Краткий словарь основных понятий и терминов
.
1. Абстинентный синдром - группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема психоактивного вещества, либо снижении его дозы после неоднократного, обычно длительного и/или в высоких дозах употребления.
2. Аддикция – состояние сознания человека, характеризующееся уходом от реальности с помощью искусственных, часто химических средств (никотин, алкоголь, наркотики и т.п.).
3. Аддиктивное поведение– реализация желания человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.
4. Адресная поддержка – это денежная выплата лицам и семьям со среднемесячным доходом на каждого члена семьи ниже установленного уровня (черты бедности).
5. Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
6. Безнадзорность – детская, отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.
7. Бесприютность – это состояние бездомного, недостаток крова.
8. Бродяжничество– это одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; 2)социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т. п.
9. Волонтёрство — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
10. Вынужденный переселенец– это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
11. Государственный стандартэто нормативный образец (или эталон), который устанавливает комплекс требований к содержанию процессов (образования, лечения, социальной поддержки и т.д.) конкретного типа и вида учреждения и утверждаемый государственным органом.
12. Гражданское общество – уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.
13. Декларация прав ребёнка– это первый стандарт, создавший инструмент ООН в области защиты прав детей и посвященным исключительно правам детей, в котором говорилось, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно может».
14. Доступная среда– это совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию.
15. Девиация– социальное поведение человека, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
16. Детство– это социально-биологический феномен, начальный период жизни человека от рождения до 18 лет, период формирования и развития важнейших функций организма ребенка, его социализации, становления как личности (активное усвоение знаний, навыков, умений, норм и ценностей, социального опыта и ролей)
17. Зависимость– навязчивая потребность, ощущаемая человеком, выполнить определенные действия.
18. Инвалидность – это состояние, при котором человек вследствие своего физического или психического состояния утрачивает способность выполнять обычные функции.
19. Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
20. Интеграция– этосторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Социальная интеграция означает наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями, государствами и т. д.
21. Комитет по правам ребёнка при ООН - орган 18 независимых экспертов, наблюдающих за выполнением государствами-участниками Конвенции о правах ребенка. Комитет наблюдает за выполнением двух Факультативных протоколов к Конвенции, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, процедуры сообщений, который позволяет детям обращаться в Комитет с жалобами касательно нарушений их прав, закрепленных в Конвенции и первых двух Факультативных протоколах к ней.
22. Лишение (ограничение) родительских прав -процесс утраты всех права, основанных на факте родства с ребенком, связи со следующими причинами:
- уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов;
- отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
- злоупотребление своими родительскими правами;
- жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
- хронический алкоголизм или наркомания;
- совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
23. Конвенция прав ребёнка- международный правовой документ, который называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка».
24. Малообеспеченность - особое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление, что выступает фактором социального риска.
25. Методы социальной защиты детства– это способы достижения цели и решения какой-либо задачи в области социальной защиты детства, совокупность приемов деятельности по их реализации.
26. Миграция– это процесс перемещения населения, связанные с переменой места жительства.
27. Модернизация - обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
28. Многодетнаясемья – это семья с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
29. Объект социальной защиты детства - все дети, т.е. несовершеннолетние, которые в соответствии с Декларацией прав ребенка 1959 г. нуждаются в специальной охране и заботе в силу физической и умственной незрелости.
30. Ограниченные возможности здоровья - физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования
31. Одарённость- это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.
32. Омбудсман (или омбудсмен) - самостоятельный государственный орган, основным назначением которого является защита прав человека, нарушаемых действиями или бездействиями административных органов и должностных лиц, и должностное лицо, обеспечивающее решение этой задачи
33. Опека и попечительство над детьмиустанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях защиты их прав и интересов, а также их содержания, воспитания и образования.
34. Патронат–форма воспитания, при которой дети, лишившиеся родительского попечения, передаются на воспитание в семьи граждан по договору между лицом, желающим взять ребенка на воспитание, и уполномоченным государственным органом.
35. Педагогическая поддержка – этосамоценная, самостоятельная профессиональная деятельность по созданию условий для саморазвития ребенка.
36. Политика - деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономические отношения.
37. Потребительская корзина – этонабор товаров и услуг, объективно необходимый для удовлетворения первоочередных потребностей человека, и его оценка в действующих ценах. Потребительская корзина является основой расчета минимального потребительского бюджета, зависящего от состава потребительской корзины и уровня розничных цен на товары и тарифов на платные услуги. В составпотребительской корзины входят расходы на питание, одежду, белье, обувь, предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель, посуду и культтовары; жилище и коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги; транспорт; связь; табачные изделия; прочие (всего 2 % всех расходов).
38. Потребности ребёнка- это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие:потребность в безопасности, эмоциональные потребности и когнитивные (познавательные) потребности. Естественно, у всех детей они проявляются в разной “пропорции “: это зависит от типа темперамента ребенка, от других его индивидуальных особенностей.
39. Приёмная семья - этоправовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами,желающими взять ребенка на воспитание,и органом опеки и попечительства.
40. Психоактивное вещество - любое химическое вещество, способное при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение и восприятие окружающего, поведение либо другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приеме - психическую и физическую зависимость.
41. Психолого-педагогическая коррекция - определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.
42. Принципы государственной политики защиты детства:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- поддержка общественных объединений и иных организаций осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
43. Профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, проводимых государством, общественными организациями, отдельными гражданами с целью предотвращения распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост сопутствующих заболеваний и т. д.).
44. Реабилитация– система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д.
45. Ребёнок группы риска–категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
46. Ресоциализация– процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития.
47. Реинтеграция – (от лат. re - приставка, указывающая на повторное,возобновляемое действие, и integratio восстановление )1. Обновление, воссоздание целого вновь. Воспоминание или восстановление того или иного опыта или события полностью с помощью переживания одного из его аспектов.
48. Семья– это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
49. Семья в трудной жизненной ситуации – семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно.
50. Семья социального риска – разновидность семьи как социального института и малой первичной социальной группы, которая в силу своих особенностей не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена воздействию негативных социальных факторов и представляет опасность для нормального функционирования общества.
51. Сиблинги – генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сёстры, но не близнецы. У животных — потомки одних и тех же родителей от разных помётов.
52. Сиротство — это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребёнок, который временно или постоянно либо лишён своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.
53. Система социальной защиты детства – осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
54. Синдром отмены– группа симптомов различного сочетания и различной степени тяжести, возникающих при прекращении или уменьшении употребления психоактивного вещества, которое принималось многократно, обычно в течение длительного времени и/или в больших дозах.
55. Социализация– процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
56. Социальная адаптация(лат. adaptare - приспособлять) – процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальныхусловий или социальнойсреды.
57. Социальная защита детства – составной компонент социальной защиты населения в целом, которая определяется как «комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения»
58. Социальное неблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества.
59. Социальная недостаточность– это социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной защиты.
60. Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
61. Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека.
62. Социальный риск– это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода какой-либо деятельности, связанная с социальными кризисами.
63. Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности.
64. Способности – такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.
65. Талант – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.
66. Творческий потенциал –это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации.
67. Традиция(от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
68. Трудовая миграция – это передвижение людей либо внутри страны, либо между странами ради заполнения незанятых рабочих мест.
69. Усыновление (удочерение) – это юридический акт, в соответствии с которым между усыновителем и его родственниками и усыновляемым (удочеряемым) ребёнком и его потомством возникают правовые отношения, тождественные отношениям между родственниками по происхождению. Это важная форма обеспечения воспитания осиротевших детей или детей, родители которых лишены родительских прав, безвестно отсутствуют, душевно больны, отказались от воспитания ребёнка и т. п.
70. Цели государственной политики в интересах детей:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма и гражданственности.
71. Формы социальной защиты детства – это выражение содержания помощи и поддержки детей, определяющее сущность всей социальной политики в области детства:
- создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства;
- программы, планы мероприятий по социальной защите детства;
- постановления и решения компетентных органов.