Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
Компьютер в состоянии помочь журналисту оптимизировать и облегчить творческий процесс.
Прежде всего журналисты используют компьютер как пишущую машинку для фиксации и редактирования создаваемого текста.
Другая роль компьютера в творческом процессе связана со специализацией журналиста и с накоплением и систематизацией сведений по интересующим его сферам действительности. Речь идет о формировании персональных баз данных для компьютера, которые не только облегчают работу и придают большую основательность выводам журналиста, но и дают возможность длительного систематизированного наблюдения за определенными объектами.
Компьютер в комплексе с модемом при подключении к Интернету может стать для журналиста транслятором запрашиваемой им информации, сосредоточенной на серверах сетей.
Здесь нужно кратко определиться с терминологией. Сетью первоначально называлось соединение кабелем нескольких компьютеров, позволявшее пользователям обмениваться информацией, оставаясь на своих рабочих местах. Сегодня понятием «компьютерная сеть» обозначается управляемое из определенного центра коммерческое или некоммерческое, кабельное или беспроводное объединение компьютеров, обеспечивающее пользователям:
1) возможность общего доступа к накопленным информационным ресурсам;
2) практически неограниченное распространение производимых информационных продуктов;
3) свободное общение, в том числе и личное.
Существующие компьютерные объединения различаются по масштабу: есть сети локальные, региональные, национальные, международные, глобальные — к таковым и относится Интернет.
Формально Интернет – это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 секунд включается новая сеть. Более двух миллионов файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей. Наиболее распространенными способами использования сети являются:
§ связь с помощью электронной почты;
§ участие в электронных конференциях и дискуссиях;
§ поиск информации и данных, хранящихся на удаленных компьютерах;
§ копирование файлов с удаленного компьютера на местный компьютер;
§ выполнение программ на удаленных компьютерах;
§ выполнение программ на местном компьютере с помощью удаленного компьютера;
§ рассылка готовых выпусков газет, журналов и микрофонных папок радиостанций.
С появлением Сети, появляются и Интернет-издания. Деловые новости из газет, радио и телевидения перекочевали в компьютерные сети. Затем Интернет стал использоваться и как почта, и как универсальная рекламная система.
Персональный компьютер или рабочая станция какой-либо локальной компьютерной сети получают доступ к глобальной сети Интернет через сервис-провайдера — организацию, сеть которой имеет постоянное подключение к Интернету и предоставляет услуги другим организациям и отдельным пользователям. Пользователь, связавшись с провайдером, может беспрепятственно войти в WWW (World Wide Web) — специальное программное обеспечение для работы в Интернет. После этого можно искать нужную информацию в Сети, найдя соответствующую Web-страницу через броузер Web — часть программного обеспечения, благодаря которой удается перемещаться с сайта на сайт.
Принимая позитивные изменения в творческом процессе, которые принес с собой компьютер, нужно все же понимать, что он - средство обработки, хранения и передачи информации, но никак не средство сбора первичной информации. Невозможно подменить сбором информации в Интернете процесс живого общения, отражения журналистом реальной действительности, потому что в противном случае журналистика утратит свою социальную роль – служить для общества ориентиром в окружающем мире, в реальной, а не виртуальной жизни.
Журналист, работающий в сети, должен знать и уметь значительно больше, чем сотрудник газеты, журнала, радио или телевидения. С одной стороны, необходимо мастерски владеть письменным словом, ведь с экрана можно точно так же читать текст, как и с газетной полосы. С другой – сегодня компьютер по своим техническим характеристикам не только не уступает телевизору, но в некоторых своих качествах превосходит его. Это значит, что нужно уметь все, что умеют на телевидении плюс специфические знания компьютера.
Но сотрудничеством с Интерент-изданиями не ограничиваются особенности работы журналиста в сети. Он может сам направить произведение в известный ему адрес или воспользоваться услугами «электронной конференции», или завести собственный сайт. Можно полученную из другого источника информацию переработать и распространить в измененном виде, каждый пользователь в той или иной степени становится «сам себе журналист».
Сегодня многие печатные издания стремятся обзавестись электронной версией, распространяя СМИ по компьютерным сетям в реальном режиме времени. Это крайне рентабельно, поскольку выпуск подобного периодического издания не требует бумаги и типографских расходов. Кроме того, существует возможность каталогизировать информацию, снабдить ее перекрестными ссылками. Электронную версию любого издания можно обогатить цветом, звуком, движущимся изображением и т. п. Естественно, журналист должен не только теоретически знать все это, но и представлять, как это можно сделать на практике.
Для выпуска мультимедийных изданий необходим большой коллектив специалистов: журналистов, художников, фотографов, программистов, инженеров... Среди особенностей мультимедийных изданий – интерактивность и многовариантность выбора. Это предопределяет и специфику творческого труда журналиста: нужно предвидеть возможные действия пользователя и создавать на эти случаи варианты текста, звука, изображения.
Отличие Интернет – журналистики от традиционной в технологической продвинутости как издателей, так и читателей. Аудиторию Интернет - изданий составляют люди, принадлежащие к среднему классу и состоятельные люди, молодые и социально активные. Отсюда высокие требования к информации, которые они предъявляют. Для Интернет - издания большее значение, чем для печатного имеет то, каким будет его дизайн и верстка, насколько удобно для пользователя будет размещена баннерная реклама.
Перечислим преимущества Интернет – изданий:
1. Оперативность, превышающая даже оперативность радио. Свежая информация может быть доступна пользователю в полном объеме и в любое время.
2. Возможность рассмотрения многочисленных версий развития событий. Как только добавляются новые факты без промедления может быть написана новая версия.
3. Наличие архива. Статья в Интернет – газете может обойтись без вступительной части, объясняющей ситуацию. Достаточно сделать ссылку на архив.
4. Возможность получить любую сопутствующую информацию, используя поиск.
5. Возможность увеличения размеров публикаций, обогащения их важными подробностями и деталями, сопровождения дополнительными иллюстрациями и публикация текстов, не вошедших в бумажную газету из-за отсутствия места.
В заключение – несколько полезных адресов в Интернете:
www.ruj.ru – Союз журналистов: устав, руководящие органы, Центр правовой защиты, профсоюз, планы журналистской учебы, выход на международные журналистские организации.
Для выхода на зарубежные журналистские сайты нужно в поисковой системе (Рамблер, Яндекс и др.) набрать слово «журналистика» на английском языке: yournalism.
www.mass-media.ru – справочная информация о СМИ. Разделы: медиа-сообщество, газеты, журналы, радиостанции, телевидение, информационные агентства, Интернет, медиа-измерения, технологии, медиа-консалтинг, распространение печати, реклама, ПР-агентства, зарубежные медиа.
http://www.smi.ru – информация и короткий комментарий, который подкрепляет информацию либо противоречит ей. Затем даны ссылки на те или иные публикации по данной теме, как в бумажных, так и в электронных СМИ. Оптимальный архив для журналистской работы.
http: // www.digest.ru. Дайджесты российских и зарубежных СМИ.
Наиболее авторитетными Интернет – изданиями называют: www.gazeta.ru и www.lenta.ru.
Нужно отметить, что несмотря на явные специфические особенности работы журналиста в разных родах и видах СМИ, существует необходимость универсального подхода к работе журналиста. Есть немало примеров, когда газетчик уходил работать на радио или телевидение, сотрудник телевидения - в журнал или газету и т. д. А быстрое развитие технических средств ведет к тому, что навыки работы, допустим, телевизионного режиссера могут понадобиться в газете или журнале при подготовке электронной версии издания или его рекламы. Сотрудник газеты сейчас зачастую пользуется компьютерными сетями, ведет мониторинг радио- и телепередач. Появились печатные приложения к телевизионным и радиопередачам и программам, которые на «твердом» носителе дополняют и разъясняют то, что было или будет передано в эфир. Но за всеми этими новшествами стоит журналист, обладающий творческим мышлением и общими профессиональными знаниями, который и делает возможным любое нововведение.
Вопросы и задания
1. Как отразился на организации работы в редакциях переход от высокой печати к офсетному способу печатания? Переход к хранению информации на электронных носителях?
2. Какая оргтехника необходима журналисту вне зависимости от типа СМИ, в котором он работает?
3. Как наиболее эффективно использовать диктофон для фиксации сведений?
4. Почему журналисты, даже при наличии диктофона, предпочитают пользоваться блокнотом?
5. С какими проблемами сталкивались вы при работе с редакционной техникой? Как вам удавалось с ними справиться?
6. Охарактеризуйте типы компьютерных сетей, с которыми приходится сталкиваться журналисту.
7. Чем может помочь Интернет журналисту в работе?
8. Приведите примеры «клонов», «гибридов» и «оригиналов» в Интернете.
9. Назовите наиболее популярные поисковые системы в Интернете. Как найти необходимую информацию с их помощью?