Новейшая история Азии и Африки Часть 2
Новейшая история Азии и Африки Часть 2
Внутрипартийная борьба в КПК в 1952 – 1957.
Оправившись после болезни в 1953—1954 гг., Мао Цзэдун вновь сосредоточил власть в своих руках. В 1954 г. было объявлено о «деле Гао Гана и Жао Шуши». Судьба их до сих пор неясна — понятно лишь, что оба они были устранены.
20 сентября 1954 г. в КНР принята Конституция — Мао Цзэдун занял высший пост председателя КНР, Лю Шаоци возглавил Постоянный комитет ВСНП, Чжоу Эньлай — Госсовет.
Руководство компартии рассчитывало на постепенную передачу государственных функций местным выборным органам. Но пока происходил другой процесс: быстро росло число ганьбу, в их среде все чаще встречались проявления бюрократизма, стяжательства. Китайская бюрократия стала все больше замыкаться в своем кругу, наделяя себя привилегиями, ориентируясь на собственные нужды. Мао Цзэдун был этим глубокого обеспокоен.
В сентябре 1956 г. на VIII съезде КПК он критиковал бюрократизацию в среде ганьбу, обвинял их в «нарушении законности». После съезда, 15 ноября 1956 г., было принято решение о проведении очередной кампании «чжэнфэн». Но вскоре стало ясно, что привычных мер явно недостаточно.
27 февраля 1957 г. Мао Цзэдун выступил с известной речью «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа». Мао призвал интеллигенцию, студенчество смелее вскрывать недостатки, критиковать руководителей всех уровней. «Пусть расцветают все цветы», — образно выразился он.
Но довольно быстро была внесена поправка: «Пусть расцветают сто цветов», это, очевидно, означало, что критика должна быть «в рамках социализма». Количество грамотных людей в Китае за эти годы заметно выросло. Проводились массовые кампании по ликвидации неграмотности, число учащихся средних школ выросло в 4 раза, число студентов — в 3, в 6 раз увеличились тиражи издаваемых в Китае книг.
С апреля 1957 г. была объявлена новая кампания «чжэнфэн» — развернулась массовая критика руководителей, самобичевание и признание собственных ошибок. 10 мая 1957 г. ЦК КПК принял решение «Об участии руководящих работников в физическом труде». Каждый из них четыре месяца в году был обязан трудиться в рабочем коллективе или в деревне — это считалось «прививкой» против бюрократизма и «мелкобуржуазных привычек».
В мае 1957 г. интеллигенция наконец откликнулась на призыв Мао Цзэдуна: началась острая критика КПК и ее руководителей в средствах массовой информации, на митингах. Кое-где в вузах звучали антикоммунистические лозунги, студенты и преподаватели требовали роспуска партийных комитетов и т. п. Подобное происходило, например, в Пекинском, Тянцзинском и Нанкинском университетах. Это продолжалось и весь июнь. А в июле 1957 г. был объявлен новый этап «кампании 100 цветов» — «прополка сорных трав».
Начались расправы с «критиками», интеллигенцией, студентами. Именно в это время были арестованы лидеры буржуазных партий, еще занимавшие посты в правительстве: Чжан Боцзюнь — министр железнодорожного транспорта, Ло Лунцзы — министр лесного хозяйства, Чжан Найцзы — министр продовольствия. Всего было репрессировано 10% членов прочих партий, 64 депутата ВСНП лишены своих мандатов. Так обнаружился истинный смысл «кампании 100 цветов», после чего это выражение стало нарицательным.
С 1 августа 1957 г. в КНР введены принудительные работы «для противников социализма». По призыву Мао Цзэдуна стал внедряться «деревенский стиль жизни и труда» вместо «буржуазного». Интеллигенция вновь стала презираемой «вонючей категорией», постоянно подчеркивалось ее «эксплуататорское происхождение», склонность к «буржуазному перерождению».
В октябре 1957 г., при подведении итогов кампании, на Пленуме ЦК КПК говорилось о «200 тыс. разоблаченных правых», только среди учителей начальных школ выявлено, как заявил Мао Цзэдун, «100 тыс. противников социализма». Все это было непосредственной подготовкой к «корректировке курса», проведению последующих мероприятий по перевоспитанию.
К осени 1949 г. лишь Тайвань и Тибет были вне контроля КПК. Кроме того, Гонконг и Макао продолжали оставаться под управлением Великобритании и Португалии.
Социально-экономическое и политическое развитие Китая в 1957 – 1960 гг. Политика «трёх красных знамён».
Поводом к вторичному снятию Дэн Сяопина с высоких постов в партии и гос-ве послужила демонстрация 5.04.1976 г. памяти Чжоу Эньлая. Радикалам удалось убедить Мао в контрреволюционном характере демонстрации и персональной вине за ее организацию Дэн Сяопина. В результате началась очередная идеологическая кампания борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов. Дэн Сяопин вынужден был покинуть Пекин и отправиться в полит. ссылку. Мао Цзэдун все же не позволил радикалам учинить над ним расправу.
Идеология и цели реформ
Октябрь 1982г. – Дэе Сяопин, цель – при условии повышения эк-ой эффективности увеличить за 20 лет годовое производство пром. и с/х продукции в 4 раза, 1984г. – годовой доход на душу населения = 250 долларов, к 2000г. = 1тыс. долларов, к 2050г. = 4тыс.долларов. Стимулирование труда, отказ от дифференцированной оплаты труда. Быть зажиточным – не преступление.
Идеология:
- экономический прагматизм,
- эффективность,
- ориентация на высокие темпы экономического роста,
- сохранение социалистической ориентации,
- сохранение маонизма как идеологии.
4-е принципа экономических реформ:
- социалистический путь,
- сохранение диктатуры пролетариата => социалистическая демократизация народа,
- руководящая роль КПК,
- марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.
Главные лозунги: построение социализма с китайской спецификой.
Основные этапы реформ, их содержание, характер.
Несколько этапов осуществления реформ:
I-й этап - 1979 - 84гг.:
- с/х реформа, в деревне проживает 80% населения.
II-й этап - октябрь1984 – 88гг.:
-городская реформа.
III-й этап - 1988 – 92/93гг. :
- переход к сбалансированному развитию,
- ликвидация диспропорции в различных отраслях,
- политические преобразования.
IV-й этап – последние десятилетия в Китае,цель:
- превращение Китая в страну доминирующую в экономики Азии,
- активизация внешнеполитической экономической деятельности,
- расширение внешних экономических связей (вступление в ВТО).
С/х реформа:
Декабрь 1978г. – Дэн Сяопин провозгласил курс на экономический прагматизм. Цель аграрной реформы: дать крестьянам право на самостоятельность.
Экономикой следует управлять экономическими методами:
1). Переход к семейному подряду.
2). Реформа закупочных цен, изменение соотношений между гос-вом и производителем.
3). Изменение системы организационной структуры.
Раздел семьи между крестьянскими дворами. Сохранение общественной собственности на землю. Земля передавалась в аренду, между фермой и семьёй подписывался договор, часть поставлялось гос-ву, а другая – реализовывалась на рынке. Повышение закупочных цен – материальная заинтересованность крестьян.
С 1985г.:
- переход на с/х налог с крестьян,
- народная коммуна перестала существовать,
- административная функция превратилась в управленческую структуру, её задача – контроль над осуществлением реформы,
- производство самостоятельных крестьян,
- материальное стимулирование производства,
- использование рыночных механизмов
С 1979 – 84гг.:
- производство с/х продукции увеличилось на 30%,
- производство технических культур в 2 раза,
- повысились доходы с/х населения (на 160%),
- появилась сельская промышленность – занято 90млн.чел. к 1986г, 80% с/х техники, 2/3 угля.
Октябрь 1984г. – очередной пленум ЦК партии:
- постановление о реформе хоз.системы.
Экономика Китая провозглашена плановой и товарной. Расширение самостоятельности предприятий. Либерализация цен. Ограничение сферы гос. регулирования. Принципы эффективности, рентабельности. Развитие секторов экономики (частные предприятия). Применение различных форм организации производства: подряда, аренда, акционирование. Развитие рынка: потребительского, сырьевого. Реорганизация системы образования и науки. Жёсткая демографическая политика. Плановая приватизация, к 1988г. доля гос.предприятий в промышленности упала до 70%. Появился частный сектор, составляющая частного сектора торговли = 60%.Привлечение иностранного капитала. Создание особых экономических зон, с 1984г. - 14 приморских городов, о-в Хайнань. Гарантировались права собственности иностранным инвесторам, налог, льготы, вывоз прибыли предприятий за границу. Дешёвая рабочая сила, ресурсы, огромный рынок.
Китай с 1960г.(?) вступил в МВФ, Международный банк реконструкции и развития, Азиатбанк развития.
1982г. новая Конституция, гарантия неприкосновенности иностранных собственников. К концу 80-хгг. на территории Китая более 3тыс. предприятий с иностранным капиталом. Китай получил 20млрд.долларов кредита.
Изменение системы ценообразования: гос-во сохранило контроль на основные виды потребительских товаров, остальное на рыночных условиях регулирования цен => быстрый рост цен, ликвидация товарного дефицита.
К 1988г. увеличилось: - валовый продукт 3,5 раза,
- национальный доход в 34 раза,
- доходы населения в 4,5 раза.
Среднегодовые темпы экономического роста 9,5%.
Параллельно осуществлялись меры, направленные на пресечение злоупотреблений государственных чиновников и партийных работников в отношении частного бизнеса. Разоблаченные коррупционеры подвергались суровым наказаниям, вплоть до длительных сроков тюремного заключения, а в отдельных случаях и смертной казни.
Индустриализация.
Цель, гл.направления индустриализации – построение в Индии общества социалистического образца. 1955г. – Неру приезжает в СССР, Хрущёв в Индию. Введение плановой экономики с преимущественным развитием гос.сектора при сохранении частной собственности. 5-летние планы планирования 1951 - 56гг, 1956 - 61гг, 1961 - 66гг.
Индийские программы устанавливали общие ориентиры, выделяли преимущественно областные. Главное….. – индустриализация Индии. Важная роль гос.сектора, процесс национализации тяжёлой промышленности.
В сер 60-хгг. гос.сектору принадлежит половина всей промышленности (80-90% тяжёлой). 1955г. – национализация имперского банка, превратился в Гос.банк. Система гос.банков (ориентация на развитие промышленности). Создана система гос.регулирования, активное привлечение иностранных инвестиций.
До 1960г. главный партнёр Индии – Англия (78% инвестиций), начиная с конца 50-х гг. к сер. 60-хх гг. активизируются отношения с США и СССР.
Главный кредитор Индии к сер.60-хгг. – США (40% кредитов). Экономическая роль СССР – 1955 - 65гг. предоставил кредитов на 600 млн.руб. – металлургия, нефть, электроэнергетика, построил 11 электростанций.
ИТОГ: к 1964г. по сравнению с 1950г. Объём производства вырос в 2,5 раза. Ряд проблем:
- замедление темпов экон. роста (3-й 5-летний не выполнен),
- диспропорция в развитии (упор на развитие тяжёлой промышленности),
- рост цен на потребительские товары, дефицит,
- высокий уровень монополизации,
- разрастание бюрократического аппарата управления,
- возникновение конфликтов в регионах.
Социальные реформы.
Основные направления соц.политики:
- решение проблем голода и обеспечения населения продовольствием (гл.поставщик - США);
- развитие системы светского образования ( введение всеобщего начального образования, полностью не реализовано);
- усиление развития здравоохранения (крупный экспортёр и производитель лекарств), создана сеть мед.учреждений, вакцинация инфекционных заболеваний (снизилась детская смертность).
Правительство БДП выступает также за освобождение экономики от государственного контроля, предусматривает направление иностранных инвестиций в ключевые отрасли хозяйства, особенно в инфраструктуру и энергетику, а не в легкую и пищевую промышленность. Исключительно важную проблему роста населения Индии, которое еще до 2000 г. перешагнуло отметку в 1 млрд человек, намечено решить путем агитационных кампаний по сокращению рождаемости и ряда ограничительных мер, при рекомендуемой норме в два ребенка на семью.
КНДР в 1948-1950 годах
Несмотря на то, что формально КНДР была провозглашена в 1948 г., в северокорейской и советской историографии за отправную точку отсчета истории Корейской Народно-Демократической Республики берется 1945 г. — время освобождения Кореи.
В северокорейской историографии 1990-х годов[291] образование КНДР описывается как исключительно самостоятельный процесс, которым руководил Ким Ирсен. Помощь Советского Союза в государственном строительстве Северной Кореи сводится к минимуму.
С освобождением Кореи и проведением ряда реформ в Северной Корее завершилась «антиимпериалистическая, антифеодальная демократическая революция» и начался «переходный период» к социализму, во время которого была установлена «народно-демократическая диктатура», однако еще сохранялись элементы капитализма.
Органом, координировавшим все преобразования в северной части страны, «центральным органом власти» стал Временный народный комитет Северной Кореи, созданный 8 февраля 1946 г. Его возглавил Ким Ирсен. 5 марта 1946 г. Временный народный комитет опубликовал указ о земельной реформе. Это был верный шаг в стране с преобладанием сельского населения, — шаг, который в южной части Корейского полуострова был сделан несколькими годами позднее. Согласно реформе, вся земля бывших японских владельцев, а также «излишки» земель корейских собственников («помещиков»), у кого площадь земельных владений превышала 5 чомбо[292], полностью изымались в пользу государства, а затем распределялись между крестьянами. Купля-продажа земли и сдача земли в аренду запрещались. Для проведения реформы, по сведениям северокорейской историографии, были созданы крестьянские комитеты (более 11 500), а сама реформа завершена чуть более чем за 20 дней. Действительно, ликвидация системы аренды сельскохозяйственных земель и передача их в собственность тех, кто их обрабатывал, была заветной мечтой всех крестьян. Поэтому реформа получила широкую поддержку в народных массах северокорейской деревни. Было изъято 1 млн 325 тыс. чопбо земли и передано в собственность 724522 крестьянских хозяйств. Крестьяне платили государству лишь 25-процентный налог[293].
После того, как была начата земельная реформа, и стало видно, что большинство народа поддерживает новый политический курс, 23 марта 1946 г. Временный народный комитет принял так называемую «Политическую программу из 20 пунктов» (Исип-кэ чонган), в которой перспективы государственного строительства были обрисованы более четко. Программа провозглашала необходимость реализации таких естественных для сложившейся ситуации задач, как ликвидация последствий японской колонизации, установление 8-часового рабочего дня, равенство мужчин и женщин, свобода слова и собраний и т. п. Однако Программа также говорила о необходимости подавления «антидемократических» и «фашистских элементов», что означало провозглашение курса на борьбу с оппозицией (которая, очевидно, не составляла большинства). Кроме того, в Программе отмечалась необходимость нового избрания местных народных комитетов, а также передачи в государственную собственность банков, крупных предприятий, рудников.
Вскоре после публикации Политической программы Временный народный комитет перешел к ее практической реализации. 10 августа 1946 г. был принят Закон о национализации промышленности, средств связи и банков. 3 ноября 1946 г. Временный народный комитет принял решение о проведении выборов в местные народные комитеты, по итогам которых в феврале 1947 г. было избрано Народное собрание Северной Кореи. Тогда же был принят первый план восстановления и развития народного хозяйства. Таким образом, Северная Корея вступила на путь развития плановой экономики. Согласно официальным данным, план 1947 г. был выполнен успешно: валовой объем промышленного производства составил 102,5% от запланированного, что было на 70% больше показателей предыдущего года.
К сентябрю 1948 г., к моменту провозглашения КНДР, Северная Корея пришла, четко определив путь социалистического строительства, в котором самую большую поддержку оказывал Советский Союз. Об этой поддержке, что вполне естественно, наиболее полную информацию можно получить в советской исторической литературе[294]. Важнейшим аспектом обеспечения стабильности в северной части Корейского полуострова являлось пребывание там советской армии.
Однако уже на следующий день после провозглашения КНДР, 10 сентября 1948 г., Верховное народное собрание приняло обращение к правительствам США и СССР о выводе войск из Кореи. Через месяц, 8 октября 1948 г., правительство КНДР обратилось к Советскому Союзу с предложением об установлении дипломатических и экономических отношений, на что получило положительный ответ уже 12 октября. Этот день считается днем установления дипломатических отношений между двумя странами. Первым послом СССР в КНДР стал Т. Ф. Штыков (годы работы 1948-1950), назначенный на этот пост 16 октября 1948 г. и возглавлявший ранее советскую делегацию в работе Совместной советско-американской комиссии по Корее. Вслед за СССР в течение октября — ноября 1948 г. КНДР признали государства будущего социалистического лагеря: Польская Народная Республика, Монгольская Народная Республика, Чехословацкая Республика, Народная Республика Болгария и др.
В феврале 1949 г. КНДР обратилась в ООН с просьбой о принятии ее в члены организации, однако, естественно, получила отказ. США и их союзники, с помощью которых на юге была образована Республика Корея, не могли признать КНДР в качестве единственного легитимного государства на Корейском полуострове. Именно на такое положение и претендовала КНДР, что, в частности, было отражено в ее Конституции. В свою очередь и Советский Союз не мог допустить признания в ООН Республики Корея, также претендовавшей на роль единственного легитимного государства на полуострове.
Взаимное непризнание друг другом двух корейских государств, неполное признание их на мировой арене делали ситуацию на Корейском полуострове крайне нестабильной.
Для укрепления молодого северокорейского государства требовалось развивать экономику и оборону. Положительный в то время опыт Советского Союза, одолевшего гитлеровскую Германию, давал надежды на то, что путь социалистического строительства навсегда избавит Корею от вмешательства внешних сил. К тому же развитие экономики готовило базу для повышения жизненного уровня, всестороннего развития общества Северной Кореи, реализуя тем самым надежды простого народа на лучшую жизнь после освобождения страны. Японская колониальная политика середины 1940-х годов, направленная на интенсивное промышленное развитие северной части Кореи, подготовила для этого хорошую базу.
В феврале 1949 г. Верховное народное собрание приняло двухлетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1949-1950 гг. По показателям 1949 г. план был выполнен успешно. В 1949 г. валовая продукция национальной промышленности выросла в 3,4 раза по сравнению с 1946 г., производство средств потребления — в 2,6 раза. При этом текстильная промышленность за указанный период увеличила выпуск продукции в 6 раз. Валовой сбор зерновых культур в 1949 г. в сравнении с 1944 г. вырос на 20%. Уже в первый год двухлетки развернулось соревнование за ее досрочное выполнение.
В чем секрет таких удивительных показателей? С одной стороны, можно говорить об особенностях корейской культуры с ее традиционно развитым коллективизмом, обилием всевозможных организаций взаимопомощи в деревне, а также между родственниками или земляками. В таких условиях на традиционное сознание могли достаточно безболезненно накладываться стереотипы социалистических форм ведения хозяйства или управления страной. Представления о приоритете интересов государства над личными также не являются чуждыми корейской культуре.
С другой стороны, немалую роль в интенсивном развитии КНДР сыграла помощь стран социалистического лагеря и прежде всего СССР — страны-освободительницы, на долю которой приходилось 90% внешнеторговых связей КНДР. Помощь и сотрудничество носили весьма разносторонний характер. Рос объем торговли между двумя странами. Так, в 1948 г. товарооборот между СССР и КНДР составил 48,4 млн руб., что было в 1,6 раза больше всего объема торговли за два предшествующих года. В 1949 г. товарооборот вырос еще в 3 раза и составил 139,6 млн руб. Следует отметить, что более 2/3 советского экспорта в Корею составляло промышленное оборудование и сырье для восстановления старых, разрушенных японцами или строительства новых предприятий.
Для закрепления двусторонних отношений и подписания соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве между СССР и КНДР 3 марта 1949 г. в Москву поездом прибыла делегация КНДР во главе с Ким Ирсеном. Во время своего визита Ким Ирсен встречался с И. В. Сталиным[295]. Договор был подписан 17 марта 1949 г. После его заключения советско-северокорейские отношения стали еще более активными. В 1950 г. товарооборот достиг уровня в 700 млн руб. Речь идет действительно о товарообороте, а не односторонней помощи, так как из КНДР в СССР экспортировалась продукция горнодобывающей, металлургической и химической промышленности (интенсивно развивавшейся еще при японском колониальном режиме).
Помощь Северной Корее оказывалась также и в виде различных односторонних поставок из СССР, для оплаты которых Советский Союз предоставлял Северной Корее кредиты. Материальная помощь, предоставлявшаяся Советским Союзом КНДР, имела в конце 1940-х годов тенденцию постоянного роста. В 1949 г. она возросла в 4,6 раза по сравнению с 1946 г.
После подписания советско-северокорейского Договора о сотрудничестве (1949 г.) стали образовываться совместные советско-корейские акционерные общества по эксплуатации водного и воздушного транспорта, переработке нефти.
В 1948-1950 гг. в КНДР побывало большое число советских специалистов, работавших на различных объектах народного хозяйства, таких, как, например, Супхунская гидроэлектростанция, металлургический завод в Чхончжине и т. д. Была оказана помощь в реформировании системы народного образования КНДР. Для этого СССР предоставлял возможность северокорейским гражданам получать образование у себя или же направлял советских специалистов в Северную Корею. Примером может служить поездка корейских учителей летом 1946 г. в СССР для изучения советской системы образования и школьного дела, а также поездка летом 1948 г. в КНДР делегации советских преподавателей и специалистов во главе с биохимиком академиком А. И. Опариным для оказания помощи в реорганизации системы высшего образования и науки. К 1950 г. в Северной Корее было уже 15 высших учебных заведений, 69 техникумов и педагогических училищ.
Однако только экономическое, научно-техническое и культурное развитие страны вовсе не гарантировало его процветающего и самостоятельного будущего. На протяжении предшествующих столетий Корея нередко испытывала многочисленные притеснения со стороны иностранных держав и стала колонией одной из них — Японии. Одной из важнейших причин такого плачевного положения было отсутствие сильной национальной армии. Корее, как Северной, так и Южной, требовалась сильная армия для того, чтобы впредь не быть зависимой от какой-либо иностранной державы. СССР поддержал стремление КНДР развивать оборону страны, особенно в связи с тем, что США не торопились выводить войска из южной части Корейского полуострова. К тому же на территории соседней Японии были расположены многочисленные американские военные базы[296].
К 1950 г. КНДР удалось создать достаточно мощные вооруженные силы. Тогда в Корейской Народной Армии (КНА) насчитывалось 10 пехотных дивизий с общим числом военнослужащих в 182 680 человек, что было в 1,92 больше, чем в Южной Корее. В составе КНА было 242 советских танка Т-34, а также 176 самоходных орудий СУ-76, 210 боевых самолетов — Як-9, Ил-10 и Ил-2. В то же время в армии Южной Кореи было только 27 бронемашин. Несмотря на то, что по числу военнослужащих морского флота КНДР почти в 2 раза уступала Южной Корее, количество военных судов было практически одинаковым. Таким образом, северокорейская армия имела явное преимущество в боевой силе и технике и могла надеяться на победу в случае возникновения военного конфликта с Республикой Корея (при условии невмешательства третьих сил). Кроме того, Северная Корея, благодаря проведенной в стране земельной реформе и быстрому экономическому и культурному развитию, положительно отражавшемуся на росте общего уровня жизни ее населения, могла надеяться на поддержку рядовых граждан Южной Кореи. 30 июня 1949 г. Трудовая партия Северной Кореи формально объединилась в Пхеньяне с Трудовой партией Южной Кореи. Северная Корея надеялась на скорое объединение временно разделенной родины, тем более что в Республике Корея экономическое положение и отношения с союзниками складывались не так благоприятно, как в КНДР.
Основные итоги войны
Корейская война закончилась победой как для КНДР, так и для Республики Корея. Обоим государствам, в течение некоторого периода почти полностью оккупированным вражескими войсками, удалось практически полностью отстоять свои территории. В южнокорейской историографии, правда, факт победы передается чуть более скромным выражением: «преодоление государственных трудностей». В любом случае и Корейская Народно-Демократическая Республика, и Республика Корея продолжили свое развитие в направлениях, определенных при основании каждого из государств. Подобный исход войны в условиях паритетного противостояния недавно сформировавшихся социалистического (во главе с СССР) и капиталистического (во главе с США) лагерей был объективно предопределен.
Однако Соглашение о перемирии от 27 июля 1953 г., будучи по своему характеру временным, не принесло долгожданного мира. Два корейских государства по-прежнему не признавали друг друга и объявляли своей территорией весь Корейский полуостров, который с этого времени стал постоянным источником нестабильности в Восточной Азии. Корейская война окончательно закрепила разделение полуострова на два враждебных государства, являвшихся азиатскими форпостами двух военно-политических блоков. Из-за вынужденной или добровольной миграции населения с севера на юг и наоборот появилось большое количество разделенных семей, когда дети и родители, братья и сестры оказались по разные стороны от демаркационной линии. После войны проблема объединения Кореи стала важнейшей и практически неразрешимой задачей правительств обоих государств. Последующие 30-40 лет XX столетия принесли двум Кореям лишь первые робкие шаги на пути межкорейского сближения. Только начиная с 1990-х годов межкорейские отношения вступили в фазу активных контактов.
За хрупкий мир и право КНДР и Республики Корея продолжать строить общество своего типа была заплачена очень дорогая цена. За годы войны общее число погибших достигло 1,5 млн человек, а раненых — 360 тыс., многие из которых на всю жизнь остались калеками. Северная Корея была полностью разрушена американскими бомбардировками, так что в конце Корейской войны американское военное командование официально заявило, что в Северной Корее «больше нет объектов для бомбардировки». Там было уничтожено более 8 700 промышленных предприятий, более 600 тыс. жилых домов. Ущерб, нанесенный экономике КНДР, оценивался в сумму, превысившую 420 млрд вон.
Несмотря на то что Южная Корея не подвергалась таким разрушительным бомбардировкам, как Северная, ущерб, который страна понесла от боевых действий, также был достаточно велик. За годы войны в Республике Корея было разрушено 44% зданий, уничтожено 42% промышленного оборудования, 68% промышленных предприятий. Экономический кризис был настолько велик, что к началу 1953 г. ценность национальной валюты (так же, как и в Северной Корее, именовавшейся вона) упала в 11 раз, поэтому в феврале 1953 г. правительство было вынуждено провести денежную реформу. Цены за годы войны выросли в 18 раз. Общий экономический ущерб, нанесенный Республике Корея, оценивается суммой в 3 млрд долларов США.
После войны в Южной Корее значительно усилилась антикоммунистическая идеология, что отрицательно отразилось на развитии демократического движения.
В годы войны также имела место масштабная миграция населения, связанная с изменением границ демаркационной линии, добровольным переходом в Северную или Южную Корею сторонников левых или правых сил (одновременно с поочередным отступлением войск Севера и Юга), а также в связи с насильственной депортацией населения на Север (до 83 тыс. человек; относительно Юга сведения отсутствуют).
Другим немаловажным итогом Корейской войны стало возвращение на Корейский полуостров американских вооруженных сил, что противоречило ст. 4 Соглашения о перемирии, в которой говорилось о необходимости вывода из Кореи всех иностранных войск. 1 октября 1953 г. был заключен корейско-американский Договор об обеспечении взаимной безопасности, согласно которому на территории Республики Корея должны были быть расквартированы американские войска. Присутствие вооруженных сил США на Корейском полуострове, с одной стороны, защищало Южную Корею от «агрессии с Севера», т. е. на первых порах в известной степени служило гарантом мира. С другой стороны, в Республике Корея начался процесс частичной американизации корейской культуры, который оценивается достаточно негативно самими южными корейцами. В-третьих, со временем факт наличия в Южной Корее американских вооруженных сил стал важнейшим препятствием в межкорейском диалоге и из гаранта мира (в связи с изменением внутрикорейской и международной обстановки) превратился в фактор нестабильности.
С конца 1953 г. Республика Корея и Корейская Народно-Демократическая Республика стали развиваться как два независимых, совершенно не связанных и взаимно не признающих друг друга враждебных государства, населенные одной нацией, имевшей некогда единую историю.
Северная Корея оказалась в уникальном геополитическом положении, будучи окруженной тремя сильнейшими державами мира: с юга — враждебными США, контролировавшими всю систему обороны Южной Кореи, а с севера — Китаем и СССР, отношения с которыми со временем заметно охладели. Поэтому Северная Корея была вынуждена тратить много сил и выделять большие средства, чтобы развивать свои вооруженные силы.
Южная Корея стала фактически островным государством, отделенным от внешнего мира с запада, юга и востока морями, а с севера — наглухо закрытой демаркационной линией. Для поддержания порядка в разрушенной стране и восстановления экономики Ли Сынман пошел по пути усиления единоличной власти, которую сами южные корейцы стали воспринимать как диктатуру.
Глава 5. ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ, ИЛИ «РЕВОЛЮЦИЯ» ПАК ЧОНХИ. ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ
В начале 1960-х годов на политической арене Южной Кореи появилась новая сила. Она вывела страну из бедности и обеспечила ее экономическое процветание, которое в свою очередь стало основой для расширения демократических прав и свобод в конце 1980-х годов. Конечно же, так называемой демократии западного образца в Южной Корее с ее традиционной культурой, базирующейся на строго регламентированных отношениях между младшими и старшими[321], не было и, наверное, не будет никогда, во всяком случае до тех пор, пока эти традиции будут сохраняться.
События весны 1961 г., положившие конец короткой истории Второй Республики, в современной историографии определяются по-разному, порой весьма противоположным образом. Так, в 1960-1970-е годы в официальной южнокорейской историографии эти события именовались «военная революция» или даже «бескровная военная революция». Оппозиция, а также официальная южнокорейская историография 1980-х годов называла события весны 1961 г. «военным переворотом», а некоторые левые издания оценивали новую власть как «военный фашизм». В 1990-е годы, в особенности после финансово-экономического кризиса 1997 г., в Южной Корее произошла переоценка событий прошлого. Тогда снова стали положительно оценивать центральную фигуру событий — генерала Пак Чонхи, сумевшего вывести страну в ряд сильнейших экономических держав мира. Современные южные корейцы, вспоминая 1960-1970-е годы, говорят о том, что простому трудовому народу жилось тогда не так уж и плохо.
В советской историографии власть Пак Чонхи называли «военной хунтой», которая пришла к власти с помощью «государственного переворота». В новейшей российской историографии заметны тенденции более положительной оценки исторической роли Пак Чонхи. Между тем попытки акцентировать внимание только на позитивных (объективно) моментах власти военных в Южной Корее 1960-1970-х годов также не могут представить достаточно полной картины событий тех лет.
Приход к власти Пак Чонхи
В феврале 1960 г., за месяц до последних скандальных президентских выборов Ли Сынмана, в командовании южнокорейской армии образовалась тайная группа высокопоставленных военачальников средних лет, замышлявших захватить власть, чтобы навести порядок в стране и обеспечить ее поступательное развитие, т. е. совершить «революцию». В группу входили генерал-майор сухопутных войск Пак Чонхи (1917-1979), генерал-майор морской пехоты Ким Донха, бригадный генерал Юн Тхэиль, генерал-майор Ли Чжуиль, подполковник Ким Чжонпхиль (род. 1926; впоследствии стал ближайшим соратником Пак Чонхи). Ее поддерживало южнокорейское офицерство, недовольное положением в армии, сложившемся после Корейской войны. В начале 1960 г. заместитель начальника штаба 2-й армии Пак Чонхи в связи с отсутствием начальника фактически возглавил штаб, что увеличивало шансы на успех. Захват власти был назначен на 8 мая 1960 г.
Однако события Апрельской революции опередили замыслы военных. Какое-то время им казалось, что наконец-то Южная Корея начнет выходить из кризиса. Но правление развалившейся от фракционной борьбы Демократической партии, которая пошла по пути установления диктатуры[322] для того, чтобы подавить чересчур активные выступления народа Южной Кореи, желавшего скорейшего воссоединения с более развитым в то время Севером, оказалось неэффективным. Страна была ввергнута в еще больший хаос, чем до свержения Ли Сынмана.
В то же время Апрельская революция, продемонстрировавшая принципиальную возможность насильственной смены власти в Корее, придала заговорщикам большую уверенность в своих силах. На 19 апреля 1961 г., день годовщины Апрельских событий, была назначена новая дата захвата власти. Затем ее перенесли на 12 мая, а чуть позже — на 16 мая. Руководители военного переворота предварительно информировали командование «войск ООН», расквартированных в Корее во главе с генералом Макгрудером, о готовящихся событиях.
Главнокомандующему сухопутными войсками генералу Чан Доёну, поначалу не поддержавшему заговорщиков, также стало известно о готовившемся перевороте. Но низшие офицеры, которым был передан приказ арестовать мятежников, не подчинились и сумели убедить генерала перейти на сторону военных-реформаторов.
В ночь с 15 на 16 мая руководители государственного переворота, командовавшие 1-й бригадой морской пехоты, 23-й пехотной дивизией, парашютистами и другими подразделениями, собрались вместе и отдали приказ о начале операции. В 3 часа ночи мятежные войска подошли к Сеулу и, встретив лишь небольшое сопротивление, к 4 часам утра захватили помещения центральных органов власти, главпочтамт, основные радио