Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Россия имеет весьма многообразные и жизненно важные интересы в Азии. Вовлеченность в дела как Европы, так и Азии — не только уникальная геополитическая особенность российского государства, но и его неоспоримое преимущество. Именно диалектическое единство и переплетение, а не противопоставление евроатлантического и азиатско-тихоокеанского измерений, составляет сущность внешнеполитической линии России как на мировом, так и региональном уровнях.
Значительное внимание к Азии обусловлено не только прямой географической принадлежностью к ней двух третей территории России. Здесь пересекаются интересы держав, обладающих самым большим ядерным потенциалом, сильнейших в военном и экономическом отношении. От того, как будут развиваться международные отношения в этой части мира, какой путь будет избран для согласования законных интересов всех населяющих азиатский континент народов, в немалой степени зависит общий политический климат на планете, ее облик в наступающем столетии.
В Азии, где проживает больше половины человечества, сегодня сосредотачивается мощный центр мирового экономического и технологического развития, здесь накоплены самые крупные в мире финансовые ресурсы. Значение интеграционных процессов, происходящих в азиатской экономике, далеко выходит за ее пределы.
На рубеже тысячелетий обширный азиатский регион переживал этап становления во всех измерениях — экономическом, политическом, военном, социальном, культурно-цивилизационном. Отличительная черта этого этапа — противоречивое сочетание стремления к сотрудничеству, поиску новых форм взаимодействия, с одной стороны, с соперничеством, попытками заполнить «вакуум силы», образовавшийся после окончания «холодной войны», с другой.
Однако при всей сложности обстановки в Азии отличительной чертой ее развития в последнее десятилетие ХХ столетия стала стабильность, основанная на позитивной динамике, обретенной в постконфронтационный период. Подавляющее большинство азиатских стран чутко уловило перспективные тенденции современного мира, сделало выбор в пользу развития и экономического роста в условиях стабильного, демократического миропорядка, основанного на равноправии и балансе интересов.
Как следствие — в Азии развернулись поистине беспрецедентные для ее истории интеграционные процессы в экономической сфере, сопровождающиеся поиском механизмов обеспечения безопасности и сохранения мира как на двусторонней, так и на многосторонней основе. При этом политическая, экономическая и культурно-историческая неоднородность региона стала фактором, предопределившим вектор развития международных отношений в нем в сторону многополярности и укрепления баланса между различными центрами силы.
Вместе с тем было бы ошибочно полагать, что движение Азии в сторону многополярности само по себе явится достаточным условием для поддержания в регионе прочного мира и стабильности. Разноликость азиатского континента одновременно порождает условия для сохранения в нем немалого «горючего» материала, в основном накопленного в прошлом, как, например, проблемы разделенных государств, территориальные и пограничные споры. До конца не преодолено и взаимное недоверие, накопившееся за многие годы отчуждения, помноженного в ряде случаев на горький исторический опыт.
Азия испытывает на себе и прямое влияние всего спектра противоречивых глобальных процессов, прежде всего в военно-политической области. Наиболее отчетливо это прослеживается в сфере стратегических вооружений и систем противоракетной обороны. Именно в Азии проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки имеет наибольшую остроту.
Дают о себе знать в АТР и такие современные вызовы, как терроризм, религиозный экстремизм и сепаратизм, незаконный оборот оружия и наркотиков, транснациональная преступность и т.п. На развитие региона влияет также обострение глобальных проблем, в числе которых — истощение природных ресурсов, борьба за источники сырья и энергоносители, неконтролируемый рост населения, постепенное разрушение биосферы и т.д.
Национальные интересы России нацеливают деятельность ее дипломатии в Азии, прежде всего, на решение задач по обеспечению безопасности рубежей российского государства, созданию благоприятных условий для экономического и социального роста районов страны, лежащих к югу и востоку от Урала.
Достичь этих целей можно, во-первых, через активное участие на многосторонней и двусторонней основе в международных усилиях по поддержанию мира и военно-политической стабильности в регионе, а также в формировании в регионе сообщества безопасности, основанного не столько на балансе сил, сколько на общности интересов и экономической взаимозависимости государств. Во-вторых, — за счет углубления вовлеченности в стремительно прогрессирующие процессы региональной политической и экономической интеграции, интенсивного поиска новых форм развития широкого взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии. Такая устремленность встречает понимание со стороны партнеров России, которая воспринимается ими как естественный участник региональных процессов.
В последние годы в российской внешней политике произошел решительный поворот в сторону Азии. Преемственность этой линии будет сохранена и в дальнейшем. Свидетельство тому — продолжение курса на развитие двусторонних отношений с ведущими государствами региона, активное участие в региональных интеграционных механизмах, прежде всего в бассейне Тихого океана.
Отношения с крупнейшим соседомКитаем— одно из стратегических направлений российской внешней политики. Российско-китайский политический диалог уже не один год отличается высокой интенсивностью и насыщенностью. Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве (апрель 1997 г.) в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка как установление отношений «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке»[66]. Оно уже стало весомым фактором сохранения глобальной стабильности, что было наглядно подтверждено летом 2000 г. в ходе визита в Пекин Президента России В.В.Путина. А во время визита Председателя КНР Цзян Цзэминя летом 2000 г. в Москву состоялось подписание масштабного российско-китайского договора. Выступая как самостоятельные полюса современного мира, Москва и Пекин намерены совместно работать над тем, чтобы формирующийся новый миропорядок был более справедливым и демократичным. Сходство базовых позиций России и Китая проявляется и в их политике в Азии. Обе страны считают приоритетом задачу обеспечения безопасности в этом регионе, стремятся к созданию условий для всеобъемлющего многостороннего политического сотрудничества, что исключило бы нанесение ущерба интересам любой из расположенных здесь стран.
Закладываются предпосылки к созданию прочной материальной базы партнерства в торгово-экономической области. Локомотивом такого сотрудничества могут и должны стать крупные совместные проекты. Огромный потенциал взаимодействия имеется в области энергетики, включая ядерную, строительства топливной и транспортной инфраструктуры, машиностроения, научных разработок и внедрения новых технологий. Возрастает значение прямых торгово-экономических связей на региональном уровне.
Трудно переоценить в этом плане значение традиционного партнерства России сИндией, вносящего весомый вклад в укрепление стабильности в Азии, становление сбалансированной системы международных отношений в целом. Перспективы развития двусторонних связей в настоящее время внушают оптимизм по всему их спектру — от политических и экономических до военно-технических и гуманитарных. В основе этого — совпадение коренных интересов обеих стран: общая приверженность демократическим ценностям, заинтересованность в международной и внутренней стабильности как непременном условии ускоренного экономического роста. А отсюда и существенная общность подходов Москвы и Дели к основным проблемам мировой политики.
Сегодня приоритетной задачей в отношениях с Индией становится подтягивание до высокого уровня политического диалога торгово-экономических связей, которые явно не отвечают имеющимся возможностям. В этом контексте принципиальное значение имеют итоги состоявшегося в октябре 2000 г. визита в Индию Президента Российской Федерации В.В.Путина. В ходе этого визита состоялось подписание важнейшего документа — Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Индией.
Качественные изменения происходят в наших отношениях сЯпонией. В последние годы в этом направлении удалось добиться существенного прогресса. Регулярными стали российско-японские встречи на высшем уровне. В ноябре 1998 года состоялся первый за последние четверть века визит премьер-министра Японии в Москву. Его главным итогом стало принятие Московской декларации, поставившей задачу строительства между нашими странами отношений долгосрочного созидательного партнерства.
Большое значение и новый импульс получили российско-японские отношения в результате визита Президента России В.В.Путина в Японию в сентябре 2000 г. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии двух государств в международных делах. Япония заявила о важности присоединения России к ВТО, а Россия поддержала кандидатуру Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН. Да и в целом, 2000 год стал наиболее «урожайным» на российско-японские саммиты.
Вместе с тем остается неурегулированным вопрос о международно-правовом оформлении линии российско-японской государственной границы в районе Южных Курил. Совершенно очевидно, что решение этой сложной проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, отвечать национальным интересам, базироваться на существующих реалиях, получить широкую поддержку общественности, быть одобренным в соответствии с установленным конституционным порядком высшими законодательными органами обеих стран.
В целом, Россия в долгосрочном плане ориентируется на активизацию всего комплекса отношений с Японией, включая углубление взаимодействия на международной арене, расширение торгово-экономического и иного сотрудничества.
В своей политике на Корейском полуострове Россия исходит из необходимости поддержания сбалансированных добрососедских и партнерских отношений с обоими корейскими государствами. 2000 год был рубежным в наших отношениях с КНДР. Подписание нового полномасштабного межгосударственного договора подвело черту под десятилетним периодом охлаждения в отношениях между двумя странами. Осуществлен первый в истории двусторонних отношений визит Президента России в КНДР. В 2001 г. состоялся визит на высшем уровне и в Южную Корею, который закрепил поступательное развитие и российско-южнокорейского сотрудничества. Такая линия дает возможность России играть конструктивную роль, содействуя процессу национального примирения между двумя корейскими государствами, а также укреплению безопасности и стабильности на Корейском полуострове.
Итоги первого межкорейского саммита, состоявшегося в Пхеньяне в середине июня 2000 г., открывают перспективы мирного сосуществования корейских государств. Активизация взаимодействия России с Пхеньяном и Сеулом также имеет важное значение для развития диалога по вопросам корейского урегулирования с США, Китаем, Японией.
Географическое положение, растущий экономический и военно-политический потенциал Южной и Юго-Западной Азии не оставляют альтернативы неуклонному наращиванию усилий по развитию широкого взаимодействия России с расположенными в регионе странами. Главная задача здесь — добиться превращения этой части азиатского континента из арены конфронтации в зону предсказуемости и стабильности, что окажет позитивное воздействие на обстановку на южных и восточных рубежах России.
Учитывая ключевую роль Индии и Пакистана в Южно-Азиатском субрегионе, Россия выступает за нормализацию отношений между этими странами, за возобновление двустороннего диалога, включая разработку мер доверия. Полностью это относится и к многолетнему спору в Кашмире, который необходимо решать мирным путем на основе Симлского соглашения 1972 года и Лахорских договоренностей 1999 года.
Россия настойчиво добивалась и продолжает настаивать на подписании Индией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия. При этом следует подчеркнуть, что Россия, несмотря на серию ядерных испытаний, проведенных Индией и Пакистаном в мае 1998 года, рассматривает эти страны как государства, не обладающие ядерным оружием, и именно в этом качестве призывает их присоединиться к ДНЯО. Такой же позиции придерживаются и остальные члены ядерной «пятерки».
Российское руководство недвусмысленно заявило, что, по его мнению, ядерные испытания в Индии и Пакистане не способствуют позитивному развитию ситуации в Южной Азии. Вместе с тем, Россия выступила против введения каких-либо санкций в отношении Индии и Пакистана, так как они не оправданы ни с международно-правовой, ни с гуманитарной точек зрения.
Заметное международное измерение приобрел затяжной конфликт вАфганистане. Разоренная многолетней гражданской войной страна превратилась в основной международный плацдарм для экспансии терроризма и религиозного экстремизма, что серьезно угрожает безопасности России, ее союзников в Центральной Азии, многих других государств. Особую тревогу вызывает массовая подготовка на подконтрольной талибам территории боевиков — выходцев из северокавказского региона России, центральноазиатских, арабских и ряда других государств. Располагая значительными финансовыми ресурсами от процветающих в Афганистане наркобизнеса и других преступных промыслов, террористы начали процесс накопления сил, который, если его вовремя не остановить, способен уже в недалеком будущем вызвать глубокие потрясения как в обширных сопредельных районах Азии, так и за ее пределами, включая территорию России.
Россия выступает за мобилизацию международных усилий для решительного и четко скоординированного противодействия исходящим из Афганистана вызовам всему мировому сообществу. Совершенно очевидно, что эффективность этой борьбы во многом будет зависеть от прогресса в разблокировании афганского кризиса на основе известных требований ООН. Поэтому Москва готова и впредь оказывать все возможное содействие скорейшему восстановлению мира в Афганистане и преодолению разрушительных последствий междоусобицы.
Важным партнером России в Азии являетсяИран.Хорошо известны влияние и авторитет Тегерана в исламском мире. Россию и Иран связывают не только узы традиционного добрососедства, но и близость подходов к решению многих региональных и глобальных проблем. Их успешно развивающееся взаимодействие стало важным позитивным фактором региональной политики. Весомое свидетельство тому — урегулирование ситуации в Таджикистане, где Москва и Тегеран внесли решающий вклад в достижение межтаджикских договоренностей и стали гарантами их реализации. С общих позиций обе страны выступают и в отношении сегодняшнего Афганистана.
Успешное российско-иранское взаимодействие в политической сфере подкрепляется серьезными перспективами взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. В настоящее время в стадии проработки находится целый ряд крупных двусторонних проектов в таких отраслях, как нефть и газ, энергетика, самолетостроение, транспорт.
В последние годы в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно набирают обороты процессы интеграции и взаимодействия как в экономической, так и в политической областях. Активное развитие получила главная интеграционная структура экономики стран Тихоокеанского бассейна — форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), укрепляются сложившийся вокруг АСЕАН институт политического диалога стран АТР — Асеановский региональный форум (АРФ), механизм регулярных встреч «Азия-Европа» (АСЕМ) и др. Прорабатывается идея формирования общеазиатской — от Ближнего до Дальнего Востока — системы диалога на базе создаваемого по инициативе Казахстана Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Возрастает роль субрегиональных объединений — Шанхайской организации сотрудничества с участием России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, а также Узбекистана, механизма консультаций АСЕАН+3 (Китай, Япония, Республика Корея), Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО), объединения экономического сотрудничества Бангладеш, Индии, Мьянмы, Шри-Ланки и Таиланда и др.
Россия активно развивает связи и создает инфраструктуру сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Сегодня эта влиятельная группировка фактически объединяет все государства обширного региона Юго-Восточной Азии. В центре усилий по созданию системы кооперативной безопасности в АТР – Асеановский региональный форум по проблемам безопасности (АРФ), в котором участвуют все ведущие государства региона, включая США, Китай, Японию, Индию, а также Евросоюз.
Активно действуя в рамках Форума, Россия обеспечивает свое полноценное участие в обсуждении актуальных региональных проблем, использует инструменты многосторонней дипломатии в интересах формирования системы коллективной безопасности в Азии. Выступая за дальнейшее повышение роли АРФ как ключевого регионального механизма диалога в области политики и безопасности, российская сторона придает важное значение проводимой участниками этого форума работе над концепцией и принципами превентивной дипломатии для АТР. Их составной частью может стать инициируемый Россией проект декларации о руководящих принципах взаимоотношений в АТР «Тихоокеанское согласие» — своего рода региональный «кодекс поведения». Параллельно в рамках АРФ наращиваются усилия по реализации согласованных и разработке новых мер доверия в военно-политической области, расширяется диалог по другим направлениям взаимодействия, также способствующим упрочению региональной безопасности.
Задача интеграции в экономическую систему АТР — одна из важнейших в российской политике в этой части Азии. Выбор приоритетов здесь отвечает целям эффективного использования экономического потенциала восточных районов России, стимулирования и поддержки промышленного сектора страны, оздоровления ее кредитно-финансовой системы, создания инвестиционного климата, стимулирующего приток иностранных капиталов. России есть чем поделиться с партнерами по региону. Уже сегодня в этих странах действуют около 400 предприятий с участием российского капитала. Более тысячи совместных предприятий зарегистрированы на российском Дальнем Востоке. Россия располагает всеми условиями для осуществления мирового транспортного коридора, который значительно сблизит евроатлантический и азиатско-тихоокеанский регионы. Не следует забывать и о ее возможностях в обеспечении растущих потребностей стран АТР в энергии. Причем энергетический потенциал Сибири и Дальнего Востока позволяет всерьез задуматься над возможностью создания в предстоящем столетии единой энергосистемы Европы и Азии.
За прошедшее десятилетие Россия стала членом большинства общерегиональных и субрегиональных экономических организаций Азии и Тихоокеанского бассейна, заявив о себе в качестве полноправного участника азиатско-тихоокеанской экономической интеграции. В ноябре 1998 г. Россия была принята в Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) – крупнейшую интеграционную структуру, объединяющую 21 страну региона.
Форум АТЭС является «локомотивом» интеграционных процессов в АТР. На долю его членов приходится около 60% мирового ВВП и около половины объема международной торговли. Вступив в АТЭС, Россия подчеркнула приверженность стратегическому выбору на хозяйственную интеграцию с АТР, наше намерение в полной мере задействовать преимущества международного разделения труда. Наиболее перспективными областями российского участия в региональных проектах Форума являются наука и технология, энергетика, транспорт, использование морских ресурсов, охрана окружающей среды, туризм и др. Что же касается вопросов либерализации торгово-инвестиционного режима, осуществляемой под эгидой АТЭС, то они тесно увязаны с присоединением России к ВТО.
Готовясь к поездке в Бруней на саммит АТЭС в ноябре 2000 года, Президент В.В.Путин подчеркнул: «Полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана – естественно и неизбежно… Сегодня перед нами открыт весь спектр возможностей: от сотрудничества в энергетике, по вопросам экономики, эксплуатации морского шельфа до развития транспортных связей и реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов»[67].
Позитивным примером налаживания в Азии многостороннего взаимодействия по вопросам безопасности с участием России служит и опыт «Шанхайской пятерки». Реализация договоренностей между его участниками об укреплении мер доверия и взаимном сокращении вооруженных сил в районе общей границы — реальный вклад в упрочение стабильности в регионе. Важно при этом, что подобное сотрудничество носит открытый характер и не направлено против других стран. Учитывая стремление участников «пятерки» расширить области сотрудничества, ими было принято решение создать новую региональную структуру.
15 июня 2001 г. в Шанхае лидеры России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана учредили Шанхайскую организацию сотрудничества. К ее основным задачам отнесено содействие укреплению отношений доверия, дружбы и добрососедства между государствами-участниками, развитию связей в различных областях, а также углублению взаимодействия в вопросах обеспечения мира и построения международного политического и экономического порядка на принципах демократии и справедливости. По большому счету, речь идет о формировании новой культуры межгосударственного общения — культуры совместного развития в непростых условиях XXI века.
Значение Азии в шкале внешнеполитических приоритетов России неуклонно повышается. Это — объективный процесс, связанный, прежде всего, с возрастающей ролью Азии в глобальном экономическом и мировом развитии. Сегодня как никогда актуальны сказанные более полувека назад выдающимся политическим деятелем Индии Джавахарлалом Неру слова о том, что без энергичной роли Азии невозможно обеспечение мира и стабильности на всей нашей планете. Россия с оптимизмом смотрит на будущее региона, в котором имеются все предпосылки для того, чтобы добиться гармонизации взаимоотношений между государствами, сформировать консенсус в пользу превращения региона в сообщество мира и процветания.