Ава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 23 страница

Белозерская судная грамота — законодательный акт (устав) великого князя Ивана III, выданный Белозерскому княжеству в марте 1488 г. Регламентировал полномочия наместников, определял состав великокняжеской администрации, порядок судопроизводства и сбора налогов. Ликвидировал привилегии (иммунитеты) светских и духовных землевладельцев.

Большая Орда(Улуг Улус) — ханство в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье, возникшее в начале 30-х гг. XV в. в процессе распада Золотой Орды. Столица — город Новый Сарай. Основное занятие населения — кочевое скотоводство. Правители провозглашали себя наследниками Золотой Орды. В 1480 г. хан Ахмат предпринял большой поход на Русь, закончившийся неудачно. В 1502 г. была разгромлена Крымским ханством. На части земель образовалось Астраханское ханство.

Боярская дума —высший совет при князе или царе,состоявший из представителей феодальной аристократии. В Российском государстве конца XV — XVI в. существовала как постоянный сословно-представительный орган. Сфера ее ведения распространялась на все вопросы внутренней и внешней политики, подлежавшие решению верховной власти.

Верховские княжества— Белевское, Воротынское, Мезецкое, Новосильское, Одоевское, названные по их расположению в верховьях реки Оки. В XII—XIII вв. в качестве уделов входили в Черниговское княжество. В конце XIV в. были служилыми уделами Великого княжества Литовского. В результате войны 1492—1493 гг. вошли в состав Московского государства, что было закреплено договорами 1494 и 1503 гг. Ликвидированы к последней трети XVI в.

Государев двор— институт социальной организации феодалов в Российском государстве. Начал формироваться с XII в. как ближайшее окружение князя, в основном из дружины. В XV в. сложился в корпорацию государевых служилых людей, состоял из бояр, окольничих, московских детей боярских. Играл большую роль в создании общегосударственных учреждений и подборе кадров для них.

Волостель — в русских княжествах и в Российском государстве (до середины XVI в.) княжеский администратор, возглавлявший волость и осуществлявший судебные, военные, налоговые функции. Права и обязанности были регламентированы Судебником 1497 г.

Выход крестьянский— в XI—XVII вв. право крестьян на переход от одного землевладельца к другому. По Судебнику 1497 г. ограничивался единым сроком — Юрьевым днем осенним (26 ноября), сопровождался уплатой пожилого. Был запрещен в 80-х гг. XVI в. и окончательно ликвидирован в середине XVII в.

Дворец — в XVI в. центральное учреждение общегосударственного значения, первоначально ведал личными землями великого князя. Возглавлялся дворецким (дворским), в подчинении которого находились «слуги под дворским» — управлявшие отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, ловчие, сокольничие и др.). Со временем дворецкие приобрели судебные и фискальные полномочия. По мере присоединения к Москве новых земель для управления ими возникли местные «дворцы» — Дмитровский, Новгородский, Рязанский, Тверской, Углицкий и др. Многие функции их позднее перешли к приказам.

Дьяки —начальники и письмоводители канцелярий разных ведомств в России до XVIII в. C XV в. землевладельцы. Руководили работой центральных и местных государственных учреждений (приказов), были начальниками приказов или их помощниками. С конца XV в. начали вводиться в состав Боярской думы (Думные дьяки).

Иосифляне (осифляне)— последователи Иосифа Волоцкого, выступавшие в конце XV — середине XVI в. с критикой нестяжателей. Отстаивали незыблемость церковных догматов, обосновывали необходимость церковно-монастырского землевладения, защищали тезис о божественном происхождении великокняжеской власти, доказывали правомерность притязаний Русской православной церкви на патриаршую форму управления.

Кабала (кабальная грамота) —документ (расписка, обязательство) о займе, фиксировавшая личную зависимость. Известна на Руси с XIV в. Юридический акт, оформлявший долговые обязательства, назывался «служилой кабальной грамотой».

Кабальные холопы— категория лично зависимого населения в XV — начале XVIII в., разновидность холопов. Бывшие свободные люди, попавшие в долговую зависимость и заключившие кабальную грамоту, содержащую условия отработки или возвращения взятой ссуды.

Казанское ханство — феодальное государство в Среднем Поволжье (1436—1552) с центром в городе Казани, образовавшееся в результате распада Золотой Орды. Стало независимым при хане Махмутехе в 1445 г. Основные занятия населения — земледелие и скотоводство. Вело захватническую политику. Подчинило земли чувашей, удмуртов, башкир и др. В первой половине XV в. ханы вмешивались во внутреннюю борьбу на Руси, пытаясь подчинить ее восточные земли. При Иване III неоднократно предпринимались военные походы на Казань (1467—1469, 1487), после которых она признало вассальную зависимость. Однако в 1524 г. Ханство перешло под протекторат Османской империи. В 1535 г. татары совершили опустошительные нападения на Нижний Новгород, Муром, Кострому. В результате походов Ивана IV (1545—1552) Казанское ханство было ликвидировано, а его территория всключена в состав России.

Казна— в середине XV — XVI в. центральное государственное учреждение, ведавшее финансовыми вопросами, государственным делопроизводством. В ее ведомстве находился ряд областей (Новгородская земля, Пермская земля и др.), а также некоторые категории населения. С середины XVI в. эти функции перешли к приказам.

Клобук— головной убор монахов, представляющий высокий цилиндр без полей с покрывалом; черный у простых монахов и архиереев, белый — у митрополитов и патриархов.

Княжата — название в XV—XVII вв. потомков удельных князей (Рюриковичей и Гедиминовичей). Наиболее знатные из княжат составляли титулованное боярство. До середины XVI в. в своих владениях сохраняли некоторую независимость от центральной власти в силу наследственных прав на территории своих бывших уделов и родственных отношений к государю. Их политическое влияние и экономическая мощь были ослаблены при Иване Грозном, а к началу XVII в. они сравнялись по положению с боярством.

Кормление — система обеспечения должностных лиц на местах (наместников, волостелей) за счет местного населения (сборов судебных и др. пошлин). Ликвидирована в середине XVI в.

Крымское ханство— государство в Крыму, выделившееся из состава Золотой Орды в 1443 г. С 1475 г. — вассал Османской империи. Столица (с начала XVI в.) — город Бахчисарай. Крымские ханы совершали частые грабительские набеги на земли Российского государства, Польши и Великого княжества Литовского. Во внешней политике поддерживали то одно государство, то другое. Было присоединено к России в 1783 г.

«Москва — Третий Рим» - политическая доктрина конца XV — XVI в., утверждавшая значение столицы Российского государства — Москвы как всемирного политического и христианского центра после падения Римской империи и Византии. Московские великие князья и цари провозглашались преемниками византийских императоров. Была сформулирована старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем в «Посланиях» к Василию III и др. в 20—30-х гг. XVI в.

Местничество— система распределения служебных мест в Российском государстве. Складывалась с XIV—XV вв., когда обострилась борьба за участие в государственном управлении среди бывших удельных князей и московского боярства, что привело к созданию сложной иерархической лестницы, наверху которой стояли потомки Рюриковичей и Гедиминовичей. Ниже находились потомки других удельных княжеских династий и старые московские боярские фамилии, еще ниже — потомки мелких удельных князей и бояр бывших уделов. Все назначения на военную, административную и придворную службу осуществлялись на основании этой иерархии и записывались в особые «разрядные книги». Система местничества препятствовала выдвижению способных людей на высшие должности, что вредило государственному управлению. Отменена в 1682.

Наместник — в XII — первой половине XVI в. должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление от имени главы государства на обособленной и определенной территории (наместничестве). Назначался великим князем или царем из боярской знати как глава местной администрации, военного управления и суда. Наместники (кормленщики) ведали сбором податей, пошлин, выполняли полицейские функции, чинили «суд и расправу». Обычно они назначались в уездные города, где фактически становились бесконтрольными владыками. Деятельность была регламентирована Судебником 1497 г. В 1555—1556 гг. управление наместников было заменено выборными земскими учреждениями.

Нестяжатели— приверженцы религиозно-политического течения конца XV — начала XVI в. Выступали за отказ церкви от «стяжания» (приобретения и накапливания земельных и иных богатств) как противоречащего евангельским принципам. Выдвигали программу секуляризации церковного и монастырского землевладения. Выступали за моральное оздоровление духовенства и церкви в целом. Осуждали второй брак Василия III. Идеологи — Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др. Осуждены на церковных соборах 1503, 1525, 1531 гг.

Новгородско-московская ересь (жидовствующие, антитринитарии) — реформационно-гуманистическое движение в среде низшего и среднего духовенства в середине XV в. в Новгороде. С 1480 г. движение переместилось в Москву, где охватило слои высшей знати, духовенства. При великокняжеском дворе еретикам покровительствовали Елена Стефановна (Волошанка) и ее сын Дмитрий-внук. До конца 90-х гг. XV в. еретиков поддерживал великий князь Иван III и московский митрополит Зосима. Ересь имела общие черты со стригольничеством. Еретики отрицали догмат о троице, авторитет церкви и монашества, отвергали почитание икон, креста, святых мощей. Рассматривали веру как дело внутреннего убеждения человека. Были осуждены на церковных соборах 1488, 1490 и 1504 гг., подверглись казням и гонениям.

Ногайская Орда —государствокочевников (ногайцев), располагавшееся к северу от Каспийского и Аральского морей, от Волги до Иртыша. Выделилась из Золотой Орды в конце XIV — начале XV в. Столица — г. Сарайчик. Делилась на улусы, номинально подчиненные хану. Во второй половине XVI в. Ногайская Орда распалась на Ногаи Большие, Ногаи Малые, Алтыульскую Орду.

Окольничий -придворный чин и должность в XIII — начале XVIII в. С середины XVI в. окольничий был вторым по значению чином в Боярской думе (после боярина). Возглавлял приказы, полки.

Отъезд — право бояр, удельных или служилых князей менять своего сюзерена, переходить на службу к великому князю по собственному выбору. Этим правом в XIV — XV вв. пользовались в основном «верховские» князья, чьи владения располагались на пограничье Московского государства и Великого княжества Литовского. В конце XV — начале XVI в. происходит переход на «русскую службу» князей Стародубских, Бельских, Мосальских, Новгород-Северских «с отчины», что вызывало противодействие Великого княжества Литовского. С образованием единого Российского государства это право фактически ликвидировалось и рассматривалось в Москве как государственная измена.

«Повесть о белом клобуке» -литературнопублицистический памятник, возникший в Новгороде в конце XV в. Повествует о преемственности Русской православной церковью власти и церковного авторитета византийской церкви, которая подорвала свой престиж после заключения Флорентийской унии (1439) и падения Константинополя (1453). Показательно, что преемницей византийских традиций выступала не московская, а новгородская церковь, что отражало церковный и политический сепаратизм Новгорода, несмотря на то, что к этому времени он был уже подчинен Москве.

Пожилое — в XV—XVII вв. денежный сбор с крестьян при их переходе к другому землевладельцу в Юрьев день, плата за проживание. Было впервые введено Судебником 1497 г. Размер пожилого колебался в зависимости от природных условий местности и уплачивался крестьянином после 4-летнего проживания на земле хозяина. В связи с ограничением права крестьянского выхода исчезает из источников в конце XVI в. Окончательно ликвидировано в XVII в.

Поместный собор— один из высших органов власти в Русской православной церкви, ведавший вопросами церковного суда, вероучения и управления церковью. Обладал правом канонизации, избранием митрополита, позднее патриарха.

Реформация — широкое общественное движение в Центральной и Западной Европе в XV—XVI вв., направленное на установление «дешевой» церкви (без пышного культа, особого сословия священников, земельных и иных богатств). В России некоторые элементы реформационной идеологии были восприняты новгородско-московскими еретиками и нестяжателями.

Россия — название страны и государства. Как самоназвание встречается в источниках с конца XV в. применительно к Московскому государству. Его внутренняя консолидация и успешные внешнеполитические акции в конце XV — XVI в. привели к включению в границы подавляющей части древнерусского региона, а также земель, населенных неславянскими народами (мордва, татары, удмурты и др.). Эти процессы повлекли трансформацию «Московии», «Московской Руси» в обширное многонациональное государство, развивающееся в направлении жесткой централизации и самодержавных политических форм. Внешние факторы эволюции «Руси» к «России» — ослабление Великого княжества Литовского, освобождение от даннических отношений с Золотой Ордой, падение Византии и новая роль Москвы как мирового центра православия — усиливали международные амбиции Российского государства, что привело к принятию Иваном IV царского титула. В данных территориальных и политических параметрах происходит формирование новой этнической общности как совокупности многих этносов и этнических групп.

Секуляризация — обращение церковной собственности в светскую. Попытка ограничить церковное землевладение была предпринята правительством Ивана III в конце XV в., когда он поддерживал программу нестяжателей. Против нее резко выступила официальная церковь и идеологи иосифлянства.

Сибирское ханство — государство в Западной Сибири, возникшее в конце XV в. в результате распада Золотой Орды. Центр — Чинги-Тура (ныне Тюмень), позднее — Кашлык. В 1555 г. хан Едигер признал вассальную зависимость от Москвы, которая была разорвана в 1572 г. ханом Кучумом. В 1582 г. Ермак положил начало присоединению Сибирского ханства к России, которое завершилось в конце XVI в.

«Сказание о Псковском взятии» —литературно-публицистическая сюжетная повесть начала XVI в., включенная в состав Псковских летописей. Рассказывает о присоединении Пскова к Москве (1510) Василием III. Написана современником событий, псковитянином. Отражает патриотические настроения правящих кругов псковского общества, осуждает политику Москвы.

«Сказание о князьях Владимирских» — литературно-публицистический памятник XVI в. Создан на основе легенды о происхождении правящей на Руси великокняжеской династии от римского императора — «Агуста-кесаря» и о подтверждении ее династических прав «Мономаховым венцом», якобы полученным киевским князем Владимиром Мономахом от своего деда, византийского императора Константина Мономаха. «Сказание» использовалось в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти.

Служилые холопы— разновидность кабальных холопов, ранее свободные люди, взявшие денежную ссуду. По заключенной кабальной грамоте временно теряли личную свободу. Главной обязанностью являлась военная служба. Нередко наделялись землей и вели собственное хозяйство, оставаясь в личной зависимости.

«Стояние на Угре» —военныедействия в 1480 г. между войсками хана Большой Орды Ахматом и великого князя Ивана III, вызванные его отказом (1476) платить Орде ежегодную дань. Попытка Ахмата форсировать реку Угру (приток Оки) получила отпор князей Ивана Ивановича (Молодого) и брата Ивана III Андрея. В октябре-ноябре ордынцы не отважились на решительные действия и отступили. Эти события считаются концом монголо-татарского владычества.

Судебник Ивана III (1497) —сборникзаконов Российского государства. Источниками для его составления были Русская Правда, Псковская и Новгородская судные грамоты. Кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и т. д. Установил единую систему судебных органов, определил их компетенцию и соподчиненность. Способствовал централизации государства. Ввел единый срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому (Юрьев день, 26 ноября), что положило начало оформлению крепостного права в общегосударственном масштабе.

Фронда — движение, направленное против центральной власти (самодержавия, абсолютизма).

Шапка Мономаха —золотойфилигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, изготовленным русскими мастерами. Регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце XV — начале XVI в. получила известность легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, якобы присланной императором Константином Мономахом своему внуку, великому князю киевскому, Владимиру II Мономаху («Сказание о Мономаховом венце»). Впервые шапкой Мономаха был увенчан предполагаемый наследник Ивана III Дмитрий-внук (1498).

Юрьев день(осенний) — 26 ноября по старому стилю, совпадал с православным праздником, посвященным святому Георгию (Юрию, Егорию) Победоносцу. По традиции в этот день, по окончании сельскохозяйственных работ, происходил расчет крестьян по натуральным и денежным повинностям в пользу землевладельца, и они имели право на переход к другому господину. Был законодательно введен в общегосударственном масштабе Судебником 1497 г. Сопровождался уплатой пожилого. Был фактически ликвидирован в 80-х гг. XVI в. и окончательно отменен в середине XVII в.

V

Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV в. М., 1982.

Российское законодательство X — XX веков. В 9 тт. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.

Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси. М., 1992.

Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII—XVII вв. М., 1988.

Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.;Л., 1947.

Бычкова М. Е. Русское государство и Великое княжество Литовское с начала XV в. До 1569 г. М., 1996.

Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII веков. М., 1990.

Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992.

Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982.

Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.

Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М., 1984.

Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.;Л., 1960.

Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV—XVI вв. Новосибирск, 1991.

Скрынников Р. Г. Трагедия Новгорода. М., 1994.

Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв.). М., 1986.

Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI в. М., 1980.

Хорошкевич А. Л. Русь и Крым в конце XV — начале XVI в. М., 2001.

Глава 10. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

К середине XVI в. Европа вступила в Новое время, отмеченное великими географическими открытиями, «революцией цен», ранними буржуазными революциями и Реформацией.

На стыке западноевропейского и восточного миров быстро росло Московское царство, которое демонстрировало беспрецедентное по своему масштабу и стремительности расширение границ. В условиях неэффективной экстенсивной системы земледелия с господством трехполья оно вело вынужденную колонизацию юга и востока, обеспечивая рубежи, расширяя воспроизводственную базу. Усиливая многовекторную экспансию, противоборствуя с соседями — Большой Ордой, Крымским и Казанским ханствами, Великим княжеством Литовским, Ливонским орденом, оно стремилась к геополитическому преобладанию в Восточной Европе.

Процесс «собирания» отчин» и дедин», начавшийся с конца XV в., привел к образованию огромной евразийской державы, трансформирующейся «от Руси к России». Этот процесс означал структуризацию общества в новых параметрах с выраженным многонациональным характером государства. Политическую основу этой объемной трансформации составляло самодержавие, основанное на жестких социальных технологиях, закрепощении товаропроизводителей, системе военно-служилого землевладения и имперских амбициях.

В истории России XVI в. был временем контрастов и сочетал противоположные тенденции. С одной стороны, сохранялась возможность альтернативного развития по западному пути, характерная в основном для первой половины столетия. Она проявлялась в условиях относительной свободы населения при отсутствии крепостничества, возникновения органов сословного представительства, распространения товарного производства, зарождения предбуржуазных отношений в крупных городах и на севере страны. С другой стороны, в развитии государства и общества происходила консервация восточно-средневековых черт (преобладание общинно-корпоративной социальной структуры, утверждение деспотического самодержавия и рабского подданства, господство религиозно-догматических форм в общественном сознании). Эти черты возобладали в развитии России во второй половине столетия, когда определился характер государственности, основанной на монопольном праве решения вопросов распределения земельной собственности, торговли, регуляции сословных отношений.

Определяющим социальным фактором в становлении российского «самодержавства» была опричнина, в ходе которой были пресечены попытки структурных реформ 50-60-гг., деятельность органов сословного представительства — Земских соборов — была сведена к нулю, крепостническая политика уничтожила ростки товарных отношений. Феномен опричнины на протяжении многих веков является предметом научных дискуссий. Историки высказывают различные мнения о причинах опричнины, ее направленности и последствиях в истории России. Их суждения сводятся в основном к следующим позициям: 1. Оценка опричнины как бессмысленного террора, приведшего государство к распаду (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. Б. Веселовский, И. Я. Фроянов). 2. Взгляд на опричнину как на конфликт царя с боярством (В. Н. Татищев, С. М. Соловьев, С. Ф. Платонов, Р. Г. Скрынников) или с удельной знатью (А. А. Зимин, В. Б. Кобрин). 3. Понимание опричнины как этапа и средства форсированной централизации и установления самодержавия в деспотической форме (С. О. Шмитд, Д. А. Альшиц). Ни одна из позиций не исчерпывает вопроса.

Не отрицая значения опричнины, следует подчеркнуть, что историческая неотвратимость пути, на который вступила Россия в XVI в., была определена объективной логикой ее предшествующего развития: победой самодержавных тенденций в феодальной войне второй четверти XV в., утверждением идеологической гегемонии Москвы как «Третьего Рима», оформлением поместной системы и военно-служилого сословия. Именно в XVI в. сформировался российский тип феодализма, качественно отличающийся от западноевропейского. Его характерными признаками стали гипертрофированная роль государства, самодержавие и крепостное право. Поэтому типологическое сходство с западноевропейскими государствами, заметное и в XVII в., было весьма поверхностным. Если в монархиях Западной Европы сословное начало было продуктом социально-экономического развития, то в России оно отражало потребности государства в социальной поддержке. В то же время централизующийся абсолютизм западноевропейских государств сопровождался не менее кровавыми событиями, чем опричнина.

«Московское царство», созданное Иваном Грозным, имело короткую историю. Породившее абсолютизм и крепостничество, оно спровоцировало общенациональный кризис и было уничтожено в ходе сословной борьбы и авантюры Самозванца.

I

Территория и население.К началу XVI в. российскими рубежами были Белое и Баренцево моря на севере, Чернигов, Путивль и Рязанские земли на юге. Она простиралась от берегов Финского залива и Смоленска на западе до Северного Урала и нижегородских земель на востоке. Размеры ее территории возросли с 430 тысяч кв. км. в начале 60-х гг. XV в. до 2800 тысяч кв. км. к 30-м гг. XVI в. К концу столетия в границах России находилось уже 5400 кв. км. По площади это было крупнейшее в Европе государство. В него вошли не только земли, заселенные русским народом, но и население европейского Севера, Западной Сибири (карелы, коми, ханты, манси), Поволжья (мордва, удмурты). Границы России имели огромную протяженность и, за редким исключением лишенные естественных рубежей, легко преодолевались и крымчаками, и казанскими татарами.

В середине XVI в. в России проживало около 6,5 млн человек, а к концу столетия население возросло до 9 млн человек. Его средняя плотность в среднем по стране составляла 2,3 человека на 1 кв. км, в то время как Западная Европа заселена была в 10 раз плотнее. Распределялось население крайне неравномерно. Относительно густо заселены были освоенные центральные уезды, земли по берегам Оки и Волги, псковские и новгородские пятины.

Основная масса населения жила в селах и деревнях, при этом преобладали поселения в 3—4 двора. Быстро росли города, заселенные также неравномерно. Наиболее крупным городом была Москва, которая, по мнению посетившего ее англичанина Ричарда Ченслера, была «больше, чем Лондон с предместьями». Посредническая торговля привлекала население в Новгород и в Псков. Крупными городами были также Тверь, Ярославль, Смоленск, Рязань, Нижний Новгород, Вологда.

Наличие свободных земель на окраинах приводило к перемещению населения из центральных районов в лесостепные. Колонизационные потоки были направлены на Север, к Уралу, в Прикамье и в южные степные районы. Эти миграции способствовали хозяйственному освоению новых земель, в частности, «Дикого поля» — территории к югу от Оки, богатой плодородными землями, но заброшенной в период ордынского ига. Заселялся этот край крестьянами, спасавшимися от крепостного гнета, и служилыми людьми. Освоение «Дикого поля» осложнялось постоянными вторжениями крымских татар, поэтому важнейшей задачей служилых людей стала защита южных границ.

Активная миграция была связана с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, вызванным опричным разорением, Ливонской войной, «моровым поветрием» (эпидемией чумы), усилением крепостничества. Она приводила не только к освоению новых земель, но и к «запустению» давно освоенных центральных и северо-западных земель, составлявших главную опору экономики страны. Это в большой степени повлияло на социально-экономическое и политическое развитие страны, не имевшей ни надежных естественных границ, ни выхода к незамерзающему морскому побережью.

Сельское хозяйство.Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Центральные районы, так называемый Замосковный край (Владимирское, Суздальское, Ростовское, Переяславское княжества) были областью высокоразвитого пашенного земледелия и продуктивного скотоводства.Земледелие, скотоводство, промыслы, охота велись теми же способами, какие сложились в результате многовековой традиции, хотя сама площадь культивируемых земель и используемых угодий значительно возросла. Повышение продуктивности сельского хозяйства являлось следствием его территориального расширения. На новых неистощенных землях, собирали высокие урожаи. В середине XVI в. по ржи они составляли сам-3 — сам-4, по овсу — сам-2 — сам-3, заметно повышаясь к югу от Оки. Это в основном соответствовало европейским показателям в схожих климатических районах.

Аграрная структура страны была неоднородной. В центре к середине XVI в. стала господствующей паровая система земледелия с консервативным трехпольным севооборотом. На севере и северо-востоке России трехполье сочеталось с подсекой. Подсечная система долгое время сохранялась в Олонецком, Холмогорском и Вологодском уездах. В южных районах господствовал перелог, но по мере их освоения и туда продвигалось трехполье. В нечерноземных районах почву унавоживали. При обработке почвы по-прежнему пользовались двухзубой сохой, а плуг чаще всего применялся на степных пространствах, да и то лишь в некоторых хозяйствах.

В Поволжских землях большой удельный вес в сельском хозяйстве имело скотоводство, земледелие было развито меньше. На севере и северо-востоке была развита добыча пушного зверя, морской промысел, рыбная ловля. В Тверской и Новгородской землях часть сельского населения переходила к занятиям торговлей и промыслами. В этих областях вырастали особые поселения, специализировавшиеся на торгах — «рядки». Заметно увеличилась торговля продуктами сельскохозяйственного производства, хотя степень его товарности была по-прежнему невысока. Низкие цены на продукты сельского хозяйства в городах, которым удивлялись иностранцы, свидетельствовали о том, что спрос на эти продукты был незначительным. Объяснялось это тем, что жители городов имели собственное хозяйство: огороды, сады, луга, скот, выгоны, иногда и пахотные земли.

Наши рекомендации