Реформаторское движение в 30 – 80-х годах XI века.
Напряжённость положения на границах, нестабильность внутри страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими народными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубокому социально-политическому кризису.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днём ветшают, чиновников становится всё больше, население страдает, варвары заносчивы, грабители своевольничают».
Выдвижение реформ осознавалось как следование конфуцианской традиции, исконно предполагавшей время от времени профилактически оздоравливать общественный организм. В поисках средств выхода из создавшегося положения пришли в движение различные слои китайского общества, и прежде всего его образованная элита. Центром её деятельности стала академия, «питомник талантов» в Иньтяне (пров. Хэнань).
Одним из ведущих деятелей оппозиции стал преподаватель академии Фань Чжунъянь, происходивший из некогда родовитой, но обедневшей семьи. По отзывам современников, он не только вдохновенно «толковал древние каноны, но и часто взволнованно говорил о делах Поднебесной, был отважен и ничего не боялся». Именно Фань Чжуанъянь подал доклад из «десяти тысяч иероглифов», изложив в нём мнение о необходимости изменить принципы назначения военных и гражданских чиновников в провинции. Реформатор призвал «вытеснить бездельников, уволить самозванцев, тщательно и строго проводить экзамены».
После длительного соперничества с придворной кликой Фань Чжуанъяню и его сторонникам удалось получить посты в центральном административном аппарате. Проекты реформ излагались в многочисленных докладах трону, содержащих рекомендации относительно укрепления финансовой и военной мощи государства.
Реформаторы связывали благосостояние государства с процветанием земледелия. Для преодоления экономических трудностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригационных и мелиоративных работ под контролем казны, а для поощрения земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повинности. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, он предложил урегулировать выполнение повинностей в казённых учреждениях. Стремясь сократить расходы на дорогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней системы, позволяющей обеспечивать и вооружать воинов-земледельцев за счёт общины. Важной мерой реформатор считал сокращение административного аппарата. Фань Чжуанъянь требовал также пересмотра системы образования, всё больше сводившейся к механическому зазубриванию древних канонов. Реформатор предлагал щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбиравшихся в земледелии, ирригации, финансах.Ограничение привилегий чиновной знати, основанных на праве наследования, и выдвижение принципа отбора по способностям могли бы увеличить социальную мобильность в обществе и обновить административный аппарат в центре и на местах.
Предложения Фань Чжуанъяня, поддержанные его сторонниками в серии докладов 1043-1044 гг., встретили сильную оппозицию верхов. Потерпев поражение при реорганизации административного аппарата, идеологи преобразований не смогли также приступить к осуществлению экономической части своей программы. Яростное сопротивление их противников послужило причиной отставки Фань Чжунъяня и его единомышленников. И хотя борьба за реформы на время ослабела, политическая мысль продолжала развиваться.
Властителем дум образованной элиты вскоре становится Ли Гоу (1009-1059), знаменитый своими трудами и воспитавший плеяду учеников. Ли Гоу подчёркивал необходимость осуществить три главных аспекта плана действия сына Неба по гармонизации общества: обогащение государства, усиление армии, успокоение народа.
Среди крупных деятелей, испытавших влияние Ли Гоу, был Ван Аньши (1021-1086). Понимая необходимость адаптировать структуры и институты общества и государства к изменившимся условиям, он неоднократно подавал доклады трону. Ван Аньши декларировал необходимость смягчения социальных противоречий в обществе и предложил меры по урегулированию отношений верхов и низов (казны с подданными). Он выступил против засилия крупных владельцев земли, торговцев, ростовщиков, дестабилизирующих, по его мнению, положение в стране.
Одной из первых проведённых им мер стало упорядочение перевозок в столицу централизованно закупаемого казной зерна в провинции. Чтобы устранить посредничество спекулянтов-ростовщиков, наживавшихся на этой операции, создавался казённый фонд зерна для своевременного реагирования на колебания рыночных цен (в связи с сезонными циклами). Тем самым были исключены финансовые потери при его перевозке. Аналогичные цели преследовало и создание казённых амбаров, позволяющих казне выдавать «ссуды под зелёные побеги» в самую трудную для земледельцев весеннюю пору, когда кончались запасы зерна и крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков, ссужавших их зерном под высокие проценты (100-200%). Отныне, исключая вмешательство ростовщиков, казна предоставляла ссуду на условиях 10-20%.
Ван Аньши предложил изменить прежний порядок выполнения трудовых повинностей, заменив их денежным налогом.
В соответствии с земельной реформой были обмерены с целью упорядочения налогообложения земли крупных землевладельцев, утаённые от казны.
Нововведения проводились и в области торговли: мелким торговцам (как и крестьянам) выдавались денежные ссуды с тем, чтобы они смогли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране велась теперь под контролем государства через специально созданные управления.
Много внимания Ван Аньши уделял созданию ополчения на рекрутской основе и учреждению казённых арсеналов.
Реформы способствовали усилению центральной администрации и фискального контроля государства как над крестьянами, так и над мелкими торговцами и ремесленниками. Определяющим в реформах было стремление пополнить доходы казны за счёт бесперебойного притока налоговых поступлений от земледелия и средств, полученных от казённой торговли и ремесла в результате ущемления частного предпринимательства и частной торговли. Они вызвали неоднозначную оценку в кругах не только противников реформ, но и среди реформаторов. В 1077 г. Ван Аньши был вынужден уйти в отставку, но проведение реформ продолжалось ещё несколько десятилетий.
Реформы Ван Аньши и других реформаторов сунской эпохи носили консервативный охранительный характер и в определённой мере укрепляли Сунское государство, способствуя его культурному и экономическому подъёму.
В начале второго тысячелетия Китай был не только крупнейшей, но и наиболее развитой страной тогдашнего мира. По расчётам В.А.Мельянцева, в сунское время валовый внутренний продукт в расчёте на душу населения в Китае мог достигать 600-700 американских долларов, что выше, чем в других наиболее развитых афро-азиатских странах (Египет – 470-530, Индия – 550-650 амер. долл.) и, по крайней мере, в два раза выше, чем в Западной Европе того времени (300-350 амер. долл.). Отметим также, что именно в сунское время доля занятых в сельском хозяйстве снизилась до 2/3 (повторно такие цифры будут только в конце XX в.!), что свидетельствовало об успехах урбанизации, о культурной и социально-экономической зрелости китайского социума. Китайские корабли плавали вдоль Индокитайского побережья к странам Южных морей, в Японию и к островам Тихого океана. Они везли изысканные шёлковые ткани, фарфор, металлические изделия, золото и серебро. В Китай же доставлялись пряности, драгоценности, слоновая кость, благовония, ценная древесина. Превосходство Китая в рассматриваемое время имело место не только в сфере производства. Так, по уровню грамотности (20-30% населения) Китай по меньшей мере на порядок опережал Западную Европу. Этот подъём в духовной и материальной сферах – так называемый «сунский феномен» – стал выражением значительного потенциала развития традиционного общества.
Однако над южносунским Китаем с XIII в. вновь стали сгущаться тучи. Нависла очередная опасность с Севера. На сей раз угрожали монголы, сравнительно легко разгромившие чжурчжэней и устремившие свой взор на богатый и процветающий Южный Китай. В противостоянии монголам прошёл едва ли не весь XIII в., завершившийся крушением южносунской империи и воцарением в стране новой династии Юань, основанной монгольскими завоевателями.