В сфере экономической дипломатии

– Определение места субъектов Федерации в процессах глобализации мировой экономики, к которым подключается Россия.

– Содействие повышению эффективности внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации с нацеленностью на развитие инвестиционного сотрудничества.

– Привлечение регионов к участию в реализации крупных совместных проектов с зарубежными странами, прежде всего в таких сферах, как энергетика, освоение лесных ресурсов, формирование международных транспортных коридоров.

– Развитие и укрепление хозяйственных связей субъектов Федерации с иностранными государствами и их административно-территориальными образованиями.

– Обеспечение реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

– Обеспечение соблюдения субъектами Федерации принципов единства внешнеторговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, таможенной территории Российской Федерации.

В сфере национальной безопасности

– Выявление и нейтрализация совместно с соответствующими федеральными ведомствами попыток некоторых стран расширять свое экономическое и политическое влияние на российские регионы в обход федерального центра, разыгрывать “региональную карту”, поощрять сепаратизм, использовать этно-религиозный фактор для нагнетания националистических настроений.

– Оказание повышенного внимания т.н. “проблемным” регионам с учетом складывающейся вокруг них политической и экономической ситуации и необходимости в этой связи особого подхода к решению вопросов международного межрегионального сотрудничества.

– Обеспечение строгого соблюдения субъектами Федерации всех международных санкций, в которых участвует Российская Федерация. Проведение линии на недопустимость самостоятельных контактов с самопровозглашенными территориальными образованиями.

В гуманитарной и культурной областях

– Расширение взаимодействия с субъектами Федерации по вопросам защиты законных прав и интересов соотечественников за рубежом, оказания им содействия в сохранении этно-культурной самобытности, поддержании гуманитарных контактов с Россией.

– Оказание содействия регионам в осуществлении ими собственных программ поддержки соотечественников; развитие контактов и сотрудничества на региональном уровне с общественными организациями соотечественников.

– Совершенствование механизма взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительской власти при разработке и реализации международных проектов в области культуры, образования, спорта, туризма и молодежных обменов. Формирование правовой основы регионального компонента внешних культурных связей России. Укрепление позиций русского языка и культуры народов России через развитие прямых межрегиональных связей.

– Подключение учреждений культуры субъектов Федерации и их представителей к международным культурным обменам России, в том числе к участию в работе международных конференций и деятельности международных организаций сферы культуры, в особенности ЮНЕСКО. Содействие проведению за рубежом мероприятий сферы культуры по линии регионов и организации аналогичных мероприятий зарубежных стран на территории субъектов Федерации. Поддержка международного регионального сотрудничества в области спорта, туризма, молодежных обменов.

II. Основные направления работы МИД России

По координации международных и внешнеэкономических связей

Рассматривая координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации в качестве одного из важнейших элементов укрепления федерализма и обеспечения единого правового поля в сфере международной деятельности, МИД России строит свое взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации по следующим направлениям:

В правовой сфере

– Участие в совершенствовании российской законодательной базы межрегионального сотрудничества.

– Использование межпарламентских связей на федеральном и региональном уровнях для развития законодательной базы международной деятельности субъектов Федерации.

– Расширение международно-правовой основы связей, проработка вопросов о заключении межправительственных рамочных соглашений, определяющих основные принципы и направления межрегионального сотрудничества.

– Участие в разработке законодательной и международно-правовой базы приграничного сотрудничества (закон о приграничном сотрудничестве, присоединение к протоколам Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей).

– Привлечение представителей субъектов Федерации к участию в разработке международно-правовых документов, напрямую затрагивающих интересы соответствующих регионов.

– Учет законных интересов российских регионов при разработке внешнеполитических акций Российской Федерации, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации

Наши рекомендации