Местные органы государственной власти Республики Башкортостан
Республика Башкортостан, как субъект Российской Федерации, одной из первых законодательно закрепила и сделала практические шаги в сторону становления местного самоуправления. Так, в Конституции Республики Башкортостан в пяти статьях (99-103) речь весьма конкретно идет о местном самоуправлении и его правовых основах. В статье 101 заложены принципиальные элементы, которые довольно четко раскрывают конституционный механизм реализации местной власти на принципах местного самоуправления. "Органы местного самоуправления, - определено в Конституции, - в соответствии с законом самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения". Более того, в этой статье Конституция обязывает органы государственной власти республики содействовать местному самоуправлению.
Реализуя основные положения Конституции Республики Башкортостан, в конце 1994 года Верховным Советом Республики Башкортостан были приняты законы "О местном государственном управлении в Республике Башкортостан"[34] и "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (был радикально обновлен в 1998 году). На основе этих законов города и районы республики получили свой статус в системе органов государственной власти, а сельские и поселковые Советы свой - как муниципальные образования. Такое положение соответствовало статье 108 прежней Конституции Республики Башкортостан, где были закреплены два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. В обновленной Конституции РБ отсутствует термин «местное государственное управление». Вместо него введено понятие «местные органы государственной власти», действующие на уровне городов и районов. По существу это те же городские и районные Советы и их администрации. Следовательно, если в системе местного самоуправления, т.е. в сельских и городских муниципальных образованиях, осуществляется муниципальная служба, то в системе районного и городского управления (местного государственного управления) по-прежнему сохраняется государственная служба. Лица, обеспечивающие исполнение полномочий местных органов государственной власти, являются государственными служащими Республики Башкортостан.
Тем самым система местной власти в Республике принципиально отличается от российской, где, согласно федеральному закону «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), города и районы отнесены к муниципальному, а не государственному уровню. Впрочем, ситуация, аналогичная нашей, имеет место также в некоторых других субъектах Российской Федерации. Конституционный суд РФ, рассматривая это положение, признал его в 1996 году соответствующим Конституции Российской Федерации.
Местные органы государственной власти в Республике Башкортостан составляют одну из основ конституционного строя РБ и входят в систему органов государственной власти РБ. Местные органы государственной власти осуществляют свои полномочия в районах, городах, районах в городе Республики Башкортостан.
Деятельность местных (районных и городских) органов государственного управления в Республике Башкортостан осуществляется на принципах:
а) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
б) законности;
в) единства государственной власти;
г) гласности;
д) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и самостоятельности осуществления принадлежащих им полномочий;
е) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления;
ж) взаимодействия с органами местного самоуправления.
К полномочиям местных органов государственной власти относятся:
а) владение, пользование государственной собственностью, находящейся в ведении местных органов государственной власти;
б) бюджеты районов, городов, контроль за их исполнением;
в) принятие и реализация программ социально-экономического развития районов, городов;
г) организация, содержание и развитие государственных учреждений образования и здравоохранения, обеспечение деятельности учреждений культуры;
д) обеспечение законности и правопорядка в соответствии с законодательством;
е) жилищное, дорожное и социально-культурное строительство;
ж) организация, содержание и развитие государственных систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
з) организация социальной защиты и занятости населения;
и) охрана окружающей среды;
к) развитие физической культуры и спорта и другие полномочия.
Систему местных органов государственной власти составляют местные представительные органы – районные и городские Советы и местные исполнительные органы – администрации района, города.
Представительный орган местного государственного управления именуется районным, городским Советом. В республике действуют 21 городской, 56 районных Советов, в составе которых работают 20-60 депутатов.
Районные, городские Советы избираются гражданами Республики Башкортостан, проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом районного, городского Совета может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах.
Районный, городской Совет из числа депутатов образует Президиум, постоянные или временные комиссии. Районный, городской Совет принимает решения в пределах своих полномочий, утверждает регламент, определяющий порядок организации и деятельности Совета.
Работу районного, городского Совета организует его Председатель, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе. Депутаты из своего состава избирают Секретаря Совета, работающего на постоянной основе.
Местным исполнительным органом государственной власти в районах, городах является администрация района, города. Администрация в районе, городе осуществляет исполнительно-распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов государственных органов, решений Советов, обеспечивая законные права и интересы органов местного самоуправления и граждан. Работники аппарата городских и районных администраций являются государственными служащими и входят в систему государственной службы Республики Башкортостан.
Работу администрации организует ее глава. Глава администрации района, города назначается на должность и освобождается от нее Президентом Республики Башкортостан, однако в рамках сложившейся практики он в обязательном порядке должен получить мандат от населения района (города), т. е. быть избранным в качестве члена Палаты Представителей Государственного Собрания РБ от своего административно-территориального образования.
Структурные подразделения администрации района, города образуются главой администрации и подчиняются главе местной администрации по всем вопросам своей деятельности.
В обновленной Конституции РБ, принятой 3 ноября 2000 года, провозглашается право всех граждан РБ на местное самоуправление. В соответствии с законом РБ от 22 августа 2001 года «О границах муниципальных образований в РБ» города республики разделены на ряд муниципальных образований. В Уфе их будет 34, в Стерлитамаке - 16, в Ишимбае - 8 и т.д. Таким образом, на городском уровне будут параллельно существовать как выборные органы местного самоуправления (в рамках соответствующих муниципальных образований), так и местные органы государственной власти (в рамках городских администраций). Это обстоятельство, безусловно, позволяет горожанам реализовать свое право на местное самоуправление, и потребует не только существенного изменения всего комплекса нормативных правовых актов РБ по местной власти, но и новых подходов к организации управления на городском и районном уровнях в республике.
Таким образом, в Башкортостане реализован принцип разделения властей как по сферам, ветвям (законодательная, исполнительная, судебная), так и по уровням (республиканский, районный (городской) и сельский). При этом обеспечено единство их деятельности и необходимого взаимодействия в интересах многонационального народа Башкортостана. Формирование разумной и эффективной системы органов государственной власти, как и развитие законодательства, является важнейшим средством решения экономических, социальных и духовно-культурных проблем республики.