Вопрос №49: Конституционные принципы осуществления судебной власти.
Самостоятельная судебная власть, которая действует независимо от других ветвей власти – это один из признаков правового государства.
Судебная власть в РФ устанавливается на основе КРФ и ФКЗ (но при этом, согласно ст.118 КРФ, создание чрезвычайных судов не допускается).
*Конституция, а также ФЗ 1992г «О статусе судей в РФ» + в декабре 2001г были внесены изменения и дополнения в этот закон (об этом вышел специальный закон) – устанавливают требования к судьям:
1. судьями судов основного звена могут быть граждане РФ с 25 лет, имеющие законченное высшее юридическое образование и юридический стаж не менее 5 лет (*для судей высших судов все цензы повышены, см. далее).
2. кандидаты на должность судей должны сдать специальный квалификационный экзамен.
3. (это новое – из дополнения) претендент на должность судьи должен пройти медицинское освидетельствование, чтобы подтвердить отсутствие у него заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи
4. судьи не должны совершать порочащих их поступков.
*При осуществлении правосудия, судьи обличаются в мантию.
Организация и порядок деятельности органов судебной власти основывается на следующих конституционных принципах:
1) Правосудие осуществляется только судом: судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа (народные заседатели [2] или присяжные заседатели [12]). Никакие другие органы не в праве осуществлять судебные функции. Только суды могут выносить как обвинительные, так и оправдательные приговоры.
2) Законность – неукоснительное соблюдение судами КРФ и законов.
3) Независимость судей и подчинение их только закону: это обеспечивается следующим образом:
– запретом чьего-либо вмешательства в осуществление правосудия (под угрозой ответственности)
– предусмотренной законом специальной процедуройосуществленияправосудия (для этого существуют отрасли процессуального права: гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное – в них строго регламентировано осуществление правосудия).
– Несменяемость судей: судья федерального суда (за исключением судей высших судов) в первый раз назначается на должность на 3 года, по истечении которых он может быть назначен на ту же должность уже без ограничения срока и до достижения им предельного возраста в должности судьи (65 лет). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены, но не иначе, как в порядке, предусмотренном ФЗ (в частности, должно быть принято решение квалификационной коллегией судей).
– Неприкосновенность судей (ст.16 нового закона): судьи неприкосновенны. Неприкосновенна его личность, занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, его документы, багаж, иное имущество, должна соблюдаться тайна его переписки и иной корреспонденции. Судья не может быть привлечён к ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение или за принятое судом решение, кроме как вступившим в законную силу приговором суда, которым будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении, либо вынесении заведомо неправосудного приговора. Судья может быть привлечён к уголовной ответственности, но только в порядке, предусмотренном ФЗ (коллегией судей).
*Новое дополнение: предусматривается дисциплинарная ответственность судей за совершение дисциплинарного проступка (нарушение кодекса судебной этики): на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. А решение об этом принимается квалификационной коллегией судей.
– Независимость судей обеспечивается их материальной и социальной защитой. У судей высокий денежный оклад + многочисленные льготы.
– Финансирование судов – только из федерального бюджета.
– Судья не может быть депутатом, не может принадлежать к политическим партиям и общественным организациям и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой, преподавательской.
4) Коллегиальность:
Дела в суде, как правило, рассматриваются коллегиально. Это создаёт условия для их всестороннего полного объективного разбирательства.
*Иногда возможно и единоличное рассмотрение дел одним судьёй, но перечень таких дел закреплён в соответствующих кодексах РФ.
А коллегиально дела в судах рассматриваются так:
– либо с участием присяжных-заседателей (12)
– либо с участием народных заседателей (2)
– либо коллегией из 3х профессиональных судей.
В соответствии с КРФ 1993г обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных-заседателей.
*Однако далеко не все субъекты РФ ввели у себя институт присяжных-заседателей:
– ввели: Ставропольский край; Саратовская, Ивановская, Московская и многие другие области + Вологодская область.
*Институт присяжных-заседателей нам был известен ещё до революции, он был введён по судебной реформе 1864г, а сегодня суд присяжных-заседателей возрождается =>в связи с этим были внесены необходимые изменения и дополнения:
– в ФЗ «О судоустройстве РФ»: он был пополнен новым разделом – «Присяжные-заседатели» (ими могут быть граждане РФ с 25 лет, не имеющие неснятую или непогашенную судимость)
– в Уголовно-процессуальный кодекс РФ: он также пополнился новым разделом: «Производство в суде присяжных-заседателей». В соответствии с ним суда присяжных действует в следующем составе: 1 судья и 12 присяжных. Перед присяжными ставят три вопроса: «Доказано ли, что соответствующее деяние имело место?», «Доказано ли, что это деяние совершил именно подсудимый?», «Виновен ли он в совершении этого деяния?». Решение присяжных именуется вердиктом. Если они вынесли вердикт о невиновности подсудимого, то его тут же, в зале суда, освобождают из-под стражи, а судья обязан вынести оправдательный приговор; однако если вердикт – виновен, то судья своим приговором определяет меру наказания.
5) Состязательность и равноправие сторон:
– обвинение: его представляет гос. обвинитель от прокуратуры
– защита: её организует адвокат.
Перед законом и судом все равны независимо от:
– пола
– расы
– языка
– национальности
– социального происхождения
– имущественного и должностного положения
– места жительства
– отношения к религии и т.д.
Ст.123 КРФ устанавливает, что не допускается заочное разбирательство уголовных дел в суде (за исключением случаев, когда истина очевидна, нет препятствий для её установления, а сам подсудимый находится вне пределов РФ или злостно уклоняется от явки в суд).
6) Гласность судебного разбирательства:
Разбирательство дел в судах, как правило, открытое (допускается публика и пресса). Исключение составляют некоторые дела, рассматриваемые в закрытых судебных заседаниях в целях охраны гос., коммерческой или семейной тайны, но все такие случаи предусмотрены законом.
7) Принцип национального языка в судопроизводстве:
В ходе судебного разбирательства каждый имеет право пользоваться родным языком (если он не владеет языком, на котором ведётся судопроизводство, то ему предоставят переводчика).
8) Презумпция невиновности (ст.49):
a) обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в судебном порядке и установлена вступившим в силу приговором суда
b) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность
c) неустранимые сомнения в его виновности толкуются в его пользу.
9) Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст.50 КРФ).
10) Право на пользование квалифицированной юридической помощью (на адвоката):
Каждый задержанный, заключённый под стражу и обвиняемый в совершении преступления имеет право на адвоката, соответственно, с момента задержания, заключения под стражу и предъявления обвинения (так написано в учебнике О.Кутафина и в Конституции РФ).
Стороны при рассмотрении гражданских дел или споров в Суде могут уполномочить адвоката выступать в качестве своего представителя.
Сейчас в судебную практику РФ вводится институт Мировых судей (в том числе, и в Вологодской области он уже введён). Мировым судьёй может быть гражданин с 25 лет, с высшим юридическим образованием, юридическим стажем не менее 5 лет. У нас, в Череповце, такие судьи уже работают: они занимаются мелкими уголовными и гражданскими делами, цель – разгрузить судей основного звена.
Вопрос №50: Прокуратура РФ: место в системе гос. органов,
Структура, функции.
В соответствии со ст.129 КРФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» (июнь 1992 + новая редакция в октябре 1995) – прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, которая осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на её территории законов.
Систему прокуратуры составляют:
– ген. прокуратура РФ (сейчас её возглавляет Устинов)
– прокуратуры субъектов РФ + приравненные к ним военные прокуратуры (Вологодская область – Корнелаев)
– прокуратуры городов и районов (Череповец – Лукьянов)
– научные и образовательные учреждения прокуратуры РФ.
Ген. прокуратуру возглавляет генпрокурор. Генпрокурор назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению президента.
Прокуроры субъектов РФ назначаются генпрокурором по согласованию с самими субъектами.
Городские и районные прокуроры назначаются генпрокурором, но уже без согласования на местах.
Органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе – генпрокурору. Прокурором может быть гражданин РФ с высшим юридическим образованием, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способный по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. На должность районного или городского прокурора – не моложе 25 лет + юридический стаж 3 года. На должность прокурора субъекта – с 30 лет + юридический стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет.
Деятельность прокуратуры направлена на:
– обеспечение верховенства закона
– защиту прав и свобод граждан
– защиту интересов общества и государства в целом.
=>в этих целях прокуратура осуществляет надзор:
1. за исполнением законов:
– федеральными министерствами и ведомствами
– должностными лицами
– органами власти субъектов РФ
– органами местного самоуправления.
2. за соблюдением прав и свобод граждан.
3. за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия.
4. за исполнением законов администрациями мест лишения свободы (СИЗО, тюрьмы, колонии, лагеря).
Кроме того, прокуратура сама может осуществлять уголовное преследование, может принять к своему производству расследование любого преступления (для этого работают следователи прокуратуры).
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор или его представители выступают в качестве гос. обвинителей.
Участвуя в рассмотрении дел судами, прокуроры могут опротестовать (но не отменить) решения и приговоры судов, если те противоречат закону =>это называется вынесением прокурорского протеста. Этот протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления. О результате необходимо сообщить прокурору в письменной форме.
Прокурор и его заместители могут вносить в соответствующие органы представления об устранении нарушений закона (оно вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения). О результатах (т.е. какие меры были приняты) надо доложить прокурору в письменной форме в течение месяца.
В случае несоответствия постановлений правительства КРФ и законам, гепрокурор информирует об этом президента.
КРФ 1993г в отличие от прежней не устанавливает подотчётность генпрокурора парламенту; не закрепляет за генпрокурором право законодательной инициативы, но генпрокур ежегодно представляет свой доклад парламенту и президенту о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.
Не обладая правом законодательной инициативы, генпрокурор всё же может вносить в законодательные органы свои предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов или иных нормативных актов.
Ещё одна функция прокуратуры РФ – это координациядеятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В этих целях прокуроры в праве:
1. созывать координационные совещания
2. организовывать рабочие группы из следователей прокуратуры
3. требовать статистическую и другую необходимую информацию.
Свою деятельность органы прокуратуры осуществляют самостоятельно, независимо от государственных, муниципальных, общественный организаций.
Работники прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых гос. властью или органами местного самоуправления; не могут входить в общественные организации, преследующие политические цели, не могут совмещать свою деятельность с иной, кроме научной, преподавательской, творческой.
Работники прокуратуры находятся под особой защитой государства:
– предусмотрены меры их правовой и социальной защиты
– установлен особый порядок привлечения их к уголовной и административной ответственности (так, возбуждение против них уголовного дела является прерогативой органов прокуратуры, за исключением, когда они застигнуты на месте преступления).