержки от государства. Союз выработал по этому вопросу рекомендации еще в 1975 г. И эти рекомендации учитываются в новом законодательстве, так же как и рекомендации Союза в определении уровня дохода при оказании помощи в особых случаях. Или, например, Союз переработал и опубликовал в 1992 г. свои “Рекомендации для реализации имущественных интересов в сфере социальной помощи”, которые учитываются в параграфе 88 Федерального закона о социальной помощи.
Можно еще привести в пример параграф 91 “Претензии к лицам, обязанным оказывать поддержку по гражданскому праву”, где учитываются рекомендации Союза.
Сюда же относится учет рекомендаций по расходам на лечение клиентов социальных служб, по помощи бездомным, учет предложений экспертов Союза по оказанию помощи членам семьи, указание по удовлетворению спроса в одежде и вещах и т.д.
Как видно, Союз и сегодня играет существенную роль как центр социальной работы ФРГ, имеющий значительное влияние не только в юридических кругах Федеративной Республики Германии. С ним считаются, его мнение весомо, к нему прислушиваются самые высокие инстанции на федеральном уровне.
В 1898 г. в Берлине был основан “Союз по защите детей от жестокого обращения и эксплуатации”. Этот орган выступал в то время против непосильного детского труда, за надлежащий уход за детьми, настаивал на продолжительном времени учебы в школе и был тесно связан с образованием и государственной благотворительностью.
Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США и собственного опыта – преимущественно эльберфельдской системы. Речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения. Расширенная концепция этого метода включала в себя прежде всего вопрос о причинах нужды.
Идея этого метода в его современном варианте была озвучена в 1926 г. Алисой Саломон опубликовавшей труд по социальной работе “Социальный диагноз”, идеи которого перекликались с одноименной книгой М. Ричмонда, вышедшей в США в 1917 г. Заимствование американского опыта облегчалось отмеченным выше сходством социальной ситуации XIX – начала ХХ века в этих странах, а так же схожими тенденциями развития систем социального обеспечения в это время.
Привлечение американского опыта, как и собственная традиция социальной работы в Германии были прерваны во время господства нацистов. Их возобновление начинается после Второй Мировой войны. В это время и получает дальнейшее развитие патронажный метод: в середине 50-х годов, социальные работники перешли от взаимодействия с отдельными клиентами к работе с группами лиц. Тут, видимо, оказали свое влияние получившие развитие в США эгопсихология — работа с семьями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации.
С середины 60-х годов в социальной сфере был выработан единый подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и степени социального поражения.
70-е годы стали годами переосмысления социальной работы в ФРГ. Ученые пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом использовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решении проблемы в целом. В научном мире ФРГ происходили дискуссии о пользе системных подходов в социальной работе. На их базе были отработаны основные модели и выработаны принципы современного развития социальной работы на национальном уровне в Федеративной Республике Германии.
Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. Так, например, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включится в естественную жизнь общества.
Социальный работник концентрируется на социальных проблемах клиентов, на путях и средствах, которые помогут ему решить насущные вопросы клиента.
Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.
Мы видим, что в работе социального педагога и социального работника есть немало общего. Однако, специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных социальных профессий.