Типы политических методологий
Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, среди которых выделяют:
- теологическую интерпретацию политики (Августин Аврелий, Фома Аквинский), в рамках которой политическая власть рассматривается как проявление божественной воли, а критерием политических процессов и явлений служит их соответствие этой воле;
- натуралистическую. Политические явления рассматриваются в ее рамках как обусловленные географической средой, климатом (Ш.Л. Монтескье, Ж. Бодэн);
- биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, альтруизм, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);
- психологическую интерпретацию. Здесь источник политических проблем видят в психических свойствах людей, в подсознательных импульсах, которые определяют характер их политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (3. Фрейд, Г. Лассуэл);
- экономический детерминизм. Смысл его наиболее полно выражен в словах К. Маркса: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6 – 7);
- институционалистскую версию. В ее рамках политика предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе существования которых лежат нормы – фиксированные правила поведения, содержащиеся в уставах, программах, конституциях, а смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;
- бихевиоризм (англ. Behaviour – поведение), наоборот, сосредоточивает исследовательские усилия на фиксации, описании и объяснении политической деятельности, рассматривает политику как взаимодействие целей поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащим эмпирической фиксации;
- системный подход заключается в исследовании политики как целостности, обладающей внутренней структурой и разнообразными связями с внешней средой, в выявлении фактора изменения и стабилизации политической жизни.
5. Функции политологии как науки и учебной дисциплины
Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:
- познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах;
- прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;
- практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;
- идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;
- культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;
- воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.
Образование – это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.