Возникновение и становление Европейского союза и его права

Идея европейского федерализма возникла еще в период средневековья. В начале XIV века П. Дюбуа, легист французского короля, разработал план «возвращения святой земли», освобождения ее от мусульман.

Для этого он предложил на религиозной основе создать единство европейских народов, высшими органами которого должны были стать церковный собор и арбитражный трибунал. Это должно было привести к освобождению Иерусалима объединенными европейскими силами.

Реальная угроза захвата турками Европы после взятия ими в 1453 году Константинополя, побудила короля Богемии Подебрата в 1464 году выступить с идеей объединения европейских государств для совместной обороны против османов.

Для этого он предложил созвать сейм из представителей 16 королевств, который должен был играть роль арбитражного суда при решении конфликтов между ними и организовать совместную борьбу против Турецкой империи. В 1617 году, герцог Сюлли, советник французского короля Генриха IV, предложил для обсуждения монархами «великий план». Его предложение предусматривало создание Европейской федерации из 15 европейских государств для поддержания стабильности в Европе и для борьбы с агрессией с востока.

В новое время с идеями объединения Европы выступали англичанин У. Пенн, француз М. Сен-Пьер, немец Е. Кант и другие известные личности Европы. В. Гюго при этом впервые употребил термин «Соединенные Штаты Европы».

В конце XIX — начале XX веков идеи объединения в Европе приобрели более реальные очертания. Они стали основой интеграционных процессов в более поздний период. Ряд появившихся в это время проектов предусматривал объединение Европы вокруг мощного экономического центра во главе с Германией (П. Де Лагард, Ф. Лист).

Этот основанный на экономике союз должен был объединить вокруг Германии Австрию, Швейцарию, Нидерланды, Бельгию, Венгрию, Чехию, Францию, другие страны и стать полноценным конкурентом Великобритании в экономической и политической сфере.

После первой мировой войны, принесшей столько несчастий для Европы, обсуждение проектов объединения европейских государств активизировалось. Теперь подчеркивали невозможность решения на государственном уровне многих политических, экономических и экологических проблем. А это требует создания наднациональных европейских структур с соответствующими полномочиями от государств, чтобы они обеспечивали защиту интересов и потребностей каждого их них.

Кроме того, целью европейского объединения должны были стать недопущение впредь войны в Европе и защита европейской демократии от тоталитарных режимов. В 1929 году министр внешних сношений Франции А. Бриан выступил в Лиге наций с предложением создать европейскую федерацию. При этом предусматривалось создание общего рынка, таможенного союза, свободное движение товаров, капиталов и граждан, развитие экономически отсталых европейских народов и т.д.

Вторая мировая война, разрушившая Европу на половину, усилила движение за ее объединение. Резко возросло число сторонников идеи путем ограничения национального суверенитета государств образовать европейскую их федерацию как гарант мира, безопасности и демократии.

Первоначально господствовала федералистская модель европейской интеграции. Она предполагала объединение Европы на основе федеративного принципа. Он предусматривал подчинение национальных и региональных органов управления общим наднациональным структурам.

Однако оказалось, что ни правящие круги европейских держав, ни их население не готовы к тому, чтобы добиться этого принятием единого нормативно-правового акта.

Потребовалось поэтапное решение проблемы, которая многих интересовала, постепенное, начиная с простейших европейских структур на основе добровольного согласия объединения первоначально небольшого количества европейских государств.

Формирование и развитие отдельных европейских сообществ, становление европейского союза — сложный многоэтапный процесс. В течение его странам-участницам пришлось преодолевать острые экономические, социальные, национальные и политико-правовые проблемы.

В развитии европейского интеграционного процесса можно выделить несколько этапов. Каждый из них имел определенные черты и особенности, свои нормативно-правовые акты, достижения в политической, экономической, социальной, правовой, таможенной, валютно-финансовой сферах.

Начальной датой объединения Европы считается 1951 год, когда 6 западноевропейских государств — Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали в Париже договор о создании Европейского сообщества угля и стали.

Первый этап на пути интеграции Европы продолжался до 1957 года. В это время интеграционные процессы развивались в основном в сфере экономики и имели узкий отраслевой характер. Попытки расширить интеграцию на сферу внешней политики и обороны успеха не имели.

Развитие сотрудничества в рамках сообщества убедило стран-участниц в необходимости построения более широкого и всеобъемлющего объединения в сфере экономики, развития ядерной энергетики и ее мирного использования.

Первый этап завершился подписанием этими странами в 1957 году двух римских договоров. В преамбуле первого договора определялись цели создания Европейского экономического сообщества: обеспечение экономического и социального прогресса стран-членов, постоянное улучшение жизни и труда народов этих стран.

Задачи сообщества на двенадцатилетний переходный период были такими: формирование таможенного союза, осуществление общей торговой политики относительно третьих стран, введение общего таможенного тарифа, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, гармонизация налоговых систем и адаптация трудового законодательства, создание европейского корпоративного законодательства. Текущее управление сообществом возлагалось на комиссию из 9 членов, назначаемых странами-участницами.

В соответствии со вторым римским договором было основано и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Его задачей было «создание условий для мощной атомной индустрии» с целью увеличения европейского энергетического потенциала.

Вскоре после подписания римских договоров страны-участницы подписали конвенцию о создании суда из членов, назначаемых национальными правительствами. Суд европейских сообществ исполнял правотворческие, правоохранительные, консультативные и контрольные функции.

Он следил за законностью нормативно-правовых актов всех учреждений сообществ, решал между ними споры и т.д. Наделенный широкими полномочиями суд европейских сообществ олицетворял собой независимую судебную власть, целью которой было создание единого правопорядка в сообществах.

Второй этап в процессе европейской интеграции охватывал 1958-1969 годы. В это время она распространилась в основном на рыночные отношения и началось регулирование сельскохозяйственного производства.

В этот период были введен общий таможенный тариф и учрежден таможенный союз. Он стал основной для дальнейшей экономической интеграции.

К достижениям этого времени также следует отнести либерализацию передвижения в пределах сообществ рабочей силы, свободы предпринимательства и предоставления услуг в промышленности и торговле. Были решены некоторые вопросы регулирования общего сельскохозяйственного рынка.

Общеевропейскими структурами с ограниченными властными полномочиями были европейские парламент и суд, единые для всех трех сообществ, совет министров и комиссия.

Первые шаги экономической интеграции в Европе прошли успешно. Пришло время расширить ее на регулирование внешнеэкономических связей, регионального развития, формирования европейской валютной системы, научно-техническое сотрудничества, охраны окружающей среды.

Третий этап евроинтеграционного процесса начался в 1969 году. Учитывая достижения предыдущего периода, страны-участницы поставили задачу активизации процессов экономической, политической и финансовой интеграции западной Европы, чтобы к 1980 году превратить 3 европейских сообщества в европейский союз.

В этот период произошло первое расширение сообществ за счет вступления в них Великобритании, Ирландии, Дании, Греции, Испании и Португалии.

Интеграционные процессы в Европе были на некоторое время заторможены экономическим кризисом 70-х — первой половины 80-х годов. Он привел к усилению протекционистских, дезинтеграционных тенденций и к сепаратистским действиям стран-участниц.

С другой стороны, увеличение числа государств-членов сопровождалось усложнением функционирования общих институтов, затрудняло достижение согласия между ними по определенным вопросам.

Развитие евроинтеграционных процессов, хоть и затормозилось, но не прекратилось. Они были расширены на новые сферы, в частности на социальную, научно-исследовательскую, региональную.

Большое значение для укрепления сообществ имело образование Европейского совета как высшей политической инстанции сообществ. Его властные полномочия распространялись на все сферы сотрудничества между странами-участницами. Была также изменена система формирования Европарламента.

В 1986-1992 годах процесс евроинтеграции происходил весьма активно. Он включал в себя европейское политическое сотрудничество в области внешней политики, разработку общих принципов и целей внешней политики и использование их в своей национальной политике.

Был учрежден суд первой инстанции для рассмотрения административных и трудовых исков физических и юридических лиц. Значительно расширились полномочия европейского парламента в сфере законодательной деятельности и принятия актов финансового характера. Расширение состава европейских сообществ и усложнение процесса интеграции, распространение его на политическое сотрудничество потребовали принятия нового основополагающего документа.

Единый европейский акт был подписан в феврале 1986 года и 1 июля 1987 года вступил в действие. Он провозгласил основной задачей сообществ создание до 1 января 1993 года «пространства без внутренних границ».

Имелось в виду завершение формирования единого общего рынка, устранение всяких преград на пути свободного перемещения товаров, людей и услуг, претворение экономического сообщества в единый валютно-экономический союз.

Достигнутые успехи в интеграции поставили в повестку дня вопрос о создании на базе европейских сообществ Европейского союза. Договор о его учреждении был подписан в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Он внес значительные изменения в ранее заключенные акты западноевропейского права, объединил и модифицировал их, открыл новый этап в процессе создания еще более тесного союза между европейскими государствами.

Маастрихтский договор вступил в действие 1 ноября 1993 года. Началось строительство политического, экономического и валютного союза. Договор углубил и расширил сферы деятельности, в том числе в области культуры, образования, правотворчества.

Он подтвердил и модифицировал структуру органов управления общеевропейскими делами. Были расширены полномочия в сфере принятия решений Европарламента и внесены значительные изменения в регламент его работы. Расширились контрольные возможности Европарламента, особенно в бюджетной сфере.

Были разграничены полномочия европейского совета и комиссии Европейского союза, которая являлась постоянно действующим исполнительным его органом.

В договоре было четко определено, что государства-участники должны постоянно координировать свою политику в соответствии с принципами и положениями, определенными на сессиях европейского совета. Маастрихтский договор предусмотрел создание экономического и валютного союза, введение единой европейской валюты.

В нем предусматривалось сотрудничество в области юстиции и деятельности правоохранительных органов. Создавались европейское полицейское управление (Ев-ропол) и единая система обмена информацией.

Договор ввел институт гражданства Европейского союза, который дополнял национальное гражданство и гарантировал свободу передвижения и проживания каждого гражданина союза в любом его месте.

Гражданин союза получил право обращаться в органы союза с просьбами и жалобами на ущемление своих прав национальными органами.

После 1992 года было решено расширить союз за счет стран востока Европы, провести радикальную реформу союзных структур, углубить интеграционный процесс в рамках экономического и валютного союза.

С 1 января 1995 года новыми членами Европейского союза стали Австрия, Швеция, Финляндия. Было также принято решение о вступлении Норвегии, но ее население на референдуме высказалось против этого. Общее число членов Евросоюза составило 15 государств.

В декабре 1995 года саммит стран-участниц поручил Еврокомиссии подготовить рекомендации для 10 стран центральной и восточной Европы как кандидатов на вступление в Европейский союз.

Еще в июне 1985 года Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург в Шенгене (Люксембург) договорились о вольном передвижении своих граждан через границы.

Это соглашение было закреплено конвенцией 1990 года, которая содержала 142 статьи и предусматривала трансформацию национального законодательства.

Шенгенское соглашение начало действовать с 1995 года, а к началу XXI века в шенгенской зоне свободного без всякого контроля передвижения граждан состояло 13 государств (кроме Великобритании и Ирландии). К этой зоне присоединились также Исландия и Норвегия, которые не входили в интегрированную Европу.

2 октября 1997 г. главами государств и правительств членов Европейского союза был принят «Амстердамский договор об изменении договора о Европейском союзе, договоров, которые основали европейские сообщества и связанных с ними актов».

Он усилил защиту в рамках союза прав и свобод человека. В договоре предусматривалось применение санкций против стран-участниц, которые нарушали на своей территории основные принципы свободы и демократии, вплоть до исключения из союза.

В договоре подчеркивалась необходимость соблюдения всеми странами-участницами социальных прав своих граждан, определенных Европейской социальной хартией и Хартией сообщества об основных социальных правах работающих 1989 года.

Амстердамский договор расширил сферу социальной политики Европейского союза, усилил положения об охране окружающей среды, здоровья, прав потребителей, права на трудоустройство и социальное обеспечение.

Договор расширил законодательные полномочия Европарламента и повысил его роль в формировании Еврокомиссии.

В договоре также были определены порядок комплектования Евросовета и принятия им решений, расширены полномочия председателя Еврокомиссии. Значительное внимание уделено и укреплению механизма общей внешней политики и безопасности Европейского союза.

Договор сохранил правовые инструменты сотрудничества, но сократил сферу правового сотрудничества в сфере внутренних дел.

Предусматривалось сохранение оперативного сотрудничества при раскрытии уголовных преступлений, сотрудничество между правоохранительными органами в сфере борьбы с организованной преступностью.

Договор, вступивший в действие 1 мая 1999 года, также интегрировал Шенгенское соглашение в правовую систему Евросоюза.

В европейских сообществах сложился новый правопорядок, в интересах создания которого их участницы все более на основе соглашения ограничивали свои суверенные права.

Сложившаяся в них правовая система отличается приоритетом наднационального права над национальным и тем, что субъектами права в ней являются не только государства, но и их граждане.

В ней функционирует принцип прямого действия права сообщества, что предоставляет возможность физическим и юридическим лицам добиваться реализации в суде положений наднационального права.

Право сообществ состоит из первичного и вторичного (текущего). К первичному относятся учредительные договоры, которые иногда именуются «конституцией» сообществ. Это Парижский договор 1951 года и два римских договора 1957 года.

К первичному праву также относятся договоры, которые внесли существенные изменения в учредительные договоры. Это Единый европейский акт 1987 года, Маастрихтский договор 1992 года, учредивший Европейский союз и Амстердамский договор 1997 года.

В первичное право входят также договор о проведении прямых выборов депутатов европейского парламента 1976 года, договоры о вступлении новых государств в Европейский союз.

Вторичное (текущее) право представляет собой совокупность правовых актов, которые были приняты в границах своих полномочий органами содружеств и Европейского союза.

Это регламенты, директивы, решения, рекомендации, договоры, соглашения между государствами-участницами, общие правовые принципы.

В начале XXI века европейская интеграция распространилась на новые регионы континента. С 1 мая 2004 года еще 10 европейских стран, преимущественно восточной Европы, стали членами союза.

Происходят в нем и новые качественные изменения, усиливается интеграция. На это направлено и принятие конституции Европейского союза, которая превратит его фактически в Соединенные Штаты Европы.

Интеграционный процесс в Европе начался вскоре после окончания второй мировой войны. Он прошел в своем развитии несколько этапов и завершился созданием Европейского союза, в состав которого ныне входит 25 государств. Положительные результаты его деятельности его граждане ощущают все больше.


РАЗДЕЛ II ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (1901 — 1918 гг.)
   

Великобритания

После присоединения Шотландии в 1706 г. Англия стала именоваться Великобританией. С 1801 г. появилось новое наименование — Соединенное королевство Великобритании и Ирландии.

Государственная система Соединенного королевства в конце XIX — начале XX в. несколько изменилась. Она завершила эволюцию в сторону конституционной монархии. В 1901 г. произошла смена правящей династии: на смену старой пришла Виндзорская.

Страна по-прежнему не имела конституции, но ее конституционное право существовало. Это была совокупность правил, которые прямо или косвенно определяли распределение или осуществление верховной власти в государстве. Источниками его были не только нормативно-правовые акты, начиная с 1215 г., когда была утверждена королем Иоанном Безземельным «Великая партия вольностей».

Важным источником конституционного права был обычай, который во многом определял полномочия высших государственных органов и их взаимоотношения. Обычай устанавливал разделение властей, монархическую форму правления, порядок престолонаследия и т.д. Полномочия и правовой статус короля тоже в основном определялись обычаем («король не может быть неправ»).

На основе обычая формировались палаты парламента, строилась работа Тайного совета. Главой государства был король, но его власть ограничивалась властными полномочиями парламента и основными законами государства. Король все еще оставался значительным источником власти. Это давало ему возможность оказывать определенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику. О всех в ней изменениях обязательно докладывалось монарху.

По традиции правительство было ответственно не только перед парламентом, но и перед короной. На пост премьер-министра король мог выбрать только лицо из лидеров большинства в палате общин, но персональный выбор среди них он осуществлял по собственному усмотрению.

Согласно устоявшейся традиции король должен был действовать с согласия правительства. Но он мог и не исполнить совет правительства. В принципе, он имел право и его распустить. Правящие круги Соединенного королевства поддерживали различными способами престиж английской короны. Она изображалась как гарант свободы и представительного правления, как воплощение «государства народной воли».

Король был главой не только Соединенного королевства, но и главой Британской колониальной империи, которая начала формироваться с XVII в. Последняя королева из династии Стюартов Анна в 1714 г. считалась королевой Великой Британии, 12 американских колоний, 7 колоний на островах в Карибском море, Новой Шотландии и Нью-Браунсвика (в Северной Америке). Последняя королева из Ганноверской династии Виктория в 1901 г. имела титул королевы Соединенного королевства и 28 главных колоний, захваченных Великобританией в Азии и Африке. Она также была императрицей Индии.

Колониальные владения Соединенного королевства делились на «белые», где преобладали белые переселенцы, и «цветные» с коренным населением. Белые колонии имели статус самоуправляющихся. В них были представительные органы, принимавшие местные законы. Но эти законы не могли противоречить законам, принятым парламентом в Лондоне. Главой самоуправляющейся колонии обычно являлся губернатор, назначавшийся короной.

В колониях применялась в основном система косвенного управления. При ней наряду с колониальной администрацией допускалась значительная автономия для существовавших здесь традиционных властных структур племенных объединений, княжеств, эмиратов и т.п. Во главе колониальной администрации стаяли губернаторы или генерал-губернаторы. Ряд колоний с белыми переселенцами из Европы получил статус самоуправляющихся территорий — доминионов (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский союз).

Вначале XX в. основным спорным вопросом между консерваторами и либералами в Соединенном королевстве был вопрос о тарифах в сфере внешней торговли. Консерваторы выступали за высокие ввозные пошлины на продукцию сельского хозяйства и тяжелой промышленности, что должно было обеспечить высокий уровень доходов их сторонников. Но они были болезненны для других отраслей промышленности и для потребления жителями Соединенного королевства дешевых зарубежных продуктов и товаров. Поэтому либералы выступали за сохранение свободной внешней торговли.

В 1910 г. палата лордов отклонила принятый палатой общин бюджет, в котором был раздел о пенсиях. Это дало возможность либералам развернуть компанию под лозунгом «Лорды борются против народа» и представить проект акта о парламенте, который существенно ограничивал права верхней палаты.

Палата лордов вначале хотела его отвергнуть, но затем была вынуждена принять, опасаясь обвинений в «антинародной деятельности». В итоге в 1911 г. был принят важный конституционный закон, который назывался «Акт о парламенте». Его целью было «урегулирование отношений между двумя палатами парламента» и «ограничение существующих полномочий палаты лордов».

Ст. 1 сильно ограничила ее полномочия в отношении финансовых законов, принимаемых парламентом. Палате лордов запрещалось вносить поправки в законопроекты по финансовым вопросам, принятые палатой общин.

«Если такой законопроект, — говорилось в ст. 1 «Акта о парламенте», — палата лордов не принимает в течение месяца, то этот закон... будет представлен Его Величеству и с изъявлением королевского одобрения станет актом парламента, хотя палата лордов его и не приняла».

Ст. 2 «Акта о парламенте» 1911 г. ограничивала полномочия палаты лордов и в отношении законодательства нефинансового характера. Палата лордов могла только временно задержать, но не воспрепятствовать принятию законопроекта нефинансового характера, принятого палатой общин. «Акт о парламенте» 1911 г. установил, что после того, как палата лордов в третий раз отвергнет такой билль без поправок, «то этот закон... будет представлен Его Величеству и, раз будет изъявлено королевское одобрение, станет актом парламента, несмотря на отсутствие согласия палаты лордов».

Важным положением «Акта о парламенте» 1911 г. было сокращение срока пребывания в палате общин ее членов — с 7 до 5 лет. «Настоящий акт — устанавливала его ст. 6, — ни в чем не сокращает и не ограничивает существующих прав и привилегий палаты общин».

Особенностью развития государственной системы в Соединенном королевстве было то, что в начале XX в. проявились первые признаки упадка английского парламентаризма, падения роли парламента. Кончилась эра «всесилия парламента», который согласно традиции «мог сделать все, кроме того, чтобы превратить женщину в мужчину и наоборот».

Можно считать, что парламент стал послушным инструментом правительства, утвержденным парламентским партийным большинством. Парламентарии были связаны строгой дисциплиной и подчинением лидеру своей партии. За соблюдением партийной дисциплины членами палаты общин и за тем, как они голосуют стали следить так называемые партийные «кнуты». Парламентарии, нарушившие при этом волю лидера партии, подвергались наказаниям, вплоть до утраты депутатского мандата во время следующих выборов.

Падению роли парламента способствовал и билль о правилах прекращения прений в парламенте. Он был утвержден после того, как ирландские депутаты использовали свободу прений, чтобы помешать принятию чрезвычайных законов.

С 1909 г. спикер нижней палаты мог из числа предлагаемых к законопроекту поправок выбрать лишь одну и поставить ее на голосование. Новая процедура получила наименование «кенгуру». Правительство и верхушка партии, располагавшей большинством в палате общин, когда обсуждение законопроектов принимало для них нежелательный характер, стали ставить вопрос о прекращении прений.

Падение роли парламента и усиление значения правительства проявлялись и в связи с увеличением делегированного законодательства. Правительство и ранее могло издавать с разрешения парламента акты, но они касались только второстепенных вопросов. В начале XX в. парламент, в котором правительство опиралось на большинство, делегировал ему и право издавать акты и по вопросам, решения по которым ранее принимал парламент.

Усиление власти правительства проявилось и в сфере финансового законодательства. Проекты финансовых законов вносились на утверждение парламента правительством от имени короны. Палата общин не имела права изменить предусмотренную сумму государственных расходов и их назначение. В проекте имелись и «постоянные расходы», которые вообще не подлежали обсуждению.

Деятельность правительства в сфере иностранных отношений, военной сфере и некоторых других сферах вообще мало контролировалось со стороны парламента.

В начале XX в. значительно окреп в Соединенном королевстве государственный аппарат, возросла эффективность его деятельности. Длительное время существовала патронатная форма его комплектования. Должности в государственном аппарате заполнялись по усмотрению членов правительства и влиятельных парламентариев, на основе родственных и иных связей. Деловые качества лиц, поступавших на государственную службу, при этом не учитывались. Поэтому на государственную службу нередко попадали лица, которые приносили ей больше вреда, чем пользы.

Поэтому была внедрена иная форма комплектования государственной службы. Единым ее способом стала система экзаменов для лиц, желающих поступить на государственную службу. Они проводились специальной постоянной комиссией, на деятельность которой запрещалось влиять высшим должностным лицам и членам парламента. Зачисление в класс администраторов производилось по итогам экзаменов по программам наук в объеме, в котором они изучались в Оксфорде и Кембридже.

Одним из звеньев госаппарата был Скотланд-Ярд — созданная еще в 1829 г. полиция Лондона. Она имела право расследовать любое уголовное дело, вела негласное наблюдение за проживающими в Лондоне и за его пределами иностранцами. Каждое графство имело свою полицию, возглавляемую главным констеблем. А он сам себе набирал штат полицейских.

В начале XX в. произошли значительные изменения в политической системе Соединенного королевства. Консервативная партия стала больше опираться на крупных промышленных и финансовых собственников и выражать их интересы.

Стало падать значение в политической жизни либеральной партии, которая в основном формировалась за счет представителей средних слоев. В 1906 г. на базе комитета рабочего представительства была создана лейбористская партия, которая все больше укрепляла свои позиции в политической системе.

Важнейшей особенностью английского права в начале XX в. было то, что оно в это время сохраняло многие черты предшествующей эпохи. Сохранялась значительная часть форм старого феодального права, которые наполнялись новым содержанием, отвечавшим новым реалиям.

Особенностью английского права в начале XX в. было и то, что сохранившиеся англосаксонские правовые институты мало испытали влияние древнеримского права. Его нормы ограниченно использовались только в церковных и военных судах, суде адмиралтейства.

Кроме того, в это время по-прежнему не существовало свода его действующих норм, то есть оно не было кодифицировано. Особенностью его можно считать и то, что очень многие правоотношения регулировались «общим правом». Иногда оно именовалось «неписанным» в отличие от статутного, закрепленного в законодательных актах.

Одни нормы общего права действовали на территории всей страны, другие — только в отдельных регионах, третьи — применялись отдельными судебными органами.

В конце XIX — начале XX в. завершился процесс объединения «общего права» и «права справедливости» в единую систему прецедентного права. Основными ее принципами были использование «судебного прецедента» и признание «верховенства права».

Судебные прецеденты служили главным источником общего права. К началу XX в. было опубликовано почти 1800 томов с описанием судебных прецедентов, которыми должны были руководствоваться английские судьи. В этом «море» прецедентов они могли ими руководствоваться по своему усмотрению.

Еще парламентский акт 1854 г., признав обязательность использования судьями судебных прецедентов при вынесении приговоров, установил 4 правила, которыми они должны были руководствоваться при этом:

1. Решения низших судов не обязательны для высших.

2. Суд первой инстанции может не использовать в качестве прецедента решение суда такой же компетенции.

3. Выводы высших судебных инстанций обязательны для судов низших инстанций.

4. Палата лордов как высшая судебная инстанция может использовать в качестве прецедентов только свои собственные решения.

В начале XX в. возросло значение статутного права, закрепленного в парламентских актах. Это объяснялось необходимостью регулировать более сложные общественные отношения, которые имели место в это время. Тем не менее, прецедент был основным источником при вынесении судами решений. В помощь судам с конца XIX в. стали регулярно издаваться ежегодные сборники отчетов о судебных решениях, которые имели полуофициальное значение.

Одновременно в связи с возрастанием значения законов в деятельности судов стало практиковаться издание консолидированных актов. Они объединяли ранее изданные парламентом статуты по какому-либо определенному предмету регулирования. В начале XX в. появилось несколько десятков консолидированных актов. Однако в целом в это время английское право оставалось неконсолидированным.

Как положительное явление можно отметить и то, что стали появляться и консолидированные статуты с элементами кодификации (акт о лжесвидетельстве 1911 г., акт о подлоге документов 1913 г.). Они не ограничивались только консолидацией, но и в определенной степени пересматривали некоторые положения общего права.

В начале XX в. возросло значение такого источника английского права как делегированное законодательство. Это были акты исполнительной власти, которые издавались на основе и в рамках специальных законов парламента о делегировании своих полномочий. Основной формой делегированного законодательства были постановления правительства, приказы министров, особенно в гуманитарной сфере. В начале XX в. издание актов делегированного законодательства составило 13 томов.

Социальное законодательство в Англии в начале XX в. явилось результатом длительной борьбы работающих за свои права. Первоначально правящие круги запрещали рабочие организации, а затем пришли к выводу, что выгоднее признать легальные союзы рабочих и направить их деятельность в экономическую сферу.

В акте о тред-юнионах 1871 г. давалось такое определение тред-юниона: «Выражение «тред-юнион» означает временную или постоянную коалицию для регулирования отношений между рабочими и хозяевами, отношений рабочих между собой, отношений хозяев между собой, или для установления ограничительных условий по ведению какого-либо промысла или занятия».

Акт о тред-юнионах 1871 г. определил общие принципы организации и деятельности тред-юнионов, порядок их регистрации и прекращения деятельности. Он не предусматривал участия их в политической деятельности. Однако они стали ею активно заниматься и использовать профсоюзные деньги на политические цели.

В 1913 г. появился новый акт о тред-юнионах, который установил, что «фонды тред-юниона не должны прямо... или косвенно употребляться для содействия политическим целям». За исключением тех случаев, когда такое употребление санкционировано «резолюцией, принятой тайным голосованием членов союза... большинством голосов членов».

В акте о тред-юнионах 1913 г. говорилось о том, что для использования профсоюзных денег в политических целях могут создаваться специальные фонды союза на основе добровольных взносов членов. Из этого фонда профсоюзные деньги могли использоваться «на оплату любых расходов, произведенных кандидатом или возможным кандидатом в парламент или на любую государственную, муниципальную, общественную должность».

Дозволялось также использование профсоюзных денег «для содержания любого лица, которое является членом парламента или занимает государственную, муниципальную или общественную должность».

До начала XX в. английские суды преследовали участников стачечного движения и возлагали на профсоюзы возмещение материального ущерба, который понесли предприниматели в результате стачек. Это вызывало массовое возмущение работающих. Следствием его было принятие в 1906 г. закона, который запретил предпринимателям предъявлять иски о возмещении убытков, причиненных в итоге организованных профсоюзом стачек.

Другим важным социальным законом этого периода был закон 1911 г. Вместе с социальным страхованием работающих в случае болезни, инвалидности, родов этот закон также установил страхование по безработице.

Длительное время отношения между предпринимателями и работающими регулировались актом о хозяине и слуге. По нему, нанявшийся на работу, при нарушении контракта, мог быть подвергнут уголовному наказанию.

В конце XIX в. законодательно было установлено, что и предприниматели, и работающие имеют равные права. Кроме того, работающие получили право на заключение коллективного договора с предпринимателем.

Был также издан закон, определявший ответственность нанимателя в отношении работника, жизни или здоровью которого нанесен вред в процессе трудовой деятельности.

Важными социальными законами были закон 1908 г. о введении пенсий для работающих по достижению ими 70 лет, а также закон 1909 г. об установлении минимума оплаты за наемный труд и закон 1911 г. об обязательном страховании работающих на случай их болезни или безработицы.

В начале XX в. произошли важные изменения в сфере уголовного права Великобритании. В это время проводилась консолидация уголовного права с элементами кодификации.

В 1916 г. парламентом был принят Акт о краже, который вобрал в себя 73 ранее изданных акта. В соответствии с ним устанавливалась уголовная ответственность за кражу, за кражу со взломом, мошенничество, незаконное присвоение и другие виды имущественных преступлений.

Ранее наказания, применявшиеся за уголовные преступления, отличались чрезмерной жестокостью. Среди них были — смертная казнь, каторга, ссылка, тюремн

Наши рекомендации