Лекция 19. Индивидуальный фактор в контексте проблем клиента

1.Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека

2. Феномен пола и психосоциальные проблемы клиента

1.Жизненное пространство человека определяют: положение человека в системе общественных отношений и связей, ценностей и установок и оценок; социетальный фактор, определяющий социальное бытие человека. Общественные отношения могут влиять на человека как позитивно, так и негативно. Характер этих влияний определяется ценностями общества, традиционными культурными стереотипами. Особо значимы в этом плане процессы социализации и этнокультурации ( включение в культуру), так как они вызывают к жизни систему общественных установок, которые могут привести к дискриминации и социальному неравенству человека на основе половых признаков и этнических детерминант, называемых в научной литературе «сексизм» и «этнизм».

Сексизм (секс от лат. sexus –пол) –это институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта. Главными факторами дискриминации выступают – поло-ролевая социализация субъекта и поло-ролевые институциональные стереотипы. В научный оборот термин «сексизм» введен в 60-ые гг. ХХ вв. – за рубежом. В современном обществе сексизм – как система установок распространяется и на мужчин и на женщин. И все же дискриминации по признаку пола в общественной практике подвергались и подвергаются женщины.

Социально -биологические детерминанты сексизма. Выделяют социально-биологические детерминанты сексизма – т.е. биологические, физиологические различия полов. Биологическая половая дифференциация сопровождается различиями в психосоматических реакциях (например эмоциональных реакциях, в особенностях личности), репродуктивности, поведенческих стереотипах, формирующихся в онтогенезе. Имеют место половые различия в познавательных, когнитивных процессах, специфических интеллектуальных способностях.

Сексизм и культура.Наиболее жесткой детерминантой, лежащей в основе сексизма была и остается культурная традиция, т.е. культура. Исторически, причем в разнообразных культурах, сложилась бинарная оппозиция «мужчина-женщина». Женщина, в сознании многих народов, чаще всего предстает источником бед и несчастий.

Основная фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образования мировых религий. Общественный труд женщины утрачивает свое былое значение. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя женщине вторичное место. На протяжении У1-УП вв. христианской церковью ведется дискуссия – можно ли к женщине применять слово « человек». Нужно отметить , что эта традиции в отношении понимания сущности женщины, когда ее не идентифицировали как человека, а сравнивали со змеями, волчицами, кошками, продолжалась вплоть до ХХ вв. В Эпоху раннего средневековья женщина рассматривалась как дополнение мужчины. Так, у древних славян девица до замужества называлась по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, т.е. отказывали ей в индивидуальной социальной идентификации.

На рубеже ХУШ-Х1Х вв., а также в ХХ в. в США, Европе развивается женское общественное движение, которое получило название «феминизма». Оно значительно изменило социальную и культурную картину традиционного «мужского мира».

Сексизм и общество. Сексизм в общественной практике рассматривается сегодня как часть сложившейся социокультурной традиции. Он находит отражение в оплате труда, в возможности женщины участвовать в политической, общественной жизни, в общественной ценности женщины, системе стоимости женского и мужского труда. Имеет место и проблема женской профессиональной деятельности, возможность получения той или иной профессии. На развитие, содержание данной проблемы влияют сложившие три точки зрения: ориентация на профессиональную деятельность, вплоть до отказа от семьи; ориентация на семью, вплоть до отказа от профессиональной деятельности; ориентация на сочетание семейных интересов и профессиональную деятельность.

Нужно отметить, что сексизм в отношении женщин глубоко пронизывает общественное сознание и сегодня, что можно проследить на поло-ролевых стереотипах мужчин и женщин. В одних и тех же ситуациях то что прощается общественным мнением мужчине (например, связи на стороне от семьи), женщине нет, напротив она подвергается осуждению.

Сексизм можно рассматривать как определенную социетальную систему, при которой поло-ролевая социализация, поло- ролевые стереотипы могут являться факторами, негативно, влияющими на жизненные стратегии субъекта, его мироощущения и мировосприятие.

Этнизм (этноцентризм) система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей; склонность воспринимать все жизненные явления с позиций своей этнической группы, рассматриваемой как эталон. В крайней форме этноцентризм проявляется в убежденности в превосходстве своей группы, в неприятии других этнических групп с допущением по отношению к ним агрессивного поведения.

Р.Мертон выделяет 4 стереотипа поведения людей, вызванных предубеждением и абсолютизацией социокультурной идентичности одной этнической группы по отношению к другой: беспристрастный недискриминатор; беспристрастный дискриминатор (не понес ущерба от другой этнической группы, но проявляет в отношении ее дискриминацию); потерпевший недискриминатор; потерпевший дискриминатор*. Причины этнической дискриминации определяются:

1) моделями этнокультурации и социализации, т.е. усвоенными культурными и социальными стереотипами. Воспитываясь в определенном этносе субъект неадекватно воспринимает незнакомые ему индивидуальные и групповые поведенческие и социокультурные стереотипы;

2) этнической агрессией и предрассудками. Существуют такие предположения, что люди всегда более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отличной от своей;

3) конкуренция и эксплуатация на рынке труда;

4) этнические проекции, связанные с культурным шоком и индивидуальными проекциями.

Специалисту по социальной работе нужны специальные знания, если он работает с этночувствительными группами клиентов, а

принципами его работы будут: поддержка на основе понимания этнокультурного своеобразия клиента; планирование совместно с клиентами решение их проблем, чему должны способствовать системно-административные меры; сотрудники социальных агентств работая с этническими меньшинствами должны иметь

соответствующую квалификацию; этническим меньшинствам должны быть предоставлены возможности для специального профессионального образования.

_____________

*Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 329- 334

В зарубежной практике работы с этническими меньшинствами используется стратегия полномочий, разработанная Б.Соломон. Суть данной стратегии – этнические меньшинства страдают не только от материальной недостаточности, но и от невозможности использовать механизм власти. Стратегия полномочий предполагает не только эффективное обслуживание клиентов, но и активизацию самопомощи, снятие институциональных отрицательных оценок клиента. Цели стратегии полномочий: обнаружение реальных проблем клиента; использование структур власти для изменения ситуации клиента; предоставление социальным работникам специфическим знаний для использования клиентом в решении проблем.

2.Женщина как объект социальной работы. Индивидуальное проблемное поле клиентов обуславливается различными факторами и обстоятельствами, среди которых, прежде всего, выделяют биопсихосоциальные доминанты, вокруг которых и группируются индивидуальные запросы клиентов, встречающиеся в практике социальной работы. Такими доминантами выступают, как правило, пол, возраст, здоровье, сексуальность клиента. Данные доминанты играют важную роль при выборе стратегии оказания помощи клиенту в решении его проблем. И это вполне закономерно, так как в процессе социальной работы, специалист сталкивается со специфическими проблемами, которые обуславливаются:

· мужскими и женскими стереотипами, ролевым поведение в

социуме, семье, на производстве;

· особенностями требований окружающей среды к мужчинам и

женщинам;

· факторами здоровья или нездоровья клиента;

· спецификой психосоциальных проблем мужчины или женщины,

здорового или нездорового клиента, молодого или пожилого клиента.

В Беларуси женское население составляет 53% от общей численности населения, а среди работающих, этот процент еще больше. Преобладание числа женщин над числом мужчин – общебиологическая закономерность.

Огромное значение в развитии социальной работы с женщинами сыграло феминистское движение и различные феминистские теории, получившие развитие в его русле. На формирование подходов к осмыслению проблем женщины-клиента повлияли прежде всего:

1.Феминистские идеи, получившие развитие в таких феминистских теория как «либеральный феминизм» (достичь равенство между мужчиной и женщиной можно без изменения патриархальной системы), «радикальный феминизм» ( суть—объектом эксплуатации является не принадлежность к классу, а пол человека), «марксистский феминизм», «социалистический феминизм» (исследует причины дискриминации женщины).

2.Психолого-антропологические концепции, сочетающие в себе социокультурный и биологический подходы, что позволяет выйти на специфические женские проблемы. Вклад в развитие этого подхода внесли Ш.Радо, Х.Дейч, К.Хорни. Основная идея данного подхода— причина дифференциации женских ролей от мужских в том, что женщина существо значительно ниже чем мужчина (по своей сути, полезности для общества), она экономически зависит от мужчины; для женщины характерна высокая эмоциональность, проявить которую она может только в семье, религии (согласно культурологической традиции); женщина физически слабее мужчина, она более подвержена насилию, для женщины характерны особые физиологические функции, которых лишен мужчина (в частности деторождение).

3.Психологические теории поло-ролевой идентификации. В основе которых лежат представления о различных механизмах психосексуальной дифференциации пола. Выделяют:

теорию моделирования –в ее основе лежит учение Фрейда о механизмах идентификации. Ребенок отождествляет себя с родителями и таким образом, ориентируется в особенностях поведения того или иного пола;

теория социального научения - основу идентификации составляют механизмы поощрения, наказания за проявление или не проявление маскулинности или фемининности;

познавательная теория - ребенок сначала узнает себя как представителя пола, а затем усваивает стереотипы поведения;

стадиальная теория - подчеркивает закономерности развития половой дифференциации по мере индивидуального развития индивиды.

4.Социологические концепции социальных стереотипов.

Социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы. Причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальной работы связана с выполнением ими репродуктивной функции, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий. Это способность, с одной стороны, с первых этапов существования человечества обеспечивала продолжение рода, а с другой, предоставляла опасность для хрупкой и неустойчивой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а наличие каждого «лишнего рта» было чревато угрозой голода и недоедания.

Основные проблемы женщины - клиента в социальной работе можно объединить в следующие группы: проблемы, связанные с кризисом семейных отношений и распадом семьи; проблема насилия в семье; проблемы здоровья; алкоголизация и др.

Проблема семейных взаимоотношений. Многие женщины вынуждены мириться с семейным насилием так как им некуда идти, нет средств, чтобы содержать себя и детей. Особенно распространено в семье вербальное насилие (оскорбления, насмешки, угрозы). Кризис семейных отношений, распад семьи и другие обстоятельства в жизни женщины могут привести не только к различным психосоматическим расстройствам, но и повлечь изменение ее социального статуса, что может способствовать развитию алкогольной зависимости, наркотизации женщины.

Проблема здоровья женщины. Исследователи отмечают, что женщины чаще чем мужчины подвержены психическим расстройствам (депрессиям, неврозам, стрессам, эмоциональным срывам, тревожности, тоске и т.д.) и как следствие этого, чаще нуждаются в помощи специалистов –психологов, социальных работников. Острой является вопрос репродуктивного здоровья женщины. Возрастающие психологические, физические нагрузки, недостатки в лечебно-профилактической работе, отсутствие на многих предприятиях необходимых условий труда для женщин негативно сказывается на их здоровье, порождая проблему неблагоприятного протекания беременностей , ослабления здоровья новорожденных и самих женщин

Проблема занятости и женского труда. Переход к рыночным отношением сопровождается ассиметричной трансформацией социального статуса женщин и мужчин. Неравенство палов, ранее существовавшее в скрытой форме, сегодня значительно усиливается. Современные социально-экономические структуры склоняются в сторону патриархальной, а не эгалитарной (равенство) идеологии восприятия женщины. Переход к рынку в РБ, России по мнению экспертов сопровождается ренессансом патриархата. Сегодня безработица имеет больше женское лицо. Имеет место и неравенство в оценке женского и мужского труда, что проявляется в уровне заработной платы. Для женщины характерна «двойная занятость»: на работе и дома, ибо в соответствии с традицией разделения домашних обязанностей женщина несет основную нагрузку по ведению домашних дел, уходу за домочадцами, воспитанию детей.

Разрушение устоев человеческого общежития, переориентация ценностных установок, падение нравственности породило проблему торговли женщинами (траффик). Появились новые статьи экспорта—экспорт славянских невест, экспорт девушек для оказания сексуальных услуг.

Приоритетные ценности белорусской женщины сегодня является семья, здоровье, работа.

Социальная политика в отношении женщин в нашей республики разрабатывается и строиться на основе Международной Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», принятой Генеральной Ассамблей ООН в 1979 году и вступившей в силу в 1981 году. Конвенция признала одинаковые права мужчины и женщины в семейной жизни; высказалась за расширение участия женщин наравне с мужчинами во всех областях жизни: политической, экономической, социальной, культурной, образовательной; за достижение подлинного равенства между полами.

В июне 1996 года в Беларуси был принят Национальный план действий по улучшению положения женщин, который предусматривает меры по формированию более сбалансированного по половому признаку резерва кадров на выдвижение, по улучшению информированности женщин о своих правах и механизмах их защиты; введению в программы вузов образовательных курсов по гендерной проблематике; проведению научных исследований жизни и деятельности женщин. В мае 2001 г. Советом Министров Республики Беларусь за № 670 утвержден Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2001-2005 гг., который содержал ряд мероприятий направленных на достижение гендерного равенства. Первоочередными сегодня признаются задачи гендерной экспертизы национального законодательства.

В Республике Беларусь действует программа «Женщины Республики Беларусь», которая предусматривает меры по улучшению положения женщин на рынке труда, охране материнства и детства, укреплению семьи, решению социально-психологических проблем женщин и их адаптации к новым социально-экономическим условиям. В настоящее время в республике ведется определенная информационно-просветительская работа по проблеме насилия в отношении женщин, проводятся научные исследования; оказывается некоторая практическая помощь пострадавшим: работают телефоны доверия, кризисные центры ( Минск, Мозырь).

Основными направлениями социальной политики в отношении женщин в РБ являются:

* улучшение положения женщины на рынке труда, повышение ее социального статуса.

* развитие системы экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности сохраняющих и создающих рабочие места для женщин;

* разработка государственной политики (на основе законодательства) по повышению социального статуса женщины;

* охрана материнства и детства. Женщины имеют право на льготы: в связи с беременностью, родами, кормлением ребенка (социальные отпуска); обусловленные необходимостью ухода за детьми и их воспитанием ;

* поддержка института семьи;

* развитие сети служб по оказанию различного рода услуг и социально-психологической помощи женщина;

* поддержка женского движения. В РБ Беларусь действует более 10 женских организаций: Лига женщин Беларуси, Союз женщин РБ, Женское христианско-демократическое движение в РБ, Белорусский женский фонд Ефросинии Полоцкой, Белорусский благотворительный женский фонд «Вера, Надежда, Любовь» и др.

Говоря о собственно гендерных направлениях социальной работы, можно выделить три типа задач в области оказания помощи женщинам:

· Спасение их жизни и здоровья. Здесь могут использоваться такие

учреждения как приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая, медицинская и др. виды реабилитации, юридическое консультирование, содействие в подыскании другого места жительства, работы и пр.).

· Поддержание социального функционирования. Данная задача

носит более долгосрочный характер. Сюда включают все виды реабилитации и поддержание женщины в трудной жизненной ситуации.

· Социальное развитие. Обеспечивается информированием

женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозащиты и самообеспечения.

Проблемы клиента мужчины в социальной работе. Понятиемаскулинность ( мужественность) –не имеет однозначногоопределения и включает в себя:

· совокупность поведенческих черт, свойств и особенностей объективно присущих мужчинам в отличие от женщин;

· обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений и верований в то, чем является мужчина и какие качества ему приписываются;

· это нормативный эталон идеального «настоящего» мужчины.

Представления о маскулинности разные народы связывают с разными стереотипами и разными представлениями об идеале мужчины. К, примеру в эпоху античности идеал мужчины - это физически крепкий, совершенный, атлетически сложенный, мужественный мужчина.

Современные стереотипы мужественности связываются прежде всего с такими характеристиками как физическая сила, выносливость, свобода в отношении к собственной внешности, употреблению спиртных напитков, курения и даже сексуальным связям.

Феминистское движение, борьба женщин за равенство с мужчиной во всех сферах, и как следствие этого повышение роли женщины в обществе выдвинули и новые требования к мужчине:

* мужчина должен зарабатывать много денег и нести определенные обязанности по дому;

* мужчина должен быть сильным, логичным, решительным , разумным;

* мужчина должен заботиться о детях, убирать квартиру, содержать в порядке машину и т.д.

* для мужчины важно сделать карьеру, но он не должен пренебрегать женой и др.

Следует отметить, что как и женщины так и мужчины находятся под давлением общественных стереотипов и установок, которые в значительной степени определяют ролевые обязательства современного мужчины, влияют на процесс его социализации. Традиционный мужской стереотип трактуется исходя из трех основных факторов: статус ( потребность в достижении успеха); твердость, непоколебимость (внутренняя сила и уверенность в себе); отрицание фемининности (избежание стереотипов женского поведения).

М.В. Фирсов, опираясь на исследования Дж.О.Нила, выделяет шесть типов ограничений в обществе, которые влияют на представление о маскулинности современного мужчины и рассматриваются как феномен полового диморфизма: запрет на выражение чувств и эмоций (мужские слезы – это стыдно); равнодушие к своему здоровью ; одержимость достижениями и успехами; регламентация сексуального поведения; стремление к власти и соперничеству; гомофобия (отвращение к однополой любви).

В настоящее время имеет место кризис маскулинности, что обуславливается и социально-экономическими факторами, и изменением требований к мужчине, и изменением ценностных ориентаций. Все это приводит к разрушению поло-ролевых установок, которые формируются в процессе социализация и порождает различного рода проблемы в мужской среде. К таким проблема следует отнести:

*рост агрессивности. Ряд зарубежных исследователей рассматривают агрессивность как производную мужской социализации и неотъемлемый атрибут мужского поведения;

*рост жестокости и насилия в семейно-брачных отношениях;

*суицидальное поведение;

*проблемы алкоголизации и формирования алкогольной зависимости, наркомании, преступности;

*проблемы сексуального плана. По мнению Э.Фромма в основе мужской сексуальности лежит тщеславие, которое обуславливается мужскими стереотипами относительно сексуальной жизни, а также отношением общественного мнения к сексуальной свободе мужчины, нормативными предписаниями и установками на супружескую верность. Основными особенностями мужской сексуальности выступают определенные мифические установки такие как: чем больше секса , тем мужчина более успешен; мужчина всегда инициатор сексуальных отношений; мужчина всегда готов к сексуальным отношениям и др. Такие стереотипы в отношении сексуальности мужчины могут приводить к психосексуальным расстройствам, депрессивным состояниям, стрессам. Все эти проблемы актуализирует социальную работу с клиентами-мужчинами.

Технологии социальной защиты и помощи женщинам (мужчинам) должны учитывать специфику социальных проблем различных групп женщин (мужчин), их зависимость от культурного и образовательного уровня, от семейного положения и национальных традиций, от профессиональной принадлежности и возрастных особенностей. Эффективность социальной работы, при решении проблем пола во много определяется тем, насколько специалист по социальной работе понимает социальную историю клиента. М.В. Фирсов, предлагает следующую схему для описания индивидуальной социальной истории клиента*:

1. Идентификация клиента: имя, адрес, возраст, дата рождения, место

проживания, ре­лигия; семейное положение: сведения о муже, жене, детях, близких родственниках; образование, место работы.

2. Социальная проблема:

- трудности в социальной жизни, социальных связях; лица и группы, ослабляющие социальное функционирование, кор­ректирующие деятельность клиента; характер трудностей, раз­личия в характере трудностей группы и клиента;

- характер современных жалоб, определение ситуационного контекста, ситуационное поведение, случайности и закономер­ности социального поведения клиента;

- описание проблемы клиента относительно времени и лиц, групп (дата начала конфликта, его продолжение, длительность, периодичность), ___________

* Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 353- 355

причины, объяснения, обвинения сторон;

- описание поведения, отражение проблем на состоянии кли­ента, его ролях, статусе, а также поведение групп; описание
функциональных трудностей, отклонение от нормы (неадекват­ное, нежелательное, неприемлемое);

- наличие других проблем у клиента: экономических, юри­дических, медицинских.

3. Индивидуальность клиента. В контексте социальной работы индивидуальность включает в себя различные аспекты функционирования клиента: физиологическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное.

Специалист по социальной работе, основываясь на социальной истории клиента и выбирает стратегию взаимоотношений, которая включает в себя следующие элементы взаимодействия: представление проблемы; диагностика и симптоматика проблемы; история проблемы; характер течения проблемы; проблема и ее влияние на семейные отношения; проблеме в контексте образования и профессиональной деятельности клиента; цели клиента; анализ и оценка специалистом ситуации; выбор технологии решения проблемы; решение проблемы.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему сексизм можно рассматривать как фактор дискриминации человека?

2. Культура и общества как детерминанты сексизма.

3.Каковы основные причины этнической дискриминации и притеснения?

4. Как фактор пола влияет на психосоциальные проблемы мужчины-клиента? Женщины –клиентки в социальной работе?

Рекомендуемая литература

1. Кунгурова Н.И. Социальная работа: [лекции ] / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: Минская фабрика цветной печати, 2007. – 447 с.

3. Социальная работа: Теория и организация : Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

Наши рекомендации