Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Обучение - сложный процесс активного взаимодействия педагога и обучаемых. В ходе этого процесса активность познавательной деятельности обучающихся является важнейшим условием не только усвоения преподносимых знаний.

Как правило, большинство учащихся, придя в вуз, навыками самостоятельной работы не владеет и приобретает их постепенно в процессе учебы методом “проб и ошибок”. Тем более, что методы самостоятельной работы в вузе существенно отличаются от методов подготовки уроков в средней школе.

Рациональная организация самостоятельной учебной деятельности предполагает выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебного задания.

Овладеть навыками и методикой рациональной организации самостоятельной учебной деятельности можно только в результате постоянных, повседневных усилий каждого обучающегося, подчас даже насилия над собой, над своими привычками, своими слабостями, т.е. в результате самовоспитания.

Цель данных рекомендаций - помочь студентам овладеть основами рациональной организации своей учебной деятельности при освоении правовых дисциплин, изучении нормативного и практического материала.

Общие положения

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА-ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Термин “самостоятельная работа” студентов в настоящее время приобретает более широкое толкование и понимается как деятельность обучаемых, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, получаемых как на занятиях под руководством преподавателей, так и в часы самостоятельной подготовки, т.е. их активная умственная деятельность во всех формах учебных занятий и во время проведения общественных мероприятий.

В настоящее время стали редкостью учебные занятия, на которых совсем не было бы хотя бы небольшой самостоятельной работы и не требовалась бы максимальная активность от обучаемых. Кроме занятий в аудиториях и классах под руководством преподавателей, студенты не менее 3-4 часов ежедневно, а в некоторых вузах еще и один день в неделю полностью уделяют самостоятельной работе, в ходе которой они вырабатывают у себя привычку и навыки умственной деятельности. В это время они работают с учебниками и научной литературой, конспектируют первоисточники, готовятся к семинарам и практическим занятиям, выполняют различного рода домашние задания, курсовые и дипломные работы (проекты, задачи), готовят рефераты, ведут научные исследования и т.д.

Таким образом, в ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения - закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление обучаемых, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости каждого студента в этой самостоятельной работе зависит успех обучения.

Основы планирования самостоятельной работы студентов закладываются в учебном плане. В нем по каждой учебной дисциплине указываются время (в часах) аудиторных и самостоятельных занятий. Это дает возможность кафедрам равномерно распределить все домашние и контрольные задания в семестре и тематическом плане изучения учебной дисциплины.

Каждый студент должен планировать свою самостоятельную работу сам по форме, наиболее удобной для него. План - это предварительный отбор одного решения из множества других, которые возможны. Ясно, что при этом предварительном отборе одного решения из многих выбирается наиболее оптимальное, которое способствует быстрому, с меньшими затратами достижению цели.

Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, студенты должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой, чтобы быстро найти нужную книгу. В середине 19 века создалось утверждение, что настоящее образование - это самообразование.

В ходе обучения в вузе студент, занимаясь самовоспитанием, должен, прежде всего, выработать у себя умение действовать и работать самостоятельно, проявляя при этом упорное и настойчивое желание овладеть знаниями, закаляя свою силу воли, умело организуя свой труд.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Теории происхождения права.

2. Признаки, принципы и функции права.

3. Источники права.

4. Предмет и методы правового регулирования.

5. Формы реализации права.

6. Понятие и признаки правовых норм.

7. Виды правовых норм и их классификация.

8. Структура правовой нормы.

9. Международное право и российское законодательство.

10. Нормативно-правовые акты.

11. Понятие и основные признаки правонарушения.

12. Виды правонарушений.

13. Юридический состав правонарушения.

14. Понятие, основания, признаки и принципы юридической ответственности.

15. Виды юридической ответственности.

16. Законность и правопорядок и гарантии их обеспечения.

17. Теории происхождения государства.

18. Сущность и признаки государства.

19. Функции государства.

20.Органы исполнительной власти РФ.

21. Форма государства.

22. Механизм государства.

23. Принципы правового государства.

24. Понятие и принципы конституционного строя РФ.

25 Характеристика Конституции РФ.

26.истема и структура органов государственной власти РФ.

27 Форма российского государства.

28. Правовые основы защиты государственной тайны и информации.

29. Понятие и структура гражданского правоотношения.

30. Субъекты гражданских правоотношений.

31. Право собственности.

32. Наследственное право.

33. Обязательства в гражданском праве.

34. Гражданско-правовая ответственность.

35. Уголовная ответственность и виды уголовных наказаний.

36. Понятие преступления и юридический состав преступления.

37. Трудовой договор (контракт).

38. Порядок разрешения трудовых споров.

39. Административные правонарушения.

40. Административная ответственность.

41. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

42. Общая характеристика брачно-семейных отношений.

43. Права и обязанности супругов, родителей и детей.

44. Ответственность по семейному праву.

45. Система российского права. Отрасли права.

46. Экологическое право.

47. Форма правления в РФ.

48. Федеративное устройство РФ.

49. Политический режим в РФ.

50. Международное право как особая система права.

51. Полномочия Президента РФ как главы государства.

52. Полномочия и состав Правительства РФ.

Наши рекомендации