И с т о р и я о т е ч е с т в а
И С Т О Р И Я О Т Е Ч Е С Т В А
IX в. – начало XXI в.
Методические указания
для самостоятельной подготовки студентов
лечебного факультета
Тюмень – 2013
История Отечества IX в. – начало XXI в.: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета / М.К.Бросалина, Н.Г.Третьяков, А.Э.Волков. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2013. 58 с.
Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «История Отечества» для студентов лечебного факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История Отечества», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-3).
Авторы – составители:
Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент
Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)
Волков А.Э., к.и.н., ст. преподаватель
Рецензенты:
Губанов Н.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии ТюмГМА Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ТюмГАСУ
Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 16 апреля 2013 г., протокол № 8.
Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА 18 апреля 2013 г., протокол № 4 .
Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА 2013 г., протокол №
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4
Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя Русь.
Образование и развитие Российского централизованного государства
в XIV – XVII вв. ………………………………………………………….....5
Тематический план ......………………..…………………………………5
Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности ………………… 5
Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. ………………….6
Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8
Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..11
Тема 5. Формирование Российского централизованного государства
в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12
Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 15
Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….17
Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .…………………………… 18
Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………21
Модуль 2. Российская империя в XVIII – XIX вв. …………………………..22
Тематический план...……………………………..………………….....22
Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 22
Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 25
Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 27
Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 29
Тема 13. Россия в первой половине ХIХ в. …………………………………. 30
Тема 14. Эпоха великих реформ XIX в. …………………………………….. 33
Тема 15. Внешняя политика России в XIX в………………………………… 35
Тема 16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Особенности буржуазной модернизации ………….……...……… 36
Вопросы к коллоквиуму № 2. ……………………………………….………….39
Модуль 3. ХХ век в отечественной истории.
Россия на современном этапе модернизации ……………….……..40
Тематический план..………………………………………………….....40
Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) …40
Тема 18. Россия в системе межимпериалистических противоречий
начала XX в. …………………………………………………………. 43
Тема 19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ……… 44
Тема 20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма .46
Тема 21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………49
Тема 22. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 52
Тема 23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 55
Вопросы к коллоквиуму № 3. ………………………………………………….58
Цели изучения дисциплины:
Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.
Задачи изучения дисциплины:
а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;
б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;
в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;
г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.
В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
· способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
· способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Модуль 1. Теория и методология исторической науки.
Древняя Русь. Образование и развитие Российского
централизованного государства в XIV – XVII вв.
Тематический план
Лекции
1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки.
2. Древняя Русь в IX-XIII вв.
3. Образование и укрепление Российского централизованного государства в XIV-XV вв.
4. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI-XVII вв.
Семинары
1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности.
2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв.
3. Русские земли в ХП – ХIV вв.
4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. (для самостоятельного изучения).
5. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв.
6. Россия в эпоху Ивана Грозного.
7. Внешняя политика Ивана Грозного.(для самостоятельного изучения).
8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.
Вопросы к коллоквиуму № 1
1. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйственные занятия, общественные отношения, нравы, верования.
2. Проблема происхождения Древнерусского государства. Первые русские князья и их деятельность.
3. Экономика и социально-политический строй Киевской Руси. Принятие христианства.
4. Феодальная раздробленность на Руси: причины, социально-экономические и политические процессы. Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля.
5. Нашествие Батыя: установление ордынского владычества над Русью.
6. Русь и Золотая Орда: особенности взаимоотношений.
7. Борьба русского народа против немецких и шведских феодалов в XIII в. Александр Невский: полководец и государственный деятель.
8. Предпосылки объединения Северо-Восточной Руси. Политическое соперничество Москвы и Твери в ХIV в.
9. Северо-Восточная Русь при Дмитрии Донском. Куликовская битва и ее историческое значение.
10. Иван III – первый государь всея Руси. Социально-политические перемены второй половины XV в. Судебник 1497 г. Освобождение от ордынской зависимости.
11. Иван IV – первый русский царь. Начало правления. Избранная Рада и ее реформы. Судебник 1550 г.
12. Опричнина: цели проведения, сущность и последствия.
13. Внешняя политика Ивана Грозного: присоединение Поволжья, Ливонская война. Поход Ермака в Сибирь.
14. Смутное время в России в начале ХVП века: предпосылки, периодизация, социально-политический характер, последствия.
15. Россия при первых Романовых: утверждение самодержавно-крепостнического строя. Соборное Уложение 1649 г.
16. Реформа патриарха Никона и раскол русской православной церкви. Вопрос о соотношении светской и церковной власти.
17. «Бунташный век». Народные движения во второй половине ХVП в.
Исторические портреты: Рюрик; Олег Вещий; Святослав Игоревич; Владимир I Креститель; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Юрий Долгорукий; Всеволод I Большое Гнездо; Бату (Батый); Александр Невский; Иван I Калита; Дмитрий Донской; Тохтамыш; Василий II Темный; Иван III; А.Ф. Адашев; Сильвестр; А.М. Курбский; Б.Ф.Годунов; В.И.Шуйский; И.И.Болотников; Лжедмитрий II; К.Минин; Д.М.Пожарский; Алексей Михайлович (Романов); Никон; Аввакум; С.Т.Разин
Модуль 2.РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в XVIII – XIX вв.
Тематический план
Лекции
5. Особенности российской модернизации в XVIII в.
6. Российская империя в XIX в.
7. Буржуазная модернизация на рубеже XIX-XX в. 1905-1917 гг.: революция и реформы.
Семинары
9. Петр I и его время.
10. Эпоха дворцовых переворотов.
11. Россия во второй половине ХVIII в.
12. Социальные конфликты и общественная мысль в XVIII вв. (для самостоятельного изучения).
13. Россия в первой половине ХIХ в.
14. Эпоха великих реформ.
15. Внешняя политика России в XIX в. (для самостоятельного изучения).
16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Особенности буржуазной модернизации.
Тема 9. Пётр I и его время
план
1. Внешняя политика. Северная война: причины, основные сражения, результаты.
2. Петровские преобразования, их роль в российской истории.
Источники
Ништадтский мирный договор 30 августа 1721 г.; Указ о покупке к заводам деревень; Устав о наследии престола; Учреждение Сената. Табель о рангах 1722 г.; Генеральный регламент; Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.164-166, 171-174, 180-185.
Литература основная
1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.
2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.
Литература дополнительная
1. Алексеев С.П. Петр Первый. М., 1995.
2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.
3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
4. Водарский Я. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.
5. История внешней политики России. XVIII век. М., 2000.
6. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 1999.
7. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1998.
8. Петр Великий: pro et contra. Личность Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. СПБ., 2001.
9. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.
Рефераты (учебные сообщения):
«Птенцы гнезда Петрова»: Исторические портреты Б.Шереметева,
П.Толстого, А.Меншикова(по выбору).
Литература:
1. Агранов И. Александр Меншиков. Царевич без трона. СПб., 2005.
2. Беспятых Ю.Н. Александр Данилович Меншиков: мифы и реальность. СПб., 2005.
3. Заозерный А.И. Фельдмаршал Б.П.Шереметев. М., 1989.
4. Павленко Н.И. Полудержавный властелин (А.Д.Меншиков). М., 1991.
5. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 2000.
6. Павленко Н.. Дроздова О., Колкина И. Соратники Петра. М., 2001.
7. Серов Д. Администрация Петра I. М., 2008.
В XVIII веке
план
1. Крепостническая политика самодержавия. Восстание К.Булавина, «Пугачевщина» и другие народные движения.
2. Охранительное, либеральное и революционное направления общественной мысли второй половины столетия.
Источники
Указ «О бытии помещичьим людям и крестьянам в повиновении и послушании у своих помещиков и о неподавании челобитеи в собственные ея величества руки», 22 августа 1767 г.; Манифесты Е.И.Пугачева // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С. 200-202, 207-208.
Литература основная
1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.
2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.
Литература дополнительная
1. Буганов В.И. Пугачев. М., 1984.
2. Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И.Пугачева // Вопросы истории. 2006. № 12.
3. Муратов Х.И. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1773-1775 гг.). М., 1980.
4. Соловьев В.М. Анатомия русского бунта: мифы и реальность. М., 1994.
Объясните значение терминов:
«прелестные письма», Просвещение, консерватизм, либерализм; радикализм
Оцените деятельность следующих личностей:
Е.И.Пугачев, Салават Юлаев, Н.И.Новиков, М.М.Щербатов, А.Н.Радищев
Обратите внимание на даты событий:
1705-1506 гг. –восстание в Астрахани;1707-1708 гг.– восстание на Дону К.А.Булавина; 1736, 1755 гг.– указы о прикреплении работников к заводам; 1760 г. – указ Елизаветы I о разрешении помещикам ссылать крепостных крестьян в Сибирь; 1765 г. – указ Екатерины II о разрешении помещикам направлять крестьян на каторгу; 1767 г. – указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков; 1769 г. – издание журнала «Всякая всячина» Екатериной II; 1770-1774 гг. – издание Н.И.Новиковым сатирических журналов; 1771 г. – «Чумной бунт» в Москве; 1773-1775 гг. – восстание Е.И.Пугачева.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем объясняется усиление крепостничества в России в XVIII в? В чём это проявлялось?
2. Какие районы страны охватило восстание Е.Пугачева? Какие социальные слои в нём участвовали?
3. Какой была военно-политическая организация и идеология движения Е.Пугачева? Под каким именем выступал Е.Пугачев?
4. Почему народные восстания заканчивались поражением? В чём их историческое значение?
5. Какие идеи содержались в европейском Просвещении?
6. Чем различались официально-охратительное, дворянско-либеральное и радикальное направления Русского просвещения вт. половины XVIII в?
Вопросы к коллоквиуму № 2
1. Преобразования Петра I: предпосылки, содержание, историческое значение.
2. Внешняя политика Петра I. Северная война и её последствия.
3. Эпоха дворцовых переворотов: причины, признаки, последствия.
4. Борьба за власть после смерти Петра I. Царствование Екатерины Iи Петра П.
5. Особенности царствования Анны Ивановны, Елизаветы Петровны, Петра III.
6. Правление Екатерины II: Сущность и противоречия политики «просвещенного абсолютизма». Золотой век дворянства.
7. Крепостническая политика самодержавия в ХVШ в. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.
8. Внешняя политика России в правление Екатерины II.
9. Павел I и политический режим в России на исходе ХVIIIв.
10. Внутренняя политика Александра I: проекты либеральных реформ, «аракчеевщина».
11. Международное положение России в началеXIX в. Отечественная война 1812 г.
12. Идейно-политическая программа движения декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. и его историческое значение.
13. Николай I и его время: особенности внутренней и внешней политики. Крымская война 1853 – 1856 гг.
14. Крестьянская реформа 1861 г.: предпосылки, основные положения, ход реализации, последствия.
15. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг., их историческое значение.
16. Контрреформы Александра III.
17. Россия на рубеже XIX – XX вв.: особенности социально-экономического и политического развития.
Исторические портреты:Б.П.Шереметев; А.Д.Меншиков; К.А.Булавин; Анна Ивановна; Э.И. Бирон; Елизавета I; Г.А.Потемкин; Е.И.Пугачев; Н.И.Новиков; А.И.Радищев; А.В. Суворов; Ф.Ф.Ушаков; Павел I; М.М.Сперанский; А.А.Аракчеев; П.И.Багратион; М.И.Кутузов; Н.М.Муравьев; П.И.Пестель; Николай I; С.С.Уваров; Н.А.Милютин; Александр III; К.П.Победоносцев; П.С.Нахимов; С.Ю.Витте
Модуль 3. ХХ век в отечественной истории.
Россия на современном этапе модернизации
Тематический план
Лекции
8. Россия в 1917-1921 гг.: революция и гражданская война.
9. Советская страна в 1920-1930-е гг. Формирование тоталитаризма. СССР во Второй мировой войне.
10. СССР во второй половине ХХ в. Кризис советской системы.
11. «Перестройка» в СССР. Современная Россия.
Семинары
17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.).
18. Россия в системе межимпериалистических противоречий начала XX в. (для самостоятельного изучения).
19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.).
20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма.
21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
22. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма.
23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. (для самостоятельного изучения).
Противоречий начала XX века
план
1. Русско-японская война 1904-1905 гг.
2. Россия в Первой мировой войне и её последствия.
Литература основная
1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.
2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.
Литература дополнительная
1. Левицкий О.Р., Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. М., 2003.
2. Мартин К. Русско-японская война 1904-1905. М., 2003.
3. Первая мировая… // Родина. 2004. № 9. Спец. выпуск.
4. Русско-японская война 1904-1905: Взгляд через столетия / Под. ред. О.Р.Айрапетова. М., 2004.
5. Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000.
6. Шацило В., Шацило Л. Русско-японская война 1904-1905: факты, документы М., 2004.
Объясните значение терминов:
колонии, империалистическая война, Антанта, Тройственный союз
Оцените деятельность следующих личностей:
А.Н.Куропаткин, С.О.Макаров, С.Ю.Витте, А.А.Брусилов.
Обратите внимание на даты событий:
1904-1905 гг. – русско-японская война; 1904 г. – сражения под Леояном, при Шахэ, оборона Порт-Артура; присоединение России к Антанте; 1905 г. май – гибель русской армии в Цусимском сражении; 1905 г. август – Портмутский мир; 1914 г. 19 июля – 1918 г. 3 марта – участие России в Первой мировой войне; 1914 г. – Восточно-Прусская и Галицийская операции; 1915 г. – отступление русской армии; 1916 г. – «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы причины, главные сражения и результаты русско-японской войны 1904-1905 гг. Как она отразилась на внутриполитической ситуации в России?
2. Каковы причины Первой мировой войны? В какой военно-политический блок (и почему) входила Россия?
3. Назовите главные военные операции русской армии в Первой мировой войне. Насколько они были успешными?
4. Когда и каким образом Россия вышла из Первой мировой войны?
Формирование тоталитаризма
план
1. НЭП: сущность, значение, причины свёртывания.
2. CCCР на пути ускоренного строительства социализма. Индустриализация и коллективизация.
3. Советская политическая система в 1920-1930-е гг. Массовые репрессии и возникновение культа личности.
Источники
Резолюция общего собрания 1-й и 2-й бригады кораблей, дислоцированных в Кронштадте 10 марта 1921 г. Из декрета ВЦИК о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Из резолюции XIV съезда ВКП(б) «По отчету центрального комитета»; Из информационной сводки Колхозцентра СССР и РСФСР о перегибах и раскулачивании, февраль 1930 г. // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.447-449, 456-458, 463-464.
Литература основная
1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.
2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.
Литература дополнительная
1. Авторханов А. Технология власти. М., 1990.
2. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2006.
3. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.
4. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-х годах М., 1989.
5. Кара-Мурза С. Советская цивилизация от начала до Великой Победы. М., 2004.
6. Кожинов В. Россия. Век XX: 1901-1939. М., 2005.
7. Конквест Р. Большой террор. М., 1991 (или: Нева. 1990. № 1-2).
8. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990.
9. НЭП в контексте исторического развития России XX века / Под ред. А.К.Соколова. М., 2001.
Рефераты (учебные сообщения):
СССР и Россия после 1985 г.
план
1. «Перестройка» в СССР 1985-1991 гг.
2. Современная Россия: на путях радикальной модернизации.
Источники
Из доклада генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева на пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 г.; Из выступления М.С.Горбачева в Организации Объединенных Наций 7 декабря 1988 г.; Из указа президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» 3 декабря 1991 г.; Из Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.540-541, 554, 547-548, 556-558.
Литература основная
1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.
2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.
Литература дополнительная
1. Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР – Россия: От М.С.Горбачева до В.В.Путина. М., 2003.
2. Кривогуз И.Л. Либерализация России: Начало долгого пути. М., 2005.
3. Перестройка. 20 лет спустя / Сост. В.И.Толстых. М., 2005.
4. Печенов В. «Смутное время» в новейшей истории России. 1985-2003. М., 2004.
5. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М., 1998.
6. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.
7. Согрин В.В. Три превращения современной России // Отечественная история. 2005. № 3.
8. Соколов А.К., Тяжельникова А.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 2006.
Рефераты (учебные сообщения):
И их последствия.
Литература:
1. Веретин А.И. Противостояние. Хроника трех дней и ночей. 19-21 августа 1991 г. СПб., 1992.
2. Горбачев М.С., Славин Б.Ф. Неоконченная история. Три цвета времени. М., 2005.
3. Левада Ю. Август – 91: несостоявшийся праздник? // Знание-сила. 2001. № 8.
4. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. 2001. № 8.
5. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Вопросы истории. 2003. № 4-5.
6. Путч: Хроника тревожных дней. М., 1991.
Объясните значение терминов:
«перестройка», гласность, ускорение социально-экономического развития, новое политическое мышление, августовский путч 1991 г., Беловежские соглашения, Содружество независимых государств (СНГ), приватизация, октябрьский кризис 1993 г.. правовое государство, гражданское общество.
Оцените деятельность следующих личностей:
М.С.Горбачёв, Н.И.Рыжков, В.С.Павлов, Г.И.Янаев, Б.Н.Ельцин, Г.А.Явлинский, А.В.Руцкой, Г.А.Зюганов, Е.Т.Гайдар, В.В.Жириновский, Е.В.Примаков, В.В.Путин.
Обратите внимание на даты событий:
1985 г. – избрание М.С.Горбачева Генеральным секретарем КПСС, начало «перестройки»; 1989 г. – I съезд народных депутатов СССР, вывод советских войск из Афганистана; 1990 г. 12 июня – принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР; 1991 г. – избрание Б.Н.Ельцина президентом РСФСР; 1991 г. август – антигосударственный путч в Москве; 1991 г. декабрь – Беловежские соглашения, распад СССР; 1992 г. – начало радикальной экономической реформы; 1993 г. – вооруженное выступление оппозиционных сил в Москве, принятие Конституции РФ; 1994-1996 гг. – война в Чечне; 1998 г. – финансовый кризис; 1999 г. – начало второй чеченской войны; 2000 г. – избрание В.В.Путина президентом РФ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какими факторами была обусловлена «перестройка» 1985-1991 гг? В чём она заключалась? К каким последствиям привела?
2. В чем причины политических кризисов августа 1991 г. и осени 1993 г.? Каковы их последствия?
3. В чём причины краха «перестройки» и распада СССР? Как происходило становление новой российской государственности?
4. Какими были основные положения и результаты «шокового» варианта перехода к рынку?
5. Какие изменения произошли в экономике и социальной структуре России после 1991 г? Почему процесс реформирования оказался долгим и сложным?
6. Когда в России возникла многопартийность? Какие партия являются ведущими в политической жизни страны после КПСС?
7. В чём проявилось «новое мышление» во внешней политике СССР? Каковы реалии внешней политики современной России?
8. В чём заключаются особенности общественно-политических и культурных процессов в современной России?
Вопросы к коллоквиуму № 3
1. Революция 1905 – 1907 гг.: характер, основные этапы, итоги. Образование политических партий.
2. Столыпинская аграрная реформа.
3. Россия в Первой мировой войне. Нарастание революционного кризиса.
4. Февральская революция 1917 г.: падение самодержавия.
5. Россия между Февралем и Октябрем 1917 г.: двоевластие, кризисы власти, корниловщина.
6. Октябрьское вооруженное восстание и II съезд Советов: становление большевистской власти.
7. Гражданская война в России: причины, основные этапы, результаты.
8. Социально-экономическая политика Советской власти в 1918 – начале 1921 гг. «Военный коммунизм».
9. Новая экономическая политика: обстоятельства введения, сущность, результаты, причины свертывания.
10. СССР на пути форсированного строительства социализма. Индустриализация и коллективизация. Создание тоталитарного режима.
11. Внешняя политика СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
12. Начальный период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: масштабы и причины поражений Красной армии, первые победы.
13. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: коренной перелом и завершение. Разгром Японии. Источники и цена Победы.
14. СССР в 1945 – 1953 гг.: восстановление экономики, социально-политические процессы.
15. Н.С. Хрущев и его время. Политическая «оттепель».
16. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1960 – начале 1980-х гг.: стабилизация и кризис социализма.
17. Внешняя политика СССР в 1945 – начале 1980-х гг. «Холодная война».
18. «Перестройка» в СССР: социально-экономические и политические перемены в 1985 – 1991 гг. Современная Россия.
Исторические портреты: Г.А.Гапон; П.А.Столыпин; Г.Е.Распутин; А.А.Брусилов; П.Н.Милюков; А.И.Гучков; А.Ф.Керенский; Л.Г.Корнилов; В.И.Ленин; Л.Д.Троцкий; А.В.Колчак; А.И.Деникин; А.С.Антонов; И.В.Сталин; Н.И.Бухарин; А.И.Стаханов; М.Н.Тухачевский; В.М.Молотов; Г.К.Жуков; С.А.Ковпак; Л.П.Берия; Н.С.Хрущев; Л.И.Брежнев; А.Н.Косыгин; А.Д.Сахаров; М.С.Горбачев
-------
И С Т О Р И Я О Т Е Ч Е С Т В А
IX в. – начало XXI в.
Методические указания
для самостоятельной подготовки студентов
лечебного факультета
Тюмень – 2013
История Отечества IX в. – начало XXI в.: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета / М.К.Бросалина, Н.Г.Третьяков, А.Э.Волков. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2013. 58 с.
Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «История Отечества» для студентов лечебного факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История Отечества», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-3).
Авторы – составители:
Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент
Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)
Волков А.Э., к.и.н., ст. преподаватель
Рецензенты:
Губанов Н.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии ТюмГМА Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ТюмГАСУ
Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 16 апреля 2013 г., протокол № 8.
Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА 18 апреля 2013 г., протокол № 4 .
Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА 2013 г., протокол №
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4
Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя Русь.
Образование и развитие Российского централизованного государства
в XIV – XVII вв. ………………………………………………………….....5
Тематический план ......………………..…………………………………5
Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности ………………… 5
Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. ………………….6
Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8
Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..11
Тема 5. Формирование Российского централизованного государства
в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12
Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 15
Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….17
Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .…………………………… 18
Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………21
Модуль 2. Российская империя в XVIII – XIX вв. …………………………..22
Тематический план...……………………………..………………….....22
Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 22
Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 25
Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 27
Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 29
Тема 13. Россия в первой половине ХIХ в. …………………………………. 30
Тема 14. Эпоха великих реформ XIX в. …………………………………….. 33
Тема 15. Внешняя политика России в XIX в………………………………… 35
Тема 16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Особенности буржуазной модернизации ………….……...……… 36
Вопросы к коллоквиуму № 2. ……………………………………….………….39
Модуль 3. ХХ век в отечественной истории.
Россия на современном этапе модернизации ……………….……..40
Тематический план..………………………………………………….....40
Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) …40
Тема 18. Россия в системе межимпериалистических противоречий
начала XX в. …………………………………………………………. 43
Тема 19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ……… 44
Тема 20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма .46
Тема 21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………49
Тема 22. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 52
Тема 23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 55
Вопросы к коллоквиуму № 3. ………………………………………………….58
Цели изучения дисциплины:
Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.
Задачи изучения дисциплины:
а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;
б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;
в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;
г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.
В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
· способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
· способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и н