Контрактного управляющего, оператора электронной площадки

Статья 105. Порядок подачи жалобы

Комментарий к статье 105

1. Комментируемая статья открывает комментируемую главу, регламентирующую обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки. Ранее соответствующее регулирование содержалось в гл. 8 Закона о размещении заказов, посвященной обжалованию действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

В части 1 комментируемой статьи предусмотрено право любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) перечисленных выше органов и лиц. Прежде такое право согласно ч. 1 ст. 57 Закона о размещении заказов предоставлялось только участникам размещения заказа в отношении действий (бездействия) перечисленных выше органов и лиц, упоминавшихся в гл. 8 названного Закона. Право обжалования соответствующих действий (бездействия), как и ранее, предоставляется при условии, если обжалуемые действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Как и прежде, в рассматриваемой части говорится о двух возможных способах обжалования соответствующих действий (бездействия) - обжалование в судебном порядке (в этом случае точнее было бы говорить об оспаривании, а не об обжаловании), т.е. путем обращения в суд, и в порядке, предусмотренном комментируемой главой, т.е. во внесудебном (административном) порядке.

Право на обращение в суд предусмотрено в гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном законодательстве и иных федеральных законах, устанавливающих порядок рассмотрения и разрешения поданных в суд жалоб (исковых заявлений):

в соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ <1>) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.

согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы;

статьей 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ) <1> установлено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

2. Часть 2 комментируемой статьи, воспроизводя положение ч. 1 ст. 57 Закона о размещении заказов, устанавливает, что обжалование во внесудебном (административном) порядке действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки не является препятствием для обжалования (точнее говоря, оспаривания) участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Возможна и обратная ситуация, т.е. подача жалобы во внесудебном (административном) порядке после обращения в суд с соответствующим заявлением, поскольку часть 11 комментируемой статьи предусматривает только такое основание для возвращения жалобы подавшему ее лицу без рассмотрения, как наличие принятого решения суда по жалобе на те же действия (бездействие).

3 - 6. В положениях ч. ч. 3 - 6 комментируемой статьи установлены сроки внесудебного (административного) обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки:

1) в части 3 комментируемой статьи - действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего. Обжалование таких действий (бездействия) допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

При этом предусмотрено, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

В силу прямого указания в ч. 3 комментируемой статьи по истечении указанных в рассматриваемой части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Согласно заключительному положению п. 4 ч. 3 ст. 112 комментируемого Закона в 2014 и 2015 гг. обжалование действий (бездействия) лиц, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, допускается с момента начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) в части 4 комментируемой статьи - действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона. Обжалование таких действий (бездействия) осуществляется в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом предусмотрено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

В силу прямого указания в ч. 4 комментируемой статьи по истечении обозначенных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке;

3) в части 5 комментируемой статьи - действий (бездействия) оператора электронной площадки. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в сроки, предусмотренные ч. 4 данной статьи;

4) в части 6 комментируемой статьи - действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта. Обжалование таких действий (бездействия) допускается не позднее даты заключения контракта.

Тем самым воспроизведены положения ч. ч. 2 - 2.3 ст. 57 Закона о размещении заказов, но есть и изменения. Так, часть 2 указанной статьи предусматривала, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, котировочной комиссии во внесудебном (административном) порядке допускается в любое время размещения заказа, не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2.1 - 2.3 указанной статьи. В части же 3 комментируемой статьи этот срок увеличен до 10 дней. Кроме того, в ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказов говорилось о начале исчисления сроков со дня размещения соответствующих протоколов на официальном сайте, а не в ЕИС, как это предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи.

Для оспаривания в суд действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы участника размещения заказа, соответствующими процессуальными нормами предусмотрен трехмесячный срок. При этом данный срок пресекательным не является и в случае его пропуска по уважительной причине может быть восстановлен судом:

согласно части 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Там же установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом;

в соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

7. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает письменную форму подачи жалобы во внесудебном (административном) порядке. Прежде на письменную форму такой жалобы указывалось в положениях ч. ч. 4 и 5 ст. 57 Закона о размещении заказов, причем в ч. 4 указанной статьи говорилось о возможности подачи жалобы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти посредством использования факсимильной связи.

Рассматриваемое правило закреплено по аналогии с положением ч. 1 ст. 131 ГПК РФ, согласно которому исковое заявление подается в суд в письменной форме. Аналогичное правило содержится в ч. 1 ст. 125 АПК РФ, но там же (в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ) предусмотрено, что исковое заявление может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

8 - 10. В положениях ч. ч. 8 - 10 комментируемой статьи установлены требования к содержанию подаваемой во внесудебном (административном) порядке жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "жалоба"), к перечню документов, прилагаемых к жалобе, и к подписанию жалобы. Ранее такая регламентация устанавливалась положениями ст. 58 Закона о размещении заказов. При обращении с заявлением в суд подлежат применению положения ст. ст. 125 "Форма и содержание искового заявления", 126 "Документы, прилагаемые к исковому заявлению" АПК РФ и ст. 131 "Форма и содержание искового заявления", 132 "Документы, прилагаемые к исковому заявлению" ГПК РФ соответственно.

Часть 8 комментируемой статьи определяет перечень положений, которые должны быть указаны в жалобе. Прежде в рамках такого регулирования в ч. 1 ст. 58 Закона о размещении заказов устанавливалось, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии должна содержать:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки (при наличии таких сведений), фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;

3) указание на размещаемый заказ, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.

В части 9 комментируемой статьи, воспроизводящей часть 2 ст. 58 Закона о размещении заказов, установлено, что к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, а также что жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Часть 10 комментируемой статьи, воспроизводя часть 3 ст. 58 Закона о размещении заказов, устанавливает необходимость подписания жалобы подающим ее лицом или его представителем, а также предусматривает, что к жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. Последствие несоблюдения данных требований предусмотрено в п. 2 ч. 11 комментируемой статьи.

11 - 14. Положения ч. ч. 11 - 14 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют процедуру возвращения жалобы лицу, подавшему ее во внесудебном (административном) порядке. Прежде такое регулирование содержалось в ст. 59 Закона о размещении заказов. При обращении с заявлением в суд подлежат применению положения ст. 128 "Оставление искового заявления без движения", 129 "Возвращение искового заявления" АПК РФ и ст. 134 "Отказ в принятии искового заявления", 135 "Возвращение искового заявления", 136 "Оставление искового заявления без движения" ГПК РФ соответственно.

В положениях ч. 11 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень случаев, в которых жалоба подлежит возвращению подавшему ее лицу без рассмотрения. Ранее в части 1 ст. 59 Закона о размещении заказов качестве таких случае предусматривалось следующее:

1) жалоба не содержит наименование заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации при наличии данной информации на официальном сайте оператора электронной площадки, указание на конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, и (или) сведения, предусмотренные п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 58 названного Закона;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, указанного в ч. 2 ст. 57 названного Закона;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии, аукционной комиссии или котировочной комиссии принято решение суда;

5) жалоба подана с нарушением требований, предусмотренных ч. ч. 4 или 5 ст. 57 названного Закона;

6) уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти;

7) уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта РФ.

Часть 12 комментируемой статьи определяет срок, в течение которого должно быть принято решение о возвращении жалобы: два рабочих дня с даты поступления жалобы. В соответствии с ч. 13 данной статьи в день принятия указанного решения контрольный орган в сфере закупок обязан сообщить в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы. Тем самым воспроизведены положения ч. ч. 2 и 3 ст. 59 Закона о размещении заказов.

Такой довольно короткий срок для принятия решения о возвращении жалобы и исполнения обязанности сообщить о принятии такого решения подразумевает возможность подачи повторной жалобы (с устраненными нарушениями требований к ее содержанию и оформлению либо в орган, который уполномочен рассмотреть жалобу, и т.д.) с учетом также довольно короткого срока для подачи жалобы, установленного в ч. ч. 3 - 5 комментируемой статьи.

В части 14 комментируемой статьи, воспроизводящей часть 4 ст. 59 Закона о размещении заказов, прямо предусмотрена возможность обжалования (точнее говоря, оспаривания) в суде решения о возвращении жалобы. При этом подлежит применению порядок, установленный гл. 24 АПК РФ или гл. 25 ГПК РФ (см. выше). Как представляется, при применении рассматриваемой нормы вполне допустима аналогия с положением ч. 5 ст. 129 АПК РФ, согласно которому в случае отмены определения арбитражного суда о возвращении искового заявления исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в арбитражный суд.

15 - 16. В положениях ч. ч. 15 и 16 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована процедура отзыва жалобы лицом, ее подавшим, во внесудебном (административном) порядке. Ранее такое регулирование содержалось в ст. 61 Закона о размещении заказов. Рассматриваемые положения закреплены по аналогии с нормами АПК РФ и ГПК РФ, предусматривающими право истца отказаться от иска и последствия такого отказа. Именно общие нормы данных Кодексов подлежат применению при отказе от поданного в арбитражный суд заявления с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия), а также при отказе от поданного в суд общей юрисдикции заявления об оспаривании решения, действия (бездействия).

Часть 15 комментируемой статьи, воспроизводя часть 1 ст. 61 Закона о размещении заказов, предусматривает право лица, подавшего жалобу, отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, а также устанавливает, что при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц во внесудебном (административном) порядке. Необходимо обратить внимание на то, что отзыв лицом жалобы, поданной во внесудебном (административном) порядке, не лишает его права подать аналогичное заявление, т.е. на те же действия или бездействие, в суд.

В части 16 комментируемой статьи закреплена обязанность контрольного органа в сфере закупок направить всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в ЕИС. Данная обязанность подлежит исполнению в течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы. Прежде в рамках такого регулирования часть 2 ст. 61 Закона о размещении заказов устанавливала, что соответствующие органы в течение двух рабочих дней со дня отзыва жалобы обязаны направить участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомление об отзыве жалобы.

17. Положения ч. 17 комментируемой статьи определяют органы, которые уполномочены рассматривать жалобы и, соответственно, в которые необходимо направлять жалобы. Согласно данным положениям жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего подается:

в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд - в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (п. 1), т.е. в ФАС России (см. комментарий к ст. 3 Закона);

в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, - в контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (п. 2), т.е. в Рособоронзаказ (см. комментарий к ст. 3 Закона);

в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ, - в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (п. 3);

в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд - в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (п. 4).

Кроме того, в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 17 комментируемой статьи жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки подается:

в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд - в ФАС России (п. 1);

в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, - в Рособоронзаказ (п. 2).

Ранее изложенные правила устанавливались положениями ч. ч. 4 и 5 ст. 57 Закона о размещении заказов, но формулировались эти правила иначе.

18. В части 18 комментируемой статьи содержится нововведение о необходимости включения информации о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Указанный реестр согласно п. 10 ч. 3 ст. 4 комментируемого Закона содержится в ЕИС. В соответствии с ч. 21 ст. 99 данного Закона порядок ведения указанного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством РФ.

Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу

Комментарий к статье 106

1. В комментируемой статье регламентировано рассмотрение жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки по существу. Ранее соответствующее регулирование содержалось в положениях ст. 60 Закона о размещении заказов.

Часть 1 комментируемой статьи обязывает контрольный орган в сфере закупок, во-первых, разместить в ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании, и во-вторых, направить всем заинтересованным лицам уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. При этом предусмотрено, что в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация в ЕИС размещению не подлежит. Данные обязанности подлежат исполнению в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

Подобные правила прежде устанавливались в ч. 1 ст. 60 Закона о размещении заказов, но в указанной части в отличие от рассматриваемой части, во-первых, говорилось о необходимости размещении информации о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте, а не в ЕИС, и во-вторых, в качестве общего правила (т.е. в иных случаях, нежели проведение закрытого конкурса или закрытого аукциона) устанавливалось, что всем заинтересованным лицам подлежит направлению не уведомление о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы, а лишь сообщение о месте и времени рассмотрения жалобы.

Следует отметить, что детализация положений упомянутой выше ст. 60 Закона о размещении заказов содержится в таких документах, как:

Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утв. Приказом ФАС России от 24 июля 2012 г. N 498 <1>;

--------------------------------

<1> РГ. 2012. 29 августа. N 197.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, утв. Приказом Министра обороны РФ от 25 февраля 2010 г. N 88 <1>.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2010. N 23.

2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет любым лицам, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, права, во-первых, направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, и во-вторых, участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Такие права ранее предусматривались в ч. 2 ст. 60 Закона о размещении заказов, но в отношении только участников размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы. Полномочия представителей участников закупки согласно ч. 3 ст. 27 комментируемого Закона подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Как установлено в ч. 2 комментируемой статьи, возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 комментируемого Закона, т.е. ту же информацию, которую должна содержать сама жалоба. В части 2 комментируемой статьи также установлено, что возражение на жалобу подлежит направлению в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы. Положения, подобные приведенным, прежде содержались в ч. 2 ст. 60 Закона о размещении заказов.

3 - 5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи на контрольный орган в сфере закупок возлагаются обязанности, во-первых, рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и, во-вторых, уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. Как установлено в ч. 4 данной статьи, рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе. Иначе говоря, рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться не единолично должностным лицом органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы, а коллегиальным органом этого органа, что должно обеспечивать качественное рассмотрение жалобы и вынесение законного и обоснованного решения по ней.

Для обеспечения рассмотрения жалобы по существу и возражения на жалобу часть 3 комментируемой статьи предоставляет контрольному органу в сфере закупок право направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы.

В части 5 комментируемой статьи закреплена корреспондирующая этому праву обязанность заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные комментируемым Законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

Часть 4 комментируемой статьи запрещает запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти), органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам (в том числе органам государственной власти) или органам местного самоуправления. При этом предусмотрено, что в таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно.

Положения, подобные приведенным, прежде содержались в ч. ч. 3 и 3.1 ст. 60 Закона о размещении заказов.

6. Часть 6 комментируемой статьи, воспроизводя часть 3.2 ст. 60 Закона о размещении заказов, предусматривает изъятия из предмета проверки обжалуемых действий (бездействия) при рассмотрении жалобы по существу, т.е. определяет вопросы, в отношении которых рассмотрение жалобы не проводится. Так, не осуществляется рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 комментируемого Закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Речь идет о таких критериях, как: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с этими же критериями согласно ч. 12 ст. 99 комментируемого Закона не подлежат контролю при проведении плановых и внеплановых проверок. Там же установлено, что такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу. Для реализации этого полномочия контрольный орган в сфере закупок направляет заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Данное требование для указанных органов и лиц является обязательным. Как непосредственно установлено в рассматриваемой части, при принятии решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. Такие положения ранее содержались и в ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов.

Как установлено в ч. 7 комментируемой статьи, срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. При этом предусмотрено, что в случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о

Наши рекомендации