Первый период Смуты: борьба за московский престол
В острой борьбе за престол сошлись семьи Романовых, Шуйских, Б.Бельский и Б. Годунов. В итоге в феврале 1598 года Земским собором Борис Годунов избирается на царство.
Новый царь показал себя как хороший управленец, сторонник реформ, сближения с Западом. Однако, будучи первым царём не из Рюрюковичей, Годунов не мог не чувствовать непрочности своего положения, тем более, что никто из проигравших борьбу за трон не сидел сложа руки. Мнительность и подозрительность всё более овладевает Годуновым. Он начинает устранять бывших соперников. Первым под расправу попадает Богдан Бельский. Послав на строительство нового города Годунов устраняет его из Москвы, затем, опираясь на слухи и доносы о желании Бельского захватить престол, его лишают всех владений и имущества и заключают в тюрьму. На почве тех же подозрений Борис начинает преследовать и Романовых: наиболее вероятного претендента, Фёдора Романова, насильно постригают в монахи, что лишает его шансов на трон, за остальными Романовыми устанавливается надзор. На основании доноса Александра Романова арестовывают, пытают, по этому делу привлекаются и Черкасские, Репнины, Шереметевы и прочая родня. В итоге из пятерых братьев Романовых трое отправились в ссылку, где позже и скончались, старший был насильно пострижен в монахи под именем Филарет и заточён в монастырь. Подозрительность Годунова всё усиливается, он разгоняет и удаляет от дел даже прежних своих друзей и единомышленников, помогавших ему получить трон.
В мае 1591 года при странных, невыясненных до конца обстоятельствах, погибает восьмилетний царевич Дмитрий, последний из Рюриковичей, удалённый из столицы в Углич. Поднятый по набату колокола народ тут же на месте убивает предполагаемых виновников смерти Дмитрия. Назначенное официальное расследование приходит к выводу, что к гибели привёл несчастный случай из-за недосмотра за царевичем. Тем не менее среди и знати, и простонародья упорно ходят слухи, что царевича убили по наущению Бориса Годунова. Возникает и другой слух – что царевич на погиб, а скрывается в бегах. Эти слухи не смогло устранить даже перенесение останков Дмитрия в Москву и предъявление их народу. По Москве стали распространяться подмётные «прелестные» письма, написанные якобы живым царевичем Дмитрием, а в 1602 году в Польше объявляется человек, утверждающий, что он – царевич Дмитрий, законный претендент на Московский трон. С этого момента заканчивается первый этап Смуты, ограниченный противостоянием боярской верхушки. Начинается второй этап, характерный вовлечением в него воинских масс.
Появление Самозванца было выгодно очень многим действующим лицам как в Москве, так и за рубежом. Это и недовольные репрессированные бояре, жаждущие вернуть прежние обычаи, и польская верхушка, вынашивающая планы о взятии русского трона, и большой слой служивого народа, недовольный властью. Ко всему этому добавились беды, вызванные тремя подряд годами неурожая. В стране воцарился голод.
По некоторым данным самозванцем был Григорий Отрепьев, дьяк из обедневшего дворянского рода, связанный с семьёй Романовых. Во всяком случае, его бегство в Речь совпадает со временем разгрома Романовской семьи. Сам же Лжедмитрий признавался, что ему помог сбежать Василий Щелкалов, близкий к Романовым.
Кем бы он ни был на самом деле, Самозванец при поддержке польских властей активно вербует себе людей, отсылает гонцов в русские края и на Дон к казакам. Вскоре к нему примкнуло до 2000 человек донских казаков. Кроме того, Самозванец располагал тысячью хорошо вооружённой и обученной польской конницы. Войдя с такими незначительными силами в пределы Московского царства, Самозванец начал стремительно увеличивать численность своих сторонников. Дело в том, что на юго-западном рубеже царства, в Северской украйне на тот момент скопилось большое количество беглых, ничем не занятых людей. Это и крестьяне, и служилые люди, и многочисленная челядь репрессированных бояр, оставшаяся не у дел, без средств к существованию. Их незавидное положение усугублялось голодом, а недовольство властью подогревалось бессовестной спекуляцией хлебом, в которой с размахом принимали участие не только бояре, но и монастырские хозяйства и даже сами настоятели монастырей. Всё это играло на руку Самозванцу, объявившему себя Дмитрием Иоанновичем, «царём и великим князем». В середине августа 1604 года Самозванец с небольшим войском начинает движение к Москве. Начало похода было более чем удачным: без боя сдались Моравск и Чернигов. Лишь в Новгороде-Северском он встретил сопротивление высланных Годуновым войск во главе с князем Н.Р. Трубецким. Это задержало движение Самозванца, но, даже стоя в осаде, он непрерывно получал сообщения о переходе других городов на его сторону. В течение двух недель он получил под свою руку Путивль, Рыльск, Севск, Кромы, Курск, Белгород и др. Повсюду население свергало местные власти, передавало воевод в руки Самозванца. Это вполне показывает настроения народа и крайне низкую степень доверия его к власти. Таким образом, новому претенденту на престол были подвластны уже большие территории по Десне, Северному Донцу и верхней Оке. Силы его постоянно увеличивались, появилась даже артиллерия. К нему стекались уже не только стрельцы и казаки, но и дворяне и дьяки. Но лучшей частью его войска была польская конница, которая после столкновение с войском Ф.И. Мстиславского приняла решение об уходе на родину. Несмотря на слёзные и даже коленопреклонные мольбы самозваного Дмитрия остаться, поляки всё же покинули его. К весне 1605 года в борьбе Годунова и Самозванца большую роль играл городок Кромы, где Самозванец был успешно осаждён войском Ф.И. Шереметева и был вынужден бежать в Путивль, где спешно принялся формировать новое войско.
13 апреля 1605 года царь Борис Годунов неожиданно скончался и военные действия против «Дмитрия» были приостановлены: из Москвы в войско прибыла высокопоставленная делегация для принятия присяги новому царю Фёдору Борисовичу Годунову. Войско присягнуло, но через три недели в нём происходит бунт: рязанцы братья Ляпуновы и П. Басманов выступили за переход к Самозванцу. Войско раскололось, поизошла междоусобная стычка. Немногочисленная сохранившая верность присяге часть войска было разбита, воеводы М. Голицын и В. Салтыков сдались в плен, остатки этой части войска в бежали к Москве, сея по пути панику и раздор. Смута окончательно перекинулась в войска.
Фёдор Годунов, взошедший на царство 16-ти лет от роду, был совершенно не готов управлять государством. В связи с явной слабостью царя вновь оживилась боярская партия, жаждущая возвращения старых вотчинных порядков, прежде всего Романовы в лице Филарета и Шуйские, как один из старейших и знатных родов. К ним примкнули и множества обиженных Борисов Годуновым людей чуть меньшей знатности.
Вдохновлённый победой под Кромами Лжедмитрий шлёт в Москву подмётные письма, где именует себя уже не царевичем, а царём, а Фёдора Годунова объявляет изменником. Лжедмитрий торжественно движется на Москву, принимая под свою руку сбегающихся к нему бояр и воевод. Семейство же Годуновых, скованное страхом и опасающееся москвичей более, чем самого Самозванца, упускает инициативу и запирается в Кремле. В подмосковном Красном селе вспыхивает восстание, оно перекидывается на Москву. Во главе его стоят верные Лжедмитрию Никита Плещеев и Гаврила Пушкин. 1-го июня они с Лобного места зачитывают воззвание Лжедмитрия к народу. Фёдор Годунов был арестован ворвавшейся в Кремль толпой. Вместе с ним были арестованы и другие Годуновы и их родственники Сабуровы и Вельяминовы, а также патриарх Иов. В городе начинаются грабежи и погромы. Незадолго до вступления Самозванца в Москву царь Фёдор и его мать Мария Годунова были задушены по приказу Василия Голицына. Лжедмитрий триумфально входит в Москву, город наводняют казаки и польско-литовская шляхта. Народ рукоплещет Самозванцу, но при этом уже зреет раздражение польским высокомерием и алчностью, разбойным поведением казаков. Начинается передел влияния. Из годуновской опалы возвращаются Романовы, Нагие, Головины, Н.Бельской, В. Щелкалов и другие. Вместе с тем Шуйские пребывают в немилости Самозванца, а сам он отталкивает переметнувшихся к нему бояр своей надменностью, нежеланием признавать их роли в своём воцарении. Сами же бояре желали не столько посадить на трон «Дмитрия», сколько избавиться от правления Годуновых. Теперь, когда это было сделано, бояре, в первую очередь Шуйские, стали явно охладевать к Самозванцу. Народ же возмущало засилье шляхты, числом около 2000 нахлынувшей в город в преддверии предполагающейся свадьбы Лжедмитрия и Марии Мнишек. Это возмущение подпитывало православное духовенство, опасающееся проникновения католичества. С осени 1605 года исподволь началась подготовка к свержению Лжедмитрия. 8 января ночью была предпринята первая попытка убить его. Происходит брожение в среде охранявших царские покои стрельцов. Всё чаще возникают слухи о самозванстве царя, объявляется некий монах, свидетельствующий, что на троне сидит некто Гришка Отрепьев. После свадьбы и наречения Марины Мнишек царицей недовольство народа усиливается настолько, что заговорщики принимают решение действовать. Утром 17 мая под звуки колокольного набата около 200 бояр и дворян ворвались в Кремль и бросились во дворец. Руководителями восстания распространились слухи, что паны режут бояр. Поднявшийся народ частью кинулся в Кремль на помощь восставшим, частью принялся громить дома, где жили поляки и литва. В ходе погромов было убито более 500 панов.