Общее состояние экономики и общества Республики Беларусь

Как молодое государство, устремленное в ХХI век, Республика Беларусь является безоговорочным сторонником нового курса международного сообщества, направленного на обеспечение безопасности человека и устойчивое развитие государств.

Она добровольно, без всяких условий, вывела все ядерное оружие со своей территории и выступила с инициативой признания группы стран Центральной и Восточной Европы зоной, свободной от ядерного оружия. За годы своего существования, начиная с 1991 года, она почти вдвое сократила вооруженные силы, доставшиеся ей в наследство от СССР. Она выступает последовательным противником расширения НАТО на Восток, считая, что это – ошибочное решение, вызванное рецидивами прошлой “холодной” войны и приверженностью старым принципам обеспечения безопасности.

Не на словах, а на деле решая проблемы экономической безопасности человека, она сознательно отказалась от “шоковых” подходов в реформировании своей экономики, несмотря на мощное давление определенных политических сил и международных финансовых учреждений, прежде всего МВФ. В республике не без основания полагают, что путь поэтапного реформирования более соответствует интересам большинства населения, чем авантюристические “шоки”.

Чтобы уберечь экономику от хаоса переходного периода, когда еще до конца не сформирована новая правовая база, в рамках своей конституционности республика провела определенное укрепление вертикали власти. Тем самым был остановлен резкий экономический спад и массированное наступление преступности, которые существенно угрожали безопасности граждан. При этом не был допущен государственный террор, не запрещена ни одна политическая партия. В республике нет ни одного политзаключенного, нет никакого этнического или религиозного противостояния, не говоря уже о пролитии крови по политическим или этническим мотивам.

В то же время в республике имеется очень большое количество проблем, связанных с реформированием экономики и созданием институтов государственности.

В развитых странах структура хозяйствования, обеспечивающая высокую конкурентоспособность, формировалась постепенно-поступательным образом на основе естественного метода проб и ошибок. В странах же с переходной экономикой имеется настоятельная необходимость достаточно быстрого создания высокоэффективной социально-экономической системы, прежде всего с помощью научных методов социального проектирования. В этом заключается главная особенность проводимой реструктуризации народного хозяйства.

На основе такого проектирования должна быть сформирована экономическая система, обеспечивающая устойчивое функционирование рынков труда, товаров, денег и интеллектуальной собственности. При этом должны быть созданы структуры, каналы и механизмы устойчивого экономического роста, снижения уровня безработицы и поддержания инфляции в ограниченных размерах.

Методические особенности достижения этих стратегических целей в Республике Беларусь во многом определяются реальным укладом народного хозяйства, по наследству перешедшего к ней от прежней системы.

Характерными чертами советского государственного социализма являлись:

- высочайшая степень централизации системы, в которой практически отсутствовало реальное разделение полномочий ветвей власти, а хозяйственная самостоятельность была чрезвычайно ограничена;

- высокая степень вертикальной интеграции, при которой субъекты хозяйствования имели строгую функциональную специализацию производственных и воспроизводственных процессов, целостность и законченность которых замыкалась только на министерствах и ведомствах союзного подчинения;

- своеобразие территориального размещения производств, которое диктовалось прежде всего нуждами обеспечения задач централизованного планирования. При этом каждое предприятие имело строго ограниченные источники и зоны поставок сырья и сбыта своей продукции. Такая политика привела к формированию промышленных монополий и монопсоний (монополий потребителей) прежде всего на местных рынках пищевой и легкой промышленности, производства строительных материалов. Во многих малых городах насчитывается по одному ключевому предприятию;

- при прямом распределении ресурсов и товаров финансовый сектор был весьма неразвит и пассивен;

- государственная технологическая политика преимущественно реализовывалась в рамках министерств и ведомств. Наталкиваясь на ведомственные барьеры, многие научные достижения одних министерств не находили своего применения в других. Это во многом предопределило технологическое отставание народного хозяйства от экономики развитых стран.

При распаде Советского Союза, упразднении системы государственного планирования и либерализации цен экономика Беларуси оказалась перед необходимостью решения новых проблем.

В условиях монополизированной структуры промышленности и отсутствия конкуренции производители получили возможность свободно повышать цены без усилий по снижению собственных издержек производства. Данный алгоритм их поведения находится в полном соответствии с теорией функционирования монополий в условиях рынка и приводит к явлению, известному как “фиаско рынка” (ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов). Как следствие, падение уровня производства и неснижающийся дефицит внешней торговли, прежде всего за счет импорта сырья и энергоносителей.

Выход из такой ситуации возможен только за счет самого активного воздействия государства на монополизированные секторы экономики. Однако Республика Беларусь как молодое государство пока еще не имеет ни сложившихся структур проведения эффективной государственной политики, ни опытных кадров для решения такого рода проблем.

При разрушении старой системы оказалась разрушенной и система управления технологической политикой. На территории республики остались лишь отдельные функциональные звенья воспроизводственных структур прежних централизованных министерств и ведомств, которые не могут в таком виде активно влиять на процессы демонополизации промышленности и повышения ее конкурентоспособности.

В Беларуси пока еще не сформирован рынок ценных бумаг – важнейший элемент рыночной экономики. По данным Комитета по ценным бумагам, на начало 1997 года в республике зарегистрировано 2866 акционерных обществ с общей эмиссией ценных бумаг 5,1 трлн. руб., что составляет менее 0,5 % от стоимости производственных фондов страны. Как следствие, не получили развития и специализированные финансовые посредники, обслуживающие инвестиционные процессы, инвестиционные банки, ссудо-сберегательные союзы, пенсионные фонды и т.п. А как показывает международная практика, именно фондовый рынок является основным источником средств для технологического обновления.

Справедливость теории преодоления негативных явлений ситуации “фиаско рынка” за счет энергичного административного воздействия на экономику в очередной раз подтверждается примером Республики Беларусь. Принятые здесь меры по упорядочению вертикали власти, определенное ужесточение контроля за ценами, финансами и в целом за хозяйственной деятельностью субъектов-монополистов позволили несколько стабилизировать экономическую ситуацию и даже обеспечить определенный рост национального продукта.

Эти меры являются необходимым, но далеко не достаточным условием для создания действительно процветающей экономики. Магистральное решение проблем –разработка и реализация комплексной стратегии организационно-технологического обновления народного хозяйства с целью формирования действительно конкурентной рыночной среды и национальной экономики, ориентированной на человека.

3.2. Методология системного проектирования–теоретическая база решения задач устойчивого развития Республики Беларусь

Коренное обновление народного хозяйства требует специальных методов системного проектирования, известных как “системная парадигма”. Эти методы весьма своеобразны и отличны от традиционных аналитических методов, применяемых для “улучшения” систем, когда не ставятся задачи изменения структур, функций, назначений и взаимодействий рассматриваемой системы с окружением и другими системами.

Основные отличия концепций “улучшение систем” и “проектирование систем” теории социального проектирования можно представить в виде таблицы (Гиг Дж. Ван “Прикладная общая теория систем”. – М.; Мир, 1981г., с ).


    Улучшение систем     Проектирование систем
  Условия   Проект функционирования принят   Проект под вопросом
  Объемы исследования   Субстанция Содержание Причины   Структура и процесс Метод Цель и функции
    Парадигма   Анализ системы и подсистем (аналитический метод)     Проектирование системы в целом (системный подход)
    Методика   Определение причин отклонений реальной работы системы от запланированной   Определение различий между реальным и оптимальным проектами
  Метод рассуждений     Дедукция и редукция   Индукция и синтез
  Основной акцент   Объяснение прежних отклонений   Прогнозирование будущих результатов

Проблему проектирования систем нельзя свести к формированию некоторого перечня действий и их последующему выполнению, обеспечивающему каждый раз один и тот же результат. Системный подход к проектированию – это можно сказать, непрерывный кибернетический метод работы, связанный с постоянными изменениями. Он является непрерывным, так как используется постоянно, не имея ни начала, ни конца; кибернетическим – поскольку для него характерны обратные связи; он связан с постоянными изменениями состояния систем.

На этапе перехода к рыночным отношениям, когда старые формы и методы социально-экономических отношений отвергнуты, возникает настоятельная необходимость массового применения методологии системной парадигмы. Она должна применяться для социального проектирования различных общественных подсистем, в министерствах, ведомствах, на республиканском, областном и районном уровнях. Такая постановка задач требует большого количества специально обученных кадров. В основе их подготовки целесообразно использовать учебные материалы школы системного анализа Калифорнийского университета, признанного мирового лидера в данной области знаний.

Системная парадигма предполагает использовать цикл процесса проектирования социальных систем (Гиг Дж. Ван "Прикладная общая теория систем", М. Мир, 1981 г.), представленного на рис.1.

Предлагаемый цикл включает в себя три фазы.

Наши рекомендации