Экономическая политика самодержавия.

Конец XIX - начало XX в., как и пореформенная эпоха в целом, явились для России эпохой быстрого развития капитализма, развития, прерванного со- циальным катаклизмом 1917 г. Однако, несмотря на интенсивную капиталисти- ческую трансформацию российской экономики, последняя и на рубеже столетий представляла собой сложный и противоречивый комплекс хозяйст- венных укладов, отличавшихся друг от друга целями производства, способами использования прибавочной стоимости и т.п. Господствующее положение за- нимал уже капиталистический уклад, увязывающий все прочие в некую более или менее единую систему. Наряду с ним, однако, продолжал существовать и унаследованный от прошлого полукрепостнический, представленный прежде

всего помещичьим отработочным хозяйством в деревне. При характеристике российской экономики на рубеже веков выделяют и такие уклады, как общин- ный, кооперативный, мелкотоварный и т.п. Важную роль в народном хозяйстве страны играл весьма развитый государственный сектор. Так, протяженность железных дорог, принадлежавших казне, составляла около 70% общей протя- женности железнодорожной сети империи. Государству принадлежал ряд предприятий, обслуживавших нужды армии и флота (например, оружейные за- воды - Тульский, Сестрорецкий, Ижевский, Пермский, Адмиралтейский и Бал- тийский и пр.).

Существенное влияние на развитие народного хозяйства России оказыва- ла экономическая политика царского правительства. В 1890-е гг. самодержавие взяло курс на форсированную индустриализацию экономики. Эта политика бы- ла связана прежде всего с именем С.Ю. Витте - одного из крупнейших государ- ственных деятелей последних десятилетий существования Российской империи, занимавшего в 1892-1903 гг. пост министра финансов.

Линия Витте на всемерное содействие промышленному развитию не была

принципиально новым явлением. В какой-то мере она опиралась и на традиции еще Петровской эпохи и опыт экономической политики последующих перио-

дов.

Правительство, по мнению Витте, должно было способствовать "настоль- ко прочному и широкому развитию всех отраслей перерабатывающей промыш- ленности, чтобы произведения их не только удовлетворяли внутреннему спросу, но и могли успешно соперничать за пределами России с произведения- ми других стран". Именно в государственном вмешательстве в экономику Вит- те видел фактор, могущий обеспечить ускоренный рост отечественной индустрии, превратить Россию в промышленно развитую державу. "При необ- ходимости быстрого приспособления обширного, еще недавно патриархального русского народного хозяйства к требованиям современной промышленной и торговой культуры, успешное завершение великой задачи постановки отечест- венного хозяйства на самостоятельный путь может произойти лишь при широ- ком и разностороннем положительном руководстве развитием промышленности со стороны правительства", - отмечал министр финансов. И это "положительное руководство" при Витте действительно осуществлялось. Государство активно "насаждало" промышленность, оказывая административ- ную и финансовую поддержку тем или иным предприятиям.

Важнейшей составной частью "системы" Витте являлась таможенная за- щита отечественной промышленности от иностранной конкуренции с помощью высоких пошлин на импортируемые товары. Основы этой политики были зало- жены еще принятым при предшественнике Витте на посту министра финансов И.А. Вышнеградском таможенным тарифом 1891 г., который, по компетентно- му свидетельству современника, превосходил "все, что когда-либо было сдела-

но в Европе в смысле таможенной охраны". Возглавив финансовое ведомство, Витте весной 1893 г. добился издания закона, в соответствии с которым ми- нистр финансов получал право (по соглашению с министром иностранных дел и с разрешения царя) повышать в случае надобности ставки, введенные тари- фом 1891 г., для товаров из стран, не оказывающих России наибольшего благо- приятствования в торговле. Разразившаяся вскоре "таможенная война" между Россией и Германией завершилась, правда, заключением базировавшегося на взаимных уступках торгового договора 1894 г. Однако в целом Германии не удалось склонить Россию к отказу от протекционистского курса по отношению к отечественной промышленности. Торговые соглашения, схожие по характеру с русско-германским договором 1894 г., были впоследствии заключены с Фран- цией, Австро-Венгрией и некоторыми другими государствами.

Политика таможенного протекционизма, способствуя развитию отечест- венной промышленности, вместе с тем оказывалась весьма обременительной для населения, которое вынуждено было "покупать иностранные изделия по ценам, повышенным вследствие пошлин, и почти столько же приплачивать и за изделия внутреннего производства". Однако, полагал Витте, "великие задачи (т.е. создание мощной национальной промышленности. - Авт.) требуют и вели- ких жертв".

Находясь на посту министра финансов, Витте всемерно содействовал ши- рокому привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций. Уменьшить жертвы, приносившиеся населением на алтарь индустриализации, можно было, по его мнению, лишь всемерно ее ускорив, что, естественно, тре- бовало крупных капиталовложений в промышленность. Необходимыми внут- ренними ресурсами Россия, однако, не обладала. Способствовать решению проблемы финансирования ускоренного развития отечественной промышлен- ности и должны были зарубежные инвесторы. Правда, Витте не удалось до- биться отмены различного рода ограничений, которые законодательство накладывало на деятельность в России иностранных предпринимателей. И все же импорт капиталов при нем существенно возрос. За время пребывания Витте на посту министра финансов иностранные инвестиции в российскую экономику существенно увеличились, и это обстоятельство во многом обеспечило высокие темпы развития отечественной промышленности в 1890-е гг.

С именем Витте связано проведение ряда крупных преобразований, спо- собствовавших осуществлению взятого им курса на форсированную индуст- риализацию российской экономики. Большое значение в этом отношении имел переход в 1897 г. к золотому денежному обращению, которое к концу XIX в. было уже введено в крупнейших европейских государствах.

Министерство финансов приступило к подготовке реформы еще до того, как его возглавил Витте. Последний в данном случае завершил дело, начатое его предшественниками. Реформа предусматривала уменьшение золотого со-

держания рубля на 1/3. Кредитный рубль отныне равнялся 66 2/з коп. золота. Государственный банк, который должен был разменивать кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы, превратился в эмиссионное учрежде- ние и получил право выпуска банкнот. Кредитных билетов, не обеспеченных золотом, он мог выпускать не более, чем на сумму в 300 млн. руб. Выпускав- шиеся же в обращение сверх этой суммы, должны были обеспечиваться золо- том рубль за рубль, что, естественно, требовало наличия большого золотого запаса. В целом денежная реформа 1897 г., способствовавшая стабилизации рубля, стимулировала экономический рост, содействуя, помимо прочего, при- влечению в Россию иностранных капиталов.

В 1898 г. вступил в силу подготовленный Министерством финансов закон о промысловом налоге, т.е. налоге на предпринимательскую деятельность. Объектом обложения согласно этому закону являлся не предприниматель, как было прежде, а предприятие, что способствовало большей уравнительности и пропорциональности обложения и увеличению доходов казны.

При Витте была введена государственная винная монополия. Хотя вино- курением по-прежнему занимались на частных предприятиях, однако сырой спирт приобретала казна. Его очистка и изготовление водки производились только по заказам государства. Что же касается продажи спирта, вина и водоч- ных изделий, то это отныне являлось исключительным правом казны. От вин- ной монополии государство получило огромные доходы: в 1900 г. - 117,9 млн. руб. (вся доходная часть бюджета тогда равнялась 1704,1 млн. руб.), а в 1913 г.

- 899,3 млн. руб. (при общей сумме доходов в 3417,4 млн. руб.).

В целом "система" Витте отличалась противоречивостью. Активное вме- шательство государства в хозяйственную жизнь, способствуя быстрому росту отечественной индустрии, с другой стороны, препятствовало естественному становлению буржуазных структур. Власть стремилась жестко контролировать ситуацию, складывавшуюся в экономике, что тормозило развитие частной ини- циативы.

Отставка Витте с поста министра финансов не привела к пересмотру ос- нов политики самодержавия в области промышленности. Разумеется, достигну- тый к 1900-м гг. уровень экономического развития России, русско-японская война и революция 1905-1907 гг., расстроившие государственные финансы, пе- ремены в общественно-политической жизни страны, вызванные революцией, - все это вынуждало правительство вносить коррективы в тот курс, который в свое время осуществлял Витте. Так, государство отказалось от прямого "насаж- дения" промышленности, не вполне учитывавшего рыночную конъюнктуру. Тем не менее поскольку задача ускоренного развития отечественной индустрии сохраняла актуальность, постольку проводившаяся царским правительством промышленная политика (вплоть до начала Первой мировой войны) являлась

продолжением политики Витте в таких ее существенных аспектах, как тамо- женное покровительство, привлечение иностранного капитала и пр.

Наши рекомендации