Европейская дипломатия в годы французской буржуазной революции 1789-1794 гг.
Начало французской буржуазной революции не вызвало столь значительного интереса и опасения со стороны европейских монархий, как последующие действия пришедшей к власти буржуазии, особенно в период наивысшего подъема революционной борьбы – период деятельности якобинского Конвента.
Французская буржуазная революция привнесла изменения не только в экономическое, политическое, социальное развитие страны, но также в систему организации дипломатической службы Франции. Ограничения власти монарха с началом революции переносились и на его внешнеполитические полномочия. До революции министр иностранных дел назначался монархом и был ответственентолько перед ним. Послы и министры назначались обычно из аристократических фамилий, тесно связанных с двором. Министерство иностранных дел состояло из двух управлений, разделенных по территориальному признаку. Первое осуществляло сношения с государствами Западной и Центральной Европы и Америки; второе – с Восточной и Южной Европой и Скандинавскими государствами. Кроме этих двух управлений существовали еще и вспомогательные отделы.
После учреждения Национального собрания, которое провозгласило принцип народовластия, как один из ведущих принципов не только внутренней, но и внешней политики, внешняя политики и дипломатия, проводимая министерством иностранных дел, была поставлена под контроль буржуазии, пришедшей к власти. Внешнеполитические функции короля были значительно урезаны. Так, в мае 1790 г. Национальное собрание постановило, что само будет контролировать дипломатические переговоры и утверждать договоры. Далее, было утверждено, что только Национальное собрание могло объявить войну и заключать мир, но лишь в том случае, если король внесет такое предложение. Таким образом, право войны и мира была распределено между королем и Национальным собранием.
На заседаниях, касавшихся внешнеполитических вопросов, депутаты резко осуждали тайную династическую дипломатию и союзы и заявляли, что Франции нужны только «национальные договоры» со «справедливыми народами». Национальное собрание создало постоянный комитет для наблюдения за дипломатическими делами. Главой дипломатического комитета стал граф Мирабо. Дипломатический комитет и Национальное собрание окончательно подчинили себе официальную дипломатию короля и министерства, и крупная умеренная буржуазия стала, наконец, у руководства внешней политикой Франции.
Особым декретом, принятым в декабре 1791 г., было установлено, что французская нация отказывается от завоевательных войн и никогда не употребит своей силы против свободы любого народа. Однако завоевательные устремления французской буржуазии проявились несколько позднее, после того, когда ее власть окрепла и появилась необходимость в расширении заморских владений и территорий. Европейская просвещенная общественность с воодушевлением восприняла декрет об отказе от завоевательных войн. Многие из передовой интеллигенции мечтали о том, что Франция поможет освободить их отечества от феодальных порядков. Однако французское Национальное собрание не стремилось к осуществлению возложенной на Францию миссии страны-освободительницы. Так, когда в 1789 г. в австрийских Нидерландах (Бельгия) произошла революция, большинство Национального собрания было против вмешательства в защиту Бельгии от Австрии, боясь конфликта с феодальной Европой и не будучи уверенным в своих силах.
Несмотря на миролюбие Национального собрания, отмена феодальных повинностей привела к некоторым противоречиям между Францией и феодально-монархической Европой. Во Франции, в Эльзасе, находился ряд мелких владений германских имперских князей. Революция уничтожила здесь феодальные повинности, и князья жаловались германскому имперскому сейму, добиваясь вмешательства Австрии и Пруссии, России и Швеции для восстановления своих привилегий. Национальное собрание приняло решение о вознаграждении немецких князей как частных лиц. Однако это не решило проблему, Австрия, Россия и Пруссия, боясь распространения революционного духа по территории Европы, подстрекали немецких князей выступить против Франции.
Конфискация церковных земель, произведенная Национальным собранием, и проект гражданского устройства духовенства вызвали конфликт Франции с римским папой. Пытаясь решить эту проблему, члены Национального собрания вступили в тайные переговоры с Папой, которые были осуждены ими же некоторое время ранее. Соглашение не было достигнуто, так как революционные выступления распространились на принадлежавшую Папе территорию Авиньона (город в долине Роны между Лионом и Марселем), окруженную французскими владениями.
В апреле 1791 г. население Авиньона потребовало воссоединения его с Францией. В рамках этого конфликта, пожалуй, впервые в истории европейской дипломатии был провозглашен принцип территориальных присоединений на основании волеизъявления населения, проживающего на этой земле. По предложению Дипломатического комитета декретом Национального собрания от 14 сентября 1791 г. Авиньон был присоединен к Франции. Этот акт присоединения обострил отношения Франции не только с Римом, но и с другими европейскими державами, которые боялись революционного духа и распространения прецедента территориального присоединения в своих странах.
Бегство короля из Франции летом 1791 г. в Варенн и его тайная деятельность по создания антифранцузской коалиции европейских держав с целью задушить революцию, скомпрометировали монархическую власть и привели к отстранению Людовика XVI от власти. В результате этого почти все иностранные послы прервали сношения с послами Франции. Боясь дальнейшего развертывания революции, Национальное собрание вновь восстановило власть короля; по конституции 1791 г. оно предоставило ему ведение всех внешних сношений с правом заключать договоры при условии последующей ратификации их Законодательным корпусом.
В сентябре 1791 г. Людовик XVI принял конституцию и вновь официально уведомил европейские дворы о своей солидарности с Национальным собранием. В то же время он вел тайную переписку с целью организации контрреволюционной интервенции во Францию, чтобы подавить революцию. При таких условиях в октябре 1791 г. было созвано Законодательное собрание. Депутаты собрания не без оснований не доверяли королю и опасались организации заговора с его стороны. И, действительно, несколько приближенных к королю аристократов образовали тайный комитет, который помогал ему подготовить контрреволюцию, и состоял из сторонников «австрийской системы».
Основным вопросом внешней политики Франции в период Законодательного собрания являлась угроза войны. Двор, аристократия хотели войны в надежде, что победят союзники и контрреволюция при поддержке европейской интервенции. Правая партия Законодательного собрания - фельяны не хотели войны, так как боялись потерять еще не окрепшую власть. Жирондисты были ярыми сторонниками активной внешней политики и войны с Австрией. Война, по их мнению, возбудит всеобщий патриотизм и отвлечет массы от углубления внутренних реформ. Так же они считали, что война приведет к усилению революционных настроений в Бельгии, подчинит ее французскому влиянию, и далее усилит французское государство за счет других территориальных присоединений в ходе революционных военных действий.
И фельяны, и жирондисты главную задачу внешней французской дипломатии видели в том, чтобы не допустить образования коалиции и разъединить Австрию и Пруссию, использую их взаимную вражду. Главным врагом Франции и те, и другие считали Австрию. Фельяны и жирондисты старались сблизиться с Пруссией и добиться от нее если не союза, то хотя бы нейтралитета. Стремились они и к тому, чтобы на случай австро-французской войны заручиться нейтралитетом Англии. Под влиянием жирондистского крыла, наиболее влиятельного в Национальном законодательном собрании, Франция вступила на путь революционных войн. 20 апреля 1792 г. Собрание восторженно приняло предложение короля об объявлении войны.
Восстание 10 августа 1792 г. низвергло монархию во Франции и привело к созыву Национального конвента, и опосредованно к изменению приоритетов внешнеполитического курса провозглашенной французской республики
Французская революция открыла новый период в развитии международных отношений в целом, в том числе и европейской дипломатии. С началом революции старое равновесие в Европе было нарушено. Более того, с провозглашением республики, блок феодально-абсолютистских монархий раскололся. Вскоре борьба французской республики против интервенции сильнейших европейских держав, боящихся распространения революционного духа на их страны, стала в центре всех международных событий и дипломатических переговоров.
До начала революционных событий во Франции наиболее важной проблемой международных отношений, к которой было приковано внимание всей Европы, являлась война России с Турцией, начавшаяся в 1787 г. Россия вела в то же время вторую войну со Швецией. Боясь усиления российского государства, Англия и Пруссия оказывали всемерную дипломатическую поддержку и Турции и Швеции. Тем не менее, французская революция весьма скоро оказала решительное влияние на всю международную политику. Она заставила державы надолго перенести свое внимание с востока на запад Европы.
Наиболее значительную роль в европейской политике в то время играли две самые мощные державы - Англия и Россия. В Англии руководителем внешней политики с декабря 1783 г. был Уильям Питт младший, сын лорда Чатама, знаменитого министра из партии вигов во времена Семилетней войны. У. Питт, являясь выдающимся политическим деятелем, как глава министерства много сделал для того, чтобы укрепить положение Англии и усилить ее могущество, пошатнувшееся после потери ею важнейших американских колоний. Будучи убежденным приверженцем партии тори, он негативно относился к революционным событиям во Франции и, особенно, к свержению монархии и провозглашению республики. Возглавив внешнеполитическое ведомство в Англии, У. Питт твердо и решительно определил основную линию внешней политики.
Основным направлением являлась борьба с революционной Францией. Для этого он постарался вырваться из того состояния политической изоляции, в котором находилась Англия, и принялся подыскивать союзников против своего главного противника – Франции. Прежде всего, У. Питт обратился с предложением о союзе к российской императрице Екатерине II. Глава внешнеполитического ведомства Англии хотел предупредить сближение и возможный союз России и Франции. Вдобавок он рассчитывал, что, связав Россию союзом, ему легче будет мешать ей в ее борьбе против Турции. Попытка эта не удалась. Предлагая союз Екатерине II, У. Питт не думал распространять свои союзные обязательства на случай русско-турецкой войны. Это и обесценивало его предложения в глазах Екатерины II, желавшей найти союзника, именно против турок.
У. Питт был первым видным английским политическим деятелем, который стал противодействовать политике России в «восточном вопросе» и ее дальнейшему продвижению на побережье Черного моря. Екатерина II поняла его намерения и отказала ему в союзе. С этого времени антагонизм Англии с Россией стал открыто обостряться.
В тот период Россия не состоялась как союзник Англии против Франции. И тогда У. Питт обернул свой взгляд на Пруссию. Его переговоры здесь были более успешными и закончились подписанием в 1786 г. союзного договора, направленного против Франции и России. В том же году он добился заключения с Францией очень выгодного для Англии торгового договора, несмотря на многочисленные протесты против этого соглашения со стороны парламентской оппозиции.
Заключение торгового договора не мешало ему везде, где возможно, подрывать французское влияние. Именно У. Питт побудил Пруссию произвести контрреволюционную интервенцию в Голландии и восстановить реакционное правление штатгальтера. Более всего он боялся, как бы Франция не завладела важными голландскими колониями - островом Цейлон и Капскою землей - и сам рассчитывал в будущем захватить эти важные пункты на морском пути в Индию.
В своей внешней политике У. Питт не гнушался никакими средствами для достижения поставленной цели, применяя провокации, подкупы, различные интриги, вмешательство во внутренние дела другого государства. Так, например, не без влияния его советов турецкий султан в 1787 г. начал войну с Россией, а в 1788 г. шведский король Густав III напал на нее с севера с целью захвата Петербурга.
Образование первой коалиции против революционной Франции.
Борьба Франции с антифранцузскими коалициями, первая из которых была образована в целях борьбы против революционного влияния, являлась определяющей в истории европейской дипломатии в конце XVIII- начале XIX вв., вплоть до окончания наполеоновских войн и начала Венского конгресса 1815 г.
Великобритания в лице министра иностранных дел У. Питта явилась инициатором и одним из основных организаторов антифранцузской коалиции и интервенции монархических держав с целью подавления революции. Вначале, до 1792 г., будучи ярым противником революции, он надеялся, что революционные события лишь ослабят Францию и даже помогут Англии вытеснить отовсюду остатки французского влияния. К тому же в эти годы он был занят борьбой против России. В силу всего этого в первые годы революции он воздерживался от вмешательства в собственно французские дела. Но уже тогда У. Питт боялся распространения революции по всей Европе и в особенности подчинения австрийских Нидерландов французскому влиянию. Когда в 1789 г. революция вспыхнула в Бельгии, У. Питт немедленно предпринял дипломатическое вмешательство в интересах контрреволюции. Он решил заставить Австрию и Пруссию отвлечься от восточноевропейских дел и забыть взаимную вражду, чтобы общими силами потушить разгоревшийся пожар
В меморандуме, направленном Пруссии, он предлагал ей договориться о совместном подавлении бельгийской революции. Уже тогда он заботился о том, чтобы подготовить сближение Пруссии и Австрии для борьбы с влиянием революционной Франции в Европе. В дальнейшем, начиная с 1792-1793 гг., У. Питт стал главным вдохновителем и организатором контрреволюционной коалиции против Франции.
Российская императрица Екатерина II, как и У. Питт близко к сердцу приняла удар, нанесенный революцией во Франции по монархии и дворянству. Императрица глубоко ненавидела революцию, но чувствовала се6бя увереннее и менее ощущала непосредственную угрозу революции, чем соседние с Францией германские монархии. Россия не являлась непосредственной соседкой революционной Франции и была отделена от нее системой немецких дворянско-монархических государств. Эти обстоятельства определили особенности контрреволюционной политики правительства Екатерины II. Императрица активно противодействовала развитию революционных событий, но не торопилась посылать свои собственные войска против революционной Франции. Ее дипломатия и политика были направлены на активизацию действий других государств Европы, вовлечение в войну с Францией Австрии и Пруссии, чтобы возложить на них все издержки военной интервенции и подавления революции.
Австрийский, прусский, английский кабинеты понимали тайные корыстные желания Екатерины II оттянуть их силы от Восточной Европы, чтобы без помех укрепить свое влияние на Черном море, в Польше и Швеции. Поэтому эти страны не спешили вступить в войну с революционной Францией. Они пошли на войну не сразу и не по причине подстрекательства их со стороны Екатерины II, а лишь тогда, когда этого потребовали их собственные интересы. В 1791 г. возникла идея созвать европейский конгресс в Аахене или Спа для организации общеевропейского союза против Франции и для подавления французской революции. Выдвинута она была австрийским императором Леопольдом. Однако идея созвать этот конгресс так и не была осуществлена. Англия и Россия не отозвались на приглашение на конгресс.
Однако еще с февраля 1791 г. между Берлином и Веной начались тайные переговоры о сближении против Франции. В августе того же года в замке Пильниц в Саксонии произошло свидание австрийского императора с прусским королем, и была подписана Пильницкая декларация, которая возвещала, что Пруссия и Австрия готовы к совместным действиям для восстановления власти Людовика XVI. 7 февраля 1792 г. был подписан австро-прусский союзный договор, по которому каждая из договаривающихся сторон обязалась выставить против Франции по 20 тысяч солдат. Австрия и Пруссия надеялись вознаградить себя приобретениями за счет Франции.
После казни Людовика XVI энтузиазм революционных масс во Франции усилился, революционные армии заняли Бельгию и стали угрожать Голландии. Начинается быстрый подъем революционного настроения в Англии, и не только в ней. Перед Британией возникла угроза необычного усиления мощи главного ее соперника – французской буржуазии – и распространения революции в Европе. Все это показало У. Питту, что надеяться на ослабление Франции и на ее разгром только силами Австрии и Пруссии не стоит. Более того, 1 февраля 1793 г. Конвент объявил Англии войну. У. Питт решил сам возглавить коалицию. Следуя старой британской традиции во внешней политики – традиции «найма друзей на континенте» - он заключил договоры о совместных действиях с Россией, Пруссией, Сардинией и Неаполем, обязавшись выплачивать им всем крупные субсидии. В марте 1793 г. коалиция уже состояла из Англии, Австрии, Пруссии, России, Испании, Голландии, некоторых германских княжеств, Сардинии, Пьемонта и Неаполя.
С самого начала контрреволюционная коалиция связывала восстановление французской монархии с планами расчленения и ограбления Франции. Пруссия намеревалась захватить Эльзас и Лотарингию и под предлогом «вознаграждения» за войну с Францией требовала от России согласия на новый раздел Польши. Австрия хотела завладеть французской Фландрией, Артуа, Пикардией до Соммы и Баварией или же обменять Бельгию на Баварию с небольшими прибавлениями. Подобные же планы имелись у Испании и Сардинии. Для Англии У. Питт требовал Дюнкерк, важный по своему стратегическому положению.
Захватнические проекты расчленения Франции порождали бесконечные раздоры и споры среди дипломатов коалиции. Австрии так и 'не удалось прийти к окончательному соглашению с Пруссией, которая не желала, чтобы австрийцы завладели Баварией. В июле 1792 г. австрийский император Франц и прусский король Фридрих-Вильгельм II обсуждали на свидании в Майнце австрийский проект обмена Баварии и «вознаграждения» Пруссии за счет Польши. В апреле 1793 г. состоялась конференция в Антверпене. Русские дипломаты также принимали участие в переговорах и соглашались на любой раздел Франции, подстрекая к нему другие кабинеты, старались отвлечь их внимание от Польши. Пруссия потребовала второго раздела Польши в виде «вознаграждения» за войну с Францией.
Против конституции 1791 г. в Польше под покровительством Екатерины II была образована шляхетская конфедерация; летом 1792 г. русские войска заняли Польшу. Но царица убедилась, что ей не удастся удержать всю Польшу под господствующим влиянием одной только России. Екатерина II вынуждена была согласиться на второй раздел Польши, так как после битвы при Вальми прусский король отказался продолжать войну с Францией, пока не получит намеченного куска польских земель; он даже двинул свои войска в Великую Польшу.
Зато Австрия после занятия Бельгии французами была крайне заинтересована в войне с Францией: не отняв у французов Бельгии, нельзя было обменять ее на Баварию. Затруднительное положение Австрии дало России и Пруссии возможность устранить ее от участия во втором разделе Польши. Для этого они в январе 1793 г. заключили договор о разделе и поставили австрийцев перед совершившимся фактом. Прусский король лишь посулил Австрии помочь вернуть Нидерланды и обменять их на Баварию. Императору пришлось примириться с этим.
По второму разделу Польши к России отошла часть Украинских и литовских земель: воеводства Киевское, Волынское и часть Виленского, а к Пруссии - Данциг, Торн и Познань. Россия и Пруссия сочли нужным получить от польского сейма хотя бы фиктивную санкцию на раздел Польши, Сейм, собравшийся в Гродно, был оцеплен солдатами: они не выпускали сеймовых послов из помещения, пока те не проголосуют признание раздела. Дело не двигалось, и послы молчали. Наконец, председатель сейма предложил принять молчание за знак согласия. Так «немое заседание» сейма «узаконило» акт о втором разделе Польши.