Формирование унитарного суверенного 7 страница

34 Судебник 1550 года. С. 176.

35 Ключевский В. О. Боярская дума древней Руси. Пгр., 1919. С. 313—314.

36 Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1900. Г. 2. С.369.

роны М. Ф. Владимирского-Буданова37 и М. А. Дьяконова.J8 He вдаваясь здесь в ход дискуссии, укажем, что исследованиями И. И. Смирнова и Б. А. Романова спор можно считать исчер­панным: участие бояр в законодательном процессе не дает осно­ваний «говорить о дуализме законодательных органов Русского государства», а только о том, что к собранию советников царь обращался для выяснения их мнения «по тем или другим воп­росам..., когда... считал это нужным».39 Важно также отметить установленные М. Ф. Владимирским-Будановым факты, соглас­но которым «в эпоху Избранной рады» царь законодательствовал один, без бояр, в несколько раз чаще, чем совещался с ними, и то по собственному выбору. В результате исследователь пришел к принципиально значимому заключению о том, что формула «со всеми бояры» идентична формуле «с бояры».40 Следователь­но, думные чины, участвовавшие в подготовке законов, не могли ограничить и не ограничивали самодержавную власть царя.

При этом необходимо иметь в виду, что первоначально тексты законов или, в их отсутствие, боярских приговоров готовились на более низком уровне — в Казне, а с появлением в 40—50-е годы функциональных органов власти — «изб» и затем вскоре (в 60-е) «приказов» в их недрах — и лишь потом попадали к боярам, после чего утверждались царем. Конечно, этот порядок законотворчест­ва часто нарушался. Так, в период реформ 50-х годов важнейшие законы обсуждались первоначально в узком кругу советников ца­ря и лишь затем поступали для их оформления по назначению.

Преобразование центрального государственного аппарата шло на всем протяжении 50-х годов, хотя оно проводилось с большой долей хаотичности. Еще до Судебника 1550 г. из казны стали вы­деляться новые учреждения — «избы», размежевание между кото­рыми по функциональному признаку нарастало. Первоначально же они назывались не по выполняемым ими функциям, а по име­нам дьяков, получавших временные персональные поручения. В течение 40—50-х годов возникли Конюшенная, Посольская, Че­лобитная, Ямская, Разбойная, Поместная, Разрядная, Стрелецкая избы, Большой приход. Следует при этом учитывать, что, во-пер­вых, дьяки часто руководили несколькими избами, а во-вторых, часть изб не порывала пока с территориальным принципом управ­ления,41 который хотя и изживался, но медленно, и полностью так и не был преодолен. Так создавалась основа для складывания в 60-е годы приказной системы управления, в основе которой был «приказ» как учреждение. Важным следствием начавшейся рефор­мы стало ограничение компетенции дворцовых ведомств и выде-

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru 37 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1905,
1907. С. 170—177.

38 Дьяконов М. А. Очерки общественного и государственного строя Древней
Руси. Л., 1926. С. 360.

39 Смирнов И. И. Очерки политической истории... С. 397—398; см. также:
Романов Б. А. Комментарий... С. 334—337.

40 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. С. 170—177.

41 См.: Зимин А. А. О сложении приказной системы на Руси //Доклады и
сообщения Ин-та истории [АН СССР]. М., 1954. Вып. 3. С. 166.

ление государственного управления в особую отрасль правитель­ственной деятельности.

Думные чины по-прежнему составляли высший слой прави­тельственной иерархии. Подчиняясь непосредственно царю, они не только участвовали в законодательной работе, но и самостоя­тельно осуществляли суд высшей инстанции, вели дипломатиче­ские переговоры — все это от имени и по поручению государя. Бо­яре и другие думные чины могли также возглавлять «избы» («при­казы») и власть на местах — в качестве наместников. Однако, как и прежде, бояре, окольничие и другие думные чины не собирались, как правило, в полном составе. Если учесть, что к 1563 г. их число существенно увеличилось (до 42 бояр и 12 окольничих),42 а кроме того, большая их часть назначалась воеводами в войско и на дру­гие посты вне Москвы, то трудно себе представить, что они могли постоянно функционировать как высший орган государственного управления, не говоря уже о том, что в источниках отсутствуют свидетельства такой работы. Высшие чины Государева двора, со­стоявшие из бояр, окольничих, также другие думные чины по ни­сходящей43 собирались обычно в неполном составе во главе с ца­рем для формального завершения законодательного процесса, ли­бо по поручению царя в его отсутствие с той же целью. Но, разумеется, теперь это была элита, зависимая от него и превра­тившаяся в подданных-министериалов.

Характерно, что термин «Дума» (не говоря уже о термине «Бо­ярская дума», введенный в оборот историками и историками пра­ва) не употреблялся в законодательной практике: его нет нн в Су­дебниках 1497 и 1550 гг., ни в законодательных актах вгорой по­ловины XVI—первой половины XVII в., ни в Уложении 1649 г.

Существенным элементом Судебника 1550 г. стала ст. 85, представлявшая собой развернутый земельный кодекс, касающий­ся права выкупа вотчин, вышедших из собственности рода.44 Ее направленность заключалась в том, чтобы создать прочные юри­дические основания выкупного права с целью защиты возможных наследников и предотвращения вторжения чужака во владения, принадлежащие родственникам.45 С этой целью, в частности, ограничивалось право продажи вотчины «в чужой род» гем роди­чам, которые ее уже выкупили.46 Эта мера, как и весь Судебник 1550 г., призвана была содействовать созданию определенного правопорядка, сдерживающего произвол в сфере правоотношений и облегчающего контроль центральных властей над судопроизвод­ством.

Так же, как и в ст. 85 Судебника 1550 г., землевладельческие привилегии светских вотчинников были подтверждены особым приговором 1551 г., принятым царем совместно с церковным со-

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru 42 Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV—XVI веках. С. 82.

43 Богатырев С. Я. Ближняя дума в третьей четверти XVI в С. 125.

44 Судебник 1550 г. С. 171 — 172.

45 Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России. С. 196—198.

46 Романов Б. А. К вопросу о земельной политике Избранной рады (ст. 85
Судебника 1550 г.) // ИЗ. 1951. Т. 38. С. 252—269.

бором, о запрете монастырям покупать землю и брать земельные вклады без разрешения верховной власти.47 Защита «всего свет­ского сектора вотчинного землевладения, безотносительно к ка­либрам и общественному положению его представителей вплоть до детей боярских и даже „всяких людей"», от «безудержного и бесконтрольного напора» церкви и особенно монастырей48 шла в русле политики, которой придерживался правительственный кру­жок, проводивший реформы, направленные на консолидацию широких слоев землевладельцев. С другой стороны, эта мера, консервировавшая традиционные отношения, обособленность прежде независимых земель, способствовала сохранению пере­житков удельной старины. Именно последнее обстоятельство ста­ло, возможно, причиной последующих нарушений данного зако­нодательного акта.49

Консолидирующий характер носили реформы, связанные и со служебными обязанностями землевладельцев.

50-е годы XVI в., в частности, стали временем нового преобра­зования Государева двора. Согласно так называемой тысячной ре­форме, из дворовых (а также отчасти городовых) детей боярских предписывалось произвести отбор тысячи «лучших слуг», наделив их в Подмосковье поместьями. Имелось в виду,что именно этот контингент, состоявший из бояр, окольничих и, по-видимому, других думных чинов, будет обязан «быти готовым в посылки», т. е. выполнять наиболее ответственные царские поручения в ка­честве воевод в войске и глав правительственных ведомств.50 Для их учета велась Тысячная книга.51 Подмосковное поместье было добавкой к тем поместьям и вотчинам, которыми тысячник владел в других уездах до зачисления в «тысячу».52

В 1551/52 г. была составлена так называемая Дворовая тет­радь.53 В отличие от утвердившейся точки зрения, согласно кото­рой Дворовая тетрадь включала весь наличный состав Государева двора с 1551/52 г. до начала 60-х годов, а Тысячная книга — «лучшую» его часть,54 Дворовая тетрадь, как установил А. П. Павлов, содержала список гораздо большего круга лиц, не обязательно входивших в Государев двор (хотя в нее были вписа­ны также и его члены). Перестройка же структуры Государева двора, связанная с «тысячной» реформой, привела к тому, что ос­новной его костяк в середине XVI в. составляли тысячники, при­чем отбраковка служилых людей, вписанных в Дворовую тетрадь и не попавших в состав Государева двора, производилась исходя

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru 47 Законодательные акты... Тексты. № 5. С. 31—33.

48 Романов Б. А. Комментарий... С. 315.

49 Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России... С. 68—82.

50 Законодательные акты... Тексты. № 4. С. 30—31.

51 См.: Тысячная книга и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. / Подг. к печати
А. А. Зимин. М.; Л., 1950. С. 53—103.

52 Веселовский С. Б. Феодальное землевладение Северо-Восточной Руси XV—
XVI вв. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 316.

53 См.: Тысячная книга и Дворовая тетрадь... С. 109—208.

54 Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. С. 371; Веселовский С. Б. Очерки
по истории опричнины. М., 1963. С. 81; Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смут­
ного времени». М., 1981. С. 43.

из возрастных и других критериев (исключались старые, больные, а также представители младших поколений дворовых), учета не­сения службы при московском дворе в прошлом (исключались те, кто перестал привлекаться для несения службы при московском дворе).55

Результатом «тысячной» реформы стало изменение структуры Государева двора. Оформилась, в частности, новая чиновная груп­па — выборные дворяне, проходившие службу отдельно от дворо­вых и городовых детей боярских своего «города» и гем самым по­ставленные над ними, при том, что дворовые дети боярские посте­пенно на протяжении 50-х годов выпадали из состава Государева двора и начинали рассматриваться как чины «служилого города» (уездной дворянской корпорации). Войско, таким образом, до­вольно четко раскололось на рядовых его членов (уездных детей боярских) и командный состав, формируемый из членов Госуда­рева двора, а сам Государев двор состоял из думных и дворцовых чинов, стольников, стряпчих, жильцов, выборных дворян и, воз­можно, приказных дьяков.56

Все эти меры, следствием которых стало наделение верхнего слоя служилых людей особыми правами и привилегиями, в том числе обеспечение новыми земельными наделами, а также денеж­ными жалованиями, были направлены на создание чиновной пра­вящей группировки, всецело зависящей от монарха. Однако пол­ностью консолидированную корпорацию, абсолютно обособлен­ную от уездного дворянства, властям пока еще создать не удалось, в частности потому, что старый территориальный принцип деле­ния Государева двора еще сохранялся. И все же это был важный этап ее складывания.

Все большая зависимость служилых людей от государственной власти нашла выражение в новой шкале ставок за их «бесчестие». Они ставились теперь (согласно ст. 26 Судебника 1550 г.) в зави­симости не от «отечества» оскорбленного лица, а от характера его «службы» государю, т. е. от положения на служебно-администра-тивной лестнице.57

И другие реформы, проводимые в середине XVI в., вели к уси­лению зависимости феодалов от монарха.

В частности, в 1555/56 г. было принято уложение о службе с вотчин и поместий.58 Оно регламентировало «государеву служ­бу» в направлении ее унификации: устанавливалась ее обяза­тельность для всех категорий землевладельцев (равным образом — вотчинников и помещиков) с фиксированным соотношением между количеством земли, размером денежного пожалования и числом выставляемых ими людей, по преимуществу холопов, для сопровождения служилого человека в военных походах. При

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru 55 Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове
(1584—1605 гг.). СПб., 1992. С. 86—95.

56 Там же. С. 96—100.

57 Флоря Б. Н. Формирование сословного статуса господствующего класса
древней Руси: (На материале статей о возмещении за «бесчестье») // История
СССР. 1983. № 1. С. 72—73.

58 Законодательные акты... Тексты. № 11. С. 37—38.

3 Власть и реформы 65

этом денежный оклад зависел от уровня экипированности вои­нов, а также их числа: за избыточных сумма денежного жало­вания увеличивалась, а за недовыставленных или неполно эки­пированных налагались штрафные санкции. Одновременно пред­писывалось провести проверку обеспеченности служилых людей .землей и перераспределить ее так, чтобы заново наделить их и создать условия для ратной службы.59 Поскольку же денежное жалование не полностью покрывало расходы на нее, средства для этого могли поступать именно с зависимых крестьян, насе­лявших ту землю, размером которой определялась служебная годность феодалов, и выплачивавших с нее феодальную ренту,60 а показателем «прожиточное™» светского землевладельца, по­зволявшим властям судить о его боеспособности, становилась ок­ладная единица — выть.61

Кроме перераспределения земель, продолжалось интенсивное испомещение служилых людей на недавно завоеванных террито­риях, а также на черносошных землях. С целью изыскания при­годных для поместной раздачи земель в начале 50-х годов прово­дилось очередное их описание.62 Однако одно только наделение землями и их перераспределение не могло полностью решить за­дачу создания боеспособного войска. На ту же цель были направ­лены ограничение отчуждения вотчин, особенно в пользу мона­стырей, регламентация перехода вотчин в «иные руки» в ходе ро­дового выкупа и другие меры, призванные предотвратить изъятие земли из «службы». Не случайно в 1557 г. появилась необходи­мость разработать указ,63 дополняющий и уточняющий положе­ния ст. 85 Судебника 1550 г. и приговора 1551 г. об условиях ро­дового выкупа.64

Все эти реформы создавали ряд предпосылок для образования государственного земельного фонда, права владельцев на часть ко­торого ставились в прямую зависимость от «государева дела», т. е. прежде всего от ратной службы. Соблюдением ее интересов пред­определялось появление также ст. 81 Судебника 1550 г.65 и указа 1557 г.,66 запретивших холопить детей боярских, находящихся на

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru 59 См.: Боярская книга 1556 г. // Архив историко-юридических сведений, от­
носящихся до России, издаваемых Н. Калачовым. СПб.; М., 1861. Кн. 3. Отд. 2.
С. 25—88; Романов Б. А. К вопросу о 15-рублевом максимуме в служилых кабалах
XVI в. // ИЗ. 1955. Т. 52. С. 331; Носов Н. Е. Становление сословно-представи-
тельных учреждений в России: Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л.,
1969. С. 396—397; Законодательные акты... Комментарии. С. 33—34.

60 Алексеев Ю. Г. Пятнадцатирублевый максимум по служилой кабале, служ­
ба с земли и феодальная рента // Исследования по социально-политической исто­
рии России. Л., 1971.

61 Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI века. М., 1987. С. 99.

62 Смирнов И. И. Очерки политической истории... С. 423—426, 433; Колы­
чева Е. И. Аграрный строй России XVI века. С. 21—22.

63 Законодательные акты... Тексты. № 22. С. 44—45.

64 См.: Романов Б. А. К вопросу о земельной политике Избранной рады.
С. 267; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. С. 469.

65 Судебники XV—XVI веков С. 170. .,,».

66 Законодательные акты... Тексты. № 23. С. 45. ../ v '■

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru государевой службе, или несовершеннолетних детей боярских как резерва для будущей службы.67

Заботой о боеспособности войска был вызван и указ 1550 г. об отмене местнических счетов во время походов.68 Возможно, впро­чем, что были два посвященных этому указа — 1549 и 1550 гг.69 Им (или ими) облегчалось формирование войска для походов, так как, во-первых, строго регламентировался местнический порядок назначения на высшие (воеводские) должности, а, во-вторых, от­менялся на время военных действий местнический счет для детей боярских и тем самым разрешалась коллизия между их «местами» в служило-родословной иерархии и неподготовленностью молодых воинов к занятию ответственных командных постов. Вообще же местничество в первой трети XVI в. носило скромные размеры и имело исключительно служилый характер из-за того, что назна­чения на военно-служилые должности проводились только из ря­дов старомосковских бояр, происхождение которых не выделяло одних по сравнению с другими. И лишь в годы боярского правле­ния, после вхождения служилых князей в число думных чинов и включения их в местнический счет, оно приобрело служило-родо­словный характер, и начался его расцвет.70

Приобретение местничеством также родового принципа при назначении на должности определялось интересами центральной власти, поскольку благодаря этому на первый план выдвигались те семейные кланы, предки которых издавна служили московским великим князьям и потому могли являться опорой монархии.71

В 50-е годы была продолжена губная реформа. Если вначале из компетенции наместников были изъяты судебные дела о «ведо­мых лихих людях» и переданы избранным из числа дворян губным старостам, то постепенно к ним перешли судебные функции в от­ношении дворян. По Судебнику 1550 г. суд наместников подвергся новым ограничениям: предписывалось участие в нем выборных представителей местного населения.

И, наконец, указом 1555/56 г. предписывалась полная отмена кормлений72 (так называемая земская реформа). В результате власть должна была передаваться от наместников и волостелей к выборным старостам, сотским, пятидесятским и десятским из чис­ла «лучших людей» крестьянских и посадских общин с возложе­нием на них ведения суда по уголовным делам и полицейских

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru 67 Романов Б. А. К вопросу о 15-рублевом максимуме в служилых кабалах
XVI в. С. 329—334; Панеях В. М. Служилые кабалы на детей боярских по указу
1558 г. // Проблемы истории феодальной России. Л., 1971. С. 122—126; Законо­
дательные акты... Комментарии. С. 46—47.

68 Законодательные акты... Тексты. № 2. С. 29—30.

69 Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. С. 342—345; Носов Н. Е. Станов­
ление сословно-представительных учреждений в России. С 40.

70 Зимин А. А. Источники по истории местничества в XV—первой трети
XVI в. //АЕ за 1968 г. М., 1970. С. 117.

1 Подробно о местничестве см.: Шмидт С. О. Становление российского са-модержавства. С. 262—307; Эскин Ю. М. 1) Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история. 1993. № 5; 2) Местничество в России XVI—XVII вв.: Хронологический реестр. М., 1994. 72 Законодательные акты... Тексты. № 11. С. 37—38.

функций. Таким образом, прерогативы земских старост, которые при Елене Глинской только представляли крестьянские и посад­ские общины в их отношениях с властью, существенно расширя­лись и в судебной, и в административной сферах. Одновременно в качестве компенсации за утраченный кормленный доход с насе­ления стал взиматься целый комплекс новых налогов — «корм­ленный окуп», который распределялся между служилыми людьми специально для этого учрежденными органами — «кормленными дьяками». Позднее были созданы приказы (четверти, «чети»), каждый из которых ведал распределением собранного «кормлен­ного окупа» служилым людям по территориям.

Неэффективность наместничьего управления в условиях еди­ного государства, как отмечалось выше, осознавалась центральны­ми властями уже в ЗО-е годы XVI в., вследствие чего и начала проводиться губная реформа. К тому же умножились жалобы на произвол кормленщиков со стороны населения городов и черно­сошных уездов. Распространение принципов самоуправления на посад и черносошных крестьян стало результатом учета и этих факторов 73

Отмена кормлений должна была превратить все органы мест­ного самоуправления в систему самоуправляющихся территорий. Что касается самоуправления в городе и деревне (земского само­управления) на черносошном Севере, то оно фактически «покупа­лось» у царской казны за очень высокую цену.

Несмотря на известную широту полномочий, предоставляемых новым органам управления на посаде и в черносошной волости, они были ограничены тем, что относились только к внутренним делам, касающимся посадских и крестьянских миров. Дела же ме­стного населения с посторонними истцами или ответчиками реша­лись в московских приказах, за которыми сохранялось право суда по абсолютно всем спорным вопросам. Кроме того, за органами местного самоуправления устанавливался строжайший контроль. Списки выбранных старост утверждались в приказах, где произ­водилась процедура приведения к присяге (крестному целова­нию), а за нарушения установленного порядка при исполнении ими своих обязанностей предусматривались суровые меры наказа­ния, вплоть до смертной казни К тому же с середины XVI в. уси­ливается значение губных старост, которым поручался общий су-дебно-административный и полицейский надзор за уездами, а так­же земельные дела, изымаемые постепенно у органов земского самоуправления74 Таким образом, губная и земская реформы при­вели к тому, что крестьянство было поставлено под власть мест­ного дворянства. Выборные от крестьянской общины превраща-

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru 73 Об отмене кормлений и введении земского самоуправления подробно см
Зимин А А «Приговор» 1555/56 г и ликвидация системы корм тений в Русском
государстве // История СССР 1958 № 1, Носов HEX) Станов аение сословно-
представительных учреждений в России С 240—526, 2) Уложение о кормлениях
и службе 1555/56 г // ВИД 1985 Т 17, Законодательные акты Комментарии
С 27—32

74 Носов Н Е Становление сословно-представительных учреждении в Рос
сии С 527—537

лись в низшее звено административного аппарата, привязываю­щее крестьян к государству, и это способствовало последующему прикреплению крестьян к тяглу, а следовательно, ухудшению их правового и экономического положения 75

Реформа местного управления, задуманная как всеобъемлю­щая, проводилась, однако, прежде всего на северных территориях, населенных черносошными крестьянами, где отсутствовало поме­стное и вотчинное землевладение. Жители именно этого региона добивались права на самоуправление. В целом же реформа, не­смотря на то что проводилась в общегосударственном масштабе, не была реализована полностью. Наместничья система власти не отменялась в ряде административных единиц, в других она очень быстро возобновлялась. Так что можно утверждать, что реформа удалась только на территории русского Севера, слабо заселенного по сравнению с Северо-Востоком и Северо-Западом, и в урезанном виде.

Задумана земская реформа (как и губная) была в целях пре­одоления разобщенности территорий, на которых кормленщики из-за слабости и малочисленности центрального правительствен­ного аппарата становились бесконтрольными правителями, что консервировало фактическую децентрализацию власти. Попытка возложить на само население (кроме холопства) полицейские функции, ответственность за правопорядок и исправную уплату государственных налогов, стала в этих условиях безусловно вы­нужденной и, возможно, потому не удалась в полном объеме.

Принцип выборности оказался малоэффективным еще и пото­му, что сочетался с принудительностью исполнения обязанностей. Так, губным старостам не положено было вознаграждение. Кроме того, допускалось избрание на эту должность только непригодных к ратной службе. Поэтому часто губные старосты исполняли свои обязанности под угрозой тюремного заключения

формирование унитарного суверенного 7 страница - student2.ru 75 Данилова Л В Сельская община в средневековой Руси М, 1994 С 241—245

I» j 1

I I I' t

*' j

I- 'i V

Г л ав а 4

Наши рекомендации