Шестой вопрос. религия и культура древнего китая
Крюков, Переломов, Софронов «Древние китайцы в эпоху централизованных империй». М, 1983
Васильев «Проблемы генезиса китайского государства». М., 1983
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Китай – это не само название государства, это тюркское название, осевшее в русском языке. Современное название китайцев – хайн от названия хайн. Китай – один из очагов формирования человека (синантроп). Китай – одно из важнейших звеньев в формировании цивилизаций древности. Китайцы – потомки древних людей по языку и внешности. Язык принадлежит к китайско-тибетской языковой семье, но было много племен со своими диалектами. На ранней стадии формирования цивилизации никакого влияния из вне на нее оказано не было. Самостоятельное развитие очень важно. Колыбелью цивилизации стало среднее течение Хуанхе. Эта долина благоприятна для земледелия, там возникают неолитические культуры. НР обусловила переход к цивилизованному общшеству. Источники по истории китая
1) Эпиграфические источники – надписи на костях (14-11 вв. до н.) Их обнаружили во 2 половине 19 в., когда китайские знахари делали снадобья из костей дракона. И один британский историк их купил, на одном из раскопов были найдены надписи, ставшие источником. Найдены надписи на черепах и сосудах (более 100 000 текстов).
2) Нарративные источники
А) Чьюнцу (сосны и осени) – летописи по 5-8 в. до н.э., автор Конфуций.
Б) Бамбуковая хроника – погодовые записи на бамбуковых планках. Было найдено много планок, одна из них описывает исторические записки Сима Цяня (145-90 гг. до н.э.). Повествование о правителях различных династий в биографической жанре.
В) Сам-он – потомственный историограф династии Син, он был астрономом и известен как создатель Ши Дзы – грандиозного труда по истории от древних времен до современных ему.
Г) Бань Гу (32-92 гг. н.э.) Написана в жанре повествования. История поздней хаин (5 в. н.э.) – события 3-5 вв. н.э.
Д) Ши Цзин – «книга песен», фольклорный источник, сборник песен, имеющих историчсекие сведения.
3) Археологические сведения.
4) Историография. Сами китайцы стали изучать свою историю. Давно, но первые историки Китая - японцы. Европейцы проникают в Китай в XIII в, но систематическое изучение истории Китая начинается с 19 века. Первые такие историки – французы Шаван, Мустеро, русский китаеваед Никита Яковлевич Мичурин (жил в Китае в 1806-1821), был главой духовной миссии в Пекине, где изучал китайский язык, и в 1828-51 опубликовал большое количество трудов, и по объему изученных вопросов и масштабу использованных источников опередил европейских современников. Современная историография в Китае – марксистская, в США имеется крупный центр изучения Китая. Современные отечественные исследователи – Васильев, Станислав Иосифович Кучера.
Колыбель китайской цивилизации – среднее течение Хуанхе, там сложились неолитические культуры, давшие основу жизни. К 2800-2700 гг. до н.э. относится культура Янашо, найдены следы скотоводства, крашеная керамика.
Со второй половины III тыс. до н.э. возникает культура нового типа Луньшань. В ней найдены крупные укрепленные поселения с признаками отделения земледелия от ремесла, в ней имелись зачатки обработки металлов, также заметны следы имущественной дифференциации. Отличает культуру серая посуда, сделанная на гончарном круге. В XVIII-XVII вв. до н.э. племена этих культур объединились первичное государственное образование, напоминавшее племенной союз. Датировка сложна, т.к. точная датировка начинается с 841 г. до н.э. Образование называлась шан, в документах называлась инь. Традиционная датировка государства 1766-1122 гг. до н.э.
Эпоха Шан-инь – эпоха бронзы. Возникают города, появляется письменность – пиктография, идеографическое письмо. До воцарения династии Шан, якобы, в Китае правила династия Ся, но по ней есть лишь легендарный материал. Главные деятели этого периода – основатель династии Чэн Ган. Время его правления не ясно, мы не знаем времени создания государства (+ – век).
Вторая половина XII века Шун Ин, при нем государство достигла наибольшего могущества и вело завоевательные войны. Последний ван (это титул правителя) Шоу Синь. Он был слабым, после поражения в войне кончил с собой. Чэн Тан – основал столицу Сибо (ее нашли в 1823). Скорее всего, это эпоха возникновения городов. Возникли крупные центры (6 км2). Они были построены по плану, с дворцовыми зданиям. Столицей государства становится город Шан. Основу хозяйственной жизни составляло земледелие, они выращивали просо, ячмень. У них были сады и огороды. Для земледельческих работ индцы применяли деревянную соху, мотыгу и цепь. Они использовали бронзовые топоры, ножи, мотыги, лопаты и орудия для жатвы вроде серпов. Считается, что уже существовал плуг, в который запрягали буйволов. Для орошения полей при менялись примитивные ирригационные земледелия. Водоотводные протоки, колодцы и каналы были 120 см в глубину, 40-70 см в ширину, максимальная длина 60 м. Китайцы разводили быков, слонов, лошадей, коней, козы. Были приручены собаки и обезьяны. Индцы знали скотоводство и гончарное дело. Археологи находят совершенные бронзовые сосуды. Была развита резьба по камню, в частности, нефриту. Кроме камня использовалась слоновая кость. Деньгами в государстве служили раковины каури, их держали связками, одна связка – единица обмена. В эту эпоху ходили бронзовые имитации раковин. Большую роль играла охота, организовывались большие облавы (до 300 оленей за раз).
Социальная организация. Наверху социальной лестницы был правитель, ван, у него была большая власть, но при нем существовал совет. Ван был верховным жрецом и военачальником. Он возглавлял земледельцев при с/х. работах, власть была наследственной, но шла от старшего брата к младшему, и если только у человека не было братьев, власть наследовал сын. Родственники вана были военачальниками, жрецами, представителями племен, предсказателями. Единого термина для обозначения аристократии не было. В источниках фигурирует буквосочетания Я ли бу ши ин. Власть (в т.ч. и магов) хоронили в гробницах с богатым инвентарем, погребения сопровождались человеческими жертвоприношениями, известны два термина, относящиеся к трудящемуся населению: чжун и чэнь. Сейчас чжун понимаются как общинники, а чэнь как персонал в хозяйстве ванов. Можно дать следующую обобщающую характеристику общества. Государство напоминало племенной союз, существовала социальная стратификация, экономика носила натуральный характер, средствами платежа выступали раковины као. Выделяются ремесленные специалисты, появляются первые город, письменность существовала в виде пиктографии и идеографического письма. Кроме того, существовали зачатки наук: математики и астрономии. Отмечается развитие искусства: архитектура (монументальные общественные сооружения и общественные постройки) и музыка.
Таким образом, мы видим, что общество вступило в стадию цивилизации, но сделало это только-только. Нам известно, что соседи то попадали в зависимость от индцев, то восставали против них и совершали набеги. Одно из северо-западных племен Чжоу усилилось и положило предел существованию инского госудларство. Эти племена по началу были близки к германцам, но потом влились в китайский эпос. В 11 веке их правитель Чжан создает коалицию северо-западных племен и выступает против Инь. Его преемник У-Ван разбивает индское войско в битве при Муе в 1027 году. Эпоха Чжоу датируется 12 в до н.э. – 3 в н.э. Сама эпоха делится на 2 периода
1) Западное Чжоу, столица город Хао (12-8 вв.)
2) Восточнеое Чжоу (77о г. – 3 в. до н.э.). Столица – город Лои (современный Лоян).
Династия правила номинально. Первый период отмечен как аморфное объединение племен, а второй период – период отдельных царств. В период западного Чжоу завоеванные земли давались либо знати, либо оставались у правителей под контролем наблюдателей. Все правители назывались Чжухоу. Их было несколько сотен, по одной из надписей, даже 1800. Они не имели самостоятельности и давали присягу на верность вану. В 10 в. при Му-Ване было составлено первое устное положение о наказаниях. Верховная власть была у вана, и от наказаний можно было откупиться. В 9 в. при Ли-Ване обострились противоречия, власть стремилась к децентрализации 8гос-ва, возросло недовольство свободных общинников. Предположительно, в 842 произошло восстание, Ли-Ван был свергнут, бежал, в 828 г. на престол становится Су Ань Ван, он отличался лишь неудачными войнами с кочевниками на западе. В 8 веке западное Чжоу приходит в упадок, в 770 столица была перенесена на восток.
Как мы отметили, восточное Чжоу было крайне слабым. Причины
1) Натиск кочевых племен Ди;
2) Ослабление экономической мощи Ванов;
Эти факторы привели к распаду государства на ряд царств, боровшихся друг с другом за гегемонию,
Восточное Чжоу делится на два периода
1) Ле-го («множество царств»0 (8- пер. пол 5 в. до н.э.).
2) Джань-го («воюющие царства») (5-3 в. до н.э.).
К 722 году в ходе междоусобной борьбы образовались несколько государств. Мамыми крупными и влиятельными были Цинь, Цзынь, Янь, Чжоу, Ци, Лу, Чу, Ю, У, Юэ. Все они боролись за гегемонию. 7 век – главные претенденты за гегемонию Ци и Цзы. в 681 до н.э. первым добивается гегемонии правитель царства Цзы Хуань-Гун. В 681 году до н.э. Он наносит поражение царству Лу, и Цзы становится сильнейшим. В 679 г. Все отмечали мудрость и справедливость Хуань-гуна. После смерти Хуань-Гун Цзы теряет гегемонию, и она переходит к царству Цзынь. Правитель Сянь-Гун в 635 получает признание как гегемон. Потом власть получает его сын Вэнь-Гун, прввил в 636-628 гг.Время правления Вэнь-Гуна – время правления царства Цзынь. В 6 в. политическая история Китая определялась соперничество царств Цинь и Чжу. В 597 Цзынь потерпело поражение в одной из междоусобных войн. В 590-е годы активная внешняя политика Чу, которая то прекращалась, то возобновлялась. В 511 г. войска царства У нападают на царство Чу. В 509 армия У наносит сокрушительное поражение царству Чу. В 5 веке главную роль играли царства Юэ и У, которые были расположены в нижнем течении Янцзы. В 493 правитель У наносит поражение армии Юэ, Чу, Лу и некоторым другим царства. С 482 начинается гегемония царства У. Период этот был всего 10 лет, а в 472 армия Юэ
Разбивает армию У и сама становится гегемоном. В истории китая начинается период воюющих царств. Вэто период на политической арене следующие царства: Ци, Цинь, Чу, Янь. Царство Цзынь распалось на царства Хань, Чжао, Вэй. В это время происходят решительные перемены в развитии китайского общества: в хозяйстве распространяется железо, пахотные орудия, и распространяется ирригация. Распространяется частная собственность на землю, общество окончательно отходит от родовых отношений.
ВТОРОЙ ВОПРОС В русле всех этих изменения были проведены реформы Шан-Яна (361-338). Он царствовал в царстве Цинь, но подобные его реформам преобразования были осуществлены в других царствах. Что он делал?
1) Провозглашалась свобода отчуждения земель и их заклада;
2) Проведен закон о принудительном дроблении больших семей, с тех семей, которые не делились, брали большие налоги. Эта мера подрывала сельскую общину.
3) Вводилось административное деление по территориальному принципу. Эта мера позволила разрушить остатки родоплеменных отношений
4) Вместо налога с общины в целом (1/10 урожая) вводился налог на землю с каждого человека. Эта реформа означала признание частной собственности на землю.
5) Военная реформа. В хоре реорганизации армии из нее были убраны колесницы, взамен вводилась кавалерия, железное оружие, были приняты меры по укреплению дисциплины. Военная реформа подрывала интересы и позиции родовой знати.
6) Здесь вводился имущественный принцип, были выведены 20 степеней гражданских рангов. Эта мера наносила удар по родовой знати.
Реформа Шан-Яна была направлена на укрепление новой имущественной знати, и все эти меры стали толчком к дальнейшему развитию частной собственности и товарно-денежных отношений. Другой стороной была бюрократизация государства. Реформы отвечали духу времени. Шан-Ян был убит, но его реформы отвечали духу времени,
. В 4 веке в Китае складываются предпосылки объединения царств в объединенное государство. Предпосылки:
1) Развитие товарно-денежных отношений;
2) Развитие рыночных связей;
3) Консолидация этнической общности китайцев
4) Осуществляется ликвидация политической самостоятельности отдельных царств.
Как проходил этот процесс? В 288 г. Царства Цинь и Ци заключают договор о сферах влияния. Третье царство Чу расширило свою территорию и претендовало на гегемонию в Китае. В лидеры выбилось царство Цинь. В 278 столица царства Чу, город Ин, была захвачена. Зачем последовала кровопролитная война с царство Чжао, В 241 царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключают договор против Цинь. Их объединенная армия выступает против Цинь и терпит поражение. Положение гегемона и лидера царствма Цинь укрепляется при Ин Чжене (230-210). 209 он подавил заговор поотв своей власти и напчал военные дей1ствия против соседей. В результате воненых едйствий в 230 он присоединяет царство Хань, а в период 228-221 присоединяет Чжало, Вэй, Чу, Ци, Янь. Таким образом, к 221 завершается процесс объединения Китая. Из всех государств не присоединенным остается лишь царство Юэ.
Таким образом, с 221 мы рассматриваем Китай как империю Цинь. Инь Чжен принял титул императора.
Цинь-Шихуанди. Территория простиралась от Маньчжурии и Монголии до границ Кореи и Вьетнама. Столицка – город Сань-Ян. Сооружается великая китайская стена, чтобы обезопасить границы на западе от кочевых племен. Чтобы ликвидировать последствия раздробленности политической и экономической, Цинь-Шихуанди проводит несколько реформ:
1) Административная: 36 округов, границы которых не совпадали с географическими, этническими и политическими границами. Эти округа делились на уезды, уезды делились на волости, а волости делились на общины. Была создана единая система чиновников, императорский надзор, контролировавший деятельность всего административного аппарата и тех чиновников, которые были подчинены лично императору. Целью реформы было усиление централизации государства.
2) Введение единого законодательства. Законов было много, было введено единое обозначение подданства (все граждане империи назывались Черноголовые)
3) Денежная: монета была унифицирована, вводились золотые слитки определенного веса, и единообразная медная монета. Кроме того, прошла реформа системы мер и весов с целью интеграции, реформирована письменность.
4) Введение Табели о рангах. Ранг подданных императора определялся богатством и личными заслугами.
Цинь-Шихуан вел активную внешнюю политику. Выступил против племени Сю-ну, в 215 г. оно было разбито. После этого он начинает войну против царства Юэ, и только солее новой мобилизации оно было присоединено. Внутри страны он вел строительство дорог, транспортных каналов, осуществляя это путем принудительной повинности. Политика Цин-Шихуана была жестокой, массовый террор стало нормой. Видом массового наказания являлась отдача в государственные рабы 3 поколей семьи провинившегося. Хуже была только казнь всех трех поколений. Сегодня историкам трудно сказать, какими средствами, кроме террора, управлял Цинн-Шихуан. Он заложил основы имперской государственности на 4 века вперед, и эта жестокость была причиной падения его династии. Внутренняя политика была направлена на увеличение поборов, они были колоссальными, и в связи с внеш8неполитическими действами проводились наборы в армию. За время правления Цинн-Шихуана поборы повысились в 20-30 раз. Как результат – колоссальное обнищание земледельцев. Единое законодательство расширяло источники для рабства. Осужденные по нему превращались в государственных рабов. Все это вызывало массу недовольства, знать стремилась к децентрализации государства. Однако, недовольства было подавленным. Как только он умер (в 48 лет), начинается восстание по всему Китаю. После смерти Цинн-Шихуана начинается восстание бедноты. На территории бывшего государства Чу происходит восстание под руководством Чэнь-Шэна. Это первый этап, под руководством Люб-Анан второй этап. Лю Бан, используя поддержку старой аристократии, в 207 занял столицу и в 202 провозглашает себя императором. В 202, считается, что династия Цинь перестала существовать и возникла династия Хань. В основе политики Лю Бана лежали компромиссы. Он сокращает налоги, часть армии распускает, наделяет воинов землей. Частично восстанавливает систему округов и уездов, с одной стороны, был возрожден центральный административный аппарат, а, с другой, в каждом наследственном владении были свои органы власти. Был возрожден центральный административный аппарат и в каждом старом наследственном владении продолжали существовать свои органы власти. Лишить правителей царств их прежней власти окончательно смог У Ди (140-87 гг. до н.э.). Время правления У Ди – время наивысшего расцвета империи Хань. Империя была огромной, по переписи 2 г. н.э. населения составляло 60 000 000 чел. У Ди провел преобразования:
1) Был созлан огромный бюрократический аппарат. К концу его правления чиновников было свыше 130 000 чел.
2) Он принял конфуцианство в качестве господствующей идеологии.
3) Ханьская империя устанавливает отношения со многими среднеазиатскими государствами: Бартрия, Бархия, Инфергана.