Понятие государственной должности

Эта организационно-правовая категория присуща только служащим; другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д. Должность определяется в самых разнообразных значениях и сочетаниях. Многообразие определений обусловлено сложностью самой категории. Можно выделить три основных подхода, применяемых в характеристике должности.

1.Должность как управленческая категориярассматривается прежде всего в организационно-функциональном аспекте. Здесь под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.

Наиболее тесно должность связана с компетенцией органа и его структурными звеньями. Компетенция органа распределяется между его структурными подразделениями, а компетенция последних – внутри каждого из них по должностям. Должность закрепляет часть компетенции, полномочий органа. Полномочия по должностям на государственной службе могут определяться не только самим органом, но и вышестоящими органами.

С одной стороны, должность есть первичный, нерасчленяемый компонент аппарата, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле.

Должность в функциональном смысле – это установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющий место и роль служащего в государственном или общественном органе, предприятии или учреждении. В данном определении делается акцент на обязанностях служащего по должности.

Должность - это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться необходимые действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. А значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов - это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т.д.). Но если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать и т.п. - это его служебная обязанность[39]. Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием - полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. Наукой управления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу.

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих.

2. Должность как социальная категория.Организационная структура аппарата может рассматриваться как система формализованных "социальных позиций", юридически закрепленных ролей. Человек, заняв должность, должен как бы надеть определенную маску и играть в меру своих способностей определенную роль. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменения личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной стороне дела.

Статус должности состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая ее часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). С помощью должностей обеспечиваются персонализация управленческих функций, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает людей на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение конкретной работы, занятие того или иного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.

3. Должность как правовая категория. Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права. С правовой точки зрения понятие «должность» используется также традиционно, для определения порядка установления статуса государственной должности и включенных в него элементов. С образованием государственно-служебного правоотношения создается и должностное отношение между субъектами публичного управления и государственным служащим, устанавливается правовой статус государственного служащего. Должностное правоотношение является основным каналом, посредством которого служащий обязуется выполнять передаваемые ему государством функции. В государственно-служебном правоотношении кроме статутных вопросов устанавливается также и управление должностью.

Виды государственно-служебных отношений: отношения между государством и служащим, отношения между государственными служащими, отношения между служащими и гражданами (организациями). Отношения строятся либо по поводу выполняемых функций служащего, либо связаны с реализацией его положения в государственном органе.

Динамика государственно-служебных правоотношений предполагает:

- возникновение государственно-служебных правоотношений;

- преобразование государственно-служебных правоотношений;

- изменение государственно-служебных правоотношений;

- прекращение государственно-служебных правоотношений.

Определение понятия государственная должность дается в Федеральном Законе от 31 июля 1995 г. Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Законодательство РБ по существу дублирует это определение.

Государственная должность определяется как должность в органах государственной власти. Имеются в виду федеральные органы государственной власти (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, суды), органы государственной власти субъектов РФ, а также иные государственные органы. Необходимо различать должность в государственной организации (органе, учреждении, предприятии) и ее разновидность - государственную должность, т.е. должность в органе государственной власти.

Государственная должность содержит четко отграниченную от других основную функцию, выполняемую государственным служащим по данной государственной должности. Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, наименование государственной должности «помощник (советник) федерального министра» отражает следующие моменты: это государственная должность федерального государственного служащего; ее назначение – обеспечение деятельности члена Правительства РФ; уровень – главная государственная должность; замещается в порядке назначения.

Таким образом, государственная должность включает следующие признаки этого понятия:

1) Должность может быть признана государственной только в одном случае: если она – в структуре государственного органа;

2) должность – это первичная (исходная, мельчайшая, неделимая) структурная единица государственных органов;

3) она учреждается в установленном законодательством порядке;

4) устанавливает круг обязанностей, соответствующий в совокупности полномочиям государственного органа;

5) наделяет госслужащего правами, льготами, гарантиями, определяемыми статусом должности;

6) включает денежное содержание и содержится за счет финансовых средств государственного бюджета (сюда включаются заработная плата служащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и привилегии и пр.);

7) предполагает ответственность служащего за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей;

8) включена в Единый федеральный (или субъекта Федерации) Реестр государственных должностей.

Понятие должности соотносится с понятиями должностного лица и служебной присяги. Должностное лицо является таким государственным служащим, который имеет право на исполнение особых властных полномочий, влекущих юридические последствия. Принимая присягу, должностное лицо обязуется выполнять свои служебные и профессиональные обязанности в строгом соответствии с требованиями законов, защищать права и свободы граждан, всей своей деятельностью способствовать построению и укреплению правового государства, утверждению принципов социальной справедливости, не совершать действий, которые могут подрывать авторитет государственной службы.

Под структурой государственных должностей понимается подразделение должностей государственных органов на категории с точки зрения их роли в реализации компетенции государственных органов. По данному критерию различаются две категории должностей в государственных органах:

1) государственные должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;

2) должности, которые не имеют статуса государственных должностей и замещаются в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в соответствии со штатным расписанием этих органов.

Должности на государственной службе следует различать по правовой форме выражения и закрепления их правового статуса, т.е. закреплены ли они в Конституции РФ, в обыкновенных законах или в других правовых актах.

Должности различаются по органам, их устанавливающим. Все должности делятся на устанавливаемые: Палатами Федерального Собрания, Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами и др.

Практическое значение данной классификации заключается в том, что каждый государственный орган должен знать объем своих полномочий в части установления государственных должностей. Так, Правительство РФ утверждает положения о министерствах и принимает акты, определяющие полномочия руководящих работников министерств, оно же утверждает организационную структуру министерств и штатные расписания.

Таким образом, одни органы утверждают статус должности – вводят ее в перечень государственных должностей, определяют место в организационной структуре, устанавливают оплату труда.

Объем же полномочий по этим должностям определяется другими органами (руководителями органов, структурных подразделений), которые осуществляют основные функции руководства отраслями, предприятиями, учреждениями, в которых утверждаемые должности состоят.

Включение должности в структуру государственного органа проводится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных подразделений, должностей и количество последних как в целом по органу, так и по структурным подразделениям. Законодательством установлен определенный порядок составления (разработки), утверждения и регистрации штатных расписаний как существующих, так и вновь создаваемых государственных органов.

Наши рекомендации