Как предпосылка социальной работы

1.Понятие «социальные отношения» в социальной работе.

2.Типы социальных отношений

1.Человек – биосоциальное существо. Вне социума он жить не может. Свою индивидуальность человек проявляет в системе отношений, взаимодействий, социальных связей, которые складываются в обществе.

Связи в которые включается человек образуются в процессе социальной, экономической, духовной , политической и иных видов деятельности людей. Они образуют определенные типы общения, виды социальных систем.

Сущность взаимодействия, взаимоотношения отражают два понятия:

· общественные отношения,которые трактуются как

многогранные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, культурной, политической деятельности. Эти отношения изменяются в процессе развития общества.

· социальные отношения.

Чтобы выяснить сущность социальных отношений необходимо разобраться с сущностью общественных отношений.

Общественные отношения – специфический признак общества; делают общество специфической системой, соединяют индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Общественные отношения - форма деятельности людей. Они характеризуются рядом признаков: носят надличностный характер, т.к. выражают не сугубо личное положение человека, а взаимодействие социальных ролей, которые выполняет человек; объективно обусловлены: связывают индивида с группой, обществом; являются средством включения человека в общественную практику; порождаются деятельностью конкретных людей; обладают большой активностью и устойчивостью.

Можно констатировать, что общественные отношения это устойчивая система связей индивидов, сложившихся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Проблема определения категории «социальные отношения», обуславливается тем, что нет однозначного определения категории «социальное» ( от лат. – совместный, общественный, товарищеский). Исторический анализ показывает, что термин «социальное» возникает для обозначения тех новых явлений, которые присущи человеку и возникают среди людей.

Чаще всего понятие «социальное» трактуется в двух смыслах:

· ( в широком смысле) социальное – это все то, что относится к обществу; т.е. социальное противопоставляется природному.

· ( в узком смысле) социальное используется для описания социальной сферы, которая рассматривается как одна из сторон общественной жизни, наряду с экономической, политической, культурной; а также используется при анализе социальных отношений, как специфических отношений, возникающих и существующих между основными социальными субъектами.

Следовательно, в узком смысле понятие «социальное» отражает способ взаимодействия между социальными группами и индивидами как представителями этих групп в области их положения и роли в обществе. Социальное связывают с положением людей в обществе, их образом жизни и определяется социальное через взаимодействие больших групп людей по поводу условий их жизнедеятельности.

Тогда, социальные отношения – это отношения между людьми как представителями социальных групп по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий развития личности, социальных групп.

Социальные отношения следует рассматривать как «сторону» общественных отношений. Они присутствуют всегда в экономических, политических и других общественных отношениях, но социальные отношения не заменяют и не подменяют собой другие общественные отношения. Социальные отношения-срез, синтез социальных сторон, социальных аспектов всех видов общественных отношений, которые сказываются на положении человека в обществе.

Социальные отношения преломляются через внутреннее состояние человека, выражаются в его деятельности, и отражают личное отношение человека к окружающей действительности. Главный фактор, который определяет социальные отношения, их формирование, функционирование и изменение – это сам человек. Социальные отношения – это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств. Стержнем социальных отношений, проявления социальных качеств, являются отношения равенства и неравенства, прежде всего, социального равенства и социального неравенства. Социальное неравенство многопланово: стратификация нацией, гендерное неравенство, возрастное неравенство и др.

В социальных отношениях акцент делается на социальном характере положения людей; их статусе; условиях жизни; равенстве и неравенстве. Сегодня социальные отношения выражают определенные различия в общественном положении между представителями различных социальных групп.

Необходимо отметить, что в разных общественных системах социальные отношения, социальные связи имеют свои особенности и специфику и отличаются друг от друга. И это отличие определяется, прежде всего, характером первичных социальных отношений, под которыми понимают взаимосвязь и взаимозависимость людей по поводу их жизненного пространства, средств воспроизводства и совершенствования жизни. Именно первичные отношения определяют систему общественных отношений: от политических до социально-бытовых (кому реально принадлежит власть, материальные ресурсы государства); от производственно-экономических до художественно – эстетических, духовно-культурных. В них находят выражение взаимозависимости, базовые отношения владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления, которые возникают и воспроизводятся в процессе взаимодействия жизненных сил человека и его средств к жизни, жизненного пространства.

Тогда можно предположить, что социальные отношения являются предпосылкой понимания сущности социальной работы. Ведь в социальной работе как совокупности различных видов деятельности сказывается влияние именно первичных социальных отношений.

Для человека как биопсихосоциального существа огромное значение имеют социальные связи, касающиеся его индивидуально-личностного и коллективного бытия; его жизненное пространство; его средств к жизни – с одной стороны, а с другой – наличие многообразных общественных сфер (политической, культурной, экономической, социальной и др.) где эти связи могут осуществляться и реализовываться. К таким связям, как отмечает Холостова Е.И., относят социальную помощь, социальное призрение, социальную реабилитацию, социальную защиту и т.д. А это и есть сфера интересов социальной работы*.

Взаимосвязь социальной работы и социальных отношений показывает, что социальный работник должен: знать, изучать социальные отношения людей; учитывать наличие сложившихся социальных отношений, их социальной дифференциации; учитывать то,

что социальные отношения закрепляются в виде устойчивых взаимодействий социальных институтов, организаций, которые помогают решать проблемы социальной работы.

__________________

*Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – С.173-177

Еще один факт, указывающий на взаимосвязь социальной работы и социальных отношений: социальные отношения связаны с социальной сферой общества, в которой удовлетворяются жизненные потребности человека. Нужно учитывать такие аспекты как, какими способами удовлетворяет потребности человек, не наносит ли он ущерба при этом другим людям, насколько разумны эти потребности, а также не приводит ли это к социальным конфликтам и к увеличению числа людей нуждающихся в социальной защите.

Социальная сфера это относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы и отношения социальных субъектов, совершается воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занимающихся представлением социальных благ и услуг (социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита, социальное призрение), т.е. это пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и саморазвития общественных субъектов. Социальная сфера одна из основных сфер общества наряду с экономической, политической, социокультурной и др. Она имеет свои ценности, главным источником которых выступает труд.

Основными характеристиками социальной сфера являются: самостоятельность; целостность; наличие собственных законов развития: закона социального сравнения; социальных перемещений; динамики социальной активности; развития социальной структуры.

Структура социальной сферы представлена такими компонентами как: социальная структура общества: люди с их потребностями,

ценностями и качествами; социальные системы: учреждения, организации, которые помогают человеку реализовать его потребности; взаимодействия, отношения людей в которые они вступают для реализации потребностей; принципы, законы развития социальной сферы, правила разрешения проблем возникающих в социальных отношениях.

Таким образом, знание состояния социальных отношений, анализ состояния социальной сферы позволяют специалисту по социальной работе осуществлять дифференциацию при организации социальной защиты различных категорий и групп населения; выбирать наиболее эффективные формы и методы удовлетворения потребностей социальных групп и отдельных личностей.

2.Социальная работа как специфическая форма социальной деятельности может и должна рассматриваться на нескольких уровнях :

индивидуальном; групповом и на уровне общества. Социальными субъектами социальных отношений в этих случае выступают: индивид, группа людей, определенный социум, общество, которые одновременно являются и носителями социальных отношений.

В процессе реального общения, даже в условиях одной общности социальные отношения имеют многоуровневый характер, но главная роль принадлежит социальным отношениям, которые складываются между основными социальными субъектами.

В социальной работе важно уметь классифицировать социальные отношения. А для этого необходимо специалисту по социальной работе четко представлять какой показатель, признак используется для структурирования и классификации социальных отношений в каждом конкретном случае. Ведь от этого в значительной степени будет зависеть эффективность социальной помощи оказываемой клиенту.

Так как социальные потребности являются реальной формой осуществления социальных отношений в нашей жизни, то они могут выступать в качестве признака для классификации социальных отношений.

Потребности, в том числе и социальные, являются объективными. Они выражают нужду человека в чем-то – еде, одежде, жилище, общении и т.д. Однако каждый социальный субъект может предпочитать различные формы удовлетворения потребностей. Следовательно, можно говорить о субъективно- объективной природе потребностей.

Противоречия между объективной и субъективной формами реализации потребностей может создать противоречия, конфликт, что переводит индивида из субъекта социальных отношений в объект социальной работы.

Потребности определяют внутреннюю движущую силу человеческой активности. Множество потребностей человека определяется его двойственной социально-биологической природой.

В теории социальной работы, а следовательно и в практической деятельности специалиста по социальной работе наибольшее распространение приобрела система человеческих потребностей А. Маслоу, которая включает в себя следующие уровни потребностей:

1 уровень. Витальные или физиологические потребности.

Если физиологические потребности имеют социальную окраску, то механизмы приспособления человека к обществу также обладают социальными свойствами.

2 уровень. Потребность в безопасности, устойчивости, в спокойствии, защите от неблагоприятных воздействий, уверенности в будущем, удовлетворении физиологических потребностей.

Неудовлетворение этих потребностей приводит к образованию психологических дезадаптационных процессов, что может содействовать превращению человека в клиента социальной работы.

3 уровень.Потребность в общности, принадлежности к сообществу людей; социальной группе; в привязанности, расположении, любви.

4 уровень.Потребность в уважении, самоуважении, признании окружающих. Этот уровень потребностей требует высокого уровня развития личности. Однако адекватность самооценки, правильный выбор «референтной группы» с чьим мнением соотносит свое поведение и мышление индивид требует определенного труда его души, в т.ч. и усилий со стороны общества.

5 уровень.Потребность в самоактуализации, стремлении наиболее полно раскрыть себя, стать тем кем он может быть. Однако нужно учитывать, то что общество не всегда могло и может обеспечить благоприятные условия и социальные возможности для развития личности.

6 уровень.Потребность в любви, приятии.

Безусловно, между потребностями разного уровня существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Потребности нижнего уровня влияют на потребности верхнего уровня. Невозможность для человека удовлетворить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, в получении социальных услуг и т.д. как раз и является сферой компетентности социального работника.

Кроме того, взаимосвязь потребностей дает возможность более детально и объективно анализировать действительность и социальную ситуации индивида,т.к.удовлетворение потребностей в значительной степени обуславливается социальной ситуацией. В социальной работе предметом деятельности социального работника и является социальная ситуация индивида.

Социальная ситуация – это выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем клиента или группы, с которой взаимодействует социальный работник.

Социальная ситуация оценивается человеком в высшей степени субъективно и по тем критериям, которые стороннему человеку могут показаться непонятными. Следовательно, социальному работку нужно тактично подходить к решению проблемы клиента, с тем чтобы не унизить его человеческое достоинство. Решая конкретную проблему клиента, его социальную ситуацию необходимо анализировать с позиции многоуровневых социальных связей:

· индивидуальный уровень, уровень малых групп, включая семью;

· уровень больших социальных групп, выделяемых по этническим, религиозным, расовым, профессиональным, возрастным и др. признакам;

· уровень территориальной общности;

· национально-государственный уровень.

И это вполне закономерно, так как даже внутриличностный индивидуальный конфликт связан с целой системой разноуровневых противоречий, без изучения которых невозможно решить и проблему клиента. В качестве признака для классификации социальных отношений может выступать также социальная, имущественная дифференциация между слоями, группами общества,так как онаослабляет гарантии реальной социальной защиты населения, в особенности неработающих и занятых в непроизводственной сфере.

Так, имущественная дифференциация осложняет порой общую стратегию оказания социальной помощи населению через традиционные в советский период формы помощи, а также через новые. Рост стоимости путевок в оздоровительные лагеря, рост стоимости оказания бытовых услуг через систему бытового обслуживания приводит к тому, что не все категории населения этими услугами могут воспользоваться.

Поэтому при формировании моделей социальной работы и оказании социальной помощи необходимо учитывать следующие факторы:

· особенности социального положения и условий жизнеобеспечения представителей различных социальных групп населения;

· традиционно сложившиеся социальные отношения между существующими субъектами социальных отношений и новыми, появившимися в связи с изменением социальной структуры общества (новые белорусы, олигархи и др.).

Социальная работа основывается на отношениях существующих в обществе и обусловленных как социальной политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно подразделять на первичные, вторичные и третичные.

Первичные отношения - отношения, возникающие в социальной группе, которую составляет клиент, его семья и друзья. Представители такой группы порой по-разному оценивают одни и те же социальные явления и процессы. А это позволяет более грамотно выявить основные проблемы клиента.

Вторичные отношения – определяются членством клиента в различных социальных группах (территориальных, религиозных, этнических и др.). Безусловно, социально-психологические особенности этих групп влияют на появление, проявление и протекание проблем клиента.

Третичные отношения - определяются гражданскими ролями клиента и их возможностями по реализации своей субъектности. Эти отношения также влияют на характер проблем клиента.

С целью эффективного решения проблем клиента и рассмотрения социальной работы как целостной системы все три типа отношений следует рассматривать в комплексе. Порой нарушения первичных отношений может провоцировать проблемы и в группе третичных отношений.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятия «социальные отношения».

2.Покажите, что социальные отношения являются основой и предпосылкой социальной работы.

3. Какие типы социальных отношений выделяют?

4. Покажите роль социальной работы в регулировании социальных отношений.

Рекомендуемая литература

1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.

2. Социальная работа: Теория и организация : Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

3. Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

4. Кунгурова Н.И. Социальная работа; [ лекции] /Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: Минская фабрика цветной печати, 2007, - 447 с.

Лекция7. Социальная работа и социальная политика:

Взаимосвязь и взаимовлияние

1.Сущность социальной политики, ее принципы и функции

2.Направления и содержание социальной политики в Беларуси

3.Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

1.Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Существует многообразие определений категории политика. Политика – это:

· сфера деятельности связанная с социальными отношениями по поводу проблем завоевания, удержания и использования государственной власти;

· отношения между социальными группами, классами государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;

· система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сферы и др.;

· практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей.

Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп и связано с использованием государственной власти.

Существенный признак политики – это то, что она предстает как форма обобщения , интеграции интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Главный субъект государственной политики – государство. Еще одним важным признаком политики выступает характер использования механизма власти. Поэтому политика – это и участие народа в делах государства, направление деятельности государства, определение задач, содержания и форм его деятельности.

По своей структуре политика подразделяется на две крупные составляющие: внутреннюю и внешнюю политику. Содержание внутренней политики - отношение классов, социальных слоев и групп данного общества к существующей государственной власти; устойчивые интересы социальных групп в обществе и их взаимоотношения; глубинные процессы социально-экономического и культурного развития общества. Успехи в области внутриполитической неизбежно отражается на внешне политической деятельности государства, умножают его авторитет и популярность на международной арене.

Внутренняя политика государства в соответствии с потребностями общественного развития включает в себя ряд крупных разделов, которые отражают приоритеты в концентрации материальных и духовных ресурсов для решения актуальных задач государственного развития.

Важным разделом внутренней политики является социальная политика, которая воплощается в социальных программах и практике государства и регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Социальная политика по своему происхождению вторичная относительно экономики, так как экономика основа для реализации, решения социальных задач, проблем, социальных проектов. Вторичность социальной политики не означает ее второстепенность так как она влияет на развитие, благополучие социальной сферы.

В социальной сфере реализуются и оцениваются результаты хозяйственной, экономической деятельности, проверяется ее эффективность по удовлетворению потребностей и интересов людей. Социальная политика отражает также и степень гуманности государства по отношению к своим членам. Без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека. Человек главная составляющая производительных сил общества. Невнимание к нуждам людей, к социальным аспектам труда, досуга, быта приводит к падению производства и обостряет социальное напряжение в обществе.

Задача социальной политики – гармонизация общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических , научно-технических и нравственных мер по их регулированию.

Социальная политика основывается на системе принципов, которые выражают характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации : гуманизма и социальной справедливости; системности и непрерывности, преемственности; сбалансированности целей и возможностей реализации социальной политики; открытости; демократизм выработки и реализации социальной политики; действенный контроль со стороны общества за реализацией социальной политики; адресность мер по социальной защите населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются через систему функций- относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видов политической деятельности. Важнейшими из них выступают: прогностическая; социально-защитная; управленческая ( управление социальными процессами); интегрирующая ( объединение различных социальных групп и слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание социальной стабильности); оптимальное разрешение социальных противоречий в социальной сфере.

В социальной политике целесообразно выделять два относительно самостоятельных аспекта:

1. Социальная политики в широком смысле – это совокупность решений, мероприятий, которые затрагивают все стороны жизни членов общества и направленных на обеспечения населения продуктами питания, жильем, социальными услугами, рабочими местами, охрану здоровья населения, его образование, создание гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан и т.д.

2. В узком смысле – собственно социальная политика – т.е. социальная политика сориентированная на социальную защиту и поддержку конкретных категорий населения: молодежная социальная политика, семейная социальная политики и т.д.

Устойчивая социальная политика способствует упрочению политической устойчивости и стабильности общества.

2.Особенно актуальными в условиях переориентации экономики с плановых начал на рыночные являются следующие направления в развитии социальной политики государства:

1. Создание гарантированных условий для жизнедеятельности

граждан, т.е. социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Реализация данного направления в значительной степени определяется уровнем экономического развития государства.

2.Улучшение условий труда, позитивные преобразования в сфере трудовой деятельности. Особенно значимо данное направление социальной политики для тех сфер , где изменения происходят в характере и условиях труда человека, так как именно здесь происходит рефлексия ее гуманности.

Решение социальных проблем в сфере труда не должно сводиться только к вопросу технического перевооружения производства. Оно предполагает и решение таких задач как создание достойных человека условий труда; улучшение нравственно-психологической атмосферы на производстве; повышение культуры производства; создание условий для профессионального роста работников; организация досуга и отдыха.

3.Забота об укреплении института семьи, ее охране и защите. Семья, семейно-брачные отношения, отношение родителей к детям, детей к родителям отражают состояние, уровень психического и физического здоровья нации, ее будущее. В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь « брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства».

В данном направлении социальной политики акцент делается социальную защищенность материнства и детства, на увеличение помощи семьям, имеющим детей, расширение льгот работающим женщинам и т. .д. Главной целью государственной семейной политики является укрепление нравственных основ семьи; обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи.

В социальной политике большое место отводится такой проблеме как социальная защита детства. Решается она через создание системы государственных органов и общественных организаций направленных на социальную защиту детства: создана Национальная комиссия по правам ребенка, приняты ряд законодательных актов: Закон РБ «О правах ребенка» (1993), Закон РБ «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992); Президентская Программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы (2006), Закон РБ «О гарантиях социальной защиты детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (2005); создаются социально-психологические службы помощи семье и детям и т.д.

Так, государственная финансовая поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", согласно которому установлены различные виды единовременных и ежемесячных пособий: единовременное пособие в связи с рождением ребенка; пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей старше 3 лет; пособие одинокой матери; пособие по беременности и родам; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.

Кроме того, семьям с детьми предоставляются дополнительные гарантии и льготы в области трудовых прав и занятости, пенсионного обеспечения, образования, налогообложения и другие.

Данное направление социальное политики сориентировано и на решение такой проблемы как социальное сиротство, социальная реабилитация и интегрированное обучение детей с особенностями в развитии, профилактика детской преступности и т.д.

4. Государство проводит и действенную социальную политику в отношении социально незащищенных групп населения. Социальное неравенство обуславливается наступлением непредвиденных независимых от воли лица обстоятельств, которые влекут утрату или сокращение доход, средств вследствие болезни, инвалидности, потери кормильца. В РБ установлена система государственного социального обеспечения и социального страхования. Государство законодательно закрепляет гарантированную возможность назначения пенсий, пособий, других видов материальной поддержки нетрудоспособным, инвалидам, многодетным семьям и др.

5.Социальная направленность государства проявляется и в его молодежной политике. В Конституции РБ (1996 г.) определены основы правовой базы развития молодежи, ее социальной защищенности, активного участия в политической, экономической, культурной жизни страны. В качестве приоритетных направлений социальной молодежной политики провозглашены: установление социальных гарантий в области образования, трудоустройства, занятости, обеспечения досуга, осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи. Активно развивается нормативно-правовая база реализации государственной молодежной политики, которая включает в себя Закон РБ «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992), Указы Президента РБ «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» ( 1996); «О поддержке талантливой молодежи» ( 1995), Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2006- 2010 годы и др.

7.Важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость – оценочное понятие различных явлений и фактов общественной жизни. Оно является результатом интеграции нравственно-правового и социально-политического сознания. Категория справедливости применима к оценке экономических, политических, правовых событий и фактов, к оценке взаимоотношений общества и личности. Основа социальной справедливости – наличие соответствия между действительной ролью личности , социальной группы в жизни общества и их социальным статусом; между деянием и воздеянием и т.д. Социальная справедливость – это обеспечение широких социальных гарантий человеку: обеспеченность работой, доступность образования, культуры , медицинского обслуживания и т.д.

Вопросы социальной справедливости – приоритетные в социальной политике.

В этой связи постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 1999 г. N 1254 "О мерах по социальной защите малообеспеченных граждан" определены категории граждан из числа малообеспеченных, которые в силу их физического состояния и материально-бытовых условий нуждаются в первоочередной социальной поддержке. К ним отнесены инвалиды I и II групп; одиноко проживающие пенсионеры; многодетные и неполные семьи; трудоспособные граждане, осуществляющие уход за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом, а также лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи; безработные граждане, состоящие на учете в государственной службе занятости и соблюдающие обязанности безработных, предусмотренные законодательством о занятости.

8.Значимым направлением социальной политики является пенсионное обеспечение. Совершенствование пенсионного обеспечения осуществляется в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает комплекс мер, направленных на усиление гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, создание предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, приведения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера.

В комплексе мер по реформированию пенсионной системы важная роль принадлежит совершенствованию критериев определения размеров пенсий и механизма их исчисления с таким расчетом, чтобы размеры пенсий напрямую зависели от страхового и трудового стажа и объема уплаченных страховых взносов. Пенсионная реформа включает в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и введение страхового механизма его осуществления. Основой его стал индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов, который позволит упорядочить процесс осуществления пенсионного обеспечения при переходе на новые принципы в тесной зависимости от уплаты страховых взносов.

9. Приоритетные направления социальной политики сегодня в Республике остаются: вопросы жилья, продовольствия; решение проблем, касающихся развития человеческого потенциала; осуществления ряда мер в области политики занятости населения, доходов и оплаты труда; повышение объема и качества медицинской помощи населению; приближение уровня потребления благ и услуг в республике к аналогичному уровню экономически развитых стран; выработка мер, направленных на повышение ответственности родителей за судьбу и воспитание детей; решение проблемы охраны материнства и детства, социального сиротства, детской безнадзорности.

Основная линия проведения социальной политики - это: гуманизация отношений между всеми слоями населения, партиями, общественными организациями; сохранение и развитие исторических традиций и ценностей нашего народа.

Социальная политика РБ длительное время была сориентирована на социальную защиту всех малоимущих, т.е. имела место патерналистская модель социальной политики. В настоящее время наша социальная политика развивается в направлении перехода от патерналистской к субсидиарной модели. Что предполагает усиление страхового принципа в реализации социальной политики.

3. Концептуальные основы социальной политики, ее содержание служат содержательной и организационной основой для социальной работы. Опираясь на силу законов и различных подзаконных актов, структуры органов государственного управления социальная политика должна создать предпосылки для успешной адаптации человека к постоянно изменяющим условиям жизнедеятельности. Социальная работа также призвана оказывать помощь человеку, имеющему проблемы в адаптации к социокультурным условиям. На выполнение целей и задач социальной политики ориентиро­ван весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

· субъект социальной политики — государство, т.е совокупность всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;

· политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

· объект социальной политики — социальные процессы в об­ществе во всем их содержательном многообразии и разно­образных формах проявления;

· система нормативно-правовых актов, регулирующих взаи­модействие между субъектами и объектами социальной по­литики;

· предметно-политическая деятельность по решению задач со­циальной политики на различных стадиях, включая и оцен­ку эффективности реализации социальных программ*.

При решении конкретных задач эта структура дополняется и другими элементами, в частности таким как социальная работа.

Существует несколько технологических фаз механизма реализа­ции социальной политики:

научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление глав­ных проблем и основных противоречий в развитии конкретных социальных отношений;

определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;

нормативно-правовое оформление избранного варианта реше­ния той или иной социальной

Наши рекомендации