Вторая - создание условий, при которых другие центры силы (Россия и Китай), не смогли бы контролировать и направлять процессы в Средней и Центральной Азии в ущерб США.
Третья - получив, не без согласия России, территории для размещения своих военных базна территориях государств Средней Азии "для создания антиталибской коалиции", расширить и модернизировать военные базы и получить дополнительные военные объекты в регионе.
Четвертая – обеспечить американскому бизнесу доступ к топливо–энергетическим ресурсам Центральной Азии и создать ситуацию "защиты энергетических интересов" американских нефтяных корпораций в Каспийском регионе, и противодействовать России и СНГ в прокладке нефтепровода Каспий-Иран-Персидский залив.
Пятая – открыть рынки Центральной и Средней Азии для американских инвестиций, товаров и услуг, стимулировать структурные экономические реформы. Последняя цель, более глубокая, учитывая быстрой рост военного могущества КНР, - стать фактически "среднеазиатской военной силой", что значительно раздражает Китай, в связи с военным присутствием США с Центральной Азии.
Ранее занимаемая странами Варшавского договора зона, превращается в зону передовых рубежей блока НАТО.
В 1990 году в Париже, после 17 лет переговоров был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Договором устанавливались равные коллективные предельные уровни тяжелых вооружений сухопутных войск, а также боевых самолетов и ударных вертолетов - ограничиваемых Договором вооружений и техники (ОДТВ) для двух групп участников Договора (восточной и западной) - членов Организации Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Однако с учетом изменений, проходимых в Европе, уже в 1999 году в Стамбуле было подписано новое соглашение об адаптации ДОВСЕ, предусматривавшее перераспределение обязательств между вышедшими из состава ОВД и вновь образовавшимися государствами.
В настоящее время сложилась ситуация, когда из семи вступивших в НАТО стран Латвия, Литва, Словения и Эстония не являются участниками ДОВСЕ, а Болгария и Румыния – "фланговые" государства, и ограничения на - них ОДТВ накладывались, без учета их присоединен к НАТО
Литва, Латвия и Эстония вообще не входят в Договор, на их территории может размещаться все, что угодно. Изменение стратегических приоритетов и связанных с ними стратегических интересов Евросоюза, НАТО, России и США кардинально меняют как отношения между отдельными государствами, так и отношения межу международными формированиями и союзами и естественно, отношения между их силовыми структурами.
НАТО продолжает играть роль на Балканах, но роль Альянса не расширяться. Адриатический союз непременно вступит в НАТО. Можно предполагать, что на следующем саммите НАТО может быть рассмотрен вопрос о вступлении Сербии, Боснии, Герцеговины, но только после выполнения программ "Партнерства ради мира". Расширение НАТО уже давно вплотную затронуло интересы Российской Федерации.
Сегодня на Западе Россия граничит сразу с несколькими государствами, входящими в военный блок: Польша, Латвия, Эстония, Норвегия, Литва. Калининградская область с 2004 года превратилась в анклав, который со всех сторон окружен территорией стран – членов НАТО. Другими словами, при всех словах о том, что работа Североатлантического альянса направлена исключительно на урегулирование вопросов безопасности в Европе и мире, эта самая безопасность НАТО начинается там, где заканчивается безопасность России.
Руководство НАТО не исключает, что возможно рассмотрение вопроса о вступление в Североатлантический союз Израиля. Большое внимание НАТО уделяет Украине. От выбора президента в этой стране зависит, будут ли украинские миротворцы принимать дальнейшее участие в войне в Ираке.
Совпадают интересы Европейского Союза и НАТО на южном Кавказе. Предполагается, что страны Южного Кавказа могут быть кандидатами на вступление в НАТО. При этом, на первом этапе от них потребуется выполнение программы "Партнерство ради мира". Но это промежуточная стадия. До того момента, пока не будет принято решение по Карабахскому процессу, пока он не будет решен в рамках Минской группы, вопрос о вступлении в НАТО, например, Азербайджана не может подниматься. Эта же проблема относится и к Грузии. До тех пор, пока не будут решены грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, вопрос о членстве Грузии в НАТО остается открытым. Грузия и Азербайджан могут рассчитывать на вступление в НАТО на следующем этапе.
НАТО может помочь в решении Карабахского конфликта, но в решении же так называемых "замороженных конфликтов" в Приднестровье, Южном Кавказе, должны играть роль другие организации.