Первый вопрос: предмет истории древнего мира. основные пути развития древниих обществ.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНИИХ ОБЩЕСТВ.

ВТОРОЙ ВОПРОС.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ:

1) Обладающий социальной природой происхождения (географическая среда – не исторический источник);

2) Отражающий историческое прошлое человеческого общества;

3) Сообщающий какие-либо ценные сведения о прошлом;

4) Этот источник вовлечен в сферу исторического исследования, служит средством исторического познания.

ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:

1) вещественные

2) письменные

3) устные (фольклорные)

4) этнографические (этнологические)

5) лингвистические (данные языков)

6) кино- и фотодокументы

7) электронные документы

РОДЫ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

2) НАРРАТИВНЫЕ (ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ)

КАЖДЫЙ ТИП ДЕЛИТСЯ НА ВИДЫ.

1) ВЕЩЕСТВЕНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ими занимается археология) – поселения: города, поселения сельских типов, дворцы, храмы, дома, военные поселения; погребения (некрополи, могильники) – гробница Цинь-Шихуанди, ирригационные сооружения, орудия труда, оружие, керамика, посуда, украшения.

И вещественный, и письменный источник – монеты. Первые монеты появились в Лидии – 7 век до н.э. Письменные источники делятся по материалу: например, надписи на предметах (на камне, на досках) – их изучает наука эпиграфика. Лапидарный (лапидариус – камень, по латыни) стиль письма. Надписи: официальные и частные. Например, договоры, законы; надписи на папирусах, на листьях или коре деревьев.

ВИДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) Хозяйственно-административные документы (регулируют хозяйственную жизни: о сборе налогов, выплате жалований, о подаче продуктов)

2) Законодательные и юридические документы: своды законов.

3) Дипломатические (договоры между государствами). Договор между Египтом и Хеттским царством: первый в истории равноправный договор.

4) Эпистолярные (от лат. эпистула – письмо) источники – переписка царя с чиновниками или полководцами, носит характер документальной.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1) Летописи, хроники, рассказы о политических событиях, биографические надписи.

2) Художественная литература (мифы, сказки, поэмы, гимны): Эпос о Гильгамеше, Махабхарата (200000 строк), Рамаяна (48000 строк) (конец II – начало I тыс. до н.э.), Шицзин (свод песен фольклорного происхождения) – источник для изучения древнекитайского общества первой половины 1 тыс. до н.э.

3) Священные книги древности. ВЕДЫ (знания) – священные книги Индии: РИГВЕДА – 1028 гимнов, САМАВЕДА – веда мелодий, ЯДЖУРВЕДА – веда жертвоприношений, АТХАРВАВЕДА – веда заклинаний и заговоров. Впервые были записаны в XIII веке до нашей эры, а до этого сохранялись в устной передаче. Самые ранние рукописи IV-III вв. до н.э. Толкования к ведам: БРАХМАНЫ – объяснения ритуалов, АРАНЬЯКИ – религиозные рассуждения на философские и мировоззренческие темы, УПАНИШАДЫ – религиозные трактаты. АВЕСТА – священная книга зороастризма, на территории британской империи. Формировалась не позднее XIII в. до н.э.. По имени пророка ЗАРАТУШТРЫ. ЧАСТИ:

А) ЯСНА, В нее входят «ГАТЫ» – 17 гимнов, в которых отражено учение Заратуштры,

Б) ЯШТЫ,

В) ВЕНДИДАТЫ (закон против девов).

5) БИБЛИЯ из двух частей:

А) ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (ВЗ) (ТАНАХ): (самые древние части – рубеж XIV-XIII вв. до н.э., самые поздние – второй век до н.э.)

- Пятикнижие Моисея (Тора) – законы религии, писания, сказания,

- Книги пророков – в них больше всего исторических знаний,

- Книги писаний – притчи, псламы, песни)

Б) НОВЫЙ ЗАВЕТ (НЗ). Состоит из 27 книг, собранных в четыре части:

- четыре евангелия,

- деяния святых апостолов,

- 21 послание святых апостолов,

- откровение Иоанна богослова.

Создавались с 50 до 120 года нашей эры, самая древняя часть – послание святого Павла. Для 19 книг НЗ не признается авторство тех, кому они приписаны.

4) Научные памятники древности, перечни растений, камней, животных, словари, труды по кулинарии, математике, астрономии, грамматике и т.п.

ТРЕТИЙ ВОПРОС

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.

Дисциплина историческая археология – наука о способах измерения и системах счисления времени. Вопрос: к чему привязать события? В древности не было системы летоисчесления. В междуречье лета считали так: когда строили такое-то здание или когда воевали с таким-то врагом. Наиболее точно датируются события, если их привязывают к астрономическим событиям. Особенно точно датируют, если событие привязано к солнечным затмениям. Если так, то история древнего востока от 10 века до н.э. датируется с точностью до 1-2 лет.

КАЛЕНДАРЬ – система счисления времени, в основе которой лежит периодичность явлений природы, проявляющаяся в движении небесных тел.

Существует три рода календарей:

1) ЛУННЫЕ (основанные на движении луны вокруг земли)

2) СОЛНЕЧНЫЕ (основанные на движенни земли вокруг солнца.

3) ЛУНОСОЛНЕЧНЫЕ (основанные на сочетании того и другого движения).

Лунные календари появились раньше всех – в середине III тыс. до н.э.

По лунному календарю месяцы делятся на 29 и 30 суток. В лунном году 12 месяцев и 354 дня.

Поскольку астрономический месяц на 44 мин и 2,9 сек больше календарного, то нужно было найти способы соответствия лунного года календарному.

Существуют ДВА СПОСОБА СООТВЕТСВИЯ:

1) ТУРЕЦКИЙ

2) АРАБСКИЙ.

Турецкий цикл: за основу берется 8-летний период, в котором 3 года делаются високосными. 2, 5 и 7-й годы.

Арабский цикл: 30-летний период, он более точен. В нем високосные 11 лет (2, 5, 7, 10, 13, 15 или 16 и т.п.)

Лунный календарь точен, но не связан с временами года, не фиксирует их смену.

Нужно было связать смену фаз луны со сменой времен года. Были созданы луно-солнечные календари. Принцип их создания состоит в периодическом (не ежегодном) добавлении к лунному году дополнительного (13) месяца, эти месяцы называются эмболисмическими. Их продолжительность 30 дней, а продолжительность года 384 дня.

В III тыс. В ШУМЕРЕ каждый город имел свой календарь. А в Вавилоне ХАММУРАПИ провел календарную реформу, ввел единый календарь, первоначально южный. Начало вавилонского года – день весеннего равноденствия, неделя была семидневной.

В I тыс. до н.э. вавилонский календарь стал ЛУНО-СОЛНЕЧНЫМ, а с VI в. стал применяться цикл клеостата (по имени древнегреческого астронома).

С кон. IV в. до н.э. стал применяться цикл Метона: 12 простых и семь эмболистических лет в девятнадцатилетнем цикле.

В XII в. до н.э. вавилонский календарь широко распространился на древнем востоке.

ОСОБЕНОСТИ ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ:

1) В V в. до н.э. стал из лунного лунно-солнечным и стал основан на цикле Метона. Луно-солнечный календарь для согласования с астрономическим годом должен увеличиваться на 4 дня.

2) В древнееврейском календаре високосный год не начинали, а применяли правило: не начинать новый год в воскресенье, среду и пятницу.

В древнееврейском календаре была «эра от Адама» (3761 г. До н.э.).

Эра – отсчет времени, берущий начало от определенного дня.

ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Возникает в III тыс. до н.э., очень рано осуществился переход от лунного календаря к луно-солнечному. Сначала использовали цикл Пеостата. С V в. до н.э. стал применяться цикл Метона. Началом года в древнекитайском календаре сначала считалось новолуние в момент зимнего солнцестояния, а с III в. до н.э. началом нового года стало считаться новолуние в момент, когда солнце находится в созвездии Водолея, то есть январь-февраль. В III-II тыс. в Китае складывается ЦИКЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СЧЕТА ВРЕМЕНИ: годы объединяются в циклы по 60 лет и в каждом таком цикле есть пять «небесных ветвей» или «стихий»:

1) Дерево огня,

2) Земли,

3) Металла,

4) Воды.

Каждая ветвь делится на 2 состояния: мужское и женское. Первый год дерева в мужском состоянии, второй в женском. То есть за 60 лето цикла десять лет небесных ветвей названы таким образом, они повторяются 6 раз. Кроме небесных ветвей имеются 12 «земных ветвей» или стихий», каждый имеет название определенных животных:

1) мышь

2) корова,

3) тигр,

4) заяц,

5) дракон,

6) змея,

7) лошадь,

8) овца,

9) обезьяна,

10) курица,

11) собака,

12) свинья.

Повторяются эти циклы паять раз в 60-летнем цикле. Если совместить эти 10 небесных и 12 «земных стихий», получится, что каждый год имеет свое неповторимое название. То есть, допустим, третий цикл, такой то год, и каждый год один: четвертый год: «огня в мужском состоянии зайца». Циклический календарь Китая применяется по настоящее время, хотя официально в стране установлен григорианский календарь. В китайском календаре была эра, по григорианскому календарю, 06.03.2637 г. до н.э.

Особняком среди древневосточных календарей стоит ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, солнечный, точный. Создан был в результате длительных наблюдений за светилами и разливами Нила. Создан, был в III тыс. до н.э. Год делится на 12 месяцев. По 30 дней в каждом. У египтян в каждом году 5 дополнительных дней, они считались праздничными. Но високосного года они не знали. Потому календарный год наступал немножко раньше астрономического: на 6 часов. Но за с120 лет набегало расхождение в месяц, а за 1000 лет набегал целый год. Год делился на ТРИ СЕЗОНА, времени года:

1) ПОЛОВОДЬЕ – с середины июля по середину ноября

2) ВСХОДЫ – с середины ноября по середину марта.

3) ЖАТВА (или «СУШЬ») – середины марта по середину июля.

Сутки делились на 24 часа. Деление суток – достижение египтян.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. В начале был лунный, с I тыс. – луно-солнечный. Каждый полис имел свой календарь. Был афинский календарь, его и понимают под термином «греческий». В начале не было точного установления эмболистических месяцев. В афинском календаре НАЧАЛО ГОДА СВЯЗЫВАЛОСЬ с установлением ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ, точнее, первое новолуние после летнего солнцестояния. В начале VI в. до н.э. Солон по примеру вавилонян, установил восьмилетний цикл луно-солнечного календаря, то есть цикл Клеостата. А вот второй половине V в. греческий астроном Митон ввел 19-летний цикл. В афинском и в других греческих календарях не было твердо установленной эры, и отсчет новой эры начинался с приходом новой коллегии архонтов, должностных лиц. А в последние века до н.э. распространялся отсчет времени по олимпиадам: в таком-то году от Олимпиады произошло событие, первая олимпиада – 776 год до н.э.

РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Первоначально тоже ЛУННЫЙ, но состоял в отличие от других календарей из 10 МЕСЯЦЕВ – 334 дня. Начало года – первое весеннее новолуние. Реформа первого римского календаря была осуществлена при втором царе Нуме Помпилии около 700 г. до н.э. Календарь по-прежнему лунный, но в году уже нормальное число в 12 месяцев, и суток уже 355 суток, на одни сутки больше, чем астрономический календарь. Продолжительность месяцев 31 и 29 дней. Некоторым месяцем были даны названия, первый получил название мартиус, в нашем календаре это название есть как март. Назван он был в честь бога Марса, второй апририс (от лат. раскрывать), длился 29 девять дней, третий – майус в честь богини красоты Майи. Четвертый месяц юниус в честь богини Юноны, 29 девять дней. Пятый и последующие до 10-ого назывались просто числами. 11 месяц назывался януариус (по имени двуликого бога Януса), а 12 месяц – фебруарис (от имени обряда очищения): двадцать три основных дня и 5 дополнительных.

В пределах месяца ДНИ СЧИТАЛИСЬ ТАК:

1) Любой первый день любого месяца – КАЛЕНДЫ,

2) Пятый день короткого или 7-й день длинного – НОНЫ,

3) Тринадцатый короткого или 15-й длинного – ИДЫ.

Остальные дни обозначались числительными, которые показывали, сколько дней оставалось до календ, нон или ид: «За три дня до мартовских календ…» Дни которые предшествовали календам, нонам и идам, назывались канунами: в день перед календами, нонами и идами. В V в. до н.э. римский календарь стал луно-смолнечным, видимо диценымы так сделали. Надо было добавить эмболисмический месяц, его стали добавлять раз в два года, их стали называть интерколари. А назывался сам месяц марцедониуз, вставляли его между 23 и 24 числом фебруариуса. Выходит, средняя продолжительность года 365 суток. Сутки начинались с 6 часов вечера, сутки делились на две части: день и ночь. И день и ночь, обе части суток делились на четыре стражи. Первая стража начиналась в 6 часов дня или ночи, 2-ая в девять часов дня или ночи, 3-я – в 12 часов днгя или ночи, 4-я – в 3 часа дня или ночи.

46 год до нашей эры: Юлий Цезарь провел реформу римского календаря и ввел солнечный календарь. Календарь вводился с 45 года, получил название юлианского. В подготовке астрономической составляющей реформы принял участие египетский астроном Созиген. Юлианская реформа затронула ТРИ ВАЖНЫХ МОМЕНТА:

1) Начало года

2) Продолжительность месяцев в году, или года.

3) Принцип введения добавочного дня для согласования календарного года с астрономическим.

Новый год стал НАЧИНАТЬСЯ НЕ С МАРТОВСКИХ КАЛЕНД, А С ЯНВАРСКИХ. В январские календы начинался АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ГОД, то есть должностные лица в этот день вступали в свои обязанности. С точки зрения начала сезона не было никакой привязки, 12 месяцев сохранились, названия их остались прежними. Но начало нового года было перенесено на январь. Название по порядку номера стало не соответствовать порядку в календаре. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ: ВСЕ ЧЕТНЫЕ 31 ДЕНЬ, НЕЧЕТНЫЕ КРОМЕ ФЕБРАРИУСА – 30. Фебруариус в високосном году 30 дней, а в простом 29, календы, ноны, иды по-прежнему сохраняются в календаре. Юлианский календарь стал иметь четырехлетний цикл: 3 года по 365 дней, а четвертый 366. По юлианскому календарю следующий ПРИНЦИП ВВЕДЕНИЯ ВИСОКОСНЫХ ЛЕТ: ВСЕ ГОДЫ, НОМЕРА КОТОРЫХ КРАТНЫ ЧЕТЫРЕМ, ПЛЮС ВСЕ ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТОЛЕТИЯ. Дополнительный день в високосном году стали вставлять туда, куда раньше вставляли месяц мпарцидониус. В високосном году 2 24-х числа. Римляне называли этот день: 6 до мартовских календ, а так получился второй 2 шестой день до мартовских календ, то есть «бисекстивис». В русский язык это слово придет под как високосный. В 44 г. до н.э. произошло убийство Цезаря (в мартовские иды). Месяц квинтерис был переименован в месяц юлис – наш месяц июль. А потом, в 8 г. до нашей эры, другой римский деятель Октавиан Август провел некоторые преобразования римского календаря. Жрецы-понтифики, которые должны были за календарем следить, стали делать високосными третьи годы, а он эту ошибку исправил. Месяц сикстилис переименовали в месяц августус. Но в нем было 30 дней, а в юлиусе было 31. В итоге у фебруариуса забрали 1 день, а августус стал насчитывать 31 день. Юлианский календарь имеет продолжительность 365 суток + 6 часов, но фактическая продолжительность года 365 суток, 5 часов, 48 мин и 46 сек. И, следовательно, всегда запаздывал за движением земли, но за 128 лет запаздывание набегало в сутки, календарь запаздывал на 1 день.

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Реформа юлианского календаря была проведена в 1582 году до н.э. инициатором ее был папа римский ГРИГОРИЙ XIII, потому его назвали в честь папы. Астрономическую часть календаря прорабатывал итальянский астроном Луиджи Лилио.

Запаздывание календаря за 1280 лет было в 10 суток, оно было ликвидировано. После четверга, 04.10.1582, наступила пятница, но не 5-е, а 15.10. Наступил момент придумать вариант, как избежать ошибки. Поскольку сутки набегали за 128 лет, 3 суток набегало за 384 года. Надо было сделать так, чтоб каждые 400 лет имели только 97 високосных, а не сто. МЕТОД был представлен простой и остроумный: СЧИТАТЬ ВИСОКОСНЫМИ ГОДАМИ НЕ ВСЕ, КОТОРЫМИ КОНЧАЮТСЯ СТОЛЕТИЯ, А ТОЛЬКО КРАТНЫЕ ЧЕТЫРЕМ. Григорианский календарь является более точным, чем юлианский. Год в григорианского календаре отстает от астрономического солнечного года на 26 секунд. Разница в сутки накапливается за 3300 лет. А чтобы перевести даты с юлианского календаря на григорианский, мы для XVI и XVII века мы добавляем 10 дней, для XVIII – 11, для XIX – 12, а для XX и XXI века – 13 дней. До 1918 года в России был юлианский календарь.

ПОРЯДОК СЧЕТА ВРЕМЕНИ. В VI в. н. э. итальянский монах Дионисий Малый ввел христианскую эру,взяв за точку отсчета времени дату рождения Иисуса, считая таковой 25.10.753 от основания Рима. Основание Рима стало датироваться 753 г. до Рождества Христова («до н. э.»).

ЛЕКЦИЯ 2. ВВОДНАЯ ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВ)

Нил,

Евфрат,

Тигр,

Инд,

Ганг,

Хуанхэ,

Янзцыцзян.

Бассейны этих рек – плодородные аллювиальные долины. Аллювий – отложения рек и ручьев, состоят из галечнка, гравия, песка, глины, суглингка. Если проводить борьбу с наводнениями, регулировать водный режим, то урожай будет хорошим, реки были богаты рыбой, животные селились по берегам. Древнейшие цивилизации возникали в долинах больших рек. Вместе с тем экологические контрасты в бассейнах этих рек были различны. Можно сравнить условия в бассейне Нила и междуречья Тигра и Евфрата.

1) Во-первых, НИЛ был надежным источником орошения. В период летних муссонов Нил поднимался, заливал аллювиальную долину на короткий срок, откладывал ил, и почва хорошо удобрялась. Цикл разливов Нила был устойчивым, люди точно знали, когда будет разлив. Река тысячелетиями не меняла русла. Поведение Тигра и Евфрата было неустойчивым: реки могли резко поменять свое течение, на протяжении жизни одного поколения цветущий город на берегу реки превращался в руины или в захолустье, т.к. река ушла. Тигр и Евфрат разливались непредсказуемо, и их разливы приводили к катастрофическим наводнениям.

2) Климат аллювиальной долины Нила суров: летом испепеляющая жара, осенью редкие дожди, а зимой страшные холода. В Месопотамии экологические условия за последние 10 000 лет не поменялись. В Сахаре по сравнению с древностью ныне несколько иные условия. В древности на заре египетской цивилизации природные условия были более благоприятны, чем сейчас. Климат был менее засушливым, в пустынях за Нилом тогда текли половодные реки, которых теперь нет. Хотя колыбелью цивилизации были аллювиальные долины, условия в них были различны.

ТИПЫ ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1) Долины (равнины и низменности) больших рек

2) Плоскогорья с обширными степями и равнинами. К этому типу следует отнести сирийско-месопотамскую степь, ряд районов средней Азии, малой Азии, Ирана, плоскогорья Китая. Обычно плоскогорья малоорошаемы, у них недостаток воды.

3) Приморские, прибрежные районы, т.е. территории, непосредственно прилегавшие к морю. Дельта Нила, дельты Тигра и Евфрата (сейчас реки сливаются и впадают единым руслом). В древности обе реки впадали своими руслами, Средиземноморское побережье Сирии и финики, юго-запад Индии.

4) Горные области и районы пустынь. Это районы малой Азии, Кавказа и Закавказья, северо-восточная часть Месопотамии, горные области Ирана, Индии, Китая, пустыни сахара и Аравия. В древности эти пустыни были менее засушливы, воды в них было побольше, чем сейчас.

Жизнь людей в древности очень зависела от природных условий. Природно-географическая среда очень определяла характер хозяйственной деятельности, какой они будут заниматься. Если в стране плодородная почва, то будет развиваться земледелие и ирригационная техника, если же плоскогорные районы – то будет развиваться скотоводство. Если приморские районы, то будет развиваться торговля. В горных областях будет развиваться ремесло, металлургия.

ЛЕКЦИЯ 3

ТЕМА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

Первобытно-общинная,

Рабовладельческая,

Феодальная,

Капиталистическая,

Коммунистическая.

В теории пять ОЭФ, но до того, как она стала пятичленной, основатели в 1853 наметили и в 1857-58 сформулировали понятие об азиатском способе производства, который лежал в основе особой азиатской формации. Рукопись Маркса называлась: «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству». Маркс писал о феодальном, капиталистическом способах производства. То есть, имелись античная феодальная, азиатская и буржуазная формации. Затем, познакомившись с исследованиями антрополога Льюиса Генри Моргана, его книга называлась «Древнее общество», Маркс и Энгельс заменили гипотезу азиатского и античного общества концепцией первобытно-общинного строя, сменяющегося рабовладельческим. Появляется первобытно-общинная, рабовладельческая формация. Азиатская формация и азиатский способ производства из концепции исчезают. После 1857 термин азиатский способ производства (АСП) исчезает.

Теория ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ появляется в первой четверти ХХ века. Среди отцов основателей теории локальных цивилизаций ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР (1880-1936). Труд Шпенглера «Закат Европы» вышел в 1924 году Шпенглер ввел понятие КУЛЬТУР или ЦИВИЛИЗАЦИЙ как крупных социально-культурных организмов:

- Египетская

- Китайская

- Семитская

- Еврейско-арабская

- Греко-римская

- Западная

- Мексиканская.

Культуры, по Шпенглеру, подобны живым существам, они зарождаются, расцветают, увядают и умирают. Стадии жизни цивилизации аналогичны жизненным циклом человека или любого другого живого существа. Всего циклов шесть:

Рождение,

Детство,

Юность,

Зрелость,

Старость,

Смерть.

Три первых этапа понимались как восходящая стадия, три последние как нисходящая. У каждой цивилизации они повторяются, в этом смысле закат западной цивилизации аналогичен гибели римской империи. Каждая цивилизация проходит одинаковые фазы, но каждая конкретная цивилизация отличается от любой другой. Шпенглер стремится выделить то, что определяет существо данной культуры и отличает ее от других, и назвал это термином образ, форма, вид. По мнению Шпенглера, цивилизации отличаются одна от другой духом, душой, душа европейской цивилизации спокойная, добрая, возвышенная, ей свойственен динамизм, вечное напряжение, К каждой цивилизации он хотел подобрать символ. Например, символ античной цивилизации дорическая колонна и евклидова геометрия. Символ египетской цивилизации – узкая и загадочная дорога, которая ведет к гробнице фараона. Именно под воздействием теории Шпенглера был написан важнейший труд для разработки концепции локальных цивилизаций, а именно работа АРНОЛЬДА ДЖОЗЕФА ТОЙНБИ (1889-1975) – «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ». Работа имела 12 томов и выходила с 1934 по 1961 год. Для Тойнби цивилизация – единый организм, все части которого взаимосвязаны, находятся в постоянном движении и взаимодействии. Но цивилизации не связаны с расой и все одинаково самоценны. Тойнби выделил 21 цивилизацию

Западная,

Византийско-православная

Русская православная

Арабская

Персидская

Индийская

Дальневосточная

Античная

Сирийская

Китайская

Японо-корейская

Крито-микенская

Шумерская

Хеттская

Вавилонская

Египетская

Андская

Мексиканская

Индийская

Юкатанская

Майя.

Он еще выделял неразвитые цивилизации, которые остановились в развитии в силу своей окаменелости (спартанская, эскимосско-полинезийская). Или в силу поглощения более развитой цивилизации. Например, скандинавская цивилизация поглощена западом. В итоговом варианте осталось 13 цивилизаций

Мезоамериканская

Андская

Шумерско-аккадская

Египетская

Эгейская

Китайская

Индийская

Сирийская

Античная

Византийско-православная

Западная

Исламская

Оставшиеся, другие цивилизации были названы спутниками: хеттская цивилизация стала спутницей шумерско-аккадской, русская православная стала спутницей сначала у византийско-православной, а после Петра I у западной. Тойнби выделил понятие «вызов» или «раздражение» и «ответ». Каждая цивилизация должна отвечать на раздражения: войны, демографическое давление, первые цивилизации появляются как ответ на вызов природной среды: египетская – в результате засушливости климата, и люди должны отвечать, а затем постоянным вызовом было взаимное давление севера и юга. Причем вызов – это суб-трудности, а не благоприятные условия. А вот завершение существования цивилизации может быть и по внутренним причинам, при этом завершение существования цивилизации идет двумя путями: либо она перерастает в другую, либо полностью угасает. Говоря о теории Тойнби, ЛЮСЬЕН ФМЕР писал: «Жизнь не поймаешь 21-ой цивилизацией, прожившей 6 000 лет». Для построения глобальной теории исторического прогресса труд Тойнби имеет значение. И еще один человек, кто пытался понять корни существования, АЛЬФРЕД КРЕБЕР (1876-1960) работа «КОНФИГУРАЦИИ НАУЧНОГО РОСТА». Кребер интересовался отдельными элементами, задавался вопросом: из каких частей состоит каждая цивилизация. Кребер пришел к выводу, что ЦИВИЛИЗАЦИИ СОСТОЯТ ИЗ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ЭЛЕМЕНТОВ И СИСТЕМ:

Яязык

Изящные искусства

Религия

Наука

Этика

Итак, мы сказали, кто и когда заложил основы теорий. А теперь мы с вами должны перейти к тому, чем отличаются взгляды на общество и на его развитие у той и другой теории. В формационной теории чему уподобляется общество?

В теории ОЭФ ОБЩЕСТВО – ЭТО ЗДАНИЕ, АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ, и части его определены строительными терминами: а части – это базис и надстройка. Базис – это способ производства (СП), который состоит из двух частей: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ (технологии, орудия труда, люди) и ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (отношения, в которые вступают люди в процессе производства, главные – отношения собственности). Надстройку же составляет политические структуры: религия, этика, наука, право, мораль. Базис главнее, он детерминирует надстройку, с чем не согласны сторонники цивилизационной теории:

1) Во-первых, в жизни любого общества трудно разграничить экономическую и друге сферы. Труд, например, относится к базису. Но что такое труд? То, как он трудится, зависит от религиозных воззрений, от технологий. На самом деле нет четкого разделения. В орудия труда сложен труд многих поколений. Общественные отношения регулируются правом.

2) Во-вторых, они не согласны, что все изменения идут от базиса. Они приводят примеры обратного. Например, в 1917 в России пришли к власти социалисты, и общественные отношения изменились. Сторонники теории цивилизации предлагают рассматривать общество как живой организм, который имеет различные органы и связи как в живом организме: политические, экономические структуры, право, религия, мораль, наука, искусство. При этом аккумулируются отношения между органами тем, что сторонники цивилизационного подхода называют обобщенный образ мира. В каждой цивилизации он свой, у разных цивилизаций разный. Из методики системного подхода к обществу и считают, что невозможно расчленять в живом организме политику и экономику, хозяйство и этику. Для древности очень часто нельзя сказать, к какой сфере относится явление. Представления об обществе отличаются: в теории ОЭФ общество – здание, а в теории цивилизаций общество – организм.

В теории ОЭФ движение общества уподобляется движению по железной дороге, на этой дороге пять станций – пять формаций. Общество идет по восходящей, оно поступательно прогрессивное – вперед и вверх. А раз так, то каждая предшествующая ступень понималась как мене развитая, а каждая следующая понималась как лучшая, более развитая. Что же тогда локомотивы истории? Это революции. Заложена теория линейного прогресса. А что постоянно по восходящей развивается: наука, демографические процессы. Политические структуры, формы жизни – это почти не развивается.

Сторонники теории цивилизаций предлагают схему развития общества по параболе: на оси абсцисс находится время, на оси ординат – пространство. Общество до определенного момента движется вверх, а после – только вниз. Тойнби выделял четыре стадии:

1) Генезис,

2) Созревание,

3) Надлом,

4) Дезинтеграция.

У разных историков разные теории, но одна суть: сначала движение по восходящей, потом по нисходящей траектории

Сторонники цивилизационной теории понимают под цивилизацией крупномасштабные социально-культурные организмы, или, иначе говоря, социально-культурные системы, охватывающие целостность материальной и духовной жизни в определенных пространственных и временных границах. В теории цивилизаций каждая цивилизация характеризуется определенной общественно-значимой системой ценностей, своей философией, своим стилем творческого мышления и своей картиной мира, обобщенным образом этого мира, своими механизмами регулирования и поддержания стабильности, преемственности и исторической памяти. На вопрос, сколько было цивилизаций, современные ученые утверждают: несколько, но не много. Трудно посчитать точно, потому что трудно вывести универсальный критерий для определения цивилизации. Есть предложения ученого Леонида Сергеевича Васильева взять за основу религию и выделять:

- Аабо-исламскую

- Индо-куддийскую

- Дальневосточно-конфуцианскую и т.п.

Но тут мы неизбежно скатываемся к тому, что абсолютизируем какой-то один критерий, что тоже порождает возражения. Есть попытки создать движение, развитие общества из разных концепций: соединить формационную теории с цивилизационной. Есть такая попытка у ученого Л.Б Алаева: время взять из формационной теории, а пространство – из теории цивилизаций. В итоге, картина его движения общества такая:

1) Первобытный этап. Сторонники цивилизаций не отрицают этой истории, но считают что это доистория, протоистория.

2) Этап очаговых цивилизаций.

3) Этап ойкуменческой цивилизации или этап империй.

4) Этап мелких национальных государств.

5) Нечто всемирное.

С одной стороны, развитие во времени, с другой стороны, исходя из того, какого масштаба были государственные образования. Хотя поиски плюсов и минусов возможны.

Мы попытались проследить развитие двух теорий развития общества и должны понимать, читая книгу, исходя из каких философских теорий она написана. Что касается древней истории, применительно к ней – для любого специалиста это ясно – лучше работает теория цивилизаций. И историки, которые изучают древность, ближе к ней, но теория цивилизаций не решает всех проблем. Есть, например, проблема: «сохранение рамок качества», когда одна цивилизация перерастает в другую. Как определить рубеж, где гибнет эллинская цивилизация? Или отнесение к определенной цивилизации определенных государственных образований, или очень сложное явление – синтез востока и греческих черт: какой цивилизацией это считать? Греческой? Восточной? Какой-то другой?

Теперь мы спускаемся чуть ниже философского вопроса об осмысления общества и переходим к социальной структуре общества: В КАКИХ ТЕРМИНАХ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЭТИ ДВЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА? Теория ОЭФ определяет классы – большие группы людей, которые отличаются, во-первых, отношением к собственности на средства производства, и участием либо не участием в общественном труде. Теория цивилизаций тоже использует понятие класс, но вкладывает в него другой смысл. Класс – это группа, ранг, страта. Если использовать критерии, заложенные в классы ОЭФ, можно выделить четыре класса людей:

- Владеющих средствами производства и не занятых в общественном труде;

- Владеющих средствами производства и занятых в общественном труде;

- Не владеющих средствами производства и занятых в общественном труде;

- Не владеющих средствами производства и не занятых в общественном труде.

В принципе, ясная схема. Но на практике есть сложности. Например, в любом древнем обществе есть рабы. Они что, класс? Каждый отдельный раб может быть отнесен к разным классам. Есть рабы, которые должны быть отнесены только к первому классу. Есть рабы, у которых нет средств производства, но они трудятся. Например, в древнем Вавилоне есть рабы-ростовщики. Класс рабовладельцев – то же самое. Нам сложно поделить общество на эти четыре группы, чтобы отразить его реальную структуру. Сторонники теории цивилизаций предлагают в качестве главного деления, отражающего структуру, понятие сословия. Этот тоже большие группы людей, отличающиеся правами и обязанностями, закрепленными в обычае или законе (неписаном или писаном праве).

Понятие государства. В ОЭФ ГОСУДАРСТВО – машина подавления, возникает после возникновения классов. Но опять, если к конкретным обществам это определение применять, то окажется, что в некоторых обществах это определение работает очень хорошо. Там, в тоталитарных странах, государство – это аппарат подавления. А в греческой демократии оно как-то не работает. В этом смысле, применительно к государству, сторонники цивилизационной теории говорят, что государство – инструмент согласования, улаживания противоречивых интересов различных социальных групп. Главная функция государства в – поддержание стабильности, организаторская функция для общества в целом.

Первая методологическая тема будет проведена Дементьевой самой, чтобы понять, насколько мы адоптировались в этой теме.

ВТОРОЙ ВОПРОС

Мы должны помнить, что дол конца 80-х годов ХХ века все дискуссии в нашей литературе шли в рамках формационной теории. Это было очень сложно – подобрать формацию к истории древнего востока. На начало 20-х годов у историков, стоявших на марксистских позициях, были такие представления: для древнего востока был характерен феодализм, а для античного общества рабовладельческая формация. Но в 1925 тогдашний директор института Марксизма-Ленинизма Д.Б. Рязанов напомнил, что Маркс писал еще и об азиатском способе производства, особой азиатской формации. В первый момент это напоминание откликов не вызвало. А вот в 1927 году, после революции в Китае, среди наших историков остро встал вопрос о дальнейшем развитии этой страны, и насколько вообще применимы к Китаю рабовладельческое и феодальное общество.

1927 год – марксист Дж. Пеппер выступил с развернутой статьей об азиатском способе производства в Китае, и с того момента разворачивается дискуссия, к какой формации следует отнести восток, и была ли особая азиатская формация.

Немецкий китаист Карл Август Витфогель в первой половине 1920-х у него развивалась концепция азиатского способа производства, и, видимо, под влиянием концепции Витфогеля у нас развивалась эта дискуссия. В 1928 Витфогеля пригласили сделать доклад в Москву по аграрным отношениям в Китае, и там у нас были люди, которые будут придерживаться его воззрений. И начинается дискуссия, но сначала надо понять, что тогда вкладывали в понятие азиатский способ производства? В 20-е годы ХХ века под азиатской общественной формацией понимался строй, при котором:

- Отсутствует частная собственность на землю

- Есть общины, которые распоряжаются землей и эксплуатируются государством в лице бюрократического аппарата

- Власть имеет деспотический характер

ВТОРОЙ ВОПРОС: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДВУРЕЧЬЯ В РАННЕДИНАСТИЧЕСКУЮ (РД) ЭПОХУ

НЕВЕРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

раб – человек, лишенный средств производства, работающий в силу неэкономического принуждения, НЕЩАДНО эксплуатируемый.

Наши рекомендации