Право на жизнь, свободу, собственность

Часть 2. Право на свободу. Часть 3. Право на собственность.

Беседы учителя с учащимися 8 классов

Л. Воронин (редактор)

Ист.: http://school-sector.relarn.ru/prava/school/classes/8-9/index.htm, 2001.

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие современники, у вас в руках новая книжка под названием “Право на жизнь, свободу, собственность”. Это не совсем обычный курс. Вы узнаете немало интересных исторических фактов, но это не будут уроки истории в привычном для вас виде. Вы познакомитесь с многими правовыми документами, но эти уроки не будут уроками изучения российского законодательства. Предметом вашего внимания будет также деятельность властей в области прав человека, но это не будут и уроки политологии. Сведения из различных отраслей знаний вам помогут разобраться в главном - узнать как можно больше об основных правах человека, о том, как складывалось их понимание в сознании людей. Но, может быть, самое главное - размышления над материалом этой книги помогут вам понять, что права и свободы человека только тогда становятся истинными правами, когда юридически закреплены границы прав и свобод и когда сами люди настаивают на их соблюдении. И уж коль скоро мы упомянули слово границы, то скажем и еще одну важную вещь: без уважения прав другого человека нельзя вообще говорить о правах каждого из нас.

Со временем – в школе или самостоятельно - вы подробнее познакомитесь со всеми правами человека и способами их защиты. В этой книге речь пойдет о правах, которые чаще всего характеризуют как основные права человека. Мы полагаем, что именно с них лучше начать и надеемся, что их понимание поможет каждому из вас жить в современном неоднозначном, быстроменяющемся мире, жить среди людей таких разных и подчас таких сложных.

Прежде чем читать дальше, спросите себя, какие права человека вы можете назвать основными, сущностными правами?

Наверное, вы согласитесь с тем, что к числу таких прав человека, следует отнести право на ЖИЗНЬ, СВОБОДУ, СОБСТВЕННОСТЬ.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) - первый человек, кто сформулировал и философски обосновал саму идею прав человека. Эти три права он называл естественными, так как считал, что, соответствуя нашему естеству, нашей природе, они во многом определяют наши устремления. Эти же права он называл и неотъемлемыми, поскольку являясь частью человеческой природы, они не могут быть ни дарованы, ни отняты. Эту мысль Локка блестяще продолжил один из основателей США Александр Гамильтон, сказавший однажды: “Священные права человечества написаны лучом солнца, рукой Господа на всех людях и никогда не будут стерты или искажены никакой земной властью”.

Но, увы, история человечества, вступившего в новую эпоху, говорит о том, что далеко не все люди и не всякая власть разделяли и разделяют эти убеждения, а уж тем более далеко не всегда поступали и поступают в соответствии с ними.

И всё-таки, несмотря ни на что, в 1948 году произошло знаменательное событие в истории человечества: 10 декабря была принята ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Почему мы начинаем разговор со знакомства со Всеобщей декларацией прав человека, хотя будем не раз обращаться и к другим международнымь документам? Дело в том, что этот документ имеет действительно исключительное значение для современного понимания проблемы прав человека. Он задает ту высокую планку, тот эталон, с позиции которого мы сегодня оцениваем положение в области прав человека в каждой конкретной стране. В 1948 году наша страна воздержалась при голосовании за Всеобщую декларацию прав человека в Организации Объединенных Наций. Мы настаивали на том, что ядром этого документа должны стать социально-экономические, а не гражданские и политические права. Но позднее, когда мировое сообщество приступило к разработке документов в развитие Декларации, мы приняли энергичное участие в их создании, а затем добровольно присоединились ко многим из этих документов. Таким образом, наша страна взяла на себя обязательство соблюдать и защищать права человека, а свое законодательство привести в соответствие с международными договорами, пактами и конвенциями[1].

Идея прав человека в истории.Давно, очень давно, тысячелетия назад, люди заговорили о своих правах. Это произошло в древнегреческих полисах, где ещё в VII веке до н. э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон. Характеризуя его деятельность, гениальный философ Аристотель выделяет в качестве наиболее демократических три преобразования Солона. Первое - введение запрета давать взаймы под залог “тела”. Второе - предоставление каждому человеку права заступаться в суде за обижаемого. Третье преобразование - это право подавать апелляцию в народный суд. Вы, наверное, обратили внимание, что из трёх деяний, названных Аристотелем демократическими, два - связаны с защитой прав личности в суде. Сам Аристотель говорил об этом так: “будучи господином в суде, демос[2] становится господином и в государстве”.

Подумаем вместе:

· Согласны ли вы с Аристотелем, что “будучи господином в суде, демос становится господином и в государстве”.

· Как вы полагаете, почему Декларация прав человека названа Всеобщей?

Демократия в Афинах достигла своего расцвета при Перикле ( V век до н. э.), и именно ему принадлежит первая характеристика демократии как государственного строя, при котором осуществляетсяравноправие:

“Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан. По отношению к частным лицам наши законы предоставляют равноправие для всех...”

Подумаем вместе:

Что такое равноправие, с точки зрения Перикла?

Однако, как вы знаете из истории, нить развития демократии прервется. Уйдут в прошлое древние демократии, пройдут столетия, прежде чем человек вновь вернется к идее своих прав: появится документ, который впоследствии историки назовут первым документом о правах человека. Мы имеем в виду “Великую хартию вольностей” (Англия, 1215 год).

Вот фрагменты из этого документа:

Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем [войска ] на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны.

Никому не будем продавать права [...], никому не будем отказывать в них или замедлять их.

[...] Пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности.

[...] мы желаем и крепко наказываем, чтобы английская церковь была свободна и чтобы люди в королевстве нашем имели и держали все названные выше вольности, права, уступки и пожалования надлежаще и в мире, свободно и спокойно, в полноте и целости для себя и для наследников своих от нас и от наследников наших во всем и везде на вечные времена.

Подумаем вместе:

· Как вы понимаете строки Хартии “никому не будем продавать права”?

· Как вы понимаете строки Хартии “чтобы люди... имели и держали все названные выше ... права... в полноте и целости для себя и для наследников своих от нас и от наследников наших”?

Пройдут ещё столетия, и появится работа блестящего английского философа XVII века Джона Локка “Два трактата о правлении”. В этой работе мыслитель сформулировал три основных права человека: право на жизнь, право на имущество и право на свободу. Все эти три права Джон Локк называет собственностью человека. Вчитаемся в строки Трактата:

“Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире, и он по природе обладает властью не только охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей, но также судить и наказывать за нарушение этого закона других, как того заслуживает, по его убеждению, данное преступление”.

Здесь нам важно сделать уточнение. Локк употребляет слово собственность не совсем так, как мы с вами привыкли его употреблять. Сейчас, когда мы произносим слово собственность, мы имеем в виду прежде всего те вещи, то имущество, которыми мы владеем. Джон Локк расширяет смысл понятия “собственность”, относя к нему все, что принадлежит человеку от рождения и чем он может и должен пользоваться в течение всей своей жизни. То есть собственностью Локк, по сути дела, называет ПРАВА человека. Это право на жизнь, право на свободу, право на имущество.

Подумаем вместе:

· Почему Джон Локк относит к собственности не только имущество человека, но и его жизнь и свободу?

· Почему обладание этими правами Локк относит к естественному закону?

Для макетировщика:

Наши рекомендации