Тема 3. Природа и человек. Функционально-смысловые типы речи.
Ключевые слова:типы речи, описание, повествование, рассуждение,признаки, характеристика, цель, композиция.
Функционально-смысловой тип речи –способ изложения,определенная последовательность смысловых элементов, обусловленная содержанием материала и задачей автора.
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида.
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б. Житков)
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспита ние, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.
Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
(По Ю. Откупщикову)
Ответьте на вопросы:
1. Сколько типов речи существует в языке?
2. Что такое описание?
3. Что такое повествование?
4. Что такое рассуждение?
Практические задания.
Задание 1.Прочитайте текст, определите к какому типу речи относится.
Что такое флора?
Все растения, что окружают нас на суше и под водой, составляют флору Земли. Это и деревья-исполины, и чахлые маленькие былинки, и даже микроскопические морские водоросли.
Ботаника – очень увлекательная наука. Ведь она занимается классификацией бесконечно разнообразного растительного мира. Небольшие растения можно засушить и составить из них гербарий. Определить и описать их можно с помощью специальных классификаторов и словарей.
В Древнем Риме богиня Флора покровительствовала цветам и садам. В ее честь устраивались пышные цветочные праздники. Нынешний вариант этих древних дней цветов и садов – выставки цветоводства, которые привлекают многочисленных посетителей.
Задание 2. Выделите основную мысль прочитанного текста, его основные смысловые части.
Задание 3. Выпишите из текста глаголы. Определите их вид и время, затем трансформируйте их в отглагольные существительные.
Задание 4.Прочитайте афоризмы о природе. С какими высказываниями вы согласны. Выразите свое мнение.
Если бы природа имела столько законов, сколько имеет государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею. – Л.Берне
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. – А.Шопенгауэр
В природе - мир истины: он чудесно привлекает нас, как приятная противоположность миру призраков и лжи, в котором мы обыкновенно вращаемся, сами его создавая. - Г. Линднер
Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них. – И.Гете
Природу побеждают только повинуясь ее законам. – Ф.Бэкон
Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. – Ж.Бернарден
Человек один убивает, уничтожает живых существ больше, нежели пожирают их все плотоядные животные, вместе взятые. – Ж.Бюффон
Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание. - И.Гете
Вводить законы, противоречащие законам природы, - значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать. – Т.Джефферсон
Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов. – Г.Гейне
Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного. – А.Шопенгауэр
Нет ничего более трогательного, чем больное животное: оно переносит страдания с такой тихой и грустной покорностью. - Т. Готье
Задание 5.Прочитайте текст. Обратите внимание на эпиграф.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Мы живем в двадцать первом веке. С чем же мы пришли в новое, третье тысячелетие? Опустошенные земли, загрязненный воздух, выгоревшие леса на огромных территориях, недостаток питьевой воды…
В настоящее время возникла угроза исчезновения не только человечества, но и всего живого на Земле. Развивая цивилизацию, усовершенствуя технику, человек наносит вред и природе, и себе как частичке природы, вред непоправимый, с катастрофическими последствиями. Поэтому взаимоотношения человека с природой – одна из главнейших проблем, которая стоит перед человечеством.
А как же относится человек к природе? Уничтожены сотни видов растений и животных, сотни тысяч гектаров лесов, плодородных земель, лугов. Огромный вред наносят атмосфере выхлопные газы автомобилей. Предприятия не оснащены необходимыми очистными сооружениями. Сбрасываются в канализацию отходы производства, имеющие ядовитые вещества. Последнее время все чаще ученые говорят об опасности для человечества озоновых дыр в стратосфере, которые возникли вследствие запуска космических ракет, выбросов газов, разрушающих озоновый щит Земли. Увеличение углерода вызывает парниковый эффект, пагубный для всего живого на Земле.
Что же необходимо делать, чтобы спасти природу? Во-первых, нужно помнить, что каждый из нас несет ответственность за состояние флоры и фауны. Поэтому, я считаю, нужны строгие законы. Во-вторых, человек с детства должен воспитывать в себе бережное отношение к природе. Если человек с детства полюбит землю, он не сможет нанести ей вред. В-третьих, ученым необходимо разрабатывать такую технику и такие технологии, которые не угрожали бы человеку и природе. Нужно жить в единстве с природой, оберегать и приумножать ее богатства.
Задание 6.Ответьте на вопросы:
- Какие вопросы ставятся в тексте?
- Как бы вы ответили на поставленные вопросы?
- Раскрывается ли тема текста посредством эпиграфа? Обоснуйте свой ответ.
Задание 7. Обратите внимание на деление текста на абзацы. Что такое красная строка?
Задание 8. Проанализируйте композиционное оформление текста: зачин, средняя часть, концовка.
Задания для СРСП
1. Прочитайте текст , определите тип речи данного текста.
Природа Казахстана
Казахстан по площади занимает 9-е место в мире (2 млн.724,9 тыс. км в квадрате), при этом население составляет всего 17 млн. человек, вся остальная территория незаселённая людьми – это бескрайние степи, пустыни и горы, которые являются местом обитания тысячи видов животных и птиц.
Казахстан самая крупная в мире страна, не имеющая выхода в Мировой океан, при этом территорию Казахстана омывают внутриконтинентальные моря: Каспийское и Аральское. Природа Казахстана по-своему прекрасна. Она сурова, так как большую часть территории страны составляют пустыни – 164 млн. га (44%) и полупустыни (14%), Всего лишь 26% территории занимают степные территории, и только 5,5% (21 млн. га) – лесные зоны. В центральной части страны находится «желтая степь» - Сары-Арка, а западнее от неё – Тургайское плато. Территория Казахстана настолько огромна, что она захватывает Уральские горы на Западе и Алтай и Тарбагатай на Востоке. На юго-западе располагается Плато Устюрт и побережье Каспийского моря. Восточная часть Казахстана упирается в северный Тянь-Шань.
Климат в республике большей частью резко континентальный. На юге температура летом достигает + 49 градусов, а на севере зимой может опуститься до -57 градусов. При этом погода в пустыне часто изменчива и непостоянна, днём жарко, а ночью дуют северные ветра, которые приносят с собой холод.
Что касается водных ресурсов страны, несмотря на то, что большая часть страны пустыни, но в Казахстане есть 8,5 тысяч малых и больших рек. Самыми большими из них являются Урал, Эмба, Сырдарья, Ишим, Или, Иртыш и Тобол. Одно из самых крупных озёр в Казахстане – озеро Балхаш. На сегодняшний день, Казахстан уделяет огромное внимание сохранению экосистемы, флоры и фауны Аральского моря, которое частично расположено на территории страны. Так же Казахстану принадлежит всё северное и часть восточного побережья Каспия – это почти 2340 км.
В Казахстане произрастает около шести тысяч видов растений, на его просторах можно встретить около 500 видов птиц, 178 видов зверей, 49 видов пресмыкающихся, 12 видов земноводных, а в реках и озерах около 100 видов рыб.
Большая часть лесов в стране находится в районе гор северного Тянь-Шаня и Алтая. Здесь есть арчовые леса и высокогорные луга, в ущельях растут яблони и ореховые деревья. Среди млекопитающих, живущих на территории северного Тянь-Шаня, особо выделяются ирбис, бурый медведь, сибирский горный козёл. Таёжные леса встречаются на территории Алтая, где на казахской территории был создан природный заповедник на озере Маркаколь. Здесь, в таёжных лесах обитают такие редкие виды птиц как глухарь, рябчик, белая куропатка.
Волнующее и захватывающее зрелище представляют собой степи Казахстана. Здесь можно встретить несколько сотен видов птиц, которые обитают в районе многочисленных пресных и солёных озер. На озере Тенгиз в Центральном Казахстане обитает один из самых редких и прекраснейших в мире видов птиц - розовые фламинго. Для их охраны правительством Казахстана был создан Кургальджинский заповедник.
Среди пустынь Казахстана можно выделить пустыню Бетпак-Дала, пустыню плато Устюрт, песчаную пустыню Кызылкум, пустыню Моюнкум, а так же приаральские Каракумы. Здесь обитают джейраны и тушканчики, а также гроза всех пустынь – гадюка. Кроме неё на территории Казахстана было выявлено еще 16 видов змей. Конечно, нельзя забывать и о самой большой ящерице, которая обитает только в песках Кызылкума – сером варане.
Природа Казахстана разнообразна, её пустынные массивы необъятны, а горные вершины высоки и суровы. Флора и фауна страны представлена различными видами редких и уникальных видов животных и растений, многие из которых занесены в Красную Книгу.
Работа с текстом:
Чтение текста «Природа Казахстана», лексико-грамматическая работа.
Вопросно-ответная беседа по теме занятия.
Задания для СРС
Составить монолог текст-описание «Природа родного края».
Подготовить сообщение на тему «Красная книга Казахстана».