Класс оборонно-спортивный профиль - 34 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса и учебно-тематическое планирование составлено на основе;

1. Концепция профильного обучения на старшем уровне общего образования: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.02 г. № 2783.

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об

утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для

образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего

образования федерального компонента государственного стандарта основного общего и

среднего (полного) общего образования №1089 от 05.03.2004 г.

4. Приказ комитета образования ЕАО от 29.05.2008 г. №325 ≪Об утверждении примерных

учебных планов для профильных классов образовательных учреждений ЕАО, реализующих программы общего образования

5. Приказ комитета образования ≪Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих

программы общего образования≫ №254 от 27 мая 2013 года.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 ≪Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 ≪Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях,

зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 1999.

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в

общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года №253.

Элективный курс "Основы политологии" выполняет функцию углубления раздела "Введение в политологию" профильного общеобразовательного предмета "Обществознание" в 11 классе в социально-экономическом, социально-гуманитарном профилях.

Предлагается учащимся, осуществившим собственный выбор дальнейшего профессионального образования, поэтому может рассматриваться как профильная специализация; может быть предложен учащимся, для которых политическая сфера представляет личностный интерес, в этом случае является средством формирования политической культуры.

Курс интегрированный: вопросы политологии рассматриваются в социальном, правовом, психологическом, историческом аспектах.

Изучение "Основ политологии" направлено на достижение следующих целей:

  • развитие стойкого познавательного интереса к политологии;
  • формирование критического мышления;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
  • освоение системы знаний, составляющих основы политологии, необходимых для деятельности в политической сфере, для успешного получения политологического профессионального образования и самообразования;
  • овладение умениями получения, осмысления, анализа, синтеза, систематизации политической информации;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных политических ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний, умений для решения типичных задач в области политических отношений.

На изучение курса отводится 34 учебных часа.

Содержание имеет теоретическую и практическую составляющие. Теоретический материал строится на основе тем, включенных в инвариантный профильный курс обществознания в разделе "Введение в политологию". Содержание и логика построения теоретического материала элективного курса в основном соответствуют содержанию и логике построения теоретического материала основного курса, нацелены на углубление и частично на расширение политологических знаний учащихся, полученных на уроках. Пропедевтический курс "Введение в политологию", задача которого - сформировать представление о политологии как науке, углубляется данным элективным курсом, в котором осуществляется системный и аналитический подход к политологическим знаниям. Практическая часть курса реализуется через включение учащихся в коллективную, групповую, индивидуальную деятельность. Системный подход к изучению теоретического материала осуществляется, в частности, через практический анализ (структурно-функциональный, причинно-следственный, сравнительный) политических систем ряда государств, Российской Федерации. Для данной работы необходимо использовать правовые документы, справочную, энциклопедическую литературу, неадаптированные научные тексты. Большое внимание в практической части курса должно быть уделено изучению и анализу СМИ на политические темы, написанию эссе, отзывов на политические статьи, рефератов, что формирует специальные умения. Важным компонентом практической части курса является проектная деятельность, цель которой - создание политического проекта, что способствует формированию субъектной позиции в политической сфере. За счет практической части курса осуществляется связь с жизнью, идет формирование ряда ключевых компетенций, это позволяет развивать стойкий интерес к теоретическому материалу. В практической части должны учитываться интересы учащихся, предлагаться варианты заданий.

В процессе реализации курса предполагается осуществление деятельностного, личностно-ориентированного, практико-ориентированного подходов, что предполагает использование определенных методов, в частности:

  • метода развития критического мышления;
  • метода проектов,
  • метода учебных игр.

Итоги работы могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

  • текущий контроль (беседы по изучаемым темам, написание эссе, отзыва на политическую статью или политическую телевизионную передачу);
  • тематический контроль (написание реферата на тему "Политическая система страны". Страну выбирает каждый учащийся самостоятельно);
  • зачетный практикум (выполнение коллективного или индивидуального проектов).

В результате изучения курса "Основы политологии" учащиеся должны

Знать, понимать:

  • основы политической системы общества;
  • основные политические институты, процессы;
  • место человека в системе политических отношений, его политические роли;
  • основные виды анализа политических объектов;

Уметь:

  • характеризовать, опираясь на научные знания, основные политические объекты, их место в политической системе; сравнивать политические объекты, выявляя общие черты и отличия, внутренние и внешние связи;
  • осуществлять поиск, анализ и синтез политической информации по определенной теме из неадаптированных источников;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования на политические темы;
  • подготовить реферат, эссе, отзыв на политическую статью, телевизионную передачу, устное выступление, учебный проект на политическую тему;
  • применять знания основ политологии в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы политической жизни общества.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1. Введение. Политология как наука 1.1. Теоретическая и прикладная политология 1.2. Политический анализ 1.3. Частные политические науки 1 1 1 1 1 1   Эссе
2. Политика и власть 2.1. Политическая власть, политическое господство   Эссе
3. Политическая система 3.1. Структура политической системы 3.2. Политические институты 3.3. Политические нормы 3.4. Политическая коммуникация 3.5. Политические процессы 3.6. Анализ политических систем 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Эссе
4. Государство как основной институт политической системы общества 4.1. Типологии государств 4.2. Современные типы государств 4.3. Россия на пути демократических преобразований 1 2 2 2 2 Эссе
5. Гражданское общество 5.1. Политические партии, партийные системы 5.2. Общественно-политические движения 5.3. Выборы, избирательные технологии 5.4. Деятельность лоббистских организаций 1 1 1 1   1 1 1 1 Эссе
6. Современные типы политических систем 6.1. Современные типы политических систем. Сравнительный анализ. Конференция   Реферат
7. Личность, массы, лидеры в политике 7.1. Личность и политика 7.2. Политика и массы 7.3. Профессиональные политики 7.4. Политические лидеры 7.5. Политическая культура 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Эссе
8. Политические процессы 8.1. Современные политические процессы в России 8.2. СМИ о политических процессах в России. 1 2 Отзыв на статью
9. Международные отношения, мировая политика 9.1. Внешняя политика государства 9.2 Основные международные процессы 1 2 Эссе
10.Заключение. Политика и личность 10.1. Политика и личность Ролевая игра. Защита проекта   Проект
Всего  

Содержание учебной программы

Наши рекомендации